Лекция поб акк. Аккордовые последовательности главные и побочные аккорды, правила голосоведения
Скачать 16.04 Kb.
|
АККОРДОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: ГЛАВНЫЕ И ПОБОЧНЫЕ АККОРДЫ, ПРАВИЛА ГОЛОСОВЕДЕНИЯ Аккордовые последовательности, основанные на взаимодействии аккордов между собой, не должны нарушать при этом гармонии лада. Главные аккорды Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными. {T — S — D — T} {T — S — T — D — T} Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил. Побочные аккорды Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками). II — IV — VI — I — III — V — VII ——S——— ———D—— ——T—— На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI). По мере удаления от тоники постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная. Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой). Правила голосоведения В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения: Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п. Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п. Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло. Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода. Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения. Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения. Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных. Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы. Побочные трезвучия лада. Три трезвучия лада (на I, IV и V ст.) называются главными, остальные четыре трезвучия (на прочих ступенях: II, III, VI, VII) – побочные. Побочные трезвучия относятся по функции либо к субдоминантовой, либо к доминантовой группе. К субдоминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука субдоминантового трезвучия, находящегося на IV.ЭтоVI53 и II53. К доминантовой группе относятся побочные трезвучия, в состав которых входят 2 звука доминантового трезвучия, находящегося на V.Это III53 и VII53. Если расположить все трезвучия лада по терциям, то три трезвучия, находящиеся ниже от тонического будут относиться к субдоминантовой группе, а три трезвучия, находящиеся выше тонического – к доминантовой группе. Функциональная яркость аккордов лада определяется степенью контраста их звукового состава по отношению по тонике (звукам тонического трезвучия). Наиболее контрастны к тонике (и сильны в функциональном смысле) аккорды, которые не содержат с ней общих звуков. В субдоминантовой группе наиболее яркий, сильный аккорд – II53, в доминантовой группе – VII53. Классической степенью функционального контраста обладают те трезвучия, которые имеют один общий звук с тоникой (тоническим трезвучием), – это IV53 (субдоминантовое трезвучие) и V53 (доминантовое трезвучие), они являются основными представителями функций субдоминанты и доминанты. Наименее контрастны к тонике (тоническому трезвучию) трезвучия, которые имеют с ней два общих звука, – это VI53 в субдоминантовой группе и III53 в доминантовой группе, поэтому они слабо выражают свои функции (субдоминантовую (VI53) и доминантовую (III53)). К тому же VI53 в натуральном мажоре является тоникой параллельного минора, а III53 в натуральном миноре – тоникой параллельного мажора (то есть они могут восприниматься в данных ладах как параллельные тоники, появление этих трезвучий может вызвать эффект ладовой переменности;вспомните: параллельно-переменный лад – лад основанный на общем наборезвуков параллельных тональностей, в котором тоники мажора и параллельного минора главенствуют попеременно). Различная степень интенсивности контраста с тоникой, различная функциональная «сила» аккордов определяет и закономерность их последования. Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости, поэтому более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный». Например, в субдоминантовой группе возможны последовательности: VI53 → IV53 (собственно субдоминанта), IV53 (собственно субдоминанта) → II53, VI53→IV53→II53, VI53→II53. Чаще всего из побочных трезвучий употребляются побочные трезвучия субдоминантовой группы (не употребляются побочные трезвучия, по структуре являющиеся уменьшенными, например, II53 (Ум53) в миноре). |