Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ)

  • «Аксиологический аспект педагогической деятельности»

  • эссе. Аксиологический аспект педагогической деятельности


    Скачать 27.22 Kb.
    НазваниеАксиологический аспект педагогической деятельности
    Дата25.12.2022
    Размер27.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэссе.docx
    ТипДокументы
    #862554

    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Томский государственный педагогический университет»

    (ТГПУ)

    Институт детства и артпедагогики

    Факультет дошкольного и начального образования

    Кафедра педагогики и методики начального образования

    «Аксиологический аспект педагогической деятельности»


    Выполнил(а): Величко Наталья Сергеевна Курс 3

    Группа 6904 НО (5 лет обучения)


    2022 г.

    На сегодняшний день особую значимость в образовательной деятельности общепризнанно приобретает гуманистическое мировоззрение, легшее в основу успешной деятельности современного педагога. Именно педагог, являясь субъектом профессиональной деятельности, считается носителем гуманистических ценностных оснований общества. При характеристике педагогической профессиональной компетенции специалиста особую роль приобретают ценностные ориентации человека, так как они являются движущей силой развития личности. Само по себе изучение аксиологического аспекта деятельности педагога раскрывает основной фундамент содержания его работы, который и составляют главные педагогические ценности. Совокупность ценностей складывается в некую систему норм, которые руководят профессиональной деятельностью педагога, определяют ее особенности и ориентиры.

    Неоспоримым является тот факт, что для такой профессии, как педагог, в основе ценностных воззрений личности должны лежать принципы гуманизма. Гуманизм сегодня вместе с формами его проявления приобретает особую актуальность, так как затрагивает проблему государственности нашей страны, проблему ее ценностного фундамента, определяющего нравственное, гражданское, правовое сознание граждан. В этом смысле актуальность проблемы гуманизма как центральной образовательной парадигмы обусловлена также и тем, что именно образованию принадлежит ключевая роль в трансляции культурных общечеловеческих ценностей подрастающему поколению. Так, образование, как известно, выполняет важную функцию в становлении личности – человекотворческую.

    Именно гуманизм выступает в качестве общей содержательной основы системы социальных отношений в современном обществе, обеспечивая приоритет таких ценностей, как человечность и человеколюбие, а также предопределяя понимание личности как высшей ценности и самоцели общественного развития. Гуманистическое направление в педагогике возникло относительно недавно, а именно во второй половине XX века, и по своей сути отражает идеи гуманистической психологии, близкой идеям педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В соответствии с гуманистическими ценностями строится и деятельность педагога, и оценка ее эффективности.

    Объединял эти течения интерес к целостной личности, стремящейся реализовать весь спектр своих возможностей в заданных условиях. Принцип гуманизма предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм обеспечивает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

    Истоки гуманистического подхода просматриваются в работах Цицерона, который ставил целью научить учеников (ораторов) применять полученные знания в полемиках и общественной деятельности. С такой точки зрения, мера истины – человек с его индивидуальным мнением. Подобная точка зрения призывает философию обратить внимание прежде всего на личность человека и ее проблемы.

    Так, носителем содержания образования в традиционной парадигме воспитания и обучения является личность педагога, определяющего цели учебной деятельности, ее содержание, формы и методы контроля знаний и т.п. Гуманистическая же парадигма предполагает, что именно обучающийся стоит в центре процесса образования и обучения, что предполагает все возможности для его самовыражения.

    В 1900 году известный литературовед и педагог Ю. Айхенвальд предложил идею обращения школы к ребенку как к «высшей ценности образования». Ю. Айхенвальд указывал на важность установления свободного взаимодействия педагога с индивидуальностью каждого из учеников, построенного на принципе взаимоуважения друг к другу, о чем писал и В.А. Рыбин [8, с. 143]. Гуманистически ориентированная школа должна стать, в первую очередь, той организацией, где в качестве главной задачи выделялось выявление индивидуальных склонностей учеников, которые могли бы развиваться в атмосфере свободы с использованием методик личностно-ориентированного обучения.

    Формами и методами такого образования являлись проблемный эвристический характер обучения, связь изучаемого материала с реальной действительностью, предоставление возможности обучаемому конструировать образовательную программу и вносить в нее изменения, стимулирование познавательного интереса обучаемого к предмету, вызывающему у него наибольший интерес, диалоговый характер обучения посредством организации «живых бесед» и т.п.

    Подробнее проанализируем некоторые аксиологические принципы, на которые должен опираться современный педагог.

    Во-первых, как отмечал А.Г. Бермус в своей статье, в контексте гуманистической системы ценностей особое значение приобретает личность воспитателя в том контексте, что он уже не может быть исполнителем чьей-то воли, а носителем богатого социального, коммуникативного опыта, опыта творческой деятельности [1].

    Сегодня школьник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. А потому современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Как писал К. Ушинский, в воспитании все базируется на личности воспитателя. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по воспитательно-образовательному, учебно-методическому, социально-педагогическому направлениям.

    Н.И. Мешков писал, что одним из принципов гуманистического воспитания выступает генетический принцип, отражающий тот факт, что в своем процессе воспитания ребенок проходит в свернутом виде все те стадии, по которым развивалась культура [6, с. 179]. Задача воспитателя, таким образом, – построение процесса обучения с целью своевременного прохождения всех стадий, без пропуска необходимых для развития ребенка этапов в проживании каждого возраста.

    Гуманистическое воспитание опирается на принцип индивидуальности: воспитание, согласно этому принципу, должно создавать пространство для развития и самоопределения личности, необходимых условий в жизненном пространстве ребенка с опорой на свободное воспитание. Личность в этом случае проявляет самоопределение, самоактуализацию, самосовершенствование. Так, гуманизм проявляется прежде всего в интересе к каждому индивидууму, в учете его уникальных духовных и физических возможностей.

    Ребенок воспитывается в результате собственной активности, осмысления и оценки своих достижений. В этом отношении он должен выступать субъектом познания, деятельности и общения. Суть воспитания должна сводиться к тому, чтобы стимулировать познавательную активность ребенка, его поисковые способности с помощью создания проблемных ситуаций с опорой на интересы и возможности ребенка. Отметим, что известный представитель гуманистической психологии А. Маслоу писал, что человек имеет некую врождённую природу способностей, и смысл развития личности – в ее актуализации. Гуманистическая педагогика во многом ориентируется на эту позицию, так как она предполагает, что ребенок – уже личность.
    Гуманизм как основа системы ценностей педагога, по мнению ученых, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. В учебнике А. В. Мудрика находим: «В русле социальной педагогики принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений» [7, с. 25].

    М. А. Галагузова считает: «...принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни и здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции в общество, полноценной самореализации в этом обществе» [9, с. 129].

    По мнению Л. В. Мардахаева, «этот принцип означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказание ему помощи в самоопределении, интеграции в общество» [5, с. 23].

    Значительный вклад в развитие аксиологического аспекта педагогической деятельности внесли П.П. Блонский и М.М. Рубинштейн, отмечающие необходимость становления в процессе воспитания и образования многогранной, всесторонне развитой, цельной личности. Так, гуманистический подход к образованию и воспитанию – комплекс мероприятий, интегрирующий богатство лучших методик, накопленных «поведенческой» и «когнитивной» педагогическими школами, однако он отличается концентрацией на личностном развитии обучаемого, что в свете нарастающей информатизации современного общества приобретает особую важность. Можно выделить следующие требования гуманистического подхода к образованию (по П.Б. Бондареву):

    Во-первых, процесс обучения не может протекать без создания особой развивающей, ненасильственной, позитивной, эмоционально стимулирующей педагогической образовательной среды.

    Во-вторых, во главу угла ставится личностный подход к каждому ученику, который включает разработку особых образовательных программ, способных оказать положительное воздействие на творческие способности учащихся.

    В-третьих, личностный подход также включает в себя поощрение инициативы, исходящей от участника образовательного процесса, а также поддержку в процессе самоактуализации, саморазвития и самореализации учащихся относительно разных видов деятельности в классе, что означает и расширение границ свободы развивающейся личности по мере изменения жизненных ситуаций.

    В-четвертых, помимо установления и поддержки конструктивных отношений в классном коллективе, «в процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, становление субъект-субъектных отношений между педагогом и учащимся» [2, с. 23-25].

    По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми.

    Модернизация российского образования связана с его гуманизацией и гуманитаризацией. Эти два направления отражены во всех нормативноправовых документах последних 15 лет. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности. Подобная личностная направленность учебного процесса требует учет индивидуальных способностей ребенка и отношение к ребенку, как к полноценной человеческой личности, что означает необходимость признания права ребенка на ошибку, собственную точку зрения и свободный выбор заданий.

    Как пишет П.Б. Бондарев, новые ФГОС всех ступеней общего образования опираются на гуманистические ценности, что обеспечивает их ориентацию на развитие у учеников таких качеств, как самостоятельность, ответственность, инициативность. Однако автор отмечает, что в управлении образованием преобладает принцип административного контроля над принципами программно-целевого развития, что в свою очередь приводит к унификации методов и форм обучения, увеличению документооборота и снижению реального времени, которое учитель может уделить своим ученикам. Это же приводит к одномерному содержанию обучения.

    Гуманистическая идеология ориентирует на движение к новому качеству образования, к достижению субъектами социальной и педагогической реальности индивидуального прогресса через развитие у них ключевых социальных, личностных и профессиональных компетентностей. Обретение человеком самого себя, смысла жизни, самореализация в деятельности – результаты, значимые для гуманистически ориентированной образовательной системы (О.С. Газман, М.А. Балабан, Н.Б. Крылова, А.Н. Тубельский и др.).

    Итак, реализация программы развития личности в школе в рамках гуманистической системы ценностей педагога, идет в соответствии с четырьмя правилами:

    1. Не забывать, что ребенок – человек и ценен этим в первую очередь;

    2. Стараться видеть в другом человека в любом его проявлении;

    3. Помогать другому оставаться человеком в любой ситуации;

    4. Не ставить что-либо выше личности человека.

    От личности способной к самоопределению, самовыражению и самореализации, должны исходить действия, развивающие детскую личность до взаимодействия, взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоуважения с каждым членом ученического коллектива.

    Итак, гуманизм – это та система ценностей, которая стоит в основе угла современной парадигмы образования. Желание человека приобщиться к этой системе, получить прочные знания о мире и обществе является естественным правом личности. Педагогическая практика последних десятилетий убеждает нас в том, что образование в русле гуманистической парадигмы с опорой на личностно-ориентированный подход есть путь к гуманизации общества.


    Библиография


    1. Бермус А.Г. Теория гуманистического воспитания. / Теоретическая педагогика: учебное пособие. – Ростов н/Д : Издательство Педагогического института ЮФУ, 2010. – URL.: https://studfiles.net/preview/5842868/page:17/ (дата обращения:13.06. 2022).

    2. Бондарев П.Б. Гуманистическая педагогическая парадигма в контексте реализации ФГОС общего образования. / Гуманизация образовательного пространства. – 2083. – С. 21-25.

    3. Гарафутдинов И.Г. Развитие содержания античного гуманизма в трудах марка Туллия Цицерона. / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 1. – С. 4-6.

    4. Душко В.В. Гуманистическая парадигма и духовнонравственное развитие человека в процессе взаимодействия субъектов воспитания. / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2007. – № 1. – С. 50-53.

    5. Мардахаев А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2005. 269 с.

    6. Мешков Н. И., Мешков Д. Н. Воспитание в гуманистической педагогике // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2021. – Т. 21. – № 2. – С. 177-188.

    7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб, для студентов пед. вузов. – М.: Академия, 1999. – 184 с.

    8. Рыбин В.А. Гуманизм как этическая категория. – М.: Логос, 2004. – 272 с.

    9. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416 с

    10. Цицерон. Об ораторе / Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М.: Искусство, 1994. – 540 с.



    написать администратору сайта