Активизация деятельности слабоуспевающих учащихся на уроках геог. Активизация деятельности слабоуспевающих учащихся на уроках географии с применением игровых технологий
Скачать 95.28 Kb.
|
Активизация деятельности слабоуспевающих учащихся на уроках географии с применением игровых технологий Целью современного образования в средней школе является дальнейшее развитие исторически сложившейся педагогической системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности. При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля. Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное – средств и методов обучения. Игровые педагогические технологии обладают набором средств, активизирующих деятельность учащихся. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; взаимодействие школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает не как источник информации, а как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками. Именно в этих случаях игровое обучение можно отнести к инновационным видам обучения. Ведь для ребенка игра – прежде всего это увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Игра так же дает учащимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать. Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание учитель. В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Особенно сложно классифицировать уроки игровой формы. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры — не результат, а процесс. Приведу некоторые классификации игр: Классификация педагогических игр по Селевко Г.К.: По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. Современные формы уроков, на которых может применяться коммуникативный подход можно классифицировать: уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-конкурс рассказов о стихийных бедствиях; уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок-“дублер начинает действовать”; уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телемост, диалог, “живая газета”, устный журнал; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет; уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, урок – путешествие с путешественниками; Перенесение в рамках урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественных произведений, диспут, клуб знатоков; Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, рецензия; Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения. Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока. Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста. Я привожу примеры некоторых игровых моментов. Дешифратор. В 6м классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки». м а с ш т а б При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово. 59 с.ш. 11 в.д. Осло 35 с.ш. 51 в.д. Тегеран 13 ю.ш. 76 з.д Лима 52 с.ш. 105 в.д. Иркутск с.ш. 115 в.д. Чита 42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк 46 с.ш. 75 з.д. Оттава Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники. “Логическая задача” Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы. Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что: 1). “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей; 2). Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились; 3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных; 4). Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду; 5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина. В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.
“Слова в словах” Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг. «Геоалфавит». В этой игре может быть несколько вариантов. 1. В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П. 1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский. 2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай. 3. Назовите столицу европейского государства. Париж. 4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана. 5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский. 6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский. 7. Какую вы знаете горную страну? Памир. 8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папанин. 9. Назовите известный вам канал. Панамский. 10. Какие горы расположены в Англии? Пеннины. Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно. Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения. Например. Атлантический океан – Белое море – Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и т.д. Азимут – Барометр – Ветер - Гейзер – Демография – и т.д. Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают. «Пароль» Данную игру можно использовать как в начале урока, так и при его завершении. Прежде чем сесть на свои места учащиеся должны назвать «пароль». В зависимости от пройденных тем это могут быть республики РФ и их столицы, страны мира и их столицы, названия морей, островов и т.д. По окончании урока учащиеся должны назвать «пароль», чтобы выйти из класса. “Географический лабиринт” Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ”. «Третий лишний» или «Белая ворона» Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор. Например. Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии) Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ) «Геопочта» Учащимся раздаются «письма» (можно «СМС-ки») с описанием природной зоны. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д. «Кластеры» На этапе актуализации знаний, например при изучении темы «Растительный и животный мир саванн Африки», учащимся предлагается заполнить на доске (или карточке) кластер. Ж ивотные саванн Птицы ? Копытные ? страус ? ? ? лев ? зебра жираф В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Предлагаю несколько подвижных географических игр. Игра “Раз! Два! Три!” Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит , то он выбывает из игры. Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников. Игра “Широта и долгота” Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры. Игра “Верх - вниз” Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры. Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д. «Флюгер» Применяется при изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске и учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу ( т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т. д. Или «Ураган». Все кружатся. «Штиль». Все стоят спокойно. Урок – игровая технология. Все чаще я использую игру не только как элемент урока. Весь урок проходит в форме игры. Такие уроки-игры можно разделить на 2 категории: игра как форма обобщающего контроля и деловая игра. В данном случае необходимо соблюдать этапы игры: 1. Предварительная подготовка (разрабатывается сценарий игры, класс делится на команды, раздаются роли). 2. Непосредственно игра. 3. Подведение итогов. При формировании групп необходимо: 1. определить количество учащихся, образующих одну группу (оптимальное количество – 5 человек). 2. читывать личностные качества, уровень знаний и интерес учащихся. 3. Правильно распределить роли. С этой целью, можно провести предварительное анкетирование с ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть в роли руководителя? и т.д. Задания на игру должны быть посильными для учащихся в смысле научной подготовки и затрат времени. Желательно, чтобы они включали еще не решенные проблемы. Это повышает интерес и активизирует творческую деятельность на уроке. При составлении задания необходимо помнить правило: чем оно короче, конкретнее, тем быстрее усваивается. Оно может содержать также и указания, что надо изучить, подготовить, исполнить и т.п. Консультации – обязательный элемент игры. Их может быть несколько. На начальном этапе необходима направляющая консультация. На ней сообщают тему, определяют цель, знакомят с правилами, обязанностями, получают задания. За три дня до игры проводят консультацию, на которой рассматривают содержание отдельных вопросов, конкретизируют ход игры, уточняют средства наглядности. Если игра не предусматривает подготовительного периода, то консультацию можно заменить подробным инструктажем в начале урока. У руководителя игры существует несколько обязанностей. Он должен выбрать тему, определить объем и вид конкретного материала, смоделировать механизм взаимодействия участников, разработать правила проведения игры, подготовить игровую документацию, ознакомить игроков с функциями той или иной роли, с обязанностями и правилами игры и т.д. В заключении необходимо проанализировать результаты игры. По ним можно определить заинтересованность учащихся, уровень запоминания материала, степень воздействия обучения на личность учащихся и т.п. Я в своей практике использую следующие игровые формы уроков обобщающего повторения: 1.Урок – зачет (индивидуальный). Учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым будет проводиться зачет. Причем вопросы разного уровня, предусматривают различные формы работы. Каждый учащийся делает себе маршрутную карточку, где фиксируются все его оценки, по результатам выставляется общая оценка за урок.
В качестве консультантов, принимающих зачет, могут выступать как сильные ученики, так и слабые. Конечно, во втором случае требуется более серьезная подготовка со стороны учителя, но очень часто этот вариант оказывается более эффективным. 2. Игра по станциям (групповая). 3. Географические бои, турниры, смотры знаний и т.д. Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы: 1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства; 2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние затруднения; 3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов; 4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений; 5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе производственников, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу. Учебные деловые игры (цель которых — сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на следующие разновидности. Имитационные упражнения — они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?). Цель имитационных упражнений — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории. «Анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций» — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются. «Разыгрывание ролей» — ученики получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других учеников, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т. е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков. Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач: формирование у учащихся целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике; приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений; развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации. Таким образом, не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. Положительное в применении учебных деловых игр: как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т. е. учащиеся учатся применять свои знания; послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний; достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере. Воспитательная функция: в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться. Отрицательные моменты в проведении учебных деловых игр: высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя); не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры; большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными) и режиссером в течение всей игры; сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры; деловые игры требуют много времени и порой специального изменения расписания занятий. Деловые игры используются в основном в старших классах. Вот примеры некоторых из них. География мировых природных ресурсов (урок-практикум) Цель: Самостоятельно ознакомиться с мировыми природными ресурсами в процессе групповой работы. Способствовать формированию и развитию компетентностных умений: интеллектуальных, оценочных, коммуникативных. Оборудование: карточки-задания, учебник, атлас, настенная мировая карта. Изучение промышленности мира учитель организует с группами учащихся. Весь класс условно делят на кафедры “Института природных ресурсов”, каждой выдается инструктивная карточка с заданиями: (3–4 вопроса, используемая литература). Через 15 минут кафедра должна дать полный отчет о своей отрасли промышленности. В “Институте природных ресурсов” работают кафедры: кафедра горючих полезных ископаемых; кафедра негорючих полезных ископаемых; кафедра земельных ресурсов; кафедра водных ресурсов; кафедра биологических ресурсов; кафедра агроклиматических ресурсов. Зав. Кафедрами (бригадиры) корректируют работу своих групп, подводят итоги. “Маркетинг”, тема: “Международное географическое разделение труда” (урок-аукцион) Цель: Расширить представление о формах международного сотрудничества, о роли стран в МГРТ. Продолжить формировать умение работать с различными источниками информации, работать в группе и обмениваться мнениями. Оборудование: карты атласа, справочники, флажки, эмблемы, упаковка или образцы продукции, ватман, цветная бумага, клей, ножницы, карта мира, учебники. Подготовительный этап: объяснение сути игры. Ребятам объясняют смысл слова “маркетинг”, что позволяет правильно выбрать направление сбора информации по “своей” стране. Ход игры: I раунд: подготовка рекламы; II раунд: краткая информация о стране и реклама ее экспортной продукции; III раунд: изучение рынка сбыта и спроса на продукцию своей страны; IV раунд: брифинг. Представители стран сообщают, какие торговые соглашения они успели заключить в ходе игры и с какой страной (по туризму, научно-техническому обмену и т.д.). Заканчивает игру итоговое выступление – экспертов. Путешествие по Индии (урок-путешествие) Цель: Получить знания по Индии, изучив ее природно-ресурсную базу, размещение населения и хозяйства, проблемы экономики, сотрудничество с Россией. Оборудование: карты атласа, учебник, наглядный материал: рисунки, фотографии Индии; дополнительная литература. За “круглым столом” туристы и корреспонденты делятся своими впечатлениями после поездки в Индию, иллюстрируя свой рассказ наглядностью. В ходе игры выясняются вопросы: Индия в мире; проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов; важнейшие промышленные и с/х. районы; Индийская модель развития экономики; крупнейшие города, обозначение их на к/к; экономические и социальные проблемы; экономическое сотрудничество Индия – Россия. В конце подводится итог основных черт Индии. “Государства – карлики” (урок-панорама) Цель: Активизация познавательной деятельности, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с маленькими государствами Европы. Оборудование: таблички, визитки по странам, наглядный материал, атласы, настенная политическая карта Европы,презентации. Класс делится на 2 группы: корреспонденты газет, журналов и т.д. и представителей каждого государства. Творческим группам заранее предложены задания: Нарисовать герб, флаг страны; Составить краткую характеристику страны (1-2 человека); Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифры и т.д.); Рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории и культуры; После вступительного слова идет представление стран и вопросы корреспондентов. Данный вид деловых игр является и разновидностью проектной деятельности, так как в начале работы учащиеся получают определенную задачу (или проблему), намечают пути ее решения и в итоге они получают результат своей работы. Интеграция игровых технологий с другими педагогическими технологиями. В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: - повышает мотивацию учащихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; - развивает мышление и творческие способности ребёнка; - формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Использование на уроке географии ИКТ дает кроме достижения учебных целей и возможность формирования информационной грамотности у учащихся - они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею же, а также управлять этой информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ является общей культурой человека. Компьютер дает большие возможности наглядно показать многие процессы, происходящие в природе, дать наглядный образ описываемого объекта. Компьютерные технологии я использую при проведении мини – игр на разных этапах урока (см. выше). Т.е. во многих заданиях слова заменяются изображением. Например, в игре «Белая ворона», когда учитель называет животных или растений, и среди них надо найти лишнее, а на экран выводится их изображение. Один из вариантов такой игры, когда на экране появляются картинки растений или животных (а может тех и других), и учащиеся должны сказать, что их объединяет. При проведении уроков, где предусматривается проектная деятельность (см. выше), учащиеся защищают свой проект с помощью созданных ими презентаций. Такие уроки очень красочны, наглядны, кроме того, учащиеся при подготовке используют огромное количество дополнительной литературы, Интернет. В основном такая форма работы используется при проведении уроков по темам «Природные зоны» в 8 классе, «Туристическое бюро» в 9-11 классах (см. приложение). Мною разработаны игры в виде компьютерных презентаций по многим темам с 6 по 11 класс В своей работе я широко использую межпредметные связи, особенно с литературой. С каждым годом в образовательном процессе всё большее внимание уделяется компьютерным технологиям, из-за чего связь с литературным художественным словом может быть утрачена. Между тем наглядные образы, яркое, сочное и точное слово, вложенное в загадки, пословицы, поговорки, приметы разнообразят урок, наполнят его нравственным и духовным смыслом, обогатят внутренний мир ребёнка. В результате систематического использования на уроках в 6 и 8 классах литературных произведений был накоплен значительный объём загадок, народных примет, пословиц, поговорок, литературных фрагментов о временах года, о процессах и явлениях, происходящих в природе, о географических объектах. Загадки, пословицы, поговорки, приметы привлекают детей яркостью выражений, заставляют задуматься, а при анализе способствуют развитию их логического мышления, любознательности и наблюдательности. Загадки о природных явлениях, многие придуманы учащимися: В семь цветов моя одежда Солнце, дождь мои швеи. Сыро, влажно, мокро. И пройти не просто. Я возьму с собой галоши, Чтоб набрать черники ложку. Это очень странный дом, Помогает людям он. Он построен изо льда, Но тепло в нем, это да! Цели я хочу достичь, До него хочу дойти. Приближаюсь я к нему, Он все дальше…почему? В своей работе я использую и литературные произведения. Учащиеся с удовольствием ищут примеры стихотворений, где бы описывались те или иные природные явления. Причем я стараюсь усложнить задачу. Так при изучении темы «Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты» в 8 классе учащимся необходимо определить какой тип погоды описан поэтом и объяснить свои выводы. Описание антициклона. «Под голубыми небесами «Мороз и солнце - Великолепными коврами, День чудесный» Блестя на солнце, снег лежит...”. “Полдневный час. Жара гнетет дыханье; Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит, И над землею воздух в колебаньи, Мигает быстро, будто-бы кипит…”. Атмосферный фронт. “Внезапно небо прорвалось С холодным пламенем и громом, И ветер начал вкривь и вкось Качать сады над нашим домом…”. Циклон. Снег упал на голову Дремлющему городу, Покрывалом стелется в ночь под Новый год. Город спит, замотанный Бытом и работою, Небо все затянуто, и метель метет. Таких примеров, благодаря помощи учеников, у меня набралось уже много. В настоящее время я планирую создать электронный альбом с иллюстрациями «Литература и народный фольклор в географии» (см. cd –приложение) Еще одной педагогической технологии, которая может дополнять игровую, является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Примером этой технологии может служить игра «Мини – перепись населения» в 8 классе при изучении темы «Население России». Игра вызывает у учащихся неподдельный интерес, так как они сами являются материалом для исследования. Класс делится на группы, каждая из которых работает над определенным вопросом. 1.Соотношение в 8-х кл. девочек и мальчиков. 2.Национальный состав 8 классов. 3.Сравнение показателей с показателями России, РК. 4.Откуда приехали учащиеся 8 классов, причины миграции. Каждая группа собирает нужную информацию путем опроса одноклассников. Результат работы интересует всех учащихся. На первых уроках географии курса «География России» в 8 классе чтобы доказать учащимся, что, действительно, роль географии в нашей жизни велика, я предлагаю провести учащимся исследовательскую работу «География в моей жизни». Цель работы – на контурной карте России обозначить населенные пункты, где учащиеся побывали лично, где живут их родственники или друзья, где происходит действие кинофильма, где произведен тот или иной товар, который вы покупаете, и т.д. Учащимися она воспринимается как игра, так как мы видим соревновательный момент, кто больше объектов обозначит на карте. А также учащиеся при выполнении задания должны проявить фантазию и находчивость. Чтобы функция географической игры не сводилась только к развлекательной, а задания не носили репродуктивный характер, я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Примеры проблемных вопросов. Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху? Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают по воздуху и не падают? Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия? Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канарском течении температура воды +22. Но оно является холодным. Почему? Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины. Заключение Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод: - использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников; Перед традиционными формами и приемами обучения игровые технологии имеют ряд преимуществ: активизируют процесс обучения; развивают творческие способности учащихся: умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения и принимать мнение собеседника; организуют групповую деятельность, коллективный поиск решений, учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения; способствуют наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Положительные стороны игровых технологий. 1. Теоретические знания стали более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать географические процессы и явления. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи. 2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. 3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации. 4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы. Игровая деятельность – перспективный вид учебного занятия, рассчитанного на урок-диалог. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: Умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения. Излагать и аргументировать свою точку зрения. Развивать интеллектуальные умения и способности. Анализировать различные варианты и точки зрения. Применять всесторонний подход к обсуждению явления. Сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении. |