Главная страница
Навигация по странице:

  • «Дидактические игры на урокахМировой художественной культуры для активизации познавательной деятельности учащихся» («Терминологическое лото»)

  • Активизация познавательной деятельности обучающихся. Активизация познавательной деятельности обучающихся через развитие их творческих способностей на уроках истории и обществознания


    Скачать 50 Kb.
    НазваниеАктивизация познавательной деятельности обучающихся через развитие их творческих способностей на уроках истории и обществознания
    Дата03.10.2018
    Размер50 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАктивизация познавательной деятельности обучающихся.doc
    ТипДокументы
    #52351

    Активизация познавательной деятельности обучающихся

    через развитие их творческих способностей на уроках

    истории и обществознания.


    Автор: Свиридов М.И.

    Учитель истории и обществознания.

    Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления.

    К.Н. Боуни



    Говоря о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности. Именно об этом говорил Л.С. Выготский: «Творчество на деле существует только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».

    Любой урок – это совместный творческий путь учителя и ученика. С одной стороны, на уроке может полностью реализоваться извечная учительская потребность – передать, обучить; с другой – мы знаем, что ни к чему не способных учеников нет, и каждый ребенок талантлив по-своему. Поэтому важно, чтобы ум, талантливость стали основой успеха в обучении, чтобы ни один ученик не работал ниже своих способностей.

    Вспомним такое известное изречение: «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». И закономерность такова: чтобы зажечь, надо гореть. А «зажигает» прежде всего искренняя заинтересованность учителя предметом своей речи, убедительность, аргументированность, и, конечно же, оптимизм и непременная эмоциональная щедрость. И поэтому большое значение, в первую очередь, имеет слово учителя. Здесь все требует гармонии, меры, внутренней логики и обусловленности, ведь на уроке учитель должен разбудить душу ученика, чтобы она не захотела остаться в стороне. Эмоциональный настрой, заданный в начале урока и постоянно поддерживаемый в течение его, не позволяет школьникам лениться, а наоборот, пробуждает способность творить. Не зря В. Распутин называл учителя «вечным двигателем души человеческой».

    Нередко бывает, что обучающиеся не испытывают особого интереса к истории, поэтому необходимо видеть конкретного ученика, знать, понимать его, чтобы создать условия его живой заинтересованности. Но заинтересовывать детей нужно не столько занимательным материалом, сколько сознанием того. Чем мы занимаемся на уроке. И здесь необходимо говорить о творческом взаимодействии учителя и учащегося, которые строятся на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке. Ведь современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей. Они ждут иных форм знакомства с новым учебным материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, тяга к самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие способности детей. Это обеспечивает, во-первых, активизацию внимания школьников, привлекательностью самого обращения к ним; во-вторых, возникновение и поддержание интереса к теме урока как непременного условия творческого обучения.

    Благодаря интересу к заданию, его проблемно-творческому характеру, заметно повышается грамотность учащихся. Например, стандартное задание: «Вставьте пропущенные буквы» можно сделать моделью интересного творческого процесса: школьникам предлагается составить упражнение для будущих учеников – заменить в тексте буквы-орфограммы точками, чтобы возможные ученики (даже одноклассники) смогли потренироваться в правописании. Таким образом, у обучающихся возникает творческий интерес к работе, и кроме этого, они приучаются самостоятельно видеть орфограммы. При письменном выполнении такого задания учитель имеет возможность видеть «пробелы» в знаниях конкретного ученика.

    Или другое задание, которое также интересно школьникам, - это составление диктантов-пародий, где буквально в нескольких предложениях ученики используют довольно большое количество слов на определенную орфограмму. Это упражнение позволяет повторить изученное правило, не прибегая к стандартному словарному диктанту, а также развивает у учеников фантазию.

    Повышенный интерес вызывают у обучающихся творческие задания, требующие логического мышления. Например, такие: в какие группы можно объединить слова, или наоборот, объяснить, по какому принципу объединены слова; записать числительные, пропущенные в записанном ряде цифр, и вспомнить названия литературных произведений, в которые входят эти числительные (при изучении темы «Имя числительное»); продолжить предложение так, чтобы с точки зрения русского языка оно было грамматически правильным (при изучении темы «Деепричастие») и др.

    Решая творческие, нестандартные задания, а также создавая их, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
    В развитии творческих способностей учащихся очень важную роль играют учебно-исследовательские работы, так как данный вид творческой деятельности больше всего нравится детям и позволяет им реализовать свои способности через участие в конкурсах различного уровня.

    Под творческой исследовательской деятельностью сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

    Этот вид деятельности должен быть правильно организован, ведь он даёт возможность для решения задач, которые личностно значимы для ребёнка и при этом способствуют формированию новых знаний.

    Значит, роль учителя здесь несколько иная, чем в учебной деятельности. Он является не просто корректором собранных учеником материалов, но и старшим товарищем, советчиком. Именно такое взаимодействие и приносит хорошие плоды, формирует мотивацию участия в активной творческой деятельности, способствует пониманию учащимися необходимости развития своих творческих способностей. Надо помнить, что такая работа возможна только на добровольной основе, поэтому тема работы должна быть

    -интересна, увлекательна для ученика;

    -выполнима;

    -оригинальна (в ней необходим элемент неожиданности)

    -доступна (ученик должен понимать то, что он пытается проанализировать и описать).

    Систематическая работа по выполнению исследовательских работ, пусть и небольших, в рамках одной темы, способствует развитию творческих способностей, что помогает подготовить учащихся к самостоятельной жизни.
    Еще одним из путей развития познавательной активности школьников является драматизация. Привлекая обучающихся к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаем базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических. Драматизация оказывает положительное влияние и на речь детей, т.к. в качестве основы для инсценирования предлагаются лучшие образцы художественной литературы.

    Драматизация позволяет ребятам творить коллективно. Обычно такое задание школьникам дается заранее, и они самостоятельно «подбирают» актеров, режиссера, декоратора, костюмера. Используя этот прием. Учитель имеет возможность решить такие задачи, как развитие читательских интересов, умение самостоятельно работать с текстом, декламировать, воспитание эстетического вкуса и др.

    После показа инсценировки ребята анализируют свою работу: что-то подправляют, меняют, т.е. творческая работа продолжается, а это означает, что они уже не равнодушны к тому, чем занимаются.

    Большую возможность проявления познавательной активности учащихся дают уроки внеклассного чтения. Школьники с удовольствием составляют викторины, кроссворды, тесты по прочитанным произведениям; сравнивают произведения разных писателей на одну тему, а также одного автора, но написанные в разное время; создают собственные миниатюры, стилизации и мн. др.

    Самое главное – постоянно поддерживать интерес обучающихся к стремлению самосовершенствоваться, к осознанию того, что нерешаемых задач нет, а есть различные пути преодоления трудностей, к творческому поиску решения проблемы.
    Литература:



    1. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.,1982

    2. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М., 1991.

    3. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя : Из опыта работы / Ю. Л. Львова –– Москва : Просвещение, 1985.


    Выступление по теме:

    «Дидактические игры

    на урокахМировой художественной культуры

    для активизации познавательной деятельности учащихся»

    («Терминологическое лото»)

    в рамках школьного семинара

    «Использование игровых технологий»

    Учитель: Желтоногова Ирина Юрьевна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Верховажская средняя

    общеобразовательная школа им. Я.Я. Кремлёва»

    Верховажского муниципального района

    Вологодской области

    14.12.2012


    написать администратору сайта