Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Технологические сведения об опыте

  • 1.3 Доступность

  • Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются

  • Теоретическая база опыта

  • 2-4 классы

  • 5 - 7 классы

  • 2. Коммуникативная направленность обучения

  • 3.1 Возникновение интереса к художественно – творческому заданию

  • Развитие творческого мышления

  • 3.4 Этапы вовлечение обучающихся в творческую деятельность.

  • 5. Библиографический список

  • 8 .Методическое письмо о преподавании учебного предмета « Изобразительное искусство» в условиях введения нового ФГОС. 2011 г.

  • статья. Статья по ИЗО учитель. Информация об опыте Тема опыта


    Скачать 47 Kb.
    НазваниеИнформация об опыте Тема опыта
    Анкорстатья
    Дата10.04.2022
    Размер47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСтатья по ИЗО учитель.docx
    ТипУрок
    #458489


    Информация об опыте

    Тема опыта:
    «Развитие творческих способностей обучающихся 1-2 ступеней на уроках ИЗОчерез художественно – творческие задания »


    1. Технологические сведения об опыте
    1.1Условия возникновения и становления опыта.

    «Дерзайте! Способности, как и мускулы, растут при тренировке. Большие открытия не каждому по плечу, но кто не решается попробовать – наверняка ничего не откроет»

    Академик В.А.Обручев

    Главной целью художественного образования является - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. В ходе исторического процесса задачи и содержание образования изменяются в соответствии с социальными изменениями общества. Распространяющаяся теория личностного - ориентированного обучения опирается на многие новые образовательные технологии, обеспечивающие её внедрение в жизнь. Сегодня среди существующих технологий наиболее интересной методикой учебной и воспитательной работы с обучающими для развития их интереса к предмету является художественно – творческое задание. В последнее время, в современной педагогической практике художественно - творческое задание обучающихся перестало быть редкостью, оно пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников.

    Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему – человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие. Я предлагаю рассматривать школьный предмет «Изобразительное искусство» вовсе не как предмет развлекательного и ознакомительного характера. Это должна быть дисциплина общеобразовательная, и по-своему значению нисколько не уступающая любой другой. Немного о программе. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, дает простор творческой инициативе учителей,предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Но вместе с тем , реализация содержания обучения учебного курса при минимальной академической нагрузке часов по ФБУП, в связи с новыми требованиями по стандарту выполнима не полной мере .Назревает необходимость о дополнительной нагрузке учителя ИЗО через внеклассную работу ,как предметные кружки , занятия по интересам и т. д. А это в сельских малокомплектных школах при ограниченных количествах детей , при недостатке средств оплаты , практически невозможно.

    Каждому, кто каким – либо образом, причастен к педагогике, нет необходимости доказывать значимость раннего развития творческих способностей у ребенка. Ребенок уникален, пока он непосредственен, не органичен рамками взрослых понятий, пока он искренне переживает окружающую действительность. Именно в этот момент для обучающегося открыта прямая дорога к самостоятельному творчеству, таланту, успеху. А какой настоящий родитель не хотел бы видеть своего ребенка самым способным и одаренным? И какой талантливый педагог не хотел бы видеть результаты своего труда во всесторонне развитой личности?

    1.2 Актуальность опыта.
    При первом знакомстве с детьми трудно заинтересовать, заразить их творчеством, ведь ребенок всегда уверен, что его рисунок самый лучший, что он рисует лучше всех. До начала обучения в школе у детей, не посещавших дошкольные учреждения, практически, отсутствуют необходимые для выполнения работ знания. Поэтому, увидев в школе результаты более подготовленных детей и сравнив их со своими результатами, ребенок понимает, что его работа теряется среди других, более сильных работ. Он начинает стесняться своего творчества, придумывает, что он не хочет или не любит «рисовать», начинает замыкаться в себе наедине со своими мыслями. Я постоянно задаю один и тот же себе вопрос: «Как научить, дать необходимые знания, но не погасить той искорки непосредственности, индивидуальности внутреннего мира ребёнка выражаемого через изображение в рисунке». Всё это возможно, применяя на уроках художественно – творческое задание. В работе со школьниками, я столкнулся определенными проблемами и противоречиями – как помочь ребенку раскрыть свои творческие возможности, не забывая при этом о том, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде и поощрении? Особенно важно решить такую проблему по отношению к слабому ученику, так как хотелось бы все-таки отойти от количественной оценки и ставить оценку в первую очередь за качество работы.

    Создавая этот опыт, я прихожу к такому выводу, что одна из актуальных задач художественного воспитания это развитие у детей способности к восприятию прекрасного в самом себе, в другомчеловеке и в окружающем мире.Так как в детском рисунке находит отражение всё то, что есть в разных сферах общественной жизни, что находит проявление в труде, быте, общении. Если учесть, что ребёнок живет среди взрослых людей и наравне с взрослым является носителем национальной и социальной культуры общества, то его эстетические взгляды и суждения должны быть во многом созвучны с общественными представлениями опрекрасном.Для понимания и приятия чуждого эстетического опы­та, для апробации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, т.е. способностью к общению, в том числе и в эсте­тической деятельности.
    1.3 Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями общеобразовательных школ.
    1.4Новизна подхода к разработке уроков с использованием художественно – творческого задания по изобразительному искусству заключается и в том, что определены приоритетные цели, лежащие в области воспитания эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического отношения обучающихся к искусству и жизни, развития их эмоционально-чувственной сферы и способностей к разным видам художественно-творческой деятельности. В процессе художественной совместной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического образования. Чем совершеннее общение на уроке, чем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.Образование в школе, построенное на таких приоритетах призвано активизировать имеющийся у обучающихся опыт общения с искусством, дать импульс к художественному самообразованию и формированию устойчивой потребности к общению с искусством и в дальнейшей жизни.
    1.5 Ведущей педагогической идеей опыта
    Педагогическая теория и моя школьная практика показали, что развитие нравственной ориентации особенно активно происходит в младшем школьном возрасте, что объясняется повышенной эмоциональной отзывчивостью обучающегося на непосредственные впечатления. Он, в силу своих физических и психологических особенностей тянется ко всему новому, яркому, доброму. Поэтому важное значение в воспитательной работе с детьми имеет конкретный материал, на основе которого учитель сможет добиться наиболее высоких результатов в развитии нравственных представлений у обучающихся.

    Детское художественное творчество требует к себе чуткого и бережного отношения.

    Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

    • Обучение ребят основам изобразительной грамотности, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.

    • Воспитание эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, интереса и любви к прекрасному.

    • Развитие художественного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных способностей.

    Если детей не учить изобразительной грамоте, то, становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У ребят наступает разочарование, неверие в свои силы и многие совсем перестают рисовать. Поэтому учителю очень важно не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, знакомя обучающихся с новыми и новыми навыками рисования на основе изучения законов реалистического изображения в доступной форме.

    Известно, что в обучении необходимо соблюдать последовательность, выстраивать систему, которая приведет ученика к поставленной перед ним цели. Ребенок должен увидеть, осознать и понять к чему он идет и какими средствами добивается результата. Я стараюсь поэтапно, с учетом возрастных особенностей ставить перед обучающимися посильные задачи.

      1. Теоретическая база опыта


    Опыт рассчитан на систему уроков в разных разделах программы « Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М.Неменского в 1-8 классах. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому, что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои уроки. Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время нахожусь в поиске новых способов, методов и форм работы с детьми как на уроке, так и во внеклассной работе. Постоянно на своих уроках веду эксперимент по планированию и насыщению урока новыми формами подачи материала, стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными. Я понимаю, что уже начиная с первого класса нужно учить детей воспринимать прекрасное в искусстве, в природе, в обыкновенной жизни и одновременно привносить это прекрасное в отношения друг с другом. Поэтому, разрабатывая план своей педагогической деятельности по данной проблеме, я выделяю следующие этапы, отвечающие за определённые педагогические процессы.
    2-4 классы - этап изучения методики примененияхудожественно – творческого задания. При использовании этой формы работы на уроке дети вначале работают индивидуально с учётом единого замысла, а на завершающем этапе урока деятельность каждого становится частью общей композиции.
    5 - 7 классыэтап изучения и применения методикисовместно-взаимодействующей формы творческого задания. При применении этой формы работы предоставляется возможность вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая свои действия на каждом из этих этапов коллективной деятельности.

    2. Коммуникативная направленность обучения
    Педагог должен развивать у детей умение общаться, слушать и говорить так, чтобы их слушали, умели оценить чужую и свою работы.Изобразительное искусство является важной формой познания ребёнком окружающего мира. Ребёнок «рисует» и то, что видит вокруг себя и то, что подсказывает ему игра, фантазия. Эта фиксация поразившего его явления природы, человека и его деятельности, построение своих мыслей и чувств помогает ему глубже проникнуть в жизнь, увидеть её красоту и противоречие, осмыслить происходящее вокруг.

    В доброжелательной атмосфере творчества над художественно – творческим заданием у школьников развиваются позитивные навыки общения.

    Создавая творческий климат при работе над художественно – творческим заданием, я пробуждаю интерес к предмету, при этом развиваю творческие способности каждого ученика. Художественно – творческое задание ставит ученика в позицию активного деятеля, раскрывает его потенциальные возможности, развивает его личное своеобразие, стимулирует поиск новых знаний. На данном этапе работы над творческим заданием на своих уроках я могу выделить следующие достоинства коллективного творчества в области изобразительного искусства.

    • обучающиеся учатся культуре общения, становятся более коммуникабельны.

    • обучающиеся перед собой видят конечный результат- творческую работу, которую они выполнили за короткое время своими руками, вложили в неё свою душу.

    • Введение в урок на этапе художественно – творческого задания позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, а так же выявить деловые и организаторские способности.

    • При выборе задания для каждого обучающегося, можно учитывать индивидуальные способности обучающихся. Сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.

    Меня всегда волнует проблема эффективности воспитательно-образовательного процесса, он является сложным и комплексным показателем, который не должен сводиться только к показателям успеваемости, а наоборот предпочтение должно отдаваться развитию качеств подрастающей личности ребёнка.
    3 Технология опыта
    За годы работы в школе, мы , учителя искусства,все больше убеждаемся в огромной силе воз­действия уроков изобразительного искусства , МХК , музыки на пробуждение души ребёнка. Я считаю, что искусство должно проникнуть во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни, нравственных и интеллектуальных сферах личности.

    Я стремлюсь сделать каждый урок маленьким праздником, которого дети ждут всю неделю. Я стараюсь, чтобы урок был не только образовательным, но и поучительным. Я учу детей не только рисовать, но и удивляться жизни, чтобы их в детские годы как можно чаще сопровождали эмоциональный подъем, радость открытия и «окрыленность» успехом. Многое в этом плане мне удаётся при помощи трех «всегда» и трех «никогда»:

    - Я всегда помню о том, что ребёнок - личность с первого мгновения жизни и стремлюсь на уроках изобразительного искусства макси­мально способствовать развитию этой личности.

    - Я всегда помню о том, что каждый ребёнок в душе художник.

    - Я всегда очень бережно отношусь к фантазии детей.

    - Я никогда не требую формального выполнения определённого задания, не считаю свои взгляды единственно правильными.

    - Я никогда не навязываю свое мнение обучающимся, не заставляю себе подражать, а даю полную свободу.

    - И ещё одно никогда – никогда не допускаю превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим.

    Выстраивая личностно-ориентированное направление в педагогической деятельности, я придерживаюсь следующих позиций:

    •     изобразительное искусство является инструментом исследования, развития личности, одним из способов ее самореализации;

    •        юному автору свойственны непосредственные переживания своего мироощущения;

    •      сопричастность с искусством возможна только через проявление и развитие субъектного опыта, авторскую позицию;

    •       замысел может опережать реализацию, степень убедительности результата творческой работы зависит от уровня развития художественного образования и эстетического воспитания;

    •         в процессе обучения предоставляю возможность выбора форм и видов изобразительной деятельности;

    •         для развития воображения и фантазии применяю различные приемы организации процесса восприятия.

    Педагогика сотрудничества – мой главный принцип организации учебной и воспитательной деятельности. Сегодня особенно актуален для художественно-педагогической практики технологический подход, рассматривающий изобразительное творчество в различных его проявлениях как средство развития коммуникативных способностей обучающихся.

    3.1 Возникновение интереса к художественно – творческому заданию

    Большое значение придаю коллективным формам работы как основе для развития межличностного общения обучающихся. Чаще всего использую четыре формы организации учебных и творческих заданий: индивидуальные задания, парные задания, коллективные задания и групповой обмен мнениями.

    Необходимым условием развития межличностного общения школьников является принцип успешности, соревновательный характер обучения.

    Создаю условия для самостоятельного поиска ответов в решении художественно-образных проблем. Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Здесь можно лишь говорить о совершенствовании процесса обучения и поиске нового в общении с детьми.

    Творчество – то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности ребенка.

    Творческое задание в искусстве, с одной стороны, обращено к чувствам и мыслям обучающихся, к его внутреннему миру, с другой – направлено на поиск выразительной и понятной другим формы воплощения чувства, мысли, оценки изображаемого.

    В результате такой работы в душе ребенка открывается внутренний источник художественных замыслов, и он будет порождать их уже независимо от каких либо заданий. Его художественное развитие будет интенсивным, и в дальнейшем дети посвящают себя тем или иным формам художественного творчества.

    Итак, творческое задание ставит обучающего в позицию творца, вплотную подводит к той черте, за которой может научиться, начаться порождение собственных художественных замыслов.

    Свобода – обязательное условие всякого творчества. Но она может быть направлена не на художественное творчество, а на что – то другое. Так стремясь показать себя «с самой лучшей» стороны, ученик может повторить на рисунке то, за что его раньше хвалили взрослые, надеясь на то, что учитель его похвалит. В результате появляются мало отличающие друг от друга изображения домиков, цветочков, корабликов…, по которым о способностях, об интересах ребенка узнать ничего невозможно.

    Путь развития творческого сознания ребенка весьма интересен. Смена ярких образов реальными предопределена образным мышлением. Развитие образного мышления идет через развитие творческой активности, и чем раньше начинать этот процесс, тем лучше.

    Несомненно, занятие искусством оказывает обучающее и эмоциональное воздействие. Очень важно увидеть, насколько это воздействие оказывается глубоким и продолжительным.

    Совершенно убежден в том, что уроки творчества способствуют эффективному лечению детей. Радость приобщения к миру прекрасного, миру искусства раскрывает творческий потенциал, способствует самовыражению. Обстановка положительных эмоций, безусловно, оказывает сопутствующее воздействие на ход лечения больных детей, страдающих нарушением в физическом развитии.

    В работе с детьми на уроках творчества стараюсь приблизиться к решению проблемы самовыражения через образ, цвет, графическую гармонию.

    Надеюсь, что эти уроки в первую очередь улучшают эмоциональное состояние.

    Развивать творческие способности – это развивать:

    • творческое отношение к мышлению;

    • зрительную память и эмоциональность;

    • целенаправленность и природную чувствительность;

    • сенсомоторные свойства руки.

    Еще П. Чистяков сказал: «рисовать – значит размышлять». Творчество – одно из важнейших внутренних способностей человека, заложенных в детстве, а мы, взрослые должны помочь раскрываться этим способностям.

    Стереотип мышления часто мешает творческому процессу. Спросите ребенка о цвете или форме чего – либо. Ответ, как правило, однозначен.
    Солнышко – желтое,

    небо – голубое,

    дорога – прямая,

    ствол – коричневый.

    Так можно перечислять до бесконечности, а вот варианты ответов, увы, будут весьма ограничены. Это говорит о стереотипе мышления. Более того, этот стереотип, зачастую, сформировался с подачи взрослых. Давайте вспомним, как дома, занимаясь с ребенком, мы автоматически подсказываем ему именно этот простой вариант решения цвета и формы того или иного предмета. Мы тихо и незаметно учим его не искать вариант, а довольствоваться простым решением.
    3.2 Творческий подход
    Поэтому я на уроках ИЗО стараюсь развивать творческий подход к цветовому решению, обращаю внимание ребят на влияние и взаимодействие формы и линии. Необходимо развивать восприятие цвета и формы, наблюдая красоту цветовых и линейных отношений в природе и искусстве. Стараюсь объяснить и показать на примерах, что цвет и линия могут радовать и отпугивать, вызывать чувство покоя и тревоги, нежность и раздражения. Часто говорю ребятам, что выражение чувств в руках человека, а значит, в их руках.

    Иногда рисунки помогают врачам и психологам понять душевное состояние ребенка. В рисунке обучающегося есть и «вчера», и «сегодня», а значит, можно спрогнозировать и его «завтра».

    Как научить ребенка мыслить? Несмотря на риторический вопрос, попробуем, все – таки найти ответ.

    Основное противоречие в творческом процессе – неумение сформировать языком рисунка свою мысль, то есть сделать её видимой. В решении этой проблемы, в первую очередь, помогают творческие задания.

    Изобразительное искусство является мощным средством улучшения восприятия. Без которого проблемным может стать продуктивное мышление в любой области знаний. Недопустимо пренебрежение к визуальному мышлению. Подобрать стереотипы мышления – задача педагога. Я стараюсь приоткрыть дверь в творческий процесс и помочь ребенку испытать радость от встречи с неизвестным. Но увиденным только им.

    Анализ практической работы с обучающими разного возраста показал, что творческие задания можно давать им, начиная уже со 2 класса. Правда, более осмысленный процесс работы над рисунком начинается к концу 3 года обучения.

    Через творческое задание идет развитие:

    • самостоятельности и активизации инициативы в процессе мышления;

    • настойчивости и последовательности в работе;

    • наблюдательности;

    • способность выразить в рисунке свою мысль;

    • умение мыслить индивидуально;

    • эстетического вкуса.

    Это, несомненно, поможет обучающему показать своё личное восприятие и при рисовании с натуры, и по представлению, и при работе над тематическим рисунком или при составлении графической композиции.

    Творческое задание учат обучающихся не просто активно мыслить самостоятельно, но и укладываться в ограниченное время, так как возвращаться к работе через несколько дней совершенно бессмысленно. На таких уроках, зачастую, ученик открывает в себе способность к творчеству.

    Если человек – творческая личность, то он сумеет применить свои способности в любой сфере интересов в роде занятий. Стараюсь подбирать задания с учетом возраста и индивидуальных наклонностей, что даёт возможность развивать не только творческий потенциал, но и повышать художественную грамотность, эстетический вкус, остроту образного мышления и сенсамоторные свойства руки, что особенно важно обучающимся.

    Важным явлением является развитие познавательной сферы, связанной областями знаний. Программа «изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского предполагает творческие задания, а вот подбор этих заданий зависит от многих факторов. Главное. подбирать такие задания, которые будут будить мысль, чувства, воображения. Вызывая желание постигать новое.

    Опыт работы показал, что от ясности сознания общей цели и конкретных задач зависит активность и собранность восприятия будущего изображения и самого процесса рисования.

      1. Развитие творческого мышления


    На занятиях систематически используются «проблемные ситуации». Приведу пример создания проблемной ситуации при изучении темы «Цвет. Основы цветоведения»: Вы попали в Изумрудный город и все в нем изумрудного цвета: дома, мостовая, цветы, посуда. И вы все это видите. Попробуйте выдвинуть предположение, как мастера решили проблему цвета, и при этом ни одна вещь не потерялась на фоне другой.

    При обучении искусству, важное место занимают эвристические вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом можно еще решить эту задачу? Приведем пример: как передать объем предмета на плоскости? Почему одна плоскость объемного предмета светлая, а другая темная? Ребята выдвигают гипотезы и отвечают на следующий вопрос: Что из этого следует? Совместно с педагогом находят возможные варианты решения данной проблемы.

    Большое внимание уделяю приему принятия оригинальных решений. Так, например, при работе над темой «Натюрморт настроения: Новогодний натюрморт» обучающимися предлагаются идеи создания композиции, что можно в неё включить: игрушки, елочку, подарки, свечи и т.д. Коллективно обсуждаются эскизы составленных композиций, учитываются закономерности, и ребята с энтузиазмом включаются в работу над воплощением своей идеи.

    Часто использую приемы и задания на развитие творческого воображения и творческого мышления, например, прием «Дорисуй», где ребятам предлагаются линии, фигуры, буквы, пятна, которые они должны дорисовать, найти свой образ. Приведем пример из урока «Пятно как средство выражения»: задание – превратите кляксу в живое существо; в итоге у детей получились кошки, собаки, птицы.

    Задания на «включение» объекта в новые связи ребята выполняют с огромным интересом. Например, предлагается представить себя на месте цветка, посмотреть на мир его глазами.

    Задания на генерирование идей, которые используются на уроках, способствуют развитию фантазии ребенка, стимулируя его к разным видам деятельности по поводу рисунка: дополнить, изменить, предположить, придумать, дорисовать и т.д.

    Особую ценность представляют задания, нацеленные на освоение какой-либо художественной закономерности. Например, задание «Выдвини версию (можно сказочную): Почему у елки колючие иголки? Куда уходит тропинка?» - нацелено на понимание причин явлений. Такое же освоение «в действии» тотемистического следа в искусстве художественного образа предполагает задание «Попробуй придумать легенду о происхождении кисточки, карандаша, красок и др.»

    Задания на «переформулирование» так же имеют место на уроках (в основном задаются как домашнее задание): написать сочинение-рассуждение «Я смотрю на мир глазами березки», «О чем думает цветок под осень», игра «Оживи предмет», например, какие черты животного или человека в предмете можно обнаружить? Расскажите о нем как о живом.

    Программа предусматривает каждому обучающемуся свободу для художественного творчества, решения общей учебной задачи. Постепенно способность к целенаправленной творческой деятельности становится критерием художественного развития учащихся .

    3.4 Этапы вовлечение обучающихся в творческую деятельность.
    Для повышения качества рисования необходимо возбудить у обучающихся эмоциональное творческое отношение, вызвать радостное ожидание интересной работы., продемонстрировать свою точку зрения.

    Любые задания составляю, естественно, в полной зависимости от возраста, художественной, творческой и психологической готовности к той или иной успешной работе.

    Для успешного осуществления задач художественного образования и эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства использую различные виды занятий: уроки – беседы, расширяющие кругозор; рисование с натуры, развивающее память, наблюдательность, пространственное мышление; тематическое рисование, стимулирующее развитию творческих способностей и выражения; декоративное рисование. (приложение 1)

    Последнее время меня все больше беспокоят проблемы воспитательного воздействия на обучающихся, а данная методика способствует формированию у обучающихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других.

    Современные образовательные технологии помогают сделать урок интересным, результативным, творческим. Современный учитель должен иметь собственную позицию, быть талантливым педагогом, быть творческой личностью, ведь воспитание творчества невозможно без творчества педагога.

    Уроки изобразительного искусства требуют огромной подготовки. Так, используя коллективную методику, невозможно без продумывания заранее композиции коллективной работы:

      • выбора цвета, размера и положения общей плоскости фона;

      • выбора единого изобразительного материала и техники изображения, как для фона, так и для деталей композиции;

      • определения соразмерности деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуально выполненных элементах;

      • определения техники «сборки» композиции, продумывание процесса выполнения.

    Использование в работе таблиц помогает более полно раскрыть тему, а книги позволяют провести мини – экскурсии от реализма до беспредметного искусства. Это расширяет у ребят представление о возможностях выражения своих чувств на бумаге, потребности творчески подходить к изображению через свое мировосприятие, вложив в произведение мастерство и душу.

    Задача – пробудив у обучающихся творческую мысль, подойти к работе над рисунком с повышенной требовательностью, найти равновесие в изображении, гармонию цвета и формы, выразительность ритма, отношение порядка и хаоса и помочь ребятам определиться в решении:

      • как заставить мысль говорить?

      • как нарисовать ощущение?

      • как рисовать по интуиции?

      • как запечатлеть мысль?

    Постоянно организую образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика. Провожу уроки изобразительного искусства вне стен школы, так как это прекрасное средство развития интереса к изобразительной деятельности. Рисование с натуры непо­средственно на свежем воздухе (на пленэре) способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала, развива­ет интерес, умение и желание приобретать знания и применять их на практике, имеет большое значение для эстетического воспитания. Пленэр делает школьников более наблюдательными. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких- либо дополнительных материальных затрат значительно улучшить здоровье детей, а значит, и поднять уровень обучения за счет снижения утомляемости.

    Как показывает практика, организация такой работы позволяет проводить оздоровительные мероприятия без ущерба для учебного процесса, способствует сохранению и укреплению здоровья, обеспечивает успешность обучения.
    Постоянно провожу уроки с компьютерной поддержкой не только при изучении нового материала, но и при выполнении обучающимися индивидуальных, творческих заданий, домашней работы.

    Формированию здорового образа жизни способствует создание на уроке, в основанном на доброжелательности, внимании друг к другу, эмоциональной комфортности.

    Центральными темами в изобразительной деятельности моих учеников, в их художественном творчестве являются темы с ярким патриотическим содержанием. На уроках ИЗО мы изучаем символы России , историю народных костюмов, быта, народных промыслов своего округа.

    В преподавании своего предмета я использую следующие принципы:

    • воспитывающее обучение;

    • научность преподавания;

    • систематичность и последовательность;

    • сознательность и активность;

    • доступность обучения;

    • наглядность и проблемное обучение.

    Соблюдение этих принципов способствует успешному выполнению учебно-воспитательных задач.

    Как можно оценивать творения обучающихся ?

    Первая трудность, с которой приходится сталкиваться в школе – неадекватное отношение учеников к урокам ИЗО, регулярная неподготовленность к занятиям некоторых учеников, безответственное отношение к выполнению домашних заданий. Постепенно удалось научить детей реально оценивать свой труд на уроке, с уважением и любовью относиться к предмету. Приходилось терпеливо разъяснять каждому ученику, почему и за что он получает ту или иную оценку. Со временем дети начали с пониманием относиться к моим требованиям.

    На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя ставить детям оценки за то, что они рисуют «правильно» или «неправильно». Критерии оценки – мыслить, создавать, творить. Наблюдая за успехами и неудачами ребят, я убеждаюсь в том, что некоторые темы им более близки и понятны, другие же вызывают затруднения и оставляют их равнодушными. Поэтому моя цель – научить и заинтересовать детей.

    Традиционная система оценивания по данному предмету весьма несовершенна. В связи с переходом на новый образовательный стандарт основой преподавания ИЗО является его деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным .В содержании образования по ИЗО на первый план выходит формирование ключевых компетенций .Отсюда , думается , что прежняя система оценивания изживает себя.Есть необходимость в такой системе оценивания, которая позволила бы оценивать личность не только по способам деятельности , но и по ключевым компетенциям .

    Вывод: при применении художественно – творческого задания на уроках изобразительного искусства у школьников формируется познавательный интерес к предмету, который становится устойчивым, т.к. учебная деятельность успешна.


    • Результативность


    Работая над проблемой повышения интереса обучающихся по изобразительному искусству через художественно – творческие задания дает возможность добиться положительных результатов.
    Работа по теме «Развитие творческих способностей обучающихся 1-2

    ступеней на уроках ИЗО через художественно – творческие задания »

    показала, что различные методы и приемы, применяемые на уроках, выступают как активные средства в процессе творческого развития подростков, оказывают положительное влияние на саморазвитие личности, познавательную и художественно – творческую деятельность обучающихся. Это убедительно доказали результаты педагогического опыта и анализ работ детей. Искусство и творчество вызывают эмоциональный отклик у детей, у них появляется желание творить и открывать новые уголки художественного творчества.
    5. Библиографический список


    1. М.И.Ситникова. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр./ М.И.Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320с.




    1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения /И.Я.Лернер. – М. : Педагогика, 1981. – 186с.




    1. Открытый урок /Электронный ресурс/: фестиваль пед. Идей 2004 – 2005 // Издательский дом «Первое сентября». – М., 2004. – Режим доступа: http://festival. – 1 september. ru /index. Php.




    1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать: кн. Для учителя / Ю.П. Азаров; предисл. О. Матятина. – 2 –е изд., испр. И доп. – М. : Просвещение, 1985. – 448 с. : ил.




    1. Заир – Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир – Бек. – Спб. : Просвещение, 1995. – 234 с.




    1. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя/ Н.В. Кузьмина. – М :Высш. Шк., 1990. – 119 с.




    1. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированный подход как технология модернизации образования/ Е.В. Бондаревская // Методист. – 2002. - №5. – С. 2-6.


    8 .Методическое письмо о преподавании учебного предмета « Изобразительное искусство» в условиях введения нового ФГОС. 2011 г.






    написать администратору сайта