Главная страница
Навигация по странице:

  • Типы зрительской аудитории

  • Способы активизации зрительской аудитории

  • Способы общей активизации аудитории

  • Раскроем сущность предлагаемых способов Вступительная песня ведущего

  • Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки

  • Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю

  • Приведём ориентировочные модули ритуального приветствия.

  • Список использованной литературы

  • Активизация аудитории. Активизация зрительской аудитории в культурнодосуговом учреждении


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеАктивизация зрительской аудитории в культурнодосуговом учреждении
    АнкорАктивизация аудитории
    Дата19.05.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаAktivizaciya_zritel_skoj_auditorii_v_kul_turno-dosugovom_uchrezh.pdf
    ТипРеферат
    #539110

    Муниципальное бюджетное учреждение культуры муниципального образования Северский район
    «Районный организационно методический центр»
    Активизация зрительской аудитории в
    культурно-досуговом учреждении
    ст. Северская, 2020

    2

    3
    Содержание
    Введение………………………………………………………………..………….4
    Типы зрительской аудитории………………………………………………….…5
    Способы активизации зрительской аудитории……………………….…………7
    Способы общей активизации аудитории………………………...……………...8
    Заключение……………………………………………………………………….14

    4
    Введение
    Активизация аудитории – режиссерский прием, заключающийся во включении зрителя в сценическое действие. Существуют различные уровни активизации аудитории – от обращения актеров в зрительный зал и вынесения фрагментов действия в партер до хэппинга предполагающего прямое участие публики в сценическом действе. Мейерхольд использовал для этой цели прием «подсадки». Он же первым использовал для активизации аудитории прием провоцирование зрителя на действенную реакцию.
    Впоследствии многие режиссеры стали откровенно размещать актеров среди зрителей, переносить действо в зрительный зал – например, Охлопков стремившийся к непосредственному контакту с аудиторией. Впоследствии опыты по изменению формы сценической площадки и выносу ее в зрительный зал продолжали другие режиссеры. На основе этих опытов кристаллизовался прием заманивания — один из основных приемов вовлечения зрителя в действо. Это прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой. А затем постепенное заманивание и втягивание в эту театральную игру всех зрителей. Форму совместного театрального действия, игры использовали деятели западного поп-арта. Введя в моду хеппинг, который помог выработать целый ряд приемов вовлечения публики в действие. Хеппинг (от английского «происшествие», «случай»).
    Первоначально так называли некий коллаж ситуаций. Суть приема в том, что все зрители, они же участники, вовлекались в серию спонтанных, импровизированных поступков, лишь в общих чертах запрограммированных в сценарии. Основные приемы вовлечения зрителей в подобные действия – планирование и провоцирование в условиях специально созданной окружающей среды. Психологические зерна хеппинга в отступлении от нормы, в нарушении общепринятого при полной раскованности, стихийном самовыявлении. Принцип активного соучастия зрителя в совместном действии-игре и проблемы вовлечения их в это действие взяли на вооружение уличные театры и театры игры. Активизация аудитории требует особых качеств от актера (способность к импровизации, постоянная готовность к неожиданности, находчивость) и от режиссера.

    5
    Типы зрительской аудитории
    С точки зрения сопричастности зрителя можно выделить в следующие типы зрительской аудитории:
    - участник зрелищного мероприятия — зритель, осознающий себя частью данного действа, воспринимающий себя как соавтор и непосредственный участник зрелища;
    - соучастник зрелища — зритель, эмоционально воспринимающий действо как близкое какой-либо контактной социальной группе (детям, родственникам, друзьям, коллегам и т. д.), однако не считающий себя непосредственным участником зрелища;
    - наблюдатель — зритель, эмоционально не принимающий зрелища, не считающий себя его частью, довольствующийся ролью стороннего наблюдателя;
    - служащий — зритель, посещающий зрелище с деловой целью
    (представители
    СМИ, спонсорских и меценатских организаций, государственного и муниципального управления и т. д.). Весьма условно можно разделить зрителя на несколько основных типов. Разделим их по принципу разности приемов в работе. Нужно понимать (а лучше чувствовать), какой тип аудитории на данный момент присутствует в зале перед вами. Естественно, в чистом виде ни один из ниже перечисленных типов не бывает, это всегда «микс», однако в целом можно понять к какому типу данная аудитории тяготеет больше всего. Сразу оговоримся, что данное деление не претендует на научность и взято исключительно из практического опыта ораторов и актеров. Г.А.Товстоногов (выдающийся советский режиссер) в своих трудах писал, что в скором времени театральная практика должна дойти до изучения зрителя совместно с социологией. К сожалению, в связи с общим упадком театрального искусства (во всяком случае, в России) изыскания на тему сегментирования и изучения зрительской массы фактически не идут, однако сама необходимость понимать, кто перед тобой, что за люди пришли на твое выступление или спектакль, от этого никуда не исчезло.
    Питер Брук (выдающийся английский режиссер) не раз писал о том, что спектакль (это утверждение, кстати, относится в равной степени и к бизнес-ораторам) ставится на определенную публику. У каждого сценического действия, публичного выступления есть своя целевая аудитория, с которой нужно считаться на этапе формирования выступления или спектакля.
    Представленные ниже типы аудитории – всего лишь первое приближение к тому, что нужно знать о своей публике оратору:
    • «Собеседники». Люди, которые пришли на ваше выступление точно знают (во всяком случае, подсознательно), чего они хотели бы получить от общения с оратором в данном конкретном случае. Задача такой аудитории лежит внутри выступления, то есть они ждут от посещения мероприятия

    6
    определенной пользы. Это наиболее сознательная, часто довольно трудная, но самая интересная аудитория. Самые продуктивные выступления проходят именно с «собеседниками». Оратор должен стремиться любой тип аудитории перевести в тип «собеседников»;
    • «Публика». Это, как правило, более легкомысленно настроенная аудитория. Ее задача лежит вне выступления, «втягивание» в процесс общения проходит тяжелее, чем с «собеседниками». «Публика», как правило, не любит напрягаться, и чтобы донести до нее что-то серьезное или важное, ее нужно уметь эмоционально увлечь. Чаще всего именно такие люди приходят в театры. Задача хорошего театра перевести аудиторию из разряда
    «публика» в разряд «собеседников». Однако сегодняшний театр, к сожалению, часто довольствуется тем, что «публика» остается «публикой» и в этом же качестве покидает зал после спектакля;
    • «Толпа». Самый сложный вид аудитории. «Толпа», как правило, объединена какой-то общей эмоцией, довольно грубой и примитивной, но мощной. Данный вид аудитории противоположен «собеседникам», как коллективизм противоположен индивидуализму.

    7
    Способы активизации зрительской аудитории
    Наша задача – превратить зрителей в участников действа, в участников театра масс. Не хватать людей за руку для того, чтобы насильно вытащить их на сцену, но создать такие условия, когда зритель сам с удовольствием включится в действие. Через сопереживание, соучастие – к сотворчеству!
    Виды активизации:
    Спонтанная (волна на стадионе), спланированная (гимн) овация в ритм.
    «Подсадка». Суть приема: среди зрителей находятся «свои люди», которые из зала задают вопросы ведущим и действ.лицам праздника, вступают с ними в полемику, побуждая тем самым к активным действиям аудиторию. (КВН - домашнее задание, финальная песня)
    Коллективное пение. Усиливает ощущение общности, стимулятор активности аудитории.
    Шествия и коллективные выходы. Они могут быть как прологом
    (Олимпийские игры - выход команд - представление стран, участвующих в играх), так и кульминацией праздника.
    Коллективные выступление, рапорты, переклички. Выступления очевидцев того или иного события. Выступление своих, узнаваемых героев (ветеранов труда, войны).
    Ритуальные или церемониальные действия. Примеры торжественной церемонии на праздниках: моменты вноса и выноса знамени, зажжение и эстафета огня, поднятие и спуск знамени, принятие клятв, минута молчание, возложение цветов, венков и т.д.
    Игровое действие. С помощью игры можно подготовить человека к активному восприятию, включить его в массовое действие. Необходимо исходить из конкретной аудитории.
    Скандирование
    – состязательное взаимодействие.
    «Длинные шнуры» - (вопрос-ответ) разговор с залом, разговор-интервью.
    Игровое действие – игровая ситуация, возникшая в празднике, надо совершить действие за определенное время.
    Ритуальные и церемониальные действия – выработанное обычаем – минута молчания, возложение венков, символика, обычаи, обряды.
    Прием «нанизывания» - коллективное пение; коллективные выходы, шествия; коллективные выступления, рапорты, переклички (очевидцы, ветераны, местные герои).

    8
    Способы общей активизации аудитории
    Способы общей активизации аудитории ещё требуют своего изучения и классификации. Как и значительное большинство игр вообще, эти способы обладают высокой вариативностью.
    Приводимые далее способы эффективны преимущественно в детской аудитории. Однако некоторые их вариации, как свидетельствует практика, вполне подходят для любой возрастной группы. При необходимости ведущий может создать для себя необходимые формы по намеченным образцам.
    Мы сознательно опускаем самый простой – традиционный – способ: вышел, поприветствовал, начал работать. Арсенал настоящего ведущего заметно обогатится уже при помощи предлагаемых далее способов:
    • вступительная песня ведущего;
    • вступительные стихи или специальные рифмованные строчки;
    •блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ;
    •ритуальные приветствия;
    •коллективное сотрудничество;
    •ритмические и жестовые игры на внимание.

    9
    Раскроем сущность предлагаемых способов
    Вступительная песня ведущего
    – общеизвестная популярная песня (хит) или песня, хорошо известная именно этой аудитории;
    – песня с вопросами и предсказуемыми хоровыми ответами;
    – песня, которую легко дополнить жестовым сопровождением (метод: жестовоеорнаментирование) или выразительными движениями;
    – ритмичная песня, которая легко провоцирует на отбивание сильных долей музыкального такта.
    Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки
    Их возможное назначение – дать определённую информацию про замысел, его цель, эталонное настроение, детские и общие ценности. Стихи должны быть тёплыми, светлыми, зажигательными, энергичными, акцентированными (скорее всего, с ямбическими или хореическими строками). Одобряется введение во вступительный стих двух-трёх слов, которые, понимая логику и почувствовав рифму и ритм, можно всем залом произносить хором (по знаку-команде игромастера). И главное: их не должно быть много (лучше – не более восьми строк!). Это ведь не вечер поэзии!
    Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю
    реакцию или ответ

    10
    Феномен эффективности этого способа состоит в том, что каждый человек радуется тому, что он что-то знает, умеет, может – и при малейшей возможности рад это продемонстрировать, этим похвалиться.
    – Поднимите, пожалуйста, правую руку те, у кого прекрасное настроение!
    – Помашите, будьте добры, кистями рук те, кто меня хорошо слышит!
    – Будьте добры, покачайте головой те, кто меня хорошо видит.
    – Покажите, пожалуйста, кто может повторить такое сложное движение?
    (При этом демонстрируем любое движение, простое для всех).
    – Будьте добры, хлопните в ладони те, у кого в аудитории есть хотя бы один друг. А три? А пять? А...?
    – У кого есть две ладошки – левая и правая – покажите, будьте добры!
    – У кого есть две ноги, постучите ими по паркету!
    – Кто помнит своё имя, поднимите, пожалуйста, левую руку!
    – Кто знает имя своего соседа справа, выкрикните его!
    – А соседа слева?
    – А кто запомнил имена обоих соседей?
    – А кто помнит, как зовут меня?
    – Подскажите, пожалуйста, какой сегодня идёт год? А какое число? А месяц?
    – А кто помнит, уважаемые, какой сегодня день недели?
    – А кто из вас умеет считать до десяти?
    – А кто умеет считать до десяти и может показывать соответствующее число пальцев?
    – А кто из вас умеет считать до десяти по-английски?
    – А кто может назвать первые пять букв азбуки? А десять?
    – А кто заметил, что написано на стене у входа в зал?
    – А кто может угадать, что у меня в руке?
    – Скажите, пожалуйста, кто из вас умеет быть громким? А тихим шуршунчиком? А крикливым топотунчиком?
    – А скажите, пожалуйста, кто из вас умеет быть вежливым? А как это?
    (можно показывать приветствие кивком головы, пожимать друг другу руки, приветливо махать кистями рук и т.д.).
    – Скажите, дорогие мои, есть ли в зале Саши? А Светланы? А Серёжи? А
    Катерины? А Коли? (Обычно называют не более семи-восьми имён девочек и ребят. После каждого хором кричат: «Спасибо, что вы с нами!» – и аплодируют).
    – Подскажите, уважаемые, как можно приветствовать друг друга? А ещё как?
    А ещё? А кто может придумать оригинальное красивое (это слово обязательно!) приветствие?

    11
    – Интересно, кто быстрее по моей просьбе покажет четыре пальца? А семь пальцев? А пять?
    – Интересно, какая часть зала по моей команде быстрее поднимет правую руку? А левую? А обе? А левое колено? А правую ногу???
    – Помашите те, у кого есть сестричка? А братик? А кошка? А пёсик? А хомячок?
    – Интересно, а кого в зале больше – мальчиков или девочек? Кого, кого??? А слева? А справа?
    Понятно, что приведённые формы – это примеры, модули, по аналогии с которыми можно сочинить множество эффективных форм мгновенной активизации аудитории.
    Ритуальное приветствие
    Этот способ общей активизации имеет смысл применять в условиях достаточно больших аудиторий, тогда, когда индивидуально поприветствовать участников невозможно. При этом возникает возможность избирательного приветствия с представителями аудитории.
    Приведём ориентировочные модули ритуального приветствия.
    Модуль «Эталон». Проход ведущего через зал с фразой «Добрый день тем, у кого прекрасная улыбка!» Варьировать можно, например, так:
    «Добрый день тем, кто красиво сидит», «...у кого в одежде есть что-то красненькое, синенькое, жёлтенькое и т.д.)», «...у кого есть пуговки
    (шнурочки, кроссовки, часы, резиночки для волос и т.д.), «...кто умеет поймать свой нос (сделать «Буратино»: потереть свои уши, щёчки, приподняться для приветствия)» и т.п. При этом ведущий избирательно приветствует участников аудитории и идёт к месту, с которого будет руководить процессом игрового общения. В модуле используется желание ребёнка быть заметным и замеченным. Ребёнок с радостью «найдёт» у себя всё, что называет ведущий, чтобы тот его заметил, чтобы войти в круг тех, на кого обратили внимание.
    Модуль «Невнимательный ведущий». Этот модуль вызывает много эмоций у детворы. Поэтому он считается едва ли не главным в арсенале клоунов всего мира. Ведущий идёт через зал с реквизитом. Во время приветствия и поклона, он нарочно что-то теряет, рассыпает, старается поймать и закидывает ещё дальше. Теперь он просит помочь ему собрать вещи. Получая их, он благодарит помощников и заодно здоровается с ними.

    12
    Ещё один вариант – попросить детей помочь донести свои вещи до сцены. Желающих будет достаточно. С ними и здоровается игромастер.
    Через их реакцию и устанавливается эмоциональный контакт с аудиторией.
    Есть вариант такого подхода, в который вводится скрытая конкуренция. «Интересно, какой ряд быстрее (теплее, дружнее, радостнее) передаст мои приветствия друг другу: этот или этот (указать)». А потом – предложить рукопожатие, поочерёдное подмигивание, прикосновение руками к плечам, толкание плечом и т.д. Если вы работаете в кругу, то приветствия посылаются по полукругам, и (что важно!) обязательно нужно дождаться момента передачи приветствия себе обратно с обеих сторон. При этом подготовьте такой момент соответствующими микрофразами, эмоциями
    («только вообразите, как мне будет приятно...» и т.п.)
    Модуль «Колонна». «Мне очень приятно от того, что у нас так много детей в зале. Но жаль, что я не могу поздороваться с каждым из них лично.
    О! Придумал! Я поздороваюсь сразу со всей колонной! Положите, пожалуйста, все, кто сидит в этом ряду (показать) правую руку на плечо тому, кто сидит перед вами». Далее ведущий, приветствуя, трясёт руку первого, а прочие в ряду трясут плечи друг друга, приговаривая «Добрый день». Следующий шаг – выбор нового ряда для приветствия. И так несколько раз.
    Если у вас на игре есть несколько рядов, проведите такой способ приветствия по рядам.
    Модуль «Интересное приветствие». Ведущий предлагает участникам поздороваться привычным для нас способом, скорее всего – рукопожатием.
    Потом предложит поприветствовать друг друга как баскетболисты (хлопнуть открытыми ладонями двух рук наверху), как моряки («дают краба», то есть разводят пальцы правой руки, будто держат большое яблоко; объединяются
    «крабами», быстро бегут пальцами по рукам до плеча и одновременно ударяют по нему , как вежливые юноши (стать перед девушкой и кивнуть), как воспитанные девушки (аналогично, держась за край юбки), как аборигены (трутся носами), как японцы (низко кланяются друг другу, держа сложенные ладонями руки перед собой), как любящие папа с мамой
    (объятия), как кошечки (трутся и мурлычат), как пёсики (кряхтят и громко говорят «гав!») и т.д. Вариантов подобных приветствий можно создать сколько угодно.

    13
    Коллективное дело
    Этот способ формируют многие игромодули, которые используют для объединения, активизации эмпатии, чувства радости от соучастия, сотрудничества. Они изложены в большом ряде книг, методических рекомендаций по проведению тренингов. Рекомендуем выбрать из этого
    «моря» наиболее близкие для вашей техники и компетенции, более
    «греющие» вашу душу игровые упражнения, внести их в свой «банк» и использовать по мере необходимости. А необходимость в таких играх особенно велика!
    Задачей подобных игр может быть установление быстрого контакта с игроками. Например, через быстрое сцепление рук или других частей тела.
    Интересный момент: объединяя в игре части тела, которые называет ведущий, участники аудитории неизбежно «ищут» глаза коллег, устанавливая значительно более глубокий контакт, чем кажется на первый взгляд. Таким образом, аудитория быстро тонизируется и становится ближе друг к другу и, понятно, заметно более готовая к делу. Предлагаем вашему вниманию несколько подобных игровых модулей.
    Модуль «Гирлянды». Ведущий предлагает аудитории «гирлянду настроения». «Мы все – лампочки. Поморгайте, пожалуйста, я проверю, все ли они работают. Как только я назову цифру «три» – пойдёт ток, вы ухватитесь руками (показывает жестом, как это сделать) и наши гирлянды засияют разными огоньками». Соединяя руки, моргают, мотают головой; проговаривают звук «У!» («С, «Ш») и т.д. Далее ведущий называет цифры, среди которых встречается «три», и аудитория исполняет задания по принципу «кто быстрее», «кто точнее», «кто дружнее»...

    14
    Заключение
    Основная ошибка в понимании проблемы активизации аудитории празднеств заключается в примитивизации данной проблемы. Несомненно, что ситуативная праздничная общность должна быть активизирована, но, к сожалению, необходимость её активизации чаще понимается слишком прямолинейно, т.е. воспринимается, как задача всенепременно заставить всех её участников петь, танцевать, участвовать в конкурсах, произносить речи и т.д.
    На наш взгляд активизированная публика определяется не столько тем, насколько она явно демонстрирует свою действенную активность, сколько тем, насколько в ней нет людей, обделённых вниманием, нет тех, кто чувствует себя посторонним, лишним человеком, не причастным к общему торжеству. В идеале – праздник осуществляется «не для публики», а
    «руками публики». Публика должна быть в фокусе внимания и обеспечение этого фокуса является главной задачей лидеров-организаторов и лидеров- ведущих праздничной программы.

    15
    Список использованной литературы:
    1. Кузьмин, И.А. Способы активации зрительской аудитории [Электронный ресурс] - Точка доступа https://svyatik.org (Дата обращения 09.12.2018)
    2. Платонова, Ю. Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры / Ю. Ю.
    Платонова. — Текст: непосредственный // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2793/ (дата обращения: 18.06.2020).
    Методичку составил: методист по КДР МБУК МОСР «РОМЦ», Тютюкова
    Галина Александровна.

    16


    написать администратору сайта