АРМ 2. Основные разделы и напрвления философии. Активнораздаточный материал
Скачать 39.32 Kb.
|
Философия 2022-2023 у.г. МОК Кабилова Р.Х.
План практического занятия Основные разделы и направления философии. Философская культура как способ формирования культурной идентичности. Краткое содержание 1.Основные разделы философии. В современной философии существуют относительно самостоятельные разделы философского знания, которые сформировались по мере его накопления в процессе исследования тех или иных философских проблем за длительный период исторического развития философии. Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Гносеология – учение о познании, раздел философии, в котором изучаются проблемы познания. Аксиология - наука о ценностях как смыслообразующих основаниях бытия, задающих направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений и всей его жизни. Этика – наука о морали, о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов. Этика изучает мир, используя понятия «добро» и «зло». Логика (формальная логика)–наука о законах и операциях правильного мышления. Социальная философия – область философского знания, предметом которой является общество, история и человек как субъект социокультурных взаимодействий. Философская антропология - раздел философии, в котором изучается человек как особый вид сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропологической картины мира. Эстетика – философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика изучает мир, используя категории «прекрасное», «безобразное», «красота», «уродство» и др. Главной из них является категория «прекрасное», поэтому часто говорят, что эстетика – это наука о прекрасном. История философии – это наука, изучающая процесс возникновения и развития философских идей. Каждая эпоха и каждая культура знала свои философские идеи, которые к тому же далеко не всегда согласовывались, а чаще соперничали, опровергали одна другую. Совокупность философских идей составляет философское учение. Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы. Последователи Платона – платоники, Эпикура – эпикурейцы, Августина – августинцы, Маркса – марксисты и т.д. Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами принято называть течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения. Философские направления существуют, как правило, в течение весьма длительного исторического периода, на протяжении ряда исторических эпох. Например, идеализм и материализм, эмпиризм и рационализм и другие Существование множества философских учений, школ, течений и направлений характеризует процесс развития философии как столкновение философских подходов, борьбу идей, принципов и личностей. С развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем. Многие из великих философов (Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Маркс, Ницше и др.) считали свои философские системы вершиной развития философской мысли, впитавшими все лучшее, что было у предшествующих поколений философов, дающими человечеству абсолютную истину и, тем самым, покончившими с гибельной для философии борьбой. Новые идеи и принципы в философии не обесцениваются, не перечеркивают прежних идей, а включают их в себя в критически переработанном и переосмысленном виде как «момент истины». Основные философские направления. Как только цивилизованное человечество научилось осознавать себя в окружающем мире, так сразу появилась потребность теоретически определить систему отношения "универсум — человек", поэтому история философии представлена как базовыми направлениями — материализмом и идеализмом, так и их разнообразными школами и течениями. Центральная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру – конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию, духа к природе. Эта проблема является основным вопросом философии, так как через отношение человека, его мышление, сознание, всю его духовную деятельность в окружающем мире осознается место человека в мире, его предназначение, смысл его существования. Основной вопрос философии имеет две стороны: что первично – материя или сознание и познаваем ли мир. Решение первой стороны делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи; дуалистов, которые признают независимое и равноценное сосуществование материи и сознания, и идеалистов, считающих, что дух (сознание) предшествует материи и творит ее. Следует подчеркнуть, что идеализм имеет две разновидности – объективный и субъективный идеализм. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало – мировой дух, внечеловеческий разум, мировую волю. Представителями объективного идеализма являются Платон, Г.В.Ф. Гегель и др. Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, а окружающий мир оказывается результатом его духовного творчества. Представителями субъективного идеализма выступают Беркли, Юм и др. Философский материализм, основными историческими формами которого являются стихийный материализм древних, метафизический материализм XVII–XVIII вв. и диалектический материализм, тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Кроме того, существуют дуалистические философские системы, признающие материальное и духовное как два независимых начала: учения, признающие существование материального мира, но не отрицающие его Божественного творения и теории, материалистически объясняющие природу и идеалистически-общественные явления. Вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир? Большинство философов утвердительно отвечают на этот вопрос. В истории философской мысли такую позицию отстаивали эмпиристы, рационалисты, диалектические материалисты. Часть философов (агностики) отстаивает идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, а рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция, Божественное откровение и т. п. Такие течения включают различные школы иррациональной философии, а некоторые из них смыкаются с оккультизмом и мистикой. 2. Философская культура как способ формирования культурной идентичности Сегодня, на современном этапе, проблемы модернизации общественного сознания рассматриваются в контексте философского подхода к формированию культурной идентичности. Аргументируются роль и значение философии в воспитании самостоятельной и ответственной личности, обладающей самобытной культурой. Предлагается социально-философский анализ когнитивных оснований формирования культурной идентичности с учетом духовного наследия и современных тенденций гуманитарного знания. В Казахстане в качестве важнейшей задачи современного этапа общественного развития заявлено требование того, что «масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания», которая призвана не просто дополнить политическую и экономическую модернизацию, а должна стать их стержневым, системообразующим началом. Сегодня требуется социальная деятельность нового типа, требующая предельной концентрации общественных сил, осознания потребности в самоизменении субъектов социальной деятельности, овладения всем тем лучшим, что предлагает новая историческая эпоха. Свою особенную позицию в решении этих вопросов, несомненно, занимает философия, природа и сущность которой неразрывно связана со спецификой мировоззрения человека. Эта специфика определяется тем, что мотивы и материальной, и духовной деятельности человека не запрограммированы, а нуждаются в обосновании и понимании. Поэтому философия подходит к теоретическому решению насущных жизненных вопросов в связи с решением центрального из них — вопроса об отношении Человека к Миру, который в современных условиях все чаще формулируется как вопрос о причинах кризиса отношения Человека к Миру. Потребность именно в философском обосновании основополагающих принципов человеческой деятельности в самых различных сферах общественной жизни объясняется тем, что сама философия появляется только в таких культурно-исторических обстоятельствах, в которых существует атмосфера творческого поиска и принятия самостоятельных решений. Философия — это, прежде всего, способ всестороннего исследования, способ глубокого анализа, способ усиленного размышления. Соответственно, для общества, испытывающего потребность в философии, характерны открытость, демократичность, саморазвитие. Подлинный характер философской культуры обнаруживается в обретении практически духовного опыта философствования, направленного, по выражению Г.С. Батищева, «не на продуцирование философских текстов для других, а на выполнение философом работы внутри своей собственной жизни и на территории своего собственного душевно-духовного мира». В условиях, когда технологическое развитие уже миновало точку сингулярности, модернизация разных стран становится насущной необходимостью. В этой связи возникает необходимость создания единой концептуальной платформы для формирования на ее основе столь востребованного нового мирового порядка. За этим политики и обращаются к философам. Ведь сфера компетенции философии — это именно идеи. Здесь-то и возникает основная проблема, решение которой во многом обеспечит позитивную перспективу будущего развития мира. Главный пункт настоятельной необходимости применения именно философии в формировании нового социального порядка состоит в том, что только философия способна выходить на уровень онтологии, рассматривая не только отдельные виды сущего, но все сущее в его бытии. Такая способность дает целостность видения, уберегающего от ложных путей, дающего возможность более точного прогноза на будущее и более трезвого отношения к настоящему. Современные философы, отвечая на вызовы непростого времени социальных трансформаций и духовных потрясений, предлагают обратиться к духовному опыту философии как экзистенциальному вопрошанию о смысле собственной жизни в многоуровневости отношений Человека и Мира. Духовность вовлекает нас в обретение истины человеческой жизни, которая рождается из осмысления самой жизни. Феномен культурной идентичности, реализуемый как процесс самопознания, в котором развертывается сущность человека, обнаруживает себя во все большей степени очеловечивания человека. И только таким образом преодолевается состояние забвения человеком самого себя, перерастающее в духовный кризис человечества, в утрату гуманистического начала в социуме. Сегодня все более становится очевидным, что главная цель общественного прогресса состоит не в дальнейшем наращивании материального благополучия любой ценой, а в обеспечении условий, предоставляющих каждому человеку возможность реализовать свой потенциал, вести здоровую, творческую, активную жизнь, совершенствовать себя как личность. Поэтому актуальной проблемой для социальной практики любого государства, стремящегося к стабильному поступательному цивилизационному развитию, является формирование нового концептуального видения роли образования в подготовке человека к сознательному и ответственному участию в этом процессе. Одной из основных задач современного образования является формирование такой культуры индивидуального развития, социального общения и личностной самоактуализации, которая позволила бы человеку выходить за рамки упрощенного восприятия и понимания мира, поскольку культура связана с определенной зрелостью в отношении восприятия идей, духовных символов и многообразия человеческих интересов. Соответственно, сама сущность образовательной деятельности современного человека оказывается неразрывно связана с философской обращением к самосознанию человека, к культуре человеческой субъективности и в самом широком смысле — к культуре человеческой личности во всех ее аспектах. Естественная потребность человеческого сознания в постановке нравственно-этических вопросов бытия в процессе образования органично дополняется социальной потребностью в осмыслении целей и средств человеческого существования. Удовлетворение этих потребностей невозможно без возрастания степени свободы человеческой личности, ее активности и самостоятельности в принятии решений. Поэтому так важно сегодня формирование культурной идентичности с использованием философской культуры определения сути бытия как творческого начала человеческой деятельности, определяющей единство идеального и реального. При этом единство бытия выступает и как условие, и как результат творческой жизни человека. Из этой априорно постулируемой сущности человеческой деятельности следуют все способы специфически человеческого отношения к миру. Отсюда следует столь актуальная сегодня идея о преодолении общественного сознания, ограниченного рамками устаревших представлений о неизменных постулатах социокультурной деятельности. По мнению А.А. Хамидова, специализированные традиции работы с разными предметами — это дань эмпиризму, неприемлемому с точки зрения целостности человека, единства его бытия и мышления, с точки зрения теории мышления, сознания, бытия человека. Мировоззренческой основой философской культуры являются уходящие корнями в глубокую древность идеи о совершенствовании человека, полноте его самореализации. В современном казахстанском обществе потребность в подобных идеях и основывающихся на них исследованиях чрезвычайно велика, поскольку роль отдельного человека как субъекта социальной деятельности признается определяющей в решении многочисленных кризисов нашего времени. Современная социальная действительность из жестко детерминированной и регламентированной превратилась в неопределенную и вероятностную. В реальных жизненных ситуациях перед человеком периодически возникают непростые задачи, для которых нет готовых решений. И от человека требуется уже не столько профессионализм (хотя и его значение постоянно возрастает), сколько способность самостоятельно размышлять и уверенно действовать в условиях высокой неопределенности, трудностей, риска. Одна из фундаментальных задач модернизации общественного сознания — сохранение культурной идентичности — неразрешима без осознания самоактуализации полноты индивидуального и социального развития человека и разработки способов его самосовершенствования. Духовная модернизация предполагает сохранение национальной идентичности, сопряженной с традициями и обычаями, языком и культурным наследием; Культ знания и открытость сознания должны стать повсеместными, а ориентация на качественное образование, с учетом технологий передовых стран мира, является фундаментальным приоритетом; Философская культура — это форма самопроектирования человека, его самоопределения как субъекта деятельности, способного осмысливать и использовать в социальной практике все богатство и многообразие человеческих связей и отношений: общечеловеческие ценности и национальные традиции; гуманистические и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности; цивилизованного правосознания и рациональной организации; экологической целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной социокультурной деятельности. Кризисные явления в современном цивилизационном развитии указывают на то, что возрастает степень ответственности каждого человека за принятие решений в любой сфере его жизнедеятельности. Вектор новой стратегии цивилизационного развития определяется стремлением к универсальному творческому гуманизму, поскольку он ориентирован на свободное развитие каждого человека и его связей с другими людьми, и это развитие означает максимальную самореализацию человека как полноправного деятеля общественно-исторического процесса. Контрольные вопросы: 1. Назовите основные разделы философии? 2. Перечислите и раскройте основные этапы развития философии? 3. Основной вопрос философии. О чем гласит 1-ая и 2-ая сторона? СРС: Подготовка аналитической работы (эссе, реферата, доклада) на тему «Роль философии в осуществлении третьей модернизации современного Казахстана». СРСП: 1. Философия, круг ее проблем, место в жизни человека и общества. 2. Назовите основные течения в философии. 3. Отличия методов диалектики и метафизики. ГЛОССАРИЙ Агностицизм (Agnosticism) (от греч. – недоступный познанию) - филос. учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин введен английским естествоиспытателем Т.Гексли в 1869 г. для обозначения филос.позиции, ограничивающей сферу компетенции философии рамками «позитивного» знания. Академия (Academy) (Платоновская)- основана Платоном в 85 г. до н.э. Просуществовала шесть веков. Ее название происходит от имени мифического героя Академа, по имени которого был назван сад близ Афин. Аксиология (Axiology) философская – философская теория ценностей (см. ценность) Антропоцентризм (Anthropocentrism) – мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию. Бытие (Life)– философская категория, обозначающая всю существующую реальность. Гносеология (Gnosiology) (от греч. познаю и учение) – теория познания, изучающая законы и категории перехода от незнания к знанию. Дуализм (Dualism) (от лат. два) – философское учение, признающее равноправными два начала: идеальное и материальное. Противостоит монизму. Диалектика (Dialectics) (от греческого искусство вести беседу, спор) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1.Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания / Н.А. Назарбаев. — [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-vbudushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya. 2. Ивин, А. А. Философия: учебник для академического бакалавриата / А.А.Ивин, И.П.Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. 3. Дмитриев, В. В. Основы философии: учебник для СПО / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. 4. Спиркин, А. Г. Общая философия: учебник для академического бакалавриата / А. Г. Спиркин. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 267 с. 5. Ивин, А.А. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М.: Издательство Юрайт, 2018у-маржан, 2013. 6. История философии XX века. Современная зарубежная философия: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Колесников [и др.]; под ред. А. С. Колесникова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 384 с. Дополнительная: 1. Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с. 2. Вундт, В. М. Введение в философию: учебник для вузов / В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.. 3. История античной философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский, под общ. ред. Р. В. Светлова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 288 с. 4. Трубецкой, С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 488 с. Интернет-источники: Справочная система «Философия» - www.философия.kz. 2.www. «filosofia» kz 3.online.prg.kz 4.www.testent.ru 5.Электронная Философская книга // filosof.historic.ruф Интернет-источники: |