Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук
Скачать 39.12 Kb.
|
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Н.А. ШАВВА ЗК АК «АТиСО», г. Уральск В современных условиях возникла необходимость методологической переориентации научного познания. Новая методологическая основа знаний должна включать человеческий фактор в число установок познания, что требует усиления внимания к проблемам взаимодействия естественных и гуманитарных наук как основы формирования адекватной современному миру научно-мировоззренческой концепции и позитивной стратегии построения целостной и гармоничной цивилизации. Использование гуманитарных методов познания наряду с естественнонаучными должно обеспечить формирование целостной структуры ценностно-смысловых установок, сквозь которые происходит осознание быстро меняющегося мира и места человека в нём; развитие ценностно-смыслового отношения к каждой проблеме (глобальной или локальной, массовой или индивидуальной), видения её внутреннего человеческого смысла, понимания её положительных последствий; развитие таких интеллектуально-личностных качеств, как открытость новому, понимание многогранности окружающего мира, его неоднозначности. Естественные науки – науки, главной задачей которых является объяснение явлений природы, знание основных законов природы и их рациональное использование благоприятно влияет на развитие современного общества (биология, геология, география, физика, астрономия, химия, математика и т.д.). Гуманитарные науки – науки, относящиеся к человеческому обществу, к человеку и его культуре (история, филология и т.д.) [3]. Таким образом, обобщив эти два определения, можно сказать, что естественные науки – науки о жизни, о природе, о живых организмах. Одним из этих живых организмов является человек. Для того чтобы человек полноценно жил и развивался, ему нужны не только солнце, воздух и вода, но и общество других людей. В обществе человек социализируется, то есть воспитывается, превращается в полноправного члена общества. Ведь воспитание – это передача накопленного опыта из поколения в поколение. Человек учится говорить, подражая своим родителям, перенимает основные навыки, позволяющие ему развиваться и жить. Впоследствии в процесс воспитания человека включаются школа (учителя, сверстники), высшие учебные заведения. Когда человек, окончив учёбу, поступает на работу, он снова оказывается под влиянием коллектива других людей (начальник, сослуживцы). Из всего этого можно сделать следующий вывод: естественные и гуманитарные науки взаимосвязаны и их главным связующим звеном является человек, для полноценной жизни которого одинаково важны как природа, так и общество (жизнь в обществе). Как и все другие науки, естественные и гуманитарные науки прошли большой путь развития. И пройти этот путь, не испытывая трудностей и проблем, конечно же невозможно. Поэтому у каждой из этих категорий наук есть свои актуальные проблемы. Для естественных наук, на наш взгляд, главной и по сей день актуальной проблемой является проблема взаимодействия природы и человека. Современный человек всё дальше уходит от своих истоков и всё меньше времени проводит в общении с природой. Цивилизация и современные процессы глобализации отнимают то, что всегда было присуще нашим предкам: движение, активный образ жизни, физическое и духовное здоровье. Особенно актуальна эта проблема для подрастающего поколения. Современная молодёжь прекрасно владеет компьютером, но не может разжечь костёр, способна разобраться со сложной техникой, но не в состоянии выйти из леса даже при наличии компаса и карты. Поэтому сейчас детей и подростков необходимо привлекать к общению с природой. Это могут быть туристические походы, занятия спортом на свежем воздухе или же простые прогулки на природе. Посредством этого можно улучшить своё здоровье, сменить обстановку, а главное получить психологическую разгрузку. Ведь, как известно, одним из факторов, негативно влияющим на человека в повседневной жизни, является постоянный стресс. Мы считаем, что проблеме взаимодействия природы и человека нужно уделять всё больше и больше внимания. Потому что альтернативой чистоты природы в современной жизни являются только город и его улицы, которые мало способствуют общему развитию детей и подростков. Это – комплексная проблема и её решение – задача таких естественных наук, как биология, экология, валеология, география и т.д. Также природа и свежий воздух – это отличная профилактика различных форм болезней и пропаганда здорового образа жизни [4]. Как и естественные, гуманитарные науки имеют свои острые проблемы, которые не теряют своей актуальности. И одна из таких проблем – проблема нравственного развития человека, основным элементом которого является патриотическое воспитание человека. Патриотизм – стержневое качество человека. Сюда относится такое важное, на наш взгляд, качество, как любовь к Родине. Это качество сближает ценностные ориентации старшего и младшего поколений, что позволяет сохранить историю государства и внести что-то новое и актуальное в общественную жизнь. Тем самым происходит прогресс в развитии общества и государства. Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Многие педагоги считают необходимым так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей волновало настоящее и будущее Отчизны. Воспитание активной, деятельной любви к Отчизне, приобретение опыта патриотического поведения легче всего происходят в процессе постепенного приобщения человека к делам Родины. Не так трудно воспитать человека, который способен искренне восхищаться окружающими пейзажами, сочностью родной речи, широтой народной души, самобытностью национального искусства, современными достижениями науки, техники, спорта, потому что это и впрямь достойно восхищения. Любование родным естественно. Но Родине нужны не умилённые созерцатели, а хозяева, строители, защитники. Хозяйское отношение к действительности – первый признак истинно гражданского характера. Истинного патриота надо воспитывать. «Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - завещал А.С. Макаренко. При «обывательском» мышлении человек, воспринимая действительность, ведёт отсчёт от себя. Он признаёт факты тем более значимыми, чем ближе они его касаются, и тем менее значительными, чем дальше они от его непосредственных целей и задач. И оценивает он их, прежде всего с точки зрения последствий для себя, для своей семьи. Человек, мыслящий патриотически, обсуждает для себя любой вопрос в обратном порядке. Его первая мысль: как отразится событие на общем деле, принесёт ли оно пользу Родине? И если он решает «да», то это и определяет его оценку независимо от тех затруднений, которые сулит событие ему лично. Человек изучает историю страны и начинает ощущать себя наследником героического прошлого. Человек прикасается к искусству. С понятием Родины соединяются имена её поэтов и музыкантов, архитекторов и художников. Чем больше он узнаёт, тем больше для чувства любви к Родине он получает. Истинный гражданин и патриот испытывает потребность вмешиваться в жизнь и переустраивать её в соответствии со своими идеалами. Он должен уметь видеть зло и бороться с ним. Патриотическое мышление в соединении с активной жизненной позицией – это результат, к которому должна стремиться деятельность общественных организаций по вопросам патриотического воспитания человека. Зачатки патриотического воспитания любого человека формируются в семье. У ребёнка можно сформировать эмоциональное отношение к родной стране. Таким образом, у него формируется представление о родной стране, уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу), воспитывается чувство гордости за успехи людей, интерес к жизни разных народов, их культуре и истории. Чтобы пробудить у детей патриотические чувства, их знакомят с достопримечательностями своего города и края; посещают с ними музеи, выставки, памятники; рассказывают им о труде людей. «Овейте душу ребёнка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нём самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях – людях и героях – народах, побольше поэзии и музыки…», - говорил Блонский. Воспитание патриотических чувств начинается с пробуждения в юном человеке способности восхищаться красотой гражданского подвига. Но воздействие на чувства юного человека – это лишь часть, хотя и очень важная, большого и длительного процесса формирования патриотизма. Одно дело – слушать рассказы отцов, читать книги о героях. Другое - самому прикоснуться к их жизни. Поднять горсть земли, и, рассматривая её, заметить: до сих пор ржавая, потому что каждая её пора пропитана металлической пылью, и время не подвластно эту пыль уничтожить. Или, встретив на своём пути братскую могилу, остановиться и помолчать. Так с малых лет приходит к человеку понимание своего гражданского долга, рождается желание беречь и охранять землю, готовность в любой момент встать на её защиту. «Чувство любви к Отечеству – благородное и возвышенное чувство», - говорил Белинский. И это чувство нужно развивать в человеке. Помогает этому работа общественных организаций, направленная на развитие социально полезных качеств человеческой личности [2]. Создание общественно – политических организаций и движений является реальным показателем процесса становления гражданского общества. В Республике Казахстан созданы и зарегистрированы свыше четырёхсот общественно – политических организаций, объединений и движений. Также действуют такие общественные организации, как союз молодёжи, научные ассоциации, культурные фонды, женские организации, советы ветеранов войны и т.д. Все они привлечены к общественно – политической жизни республики и вносят серьёзный вклад в жизнь общества. Одним из основных направлений деятельности общественных организаций является осуществление патриотического воспитания молодёжи, благодаря чему молодое поколение становится достойными гражданами своего государства. Следует заметить, что общественником человека не воспитать, если не включить его в общественную работу, в систему коллективных дел и коллективной ответственности. Именно общественные организации являются прекрасной школой политической закалки, идейного и нравственного становления личности. Сформировать сознательное отношение к общественному долгу, выработать активную жизненную позицию – в этом одна из важнейших задач общественных организаций. Однако при этом следует отметить, что включение человека в активную общественную работу ставит перед ним известные трудности. Во-первых, необходимо значительно больше времени. Во-вторых, на человека ложится весьма серьёзная ответственность за дела в коллективе, за поступки не только свои, но и других людей. И, в-третьих, то и дело возникают ситуации, в которых требуется проявить характер, уметь настоять на своём. И, потерпев поражение, не упасть духом, не разочароваться, суметь разобраться в причинах, критично всё оценить и идти дальше, сохранив чистый и ясный взгляд на жизнь. Такое не всегда по силам даже взрослому, умудрённому житейским опытом человеку. Молодёжь учится жить в коллективе, накапливает опыт общения. Молодые люди не только самоутверждаются, но и ищут взаимопонимания. Но цель общественного воспитания – не просто общение, а совместная коллективная деятельность, формирующая личность. «Человек, - писал А.С. Макаренко, - только тогда становится гражданином, когда он попадает в борющийся, действующий и движущийся вперёд коллектив». Зрелость, несомненно, понятие не столько возрастное, сколько социальное. Умение взрослого объединяться с другими людьми для совместной работы в значительной мере зависит от воспитания у него этого свойства в детские, школьные годы. Не случайно, что предрасположенность школьника к деятельности в общественных организациях обуславливается, прежде всего, особенностями и формами обучения, которые ему нравятся [1]. В последние годы столь мощное развитие получили среди молодёжи различного рода объединения: социально – политическое объединение «Инициатива», общество «Қазақ тілі», Ассамблея казахской национальной культуры, общественный комитет «Желтоқсан», гражданское движение «Бірлестік», объединения историко – просветительского характера «Ақиқат», «Мемориал», «Әділет», историко – этнографическое объединение «Жерұйық» и т.д. Все эти формы деятельности вывели подрастающее поколение из стен школы в большую жизнь [4]. Общественные организации не сразу становятся организациями в полном смысле этого слова. Нужна общая задача, совместная деятельность по её решению, необходима атмосфера взаимопонимания и взаимоподдержки, отчётливо видные всем перспективы дальнейшего движения. Словом, требуется серьёзная вдумчивая работа над созданием единого, сплочённого, борющегося, движущегося коллектива, из которого бы не «выпал» ни один человек. Наличие «робинзонов» - первый признак неблагополучия, сигнал к тому, что необходима немедленная помощь. При описании основных проблем гуманитарных наук также следует упомянуть о такой значительной проблеме как духовное развитие человека. Согласно нашему мнению, общение – компонент, благодаря которому человек живёт и взаимодействует в обществе. При помощи общения человек передаёт и получает необходимую информацию. Общение – это один из составных элементов выражения чувств человека (эмпатия, любовь, негодование, грусть, восхищение). То есть общение – духовная потребность человека. А так называемым «целителем» души является литература. Она учит человека выражать свои чувства, приводит в порядок душу. В основе изучения литературы лежит чтение. Люди читают книги, преследуя разные цели. Одни читают книги для того, чтобы забыться, погрузиться в мир фантазий. Другие читают, чтобы понять жизнь, найти ответы на интересующие их вопросы или даже найти смысл жизни. И вот именно здесь, на наш взгляд, кроется одна из актуальных на данный момент проблем современной молодёжи. Раньше молодое поколение уделяло больше внимания чтению книг. С появлением телевизора и компьютера количество детей и подростков, проводящих свой досуг за чтением литературы, значительно снизилось. Подтверждением этому может служить следующий факт. Учащимся шестого класса средней школы было дано задание написать сочинение на тему «Моя мечта». Результаты шокировали: более половины класса не смогли раскрыть свою мысль и к тому же допустили множество грамматических ошибок. Также, наблюдая за учащимися во время урока литературы, было обнаружено, что у многих учащихся плохая техника чтения: они запинаются на каждом слове, читают по слогам, или же читают, не соблюдая знаков препинания (без выражения). Помимо этого, существует ещё много подтверждений этой проблемы. Многие учащиеся для того, чтобы, например, написать реферат, не стараются найти нужный материал в книгах. Они предпочитают «скачать» весь реферат из Интернета. Мы считаем, что этой проблеме необходимо уделить особое внимание. Нужно проводить литературные вечера, разнообразить уроки литературы (проводить их в форме игры и т.д.). Литература воспитывает не потому, что из литературного произведения можно извлечь какую-нибудь мораль, а потому, что она способствует формированию мировоззрения, формированию собственной точки зрения [5]. В заключении хочется выразить надежду на то, что все проблемы, которые существуют на данный момент в области естественных и гуманитарных наук, можно с успехом решить. Это позволит улучшить жизнь человека и обогатить его духовный мир, а также по-новому взглянуть на развитие современной науки и в полном объёме оценить, что уже достигнуто, а чего нужно достичь. Список использованной литературы: «Педагогика» под ред. Ю.К. Бабанского, издательство «Просвещение», Москва 1983г. «Диалоги о воспитании» под ред. В.Н. Столетова, издательство «Педагогика», Москва 1985г. 3. Большая литературная энциклопедия под ред. В. Г. Воронцовой, издательство «ВЕСЬ», СПб 2004 г |