Главная страница

концфуцианство. конфуцианство. "актуальность конфуцианства в наши дни"


Скачать 289 Kb.
Название"актуальность конфуцианства в наши дни"
Анкорконцфуцианство
Дата16.10.2021
Размер289 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконфуцианство.docx
ТипДокументы
#248655

Сообщение
на тему: “актуальность конфуцианства в наши дни”
студента группы СЭЗ 219
Суслова Ильи

Конфуцианство широко распространено в материковом Китае, в том числе в Сянгане, в Макао, на Тайване, в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, среди китайцев, живущих в различных странах мира.

В конце XIX - начале XX вв. философ и реформатор Кан Ювэй (1858-1927 гг.) развернул борьбу за установление в Китае конституционной монархии и превращение конфуцианства в государственную религию. Он также предпринял попытку модернизировать конфуцианство, которое всё более вступало в противоречие с изменяющимися условиями общественного бытия. Кан Ювэй развил концепцию перемен, или изменений (бянь), как проявление Пути Неба и закона (ли) вещей, имеющего эволюционный и в значительной мере индивидуальный характер. Понятие жэнь он истолковывал как силу любви, объединяющую людей. Историческое развитие человечества Кан Ювэй объяснял при помощи теории трех этапов: хаоса, поднимающегося покоя и великого покоя, сменяющих друг друга в эволюционном процессе. В итоге эволюция должна закончиться всеобщим великим единением (да тун) - состоянием абсолютного всеобщего равенства, любви, справедливости и общественного владения имуществом. Семья, государство, частная собственность, наказания и даже национальные языки будут упразднены либо постепенно исчезнут, так же как и девять преград (государственные, классовые, расовые, национальные, родовые, половые, религиозные, имущественные и профессиональные, различия).

В 1919 г. во время движения «Четвертого мая» наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую конфуцианскую культуру новой, демократической и более передовой. Экономические преобразования в Китае нанесли конфуцианской идеологии и традициям сильный удар, но тем не менее конфуцианство продолжало и продолжает играть значительную роль в культурной и общественной жизни страны.

На сегодняшний день, когда на Планете непрерывно обостряются различные конфликты и кризисы, в учении конфуцианства нуждается не только Китай, но и весь мир.

Моральное учение Конфуция сегодня также рассматривается как средство совершенствования человеческого поведения в обществе , наполненном стяжательством и эгоизмом. Учение проповедует человеколюбие и управление государством и народом на основе добродетели, делая акцент на уважении ритуала и нравственно-этических норм. Изучение конфуцианства способствует стыковке традиционных и современных представлений о ценностях, помогает органичному слиянию восточной и западной культур. Основанная великим мыслителем философская школа конфуцианства на протяжении веков оказывала глубочайшее влияние на различные аспекты общественной жизни древнего Китая и продолжает пользоваться огромным авторитетом у современных китайцев. Именно с идеями Конфуция китайская цивилизация жила и развивалась несколько тысячелетий. В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире, повышении нравственных качеств человечества, многообразии и общем процветании мировой культуры и равенстве мировых религиозных направлений. Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока в сокровищнице мировой истории и культуры. По мере того как на пути к новому международному порядку возникает все больше экономических вызовов, все громче звучит призыв к созданию гармоничного всемирного сообщества на основе проверенных тысячелетиями ценностей. Конфуцианское мировоззрение уже оказывает существенное влияние на функционирование глобального рынка.

Для современной китайской идеологии характерна идея надэтнического национализма, которая позволяет предупредить возможные конфликты между представителями 56 народов, проживающих на его территории. Такой тип национализма позволяет подавить или свести к минимуму своеобразный «этнический индивидуализм», который представляет собой серьезную проблему для многих полиэтнических государств. Китайский национализм лежит в основе формирования государственного сознания граждан и представляет собой выражение одного из важных принципов конфуцианства - принципа опоры на собственные силы. В экономике он выражается в безусловном приоритете интересов национальных производителей и ограничении доступа иностранного капитала. Идеология национализма основана на следующих важнейших положениях:

  • 1. Отказ от полной открытости страны, предполагающий опору на внутренний, а не на внешний экономический обмен.

  • 2. Ориентация на сотрудничество со странами Юго-восточной Азии, создание азиатских экономических объединений с целью противостояния глобализации.

  • 3. Сочетание эффективности экономики со справедливостью распределения материальных благ с целью предотвратить расслоение общества.

  • 4. Борьба против распространения западных ценностей и космополитизма, укрепление национальной культуры.

  • 5. Развитие тяжелой и стратегической промышленности с целью обеспечения независимости от иностранного капитала.

В последние годы конфуцианство всё активнее возвращается в жизнь китайского общества. После десятилетий попыток уничтожения конфуцианской идеологии и её институтов, даже коммунистическая партия-государство пытается использовать конфуцианские идеи в своей политической пропаганде. Также растёт интерес к применению идей для решения общественных проблем. Но полный возврат конфуцианства как государственной религии вряд ли возможен, государство способно принять на вооружение отдельные аспекты конфуцианской доктрины, А это серьёзно ударит по свободе мысли, совести и веры в Китае.

С другой стороны, факт выборочного принятия конфуцианских принципов коммунистическим государством означает и то, что в ближайшее время не следует ожидать в КНР подвижек в сфере религиозной свободы.

Говоря о современности и конфуцианстве, в конфуцианской этике содержатся постулаты как противоречащие модернизации и демократизации, так и способствующие им. Первое обусловлено тем, что конфуцианская этика является продуктом древней аграрной цивилизации. Это феодальная этика, основанная на принципах жесткой иерархии, противоречащей духу индустриального общества, построенного на товарно-рыночных отношениях при равенстве субъектов. Другой аспект конфуцианства заключается в том, что в течение 2000 лет развития оно вобрало в себя многие положения других учений, философских течений, верований, социальных и политических традиций, которые делают его совместимым с модернизацией.

конфуцианство учение китайский культура


написать администратору сайта