Александр Блок. Александр Александрович Блок Первый цикл стихотворений Стихи о Прекрасной Даме
Скачать 40.5 Kb.
|
Александр Александрович Блок Первый цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» был создан под влиянием философских идей Владимира Соловьева. Несмотря на то, что в основе этого цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, — лирический герой влюблен не в реальную женщину, а в некий идеальный образ. Он сбегает от действительности, полной жестокости и несправедливости, в неземной мир, полный мистики, загадок и тайн. Герой еще не осознает всей прелести воспеваемой им Прекрасной Дамы, его чувства к ней весьма туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. И, хотя образ фантастической Девы постепенно начинает проясняться, на протяжении всего цикла он остается довольно расплывчатым, неясным, будучи плодом бесконечной фантазии поэта. Следует отметить, что Любовь Дмитриевна в своих воспоминаниях упрекала будущего мужа в том, что он влюблен в собственный философский идеал, в ее визуальный образ, в том, что он не заметил, проглядел ее, живого человека с прекрасной душой. Лирический герой живет, мечтая о встрече со своим идеалом, но в то же время у него начинают возникать опасения, что приход Прекрасной Дамы в реальную жизнь может обернуться для него душевной катастрофой. Этот страх перед столкновением с действительностью ярко выражен в одной из строчек стихотворения «Предчувствую тебя»: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Итог размышлений героя, находящегося в мире грез и фантазий, - это трагическое сомнение в реальности своего идеала и одновременно светлая надежда на будущую полноту счастья в любви. Изменение темы любви мы наблюдаем в цикле стихотворений «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Прекрасная Дама превращается в некую Снежную Деву. Если в первом цикле образ героини был абсолютно призрачным и неясным, то здесь мы видим, как герой общается с совершенно конкретной женщиной, черты которой проступают довольно отчетливо. Любовь в этом цикле уже не обладает той светлой силой, какой она была наполнена в «Прекрасной Даме». Новое чувство скорее похоже на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали – оно не дает ни счастья, ни удовлетворения. Нельзя забывать, что все переживания лирического героя есть результат жизненных испытаний самого поэта. Снежная вьюга, в которую попадает герой, — бурный роман с известной актрисой, зашедший довольно далеко, но закончившийся. Чувство героя оказывается стихийным, роковым и неизбежно терпит гибель. . В циклах «Снежная маска» и «Фаина» нашла отражение внезапно вспыхнувшая страсть Александра Александровича к Волоховой. Страсть хмельная, неистовая, испепеляющая. В 1906 году жизнь Блока заполнил театр. Александр Александрович познакомился с актрисой Натальей Николаевной Волоховой. Современники отмечали ее поразительную улыбку, широко открытые черные глаза, бледное лицо, высокий тонкий стан. Тесному общению актрисы и поэта способствовали репетиции спектакля по пьесе Блока «Балаганчик» в постановке великого режиссера Всеволода Мейерхольда. Именно актрисе посвящено стихотворение «Я был смущенный и веселый…». Анализ стихотворения Блока «Я был смущенный и веселый…» Я был смущенный и весёлый. Меня дразнил твой темный шёлк. Когда твой занавес тяжёлый Раздвинулся — театр умолк. Живым огнем разъединило Нас рампы светлое кольцо, И музыка преобразила И обожгла твое лицо. И вот — опять сияют свечи, Душа одна, душа слепа… Твои блистательные плечи, Тобою пьяная толпа… Звезда, ушедшая от мира, Ты над равниной — вдалеке… Дрожит серебряная лира В твоей протянутой руке… -Оно датируется декабрем 1906 года – как раз временем репетиций «Балаганчика» – и входит в цикл «Фаина». Восторг опьяненной толпы, тяжелый занавес, преображающая и обжигающая музыка – игра заполонила мир лирического героя. Вспоминается фраза из комедии Шекспира «Как вам это понравится»: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры». Театр в стихотворении «Я был смущенный и веселый…» вторгается в жизнь, обнажая ее суть, обжигая светом истины. Портрет возлюбленной создается буквально несколькими штрихами – она одета в темный шелк, у нее блистательные плечи. В некотором смысле ей подвластна толпа. Театральные подмостки – родная стихия актрисы. Герой заворожен ее игрой, как неким таинством. Следующий цикл «Кармен», посвященный оперной певице Любови Александровне .Дельмас, написан под впечатлением от исполненной этой женщиной роли Кармен. Любовь лирического героя приобретает здесь жгучий оттенок страсти. В цикле стихотворений «Страшный мир», главной темой которого остается тема любовная, и миросозерцание поэта, и чувства лирического героя продолжают изменяться. Любовь и страсть соседствуют с муками, пытками и смертью. Поэт с беспощадной правдивостью рассказывает о том, что сам оказался жертвой «страшного мира». Полное разочарование в жизни и в человеческих чувствах, наряду с мотивами губительной страсти и воспоминаниями об ушедшей некогда любви, мы можем увидеть в мрачных строках этого цикла. Видимо, поэт переживает в эти годы самый нелегкий период своей жизни. От юноши, в полной мере незнакомого со страшной реальностью, когда-то воспевавшего поистине самые высокие чувства, уже ничего не осталось. Поэт подавлен неверием в возможность обретения подлинного человеческого счастья. Создается впечатление, что строки, обожествляющие фантастический идеал молодого Блока – Прекрасную Даму, и строки, составляющие созданную в более позднем возрасте поэму «Черная Кровь», были написаны совершенно разными людьми. В цикл «Город» включено стихотворение»Незнакомка» Анализ стихотворения Блока «Незнакомка». По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен и оглушен. А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат. И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. - Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение « Незнакомка», написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших романтических произведений автора. У «Незнакомки» Блока есть достаточно печальная и драматическая предыстория. В период написания стихотворения Александр Блок переживал глубокую душевную драму, вызванную изменой жены, которая ушла к поэту Александру Белому. По воспоминаниям близких поэта, он безудержно топил свое горе в вине и сутки напролет просиживал в дешевых питейных заведениях, наполненных сомнительными личностями. И, вполне вероятно, именно образ таинственной женщины, такой неуместный в дешевом кабаке, пробудил в поэте желание не только приникнуть в ее тайну, но и проанализировать собственную жизнь, поняв, что тратит он ее впустую. Описывая обстановку, окружающую героя, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины, которая, судя по всему, переживает не менее глубокую душевную драму, однако не опускается до того, чтобы топить горе в вине. Это первый светлый момент в его жизни за многие месяцы, за который он пытается ухватиться, словно за спасательный круг, чтобы вынырнуть из пучины беспробудного пьянства. То, что ему это блестяще удалось, подтверждает сам факт существования стихотворения «Незнакомка», которое, как позже оказалось, стало переломным не только в жизни, но и в творчестве Александра Блока. И именно противопоставление темной и светлой сторон жизни, которое очень ясно прослеживается в этом лирическом и очень волнующем произведении, свидетельствует о том, что поэт четко понимает, что его жизнь катится под откос с неумолимой скоростью. Образ Незнакомки - другая реальность, где нет места мрачному настроению. Домашнее задание. 1.Ознакомиться c содержанием лекции. 2. Дать краткий письменный ответ на вопрос: – В чем своеобразие любовной лирики С.А. Есенина и А.А. Блока? 3.Выучить стихотворение «Я был смущенный и веселый…» . |