Главная страница

А. И. Анисимов. Неизвестные страницы. Александр Иванович Анисимов. Александр Иванович Анисимов. Неизвестные страницы жизни


Скачать 44.5 Kb.
НазваниеАлександр Иванович Анисимов. Неизвестные страницы жизни
АнкорА. И. Анисимов. Неизвестные страницы
Дата28.11.2021
Размер44.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАлександр Иванович Анисимов.doc
ТипДокументы
#284756

Александр Иванович Анисимов. Неизвестные страницы жизни.

Бесспорно, одно из лучших произведений Бориса Михайловича Кустодиева – «Портрет искусствоведа и реставратора А.И. Анисимова», исполненный в 1915 году и ныне находящихся в Русском Музее. Изображен человек незаурядный, яркий, значительный, нравственно и духовно возвышенный. Таким его знал Борис Михайлович и любил, таким оставил на холсте. Кустодиев и Анисимов были очень дружны. Часто встречались в Петербурге. Александр Иванович посещал «Теремок» художника в Семеновском-Лапотном. Борис Михайлович, зная страсть своего уважаемого гостя к древнерусским памятниками архитектуры и живописи, проезжался с ним в Кострому, Кинешму, Плес… Меж ними велась активная переписка.

Александр Иванович Анисимов знаменателен не только своей дружбой с Кустодиевым, не только блистательными и одухотворенным портретом его кисти, но прежде всего своими выдающимися заслугами в отечественной культуре и искусстве. Добрым и благодарным словом его нужно вспомнить и кинешемцам. Ну, об этом несколько позже.

Александр Иванович Анисимов родился в 1877 году в Петербурге. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Затем много лет работает в Новгороде, занимается изучением и реставрацией памятников архитектуры и живописи. Публикует первые свои статьи, которые сразу же были замечены в научных кругах и высоко оценены. Тогда он начинает собирать старые иконы, и эта его коллекция становится одной из значительных в России, прекрасно подобранной и тщательно исследованной. Кстати, в одном из писем Анисимова к Кустодиеву встречается упоминание о его даре Борису Михайловичу – ценной старинной иконы.

В 1918 году Игорь Эммануилович Грабарь приглашает Анисимова в качестве сотрудника им организованного Музейного отдела Неркомпроса и руководителя Комиссии по изучению и реставрации памятников архитектуры и живописи Московского Кремля. Александр Иванович сразу показал себя знающим, энергичным и талантливым специалистом. Когда Грабарь устраивал Первую Волжскую экспедицию, о которой я уже писал, то своим заместителем и ведущим специалистом назначил Анисимова.

Но вместо древних храмов городов Средней Волги Александр Иванович был арестован и попадает в камеру смертников, подлежащих расстрелу, как злейший враг Советской власти. Как это все произошло?

За несколько дней до отъезда в Волжскую экспедицию Анисимов побывал в Петергофе, где провел юношеские годы. Кто-то из местной ЧК решил свести с ним давние счеты, – он был обвинен в связях с кадетами и отправлен в Кронштадскую крепость в камеру смертников. Его жизнь висела на волоске, в любую ночь его могли расстрелять.

Не буду рассказывать о сложнейших драматических обстоятельствах, предпринятых руководством Народного Комиссариата Просвещения А.В. Луначарским и заведующей Музейным отделом Н.И. Троцкой по спасению Александра Анисимова. Петроградская ЧК очень не хотели выпускать Анисимова из своих лап. А здесь еще сказались личные и межведомственные отношения между московскими и петроградскими партийными руководителями, и «дело Анисимова» переросло в амбициозный государственный конфликт. Лишь вмешательство секретаря ЦК большевистской партии Е.Д. Стасовой помогло освобождению Александра Анисимова.

Он возвращается в Москву и, понимая сколь хрупка человеческая жизнь, делает самое неотложное, давно задуманное. 13 августа 1919 года сообщает Борису Михайловичу Кустодиеву: «Доставили ли Вам «Преображение» из моего собрания и любуетесь ли Вы им, по душе ли оно Вам. Я лично очень люблю эту икону и высоко ее ставлю – в своем роде она у меня единственная». Уже через несколько дней, 4 сентября добавляет: «Я написал Вас снова, чтобы Вы получили икону, но не одну, а две…»

Где теперь находятся иконы, подаренные Анисимовым Борису Михайловичу, я не выяснил.

Александр Иванович, словно нагоняя время, проведенное в камере смертников, с головой окунулся в работу. Пишет Кустодиеву: «Иконы, расчищенные в Кремле, одна другой интереснее и превосходнее – ходишь о вещи к вещи и не можешь насмотреться…»

Среди этих расчищенных под руководством Анисимова и им исследованных произведений древнерусского искусства – великая «Владимирская Богоматерь». Быть может, главный реставрационный и научный труд Александра Ивановича, которым он занимался более десяти лет. Эта работа стала творческой вершиной Анисимова, она вознесла его до величайших откровений отечественной и мировой научной мысли, но она стала и трагедией его жизни.

Александр Анисимов сделал немало замечательных научных открытий. Среди известных – исследования и реставрация Александра Анисимова фресок Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Московского Кремля. Поистине выдающейся была его работа по изучению и руководству реставрацией гениальным произведением Андрея Рублева – иконой «Троица» и в Троице-Сергиевой Лавре, о чем он сообщает Борису Михайловичу Кустодиеву. Александр Иванович участвует в спасении иконы «Дмитрий Солунский» XII века из Успенского собора подмосковного города Дмитрова. Занимается изучением древних икон Государственного Исторического музея, в котором ко всем своим другим обязанностям он руководит еще реставрационной мастерской.

Его трудоспособность была поразительной. Он едет в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, быть может, впервые внимательно осматривает фрески великого Дионисия. Исследует архитектурные и живописные памятники Новгорода, Пскова, Вологды, Рязани, Старой Ладоги, Великого Устюга, Солнечногорска, Костромы и… Кинешмы. Но каких-либо подробностей пребывания Анисимова в Кинешме я не нашел. Думаю, что оно было весьма плодотворным, эффективным, полезным. Он хорошо знал памятники архитектуры и живописи города. Ведь через его руки прошли иконы кинешемских храмов, выведенных еще Первой Волжской экспедицией, о чем рассказывал Николай Николаевич Померанцев, который, к слову, был дружен с Анисимовым.

Возможно, и в это свое посещение Кинешмы Александр Иванович взял с собой в Москву для реставрации и исследования наиболее ценные иконы из кинешемских храмов.

В начале двадцатых годов Анисимов часто приезжал на Волгу, в Ярославль. Он руководил реставрационными работами архитектурных памятников города, поврежденных во время левоэсеровского мятежа и обстрела позиций восставших артиллерией. Александр Иванович являлся профессором Ярослаского университета и прочитал в нем большой курс леккций, о чем подробно сообщает в письмах Кустодиеву.

Сообщает ему и о том, что занимается в Ярославле реставрацией икон не только из ярославских храмов, но и привезенных сюда из других приволжских городов. Быть может, из Костромы и Кинешмы.

Анисимову работать, спасать памятники архитектуры и живописи приходилось все труднее и труднее. На его глазах разрушали древнейшие храмы, сбивались настенные росписи, уничтожались иконы. Его страстные обращения в советские и партийные органы в лучше случае оставались без ответа. Но чаще всего он наталкивался на грозные обвинения в защите чуждый и вредных советской культуре образцов «буржуазных и религиозных предрассудков». Его статьи не печатались, он подвергался резким нападкам в печати. Над его головой сгущались зловещие тучи. Он был на прицеле НКВД, ждали только повод. И он быстро нашелся.

В 1928 году Александр Иванович публикует книгу «История иконы «Владимирская Богоматерь» в свете реставрации». В этом же году она переиздается в Праге на специальных «Конаковских чтениях» на русском и английском языках. Работа Александра Анисимова имели огромный успех, она получила европейскую известность, о ней говорили, ее цитировали, на нее ссылались. Это стало «звездным часом» всей научной карьеры Анисимова. Максимиллиан Волошин прислал из Коктебеля стихотворение, написанное по сему случаю с такой надписью: «Дорогому Александру Ивановичу Анисимову, открывшему мне чудо Владимирской Богоматери – с чувством любви и благодарности».

Правда, это резко антисоветское, антикоммунистическое стихотворение, попади онов «чужие руки», могло бы стоить поэту головы. Оно было обнародовано лишь в конце 1980 годов.

В нашей же стране на Анисимова обрушился в печати и даже в научных кругах град злобной критики, обвинений в связях с белой эмиграцией, даже в шпионаже.

В сентябре 1929 года Александра Ивановича арестовали и отправили в «спецлагерь» на Соловки. И дальше его следы затерялись. О его судьбе ходили разные слухи, домысли и легенды. О нем вспоминает академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, который встретил его на Соловках.

В конце 1980 годов газета «Советская Культура», послала официальный запрос в Прокуратуру СССР с просьбой сообщить о судьбе Александра Ивановича Анисимова. Получили также же официальный ответ. «22 августа 1937 года Тройка НКВД Карельской АССР определила Анисимову А.И. высшую меру наказания – расстрел. Решение указанной Тройки было приведено в исполнение 2 сентября 1937 года. 16 января 1989 года А.И. Анисимов был полностью реабилитирован посмертно».

…Коллекция работ древнерусской живописи, принадлежавшая Анисимову, сохранилась. После ареста Александра Ивановича – она более 30 икон – была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Несколько икон попали в собрание Павла Дмитриевича Корина, с которым Александр Иванович был хорошо знаком.


написать администратору сайта