Главная страница
Навигация по странице:

  • Большой Избердей

  • Александровка Деревня Александровка


    Скачать 274.75 Kb.
    НазваниеАлександровка Деревня Александровка
    Дата22.06.2022
    Размер274.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-30.docx
    ТипДокументы
    #609730
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Село Большая Талинка (в дореволюционных документах встречается названия - Спасское, Спасское-Талинка) возникло в последние годы 17-го века. Название свое оно получило от речки Талинки.

    Талинка - уменьшительное слово от существительного Талина. Словари наделяют это слово несколькими значениями.

    Толковый словарь В.И.Даля - "ТАЛИНА ж. татарск. тал, тала, тальник, кустовая ива, ветла, см. верба. Талая земля."

    Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова - "ТАЛИНА, ж. - оттаявшее место, проталина.,ТАЛИНА , ж. - то же, что тал, тальник.; ТАЛ, тальник, кустарная ива, см. верба. Таловая сторона, берег, луговой, низменный" . На мой взгляд любое из толкований слова применимо к данной местности, которая когда то именовалась Талинской поляной, хотя более симпатичен последний вариант - "берег, луговой, низменный". А если предположить, что к тому же по берегам речки росли ивы (вербы), то более подходящего названия и придумать трудно.

    Возникло село благодаря усилиям Небесного покровителя Тамбовской земли - святителя Питирима. Опыт рачительного управителя, полученный им в Вяземском монастыре, пришелся на Тамбовской земле как нельзя кстати. Епископу Питириму удалось получить земли, леса, рыбные ловли. 16 апреля 1685 г. он просил государей пожаловать ему на содержание кафедры вместо скудных Мамонтова и Троицкого монастырей другие. А именно: Черниев монастырь, Сергиевскую Успенскую Проломскую пустынь, Вышенскую пустынь с крестьянами и пашнями. Все они были приписаны к архиерейской кафедре указом государей от 11 сентября 1687 г. Позже владыка предпринял успешные шаги в том направлении, чтобы в епископскую собственность перешли и новые земли: в 1692 году отдана была талинская Поляна по речке Талинке, по правую сторону, и по речке Керше вниз (окончательно все эти земли были закреплены только в 1696 г., а всего 900 четвертей земли). Здесь владыка выступил в качестве не только землевладельца, но и колонизатора переселив на эти участки крестьян из Черниева. В переписных книгах за 1701 г. читаем следующее: «В Тамбовском уезде новопоселенных вотчин прежде бывшего Тамбовского епископа в Тамбовской Поляне в селе Спасском с селами и деревнями крестьянских и бобыльских 240 дворов, которые по указам бывших Тамбовских епископов в ту вотчину переведены и сами перешли из вотчин Черниева монастыря из села Черниева. В селе Спасском, Талинское тож, двор архиерейский, крестьянских 114 дворов, мужского пола 828, женского пола 804. В селе Троицком, Керша тож, двор архиерейский, крестьянских 40 дворов, мужского пола 449, женского пола 399. В селе Богородицком, Малая Талинка тож, двор архиерейский, крестьянских 31 двор, мужского пола 168, женского 181». Так на карте нашей области появились села Большая Талинка, Малая Талинка и Керша. Уже после смерти Епископа Питирима, в 1699 году, царь Петр, задумавший кардинально преобразовать Россию, посчитал, что существование такой маленькой епархии как Тамбовская экономически было невыгодно. Это подтверждается и тем фактом, что практически все постройки сооруженные еще епископом Питирмом в Тамбове со временем перешли в руки представителей государственной власти, да и Талинские вотчины тамбовских владык больше им уже не принадлежали, а были переведены в дворцовое ведомство.

    Именно об этом периоде в истории Большой Талинки и пишет известный тамбовский краевед Н.В. Муравьев: "Точных сведений о дате основания села, к сожалению, не обнаружено. Известно только, что это было поселение дворцовых крестьян. В 1762 г. в нем числилось 1973 человека и 260 домов. По тогдашнему времени это было большое село. В конце 90-х гг. XVIII в. Большая Талинка, видимо, была подарена семье Ланских, (скорее всего Павлом I) которые частично продали ее другому помещику. В Тамбовском архиве имеются документы, датированные 1798 годом, из которых видно , что в это время Большая Талинка принадлежала двум помещикам: действительному камергеру Ланскому С.С. и коллежскому советнику Полетико М.И. (ГАТО ф. 29, оп.3, дд. 748,752)

    В документах ревизской сказки 1834 г. записано: «Село Большая Талинка тайного советника сенатора Николая Александровича Челищева, о состоящих мужска и женска пола крестьян, доставшиеся ему по купчей крепости в 1821 г. от тайной советницы Елизаветы Ивановны Ланской...».Всего у помещика Челищева насчитывалось 1025 человек крепостных."

    В 1853 году в Большой Талинке помимо казенных крестьян, проживают крестьяне двух помещиков: Челищева и Полетина. В «Историко-статистическом описании Тамбовской Епархии за 1911 год говорится: "Дворов 371, душ мужского пола 1649, женского 1515, великороссы, земледельцы, имеют по 8 саженей на душу в каждом из трех полей. Школы: земская двухкомплектная, одноклассная, смешанная."

    Село Большая Талинка стойко ассоциируется с именем преподобного Федора Санаксарского, который бывал здесь в гостях у своего друга и ученика диакона местной церкви Михаила Никифорова.

    Одно из путешествий отца Феодора - исповедника Правды Божией - было поучительно для многих его учеников и сопровождалось двумя особенными встречами. На пути к Воронежу, не доезжая тридцати верст до Тамбова, в селе Большая Талинка проживал благочестивый диакон Михаил Никифоров, духовный сын старца Феодора. Искренне преданный духовному отцу, он строго исполнял все наставления своего старца. Отец диакон оба раза встречал своего наставника с великим благоговением и представлял ему прихожан, живущих по уставу преподобного. Ученики диакона, видя старца и слыша его наставления, от умиления плакали, а когда преподобный уезжал от них, со слезами приносили все, что могли на дорогу, от усердия своего, и клали у ног отца Феодора. Эти простые рабы Божии между собою жили во взаимной любви о Господе, соединенные крепче родных, бедным и неимущим помогали, снабжая их всем необходимым. От этого все в домашнем содержании жили в довольстве. Пьянства и разных бесчинств в их селе не было. Церковь Божия всегда была наполнена народом, приносившим Господу Богу непрестанные моления от чистого сердца.

    В конце XVIII века Епископ Тамбовский и Пензенский Феодосий I (Голосницкий) (9 ноября 1766 – 23 декабря 1786 гг.) озаботился исправлением икон в тамбовских храмах, для чего назначил надзирателей над иконописью диакона с. Большой Талинки Михаила Никифорова и дьячка Власа Яковлева. Они исправляли иконы, а многие из них, написанные неправильно, уничтожили.

    В Государственном архиве Тамбовской области сохранился документ под названием "Ведомость церковнослужителей и сведения о приходе Преображенской церкви с. Большая Талинка Тамбовского Уезда за 1778 год." Согласно этого документа Михайла Никифоров, духовный сын старца Феодора, уже служил священником в местной церкви. Вот список церковнослужителей Преображенской церкви из этого документа:

    священник Михайла Никифоров – 45 лет

    дьякон Леонтий Петров – 30 лет

    дьячек Тимофей Никифоров – 56 лет

    пономарь Прокопий Потапов – 25 лет

    поп Матвей Никифоров – 50 лет

    дьякон Калинник Матвеев – 27 лет

    дьячек Никита Тимофеев – 32 лет

    пономарь Семен Самойлов - 40 лет

    Как и в наше время, село Большая Талинка располагалось в 35-ти км на северо-восток от города Тамбова по обоим берегам реки Сява, на холмистой равнине, растянувшееся вдоль дороги в двух направлениях. В 1701 г. в с. Большая Талинка уже была часовня в честь Преображения Господня.

    В 1795 году в Большой Талинке построили церковь.. Об этом говорится в «Списке духовенства Тамбовской епархии на 1876 год»: " ... церковь в селе Большой Талинке Преображенская, деревянная, построена в 1795 году; придел один. "

    В 1868 году вместо старой деревянной церкви тщанием прихожан была построена новая церковь. Об этом говорится в «Историко-статистическом описании Тамбовской Епархии за 1911 год: "... церковь деревянная, холодная, построена прихожанами в 1868 году; престолов три: главный Преображенский (6 августа), придельные: Серафимовский (19 июля) и Архангельский (8 ноября). "

    Около церкви в небольшом домишке располагалась церковно-приходская школа с тридцатью учащимися, обучавшимися церковной грамоте. Позднее, в 1892 году, в Большой Талинке была открыта земская школа на 70 учащихся.

    По штату в Преображенском храме с. Большая Талинка служили два священника, диакон и два псаломщика. В 1938 году храм был закрыт , а в 1968 - разрушен. Старой, дореволюционной постройки, церкви давно уже нет, на ее месте под красивыми соснами стоит новая Преображенская церковь.

    Приход Преображенской церкви вновь был создан в 2006 году с благословения Его Преосвященства Преосвященнейшего Феодосия епископа Тамбовского и Мичуринского. Учредителями Прихода стали первые десять прихожан будущей церкви. На Приходском собрании, председателем которого являлся благочинный Рассказовского округа отец Михаил Кудин, был избран Приходской совет и председатель Приходского совета – Жиркова Вера Васильевна. Прихожанами на собрании было решено будущую церковь назвать Пребраженской, как и ранее действующую и не сохранившуюся до нашего времени. Прихожане начали сбор средств на строительство церкви. На помощь им пришел уроженец села, будущий попечитель церкви, Оленберг Николай Ренгольдович, который пожертвовал на церковь основную часть всех средств, которые были потрачены на строительство.

    При подготовке котлована под фундамент церкви были найдены человеческие останки, которые были здесь захоронены около старой церкви. По словам старожилов села здесь были могилы прежних священнослужителей старой церкви, а также расстреливали односельчан во время Антоновского восстания. Строительство было временно приостановлено. На место выехал благочинный Рассказовского округа отец Михаил Кудин. Было проведено перезахоронение останков и отслужена панихида по усопшим.

    Первый камень в основание новой церкви лег 1 июня 2006 года на праздник Вознесения Господня. Был отслужен молебен благочинным отцом Михаилом, на котором присутствовал глава администрации Тамбовского района Семченко В.Ф.

    В строительстве церкви принимали участие многие прихожане Прихода, была оказана помощь учащимися Большеталинской и Столовской средней школы. Организовывались субботники по благоустройству и озеленению прилегающей территории. Военнослужащие одной из воинских частей г.Тамбова оказали значительную помощь в установке церковной ограды и ее покраске.

    Вновь построенная церковь была освящена 28 ноября 2007 года Его Преосвященством Преосвященнейшим Феодосием епископом Тамбовским и Мичуринским.

    Первым священнослужителем в новой церкви стал иерей Андрей Финаев, и.о. настоятеля. В настоящее время богослужения в церкви проходят по субботним дням и по большим церковным праздникам. Прихожанами церкви Преображения Господня являются и жители соседнего села Столовое из-за отсутствия у них в селе своего храма.

    С 20-х годов XIX века в Преображенской церкви села Большая Талинка начал служить в должности дьячка мой прапрапрадед Преображенский Яков Герасимович. В Большой Талинке родились и семь его детей. Весной 1843 года Яков Герасимович простудился и 1 июня 1843 года умер "от горячки". Последние записи в метрических книгах с его подписью датированы мартом 1843 года. На его место 5 ноября 1843 года, после окончания 2-го отделения Тамбовского духовного училища, был назначен его сын - Преображенский Степан Яковлевич, мой прапрадед. Степан Яковлевич отслужил в Преображенской церкви села Большая Талинка ровно 30 лет, до того момента как в соседней деревне Столовое построили церковь. В 1873 году его перевели на должность псаломщика в Успенскую церковь села Столовое16.

    1. Большой Избердей

    Большой Избердей — село в Петровском районе Тамбовской области России. Входит в Шехманский сельсовет.

    Расположено в междуречье Матыры и её правого притока Избердейки.

    Село имеет ряд улиц (Советская, Пионерская, Лесная, Набережная, Колхозная и пр.), что используется для корреспонденции, однако в обиходе гораздо чаще употребляются всем понятные исторические названия (Лесное, Большак, Таракановка, Кочетовка, Лягушки, Село/Центр, Кондратьев порядок, Журавлевка).

    Название дано по реке Избердейке, рядом с устьем которой находится село. Происхождение же топонима «Избердей» не совсем ясно; по-видимому, в основе слова лежат тюркские корни. Приставка же «Большой» дана селу для того, чтобы не путать сёла Большой и Малый Избердеи (нынче оба — в Петровском районе Тамбовской области). При этом «Большой» могло означать как «бóльший» (по размеру, числу жителей), так и «старший, первый, главный» (по дате основания, по значимости).

    По мнению бывшего директора школы Петра Терехова название села Большой Избердей означает «большая стоянка», в этом селе была когда-то большая стоянка татаро-монгол.

    Железнодорожная станция ЮВЖД Избердей в селе (районном центре) Петровское Петровского района Тамбовской области обязана своим названием не столько селу Большой Избердей, сколько корню «Избердей» в составе ряда топонимов данной местности (река Избердейка, сёла Большой и Малый Избердей).

    Старинное русское село Большой Избердей впервые упоминается в отказных книгах 1692 года. Большой Избердей в основном был заселен государственными людьми: вначале — однодворцами, а после упразднения в 1866 году данного сословия — государственными (казёнными) крестьянами; пяти мелким помещикам (Прасковье и Надежде Павловым, Николаю и Матрёне Нордштейн, Фёдору Трунову) принадлежало, согласно V ревизии 1795 года, небольшое количество крепостных, но уже во второй половине XIX века ни помещиков, ни крепостных крестьян в селе не было (см. также исповедальную ведомость 1864 года). В то же время дворяне продолжали владеть пахотными землями рядом с Большим Избредеем и сдавали эти земли крестьянам в аренду для обработки. Что касается помещиков середины XVIII века, то, например, в материалах Генерального межевания за 1779 год указаны владения Петра Сергеевича (жена Анна Агаповна) и Николая Кондратьевича Селивёрстовых, Лаврентия Ивановича Яхонтова (жена Прасковья Агаповна), Фёдора Агаповича Терпигорева (105 десятин земли); совпадения отчеств в трёх случаях указывает на близкое родство этих людей: очевидно, что сёстрам Анне и Прасковье Терпигоревым земли достались в качестве приданого, а их брату Фёдору — по наследству. Фёдор Агапович — прадед знаменитого писателя С. Н. Терпигорева, поручик, служил в воеводской канцелярии г. Козлова.

    Административное деление южных земель Московского государства XVII века не до конца ясно определено. Длительное время до основания Большого Избердея, а также в первые годы его существования, земли села находились на территории северных окраин Дикого Поля и относились к древнему Рязанскому уезду, древнему Козловскому или Сокольскому уезду.

    В соответствии с областной реформой Петра I 1708—1719 гг. Большой Избердей входит в состав Сокольского уезда Шацкой провинции Азовской (Воронежской) губернии. Затем, на основании административной реформы Екатерины II, в период 1779—1796 гг. село находилось в составе Липецкого уезда Тамбовского наместничества, а с 1796 года (реформа императора Павла I) до 1918 г. — в Липецком уезде Тамбовской губернии. С середины XIX века являлось административным центром Больше-Избердеевской (не Шехманской!) волости. После революции в ходе сложных и многократных изменений административного деления тамбовской земли село периодически входило в состав Шехманского и Избердеевского округа или района.

    В предреволюционные годы (1905—1916 гг.) значительных крестьянских выступлений в селе не происходило. По сравнению с иными соседними губерниями, где отмечались массовые погромы помещичьих усадеб, обстановка на Тамбовщине оставалась относительно спокойной. Имеются свидетельства о происходивших в 1905 и 1916 гг. в селе самовольных захватах крестьянами помещичьих земель (Платонова, Дорохова), однако в большинстве случаев на крестьян ещё действовали словесные увещевания, и дело обходилось без применения вооружённой силы.

    Антоновское восстание обошло село Большой Избердей стороной — во многом потому, что при высокой урожайности плодородного чернозёма в 1920 году Липецкий уезд миновала засуха (в отличие от юго-восточных уездов — Тамбовского, Кирсановского и Борисоглебского, в которых и вспыхнуло восстание) и, кроме того, на Липецкий уезд не была наложена столь высокая продразвёрстка, как на указанные уезды. Развёрстка на 1920 год для тамбовской губернии была определена в 11,5 млн пудов, что было много по сравнению с другими губерниями Центрального Черноземья (Воронежская — 6,25, Курская — 6,3, Орловская — 5,5 млн пудов хлеба), но не так много по сравнению с 1919 (12,3 млн.) и 1918 (9,0 млн.) годами. При этом из-за засухи в 1920 году Тамбовщина собрала хлеба в два раза меньше (32 млн.) только рассчитанной Наркомпродом потребности в хлебе самой губернии (64 млн.), то есть без учёта продразвёрстки, тогда как на три наиболее пострадавших от засухи уезда (Тамбовский, Кирсановский и Борисоглебский — именно эти уезды и восстали позднее) ещё и пришлось 46 % всей губернской разверстки.

    В XIX веке село являлось крупным центром активной торговли, где проходили ярмарки и базары. Трёхдневная Казанская ярмарка по своему денежному обороту уступала в Липецком уезде только ярмаркам в г. Грязи. Местоположение ярмарки — недалеко от разрушенной Казанской церкви.

    Через село проходил тракт Тамбов-Липецк, что также способствовало развитию Большого Избердея.

    Основным занятием большей части населения являлось сельское хозяйство. Наибольшее распространение на территории Липецкого уезда, как и всей Тамбовской губернии, получили в это время практически все виды злаковых культур — рожь, пшеница, овёс и т. п.; лён и конопля выращивались крестьянами, главным образом, для домашних нужд.

    В 19 веке очень актуальными были сельские пожары, иногда — опустошительные: в период с 1870—1886 гг. в Большом Избердее в 29 пожарах пострадало 99 домохозяйств и сгорело 175 строений. В связи с этим в селе было развито страхование жилья от пожаров: вместе с соседними Шехманью и Лосиной Лукой три села давали 40 % всех страхователей в Липецком уезде.

    Однопрестольная холодная каменная церковь Казанской иконы Божией Матери[17] была построена в 1848 году на средства и трудами прихожан, однако существование метрических книг с конца XVIII века говорит о том, что церковь существовала и ранее (возможно, деревянная). Престольный праздник — 21 (8 ст. ст.) июля. Место расположения — центр села, недалеко от кладбища, рядом с современной территорией местного клуба. На колокольне, по воспоминаниям старожилов, было по меньшей мере три колокола (для больших праздников, малых и для похорон). Основные священники XIX века (см. исповедальную ведомость 1864 года): Иона Нарциссов в 1838 г.), Александр Райский (в 1862 г.), Михаил Данилов (в 1873 г.); последние долгое время были помощниками Ионы Нарциссова. К Казанской церкви в разное время были приписаны три церкви: небольшая кладбищенская церковь, церковь Михаила Архангела в соседнем селе Тафино, а в более ранний период — также и Николаевская церковь в селе Тынково. Церковный староста Казанской церкви в 1876 году — некто Стрельников. Благочиние — в с. Грязи (священник Алексей Гроздов); в состав благочинного совета (учреждены императором в 1876 году, состояли из благочинного, его помощника и выборного лица из духовенства) по одному из округов Липецкого уезда входил А. Райский. Казанская церковь была разрушена в 1952 году, подобная же участь постигла многие церкви Петровского района в начале 60-х годов XX века. Красный кирпич стен церкви был использован для постройки зданий мототракторной станции и лесхоза в соседнем селе Шехмань.

    О приписной кладбищенской церкви до 2017 года имелось мало сведений; известно лишь, что она была ещё более старой, чем Казанская, что она зафиксирована ещё на карте Генерального межевания 1770-х гг., была деревянной на кирпичном фундаменте (этот фундамент был обнаружен в современные годы во время погребений), регулярно использовалась в ритуале похорон, разрушена после революции 1917 года (из брёвен церкви были выстроены стены ряда домов Большого Избердея).

    Имеются также сведения о существовании в селе часовни.

    В 2017 году получены данные страховой описи 1910 года церквей Большого Избердея, хранящейся в РГИА (см. ниже).

    Старожилам памятны яркие события первой половины XX века, связанные с антирелигиозной пропагандой, когда навстречу пасхальному крестному ходу во главе со священником демонстративно следовали сторонники молодой советской власти и атеизма с песнями, частушками и танцами под баян.

    В Липецком государственном архиве (фонд № 12, опись № 1) хранятся приходные книги и ведомости Казанской церкви за 1809—1819 гг. (дело № 5) и 1830 г. (дело № 26)17.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта