Манифест о цифровой образовательной среде. Альная тема1 (71) 2016 образовательная политика
Скачать 413.48 Kb.
|
34 АКТУ АЛЬНАЯ ТЕМА № 1 (71) 2016 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Информационная эпоха постоянно ставит нас врасплох совмещением несовме- стимого. Мы даже не всегда замечаем эту несовместимость. Школа является одним из самых консервативных общественных институтов. Это проявляется в непрекращающихся дискуссиях о судьбе и развитии обра- зования. «Цифрой» мы называем фейерверк новейших информационных технологий (ИТ), основанных на компьютерной (compute – считать) обработке: на вход обра- ботки поступают оцифрованные данные (неведомое ранее понятие, наверняка и сейчас не всеми понимаемое), обработка цифр вычислительная, результат тоже цифровой! А человек-то где с его типично аналоговым восприятием окружаю- щего мира? Поскольку точность дискретизации высока, наши органы чувств не замечают отличия цифрового отображения действительности от естественных отображений. Пользуясь этим, все современные отражения действительности нас постоянно дурят: плакаты, фильмы, музыка и даже телефон. Всё цифровое. Всё стремительно развивается и устаревает с момента покупки. «Цифра» нас пугает уже меньше, чем дискуссии о педагогике: • о праве выбора образовательной политики школой, учителем, родителем, • о праве ученика самому выбрать, как и чем заняться на уроке, • о возможности учиться не на уроке, а в увлекательной поездке или вылазке на природу. Да и слово «школа» как увлекательный досуг вызывает у многих большое сомне- ние: учеба – это тяжелый труд, который нужен ребенку для подготовки к жизни. При этом мы спокойно относимся к словосочетанию «цифровая школа». Бытовое отношение к ИТ приводит к нечувствительности в отношении явного оксюморо- на: увязки воедино консервативной школы и стремительной многогранной цифры. Осложняет это сочетание невероятная гибкость ИТ – это самые гибкие технологии из придуманных человечеством. Школа уже поняла и приняла ИТ как неизбежность и как важнейший инструмент изменений. Однако сочетание гибких возможностей и традиционного для школьного управления бюрократизма подчас не только при- водит к крайне неэффективному использованию выделяемых на ИТ средств, но и усложняет и без того напряженную жизнь учителя. Mанифест о цифровой образовательной среде Аннотация. Манифест о цифровой образовательной среде – это некоммерческая инициатива проекта Edutainme, в работе над которой объединились педагоги, психологи, дизайнеры, информационные архитекторы, IT- проектиров- щики и разработчики. Цель манифеста – декларировать принципы создания цифровых образовательных сред, где ученик будет не объектом обучения, а субъектом, т.е. будет сам влиять на свое развитие. Это первый подход к снаря- ду, но авторы манифеста надеются, что к ним присоединится больше профессионалов, которые помогут доработать и развить заложенные в нем идеи, чтобы превратить этот манифест в стандарт. Ключевые слова: манифест, цифровая образовательная среда, электронное обучение, информационная образова- тельная среда, информационные технологии, Интернет. 35 АКТУ АЛЬНАЯ ТЕМА ВИДЕТЬ. ПРЕДВИДЕТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА № 1 (71) 2016 Чтобы снять конфликты и эффективно совместить достоинства педагогических перспектив и технологических возможностей, полезно сформулировать систем- ные подходы построения информационной образовательной среды. Продуктив- ная среда должна оставить максимальную гибкость в дальнейшем развитии как стремительно меняющихся технологий, так и педагогических подходов. Важно понимать, что ИТ сегодня являются не только инструментом решения при- кладных задач, но и новой средой, в которой формируются совершенно новые отношения и способы взаимодействия, коммуникации, оценки, мышления, дости- жений, ведения документооборота... Информационная среда современного образовательного процесса должна уметь подстраиваться индивидуально под образовательные задачи каждого участника, поэтому сочетаний различных технологий и способов их реализаций может быть множество. А это входит в конфликт с наметившейся тенденцией ограничивать всех единым для территории инструментом. Между тем гибкость для участников образовательного процесса не менее важна, чем для электронного правительст- ва, для построения которого благоразумно предусмотрели логику единых прото- колов обмена данными между разными информационными системами. Манифест цифровой образовательной среды выстраивает каркас принципов орга- ничного сочетания возможностей современной «цифры» и задач гуманистической педагогики (Гуманистическая педагогика: XXI век // Образовательная политика. 2015. № 4 (70). С. 55–63.). М.Э. Кушнир В создании манифеста принимали участие: Наталья Чеботарь, главный редактор Edutainme.ru (Интер- нет-журнал о буду- щем образования и технологиях, кото- рые его меняют) Михаил Кушнир, учитель, член прав- ления Лиги образо- вания Иван Травкин, учи- тель математики и физики, старший пре- подаватель кафедры математики Сахалин- ского государственно- го университета Марина Мдивани, ведущий научный сотрудник Психоло- гического института РАО, кандидат пси- хологических наук Шамиль Хисамбеев, доцент МГППУ, зам. директора Центра развития творчества детей и юношества «Радужный», кандидат психологических наук Владимир Сине- льников, основа- тель и издатель проекта Edutainme 36 АКТУ АЛЬНАЯ ТЕМА № 1 (71) 2016 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Предисловие от авторов Скорость изменений вокруг нас сильно возросла. Происходит фун- даментальный сдвиг и отход от условий, при которых были раз- работаны наши нынешние системы образования, – формируется новая образовательная среда. В эту среду не всегда легко копиру- ются старые материалы и методики, и, напротив, в ней появляются другие потенциалы. Однако успех создания и применения новых технологий зависит от осознания образовательной парадигмы: цель образования – не ус- воение суммы знаний, а развитие свободной личности. Цель настоящего манифеста – декларировать принципы создания цифровых образовательных сред, где ученик будет не объектом обучения, а субъектом – т.е. будет сам влиять на свое развитие. Мы надеемся, что эти принципы станут основой для государствен- ной политики в сфере образования, помогут сплотить разработчи- ков и учителей, дадут возможность осознать общие проблемы и обрисовать образы будущих образовательных проектов. От неделимых курсов к микроформатам Современный мобильный человек учится и рабо- тает повсюду – короткими урывками в метро, на даче без Интернета, в кровати и в парке. Переход к более компактным, гранулированным образовательным форматам откроет новые возмож- ности для обучения: учителя смогут включать в свои курсы фрагменты материалов других учителей, да- вать на них ссылки. Ученики смогут легче находить информацию для междисциплинарных исследова- ний, легче выходить за пределы своего курса – напри- мер, из биологии в химию, из истории в экономику. Гранулированные форматы сделают обучение гиб- ким и доступным для все более широкой аудитории, которая продолжает учиться всю жизнь. Нужно перестать мыслить в терми- нах курсов. Будущее – за гранули- рованными форматами Новая организация образовательного содержания_ _1_ Андрей Мерескин, программист Лия Сафина, педа- гогический дизай- нер, специалист в сфере неформаль- ного образования, координатор образо- вательного процесса Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Елизавета Ореш- кина, информацион- ный архитектор Лара Симонова, аналитик, информа- ционный архитек- тор 37 АКТУ АЛЬНАЯ ТЕМА ВИДЕТЬ. ПРЕДВИДЕТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА № 1 (71) 2016 От пассивного слушания к активному действию От единых учебников к персонализированным траекториям От белых пятен к картам знаний За ключевую единицу обучения нужно принимать активность Сейчас обучение – это чаще всего получение ин- формации, заданной извне – программой, учителем или стандартом. В цифровой среде единицей обуче- ния становится активность учащегося. Активность направлена не только на восприятие, но и на про- дуктивные действия ученика над полученной ин- формацией или в процессе ее получения. Активно- стью может быть прочтение или просмотр, работа со встроенной моделью, выполнение заданий или само- проверка. Пройти активность – значит дочитать или досмотреть до конца, поработать с моделью, найти правильные ответы. Активности автономны, а вместе формируют бес- конечное количество цепочек: курсов, квестов, кам- паний – образовательных траекторий. Каждая актив- ность должна обладать определенной стоимостью: в процентах от итогового результата, плюсах к навы- кам и метанавыкам. Привычное понятие «учебник» сохраняет смысл исключительно как подборка образовательного со- держания разного типа. На смену ему должна прий- ти цифровая образовательная среда, где каждый может выбирать собственную образовательную траекторию, состоящую из активностей, которые нужны ему здесь и сейчас. Среда, в свою очередь, должна непрерывно анализировать потребности и способности ученика и предлагать сценарии даль- нейшего развития. Например, рекомендательные системы должны принимать во внимание, что к одним и тем же на- выкам можно прийти разными путями, а уровень учеников на одной и той же образовательной про- грамме может быть разным. При формировании образовательной траектории возраст не имеет зна- чения, на первый план выходят знания, мотивация и скорость восприятия. Рекомендации должны быть доступны всем участникам образовательного процесса – в том числе учителям и родителям. С появлением более компактных, гранулирован- ных форматов обучения возникает необходимость в картах и графах, отражающих горизонтальные связи между образовательными активностями, а также в развитии анализа большого объема данных. Создание графов знаний станет толчком к развитию новых поисковых механизмов и рекомендательных сис- тем для образовательных программ, учебных и научных материалов, позволит лучше классифициро- вать области знаний и навыков, станет основой для гибких систем аттестации. Межпредметные связи важны так же, как отдельные области знаний Индивидуализация – высшее благо и точка отсчета 38 АКТУ АЛЬНАЯ ТЕМА № 1 (71) 2016 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Мотивация в цифровых образовательных средах_ _2_ От совместного слушания к коллаборативным проектам От повторения к творчеству Цифровая образовательная среда должна учитывать социальные механизмы – конкуренцию, кооперацию, взаимообучение и взаи- мооценивание. Лишь в режиме совместной деятельности можно преодолеть отчуждение, научиться вести конструктивную дискус- сию, реагировать на критику, устанавливать и поддерживать общение. Для того чтобы пользовать- ся достоинствами группового обучения, нужно развивать культуру конструктивной обратной связи, поддерживать экономику внимания – «чем конструктивнее я оценю другого, тем выше мой рейтинг», давать ученикам возможность рецензировать и комментировать работы друг друга, формировать со- общества, помогать отстающим. В среде должны быть заложены возможности для проявления инициативы, создано творческое пространство ученика. Пример проявления инициативы – взаимообучение, индивидуальное или совместное творчество – мозговые штурмы, проектное обучение. Важно предлагать условия для глубокой проработки учебного материала и создания собственного – формировать структуру и описывать связи, перерабатывать материал, излагать его в других форматах. Задания должны быть ориентированы на синтез полученной информации, перенос освоенной логи- ки на другие дисциплины или использование знаний из разных областей для получения нового зна- ния. Механическое повторение в этом случае недопустимо. Самостоятельное творчество – другая важная часть образовательного процесса. Основной ценно- стью обладает не столько результат, который можно использовать на выставках или в портфолио, сколько знания и навыки, полученные учениками в ходе его создания. Ученик должен иметь возможность создавать Среда – это социальное пространство От предопределенности к свободному выбору У ученика должна быть возможность участвовать в организации своего обучения: что бы ни стояло на повестке дня, тест или текст, в любой момент уче- ник должен понимать, сколько он освоил, сколько осталось и что делать дальше. Должно поощряться стремление преодолевать трудности, превосходить в соревнованиях других и себя самого. Критерии успеха должны быть про- зрачными и понятными, а ошибка иметь некоторую цену и социальные последствия, важно видеть, как затраченные усилия влияют на результат, и полу- чать мгновенную обратную связь на все свои дей- ствия. Это обязательное условие для анализа своих действий и удовлетворения от проделанной работы, которое мотивирует к дальнейшему совершенство- ванию. Нужно предусмотреть приемы, снижающие бо- язнь неудачи или неодобрения. Игра – самый есте- ственный способ развить настойчивость и целеустремленность. Новая медаль или черный пояс по- могают оставаться вовлеченным, но нельзя поощрять учебу только ради подарков. Ученик должен ценить конкретную пользу, которую можно получить вместе с новым навыком. Ученик должен быть соучастником своего обучения 39 АКТУ АЛЬНАЯ ТЕМА ВИДЕТЬ. ПРЕДВИДЕТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА № 1 (71) 2016 Новая архитектура образования_ _3_ От формальных экзаменов к мгновенной обратной связи От единой системы аттестации к многомерной От хаоса к архитектуре взаимодействия Система оценки не должна быть агрессивной и навязчивой, как финальные контрольные или выпускные экзамены. Диагностика должна проис- ходить бесшовно с процессом обучения. Системы, работающие с большим объемом данных, способны в режиме реального времени сравнивать ученика с тысячами других, анализировать, насколько глубо- ко он понимает предмет, и предсказывать успева- емость. Это снижает необходимость в стрессовых тестах и помогает оказывать каждому точечную поддержку. Нет необходимости привязывать уров- ни сложности к возрасту или году обучения, инди- видуальные траектории позволяют двигаться впе- ред в соответствии с личным темпом и готовностью, иметь возможность остановиться и детально прора- ботать трудную тему, вместо того чтобы вместе со всем классом осваивать новые горизонты с двойка- ми в фундаменте. Объективная обратная связь должна давать возможность ученику оценивать свои достижения по внутренней шкале – сколько усилий это стоило, сколько знаний потребовало, насколько удалось проявить себя. Без этого внутреннего компаса невозможно объективно оценить интеллектуальный прогресс и понять, в нужном ли направлении он движется. Обмен данными между разными образователь- ными платформами, приложениями и системами управления обучением позволяет сделать систе- му оценки многомерной, включать результаты из внешних источников в личный профиль и портфолио ученика, который он может хранить и разви- вать в течение всей жизни. Технологии, которые уже повлияли на то, как мы общаемся, работаем, путешествуем, занимаемся спортом, неизбежно влияют на то, как мы учимся. Информационные сети, персональные мобильные устройства, большие данные и облака, в которых они хранятся, открытые образовательные ресурсы (OER), игровые механики и машинное обучение меняют архитектуру образовательных процессов. Образовательное содержание может доставляться через множество устройств и платформ, связан- ных друг с другом. Можно получить задание от учителя в системе управления обучением, обсудить его в социальной сети, задать вопросы по почте, подготовиться к экзамену в приложении, получить онлайн-сертификат и положить его в электронное портфолио к другим знакам отличия из кружков, секций или курсов повышения квалификации. Мы попытались обозначить очевидные уже сегодня системные составляющие будущей образова- тельной цифровой экосистемы, которая придет на смену образованию индустриальной эпохи. Управление обучением (LMS) Сейчас это хранилище образовательного содержания, данных и инструменты для работы с ними. Этот раздутый монолитный функционал является слабым местом таких систем. Они должны нау- читься поддерживать разные формы цифрового образовательного содержания, работать с десктоп-, Образовательная среда должна давать постоянную и индивидуализированную обратную связь на все действия Школа и вуз не единственные источ- ники знаний и навыков 40 АКТУ АЛЬНАЯ ТЕМА № 1 (71) 2016 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА интернет- и мобильными приложениями, позволять подключать и отключать модули от разных по- ставщиков. Или, наоборот, диверсифицироваться. Управление образовательными ресурсами (LCMS) Резкий рост вариативности и доступности педагогических инструментов провоцирует развитие систем управления образовательными ресурсами, ко- торые позволят учителям ориентироваться в новых образовательных возмож- ностях, встраивать интерактивный контент, мобильные игры в уроки или, наоборот, собирать из разрозненных инструментов курсы, создавать и публи- ковать свои учебные материалы. Например, можно будет коллективно создавать учебные сценарии, клониро- вать их в любых форматах, изменять под себя, комментировать. Если ресурс будет доступен не только учителям одного университета/школы, но и сотруд- никам других образовательных институтов, это будет основой для повышения качества учебных ма- териалов и образовательного процесса в целом. Неинтерактивное содержание Книги, видео, оригиналы исторических документов и другое старое доброе статичное образова- тельное содержание не исчезло, а продолжает быть важной частью образовательных программ. Со временем оно будет приобретать все больше интерактивных черт, становясь частью различных образовательных сред. Инструментальные среды Помимо неинтерактивного содержания в учебный процесс все чаще включаются различные цифровые инструментальные обучающие сре- ды – от мобильных приложений до коллаборативных онлайн-платформ. Игры, тренажеры, виртуальные модели и онлайн-лаборатории, среды для визуального программирования, обработки данных, сервисы для создания и работы над ученическими портфолио и еще множество он- лайн-сервисов, еще не выделившихся в отдельные типы, учатся взаи- модействовать друг с другом, выстраивая новую архитектуру образова- тельного процесса. Хранилища данных Интерактивные учебные инструменты вызывают взрывной рост данных, которые они накапли- вают. Прежде всего речь идет об анонимных данных об учебных событиях, образовательных тра- екториях, эффективности педагогических методик и образовательных программ в целом. Аналоги Google Analytics для образования могут служить как для сбора, хранения и доступа к данным, так и для их анализа и выработки рекомендаций. Собранные данные могут быть доступны учителям, ис- следователям или аналитическими сервисам. Эти же данные могут быть использованы системами управления обучением для разработки новых моделей оценивания, выдачи бейджей, дипломов или сертификатов. От контроля к выбору От автономности к технологической экосистеме Право на выбор конкретных технологий, их комбинаций на любом этапе обучения должно принадлежать тому, кто несет за него ответ- ственность, – университету, школе или самому ученику. Наличие вы- бора стимулирует любопытство, делает ученика более самостоятель- ным и мотивированным. Ученик должен иметь полный контроль над собст- венными данными, а также возможность забирать их с собой при переходах между разными образовательными системами и предметными областями, хранить и использовать их по собственному усмотрению в любое время, передавать для анализа и выдачи рекомендаций новым образовательным платформам и специализированным сервисам. Технологии должен выбирать тот, кто ими пользуется Данные следуют за человеком 41 АКТУ АЛЬНАЯ ТЕМА ВИДЕТЬ. ПРЕДВИДЕТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА № 1 (71) 2016 От автономности к экосистеме От монополии к медиапространству От педагогики-философии и педагогики-искусства к цифровой педагогике Индивидуализация образования, появ- ление все большего числа образователь- ных сервисов и свобода их выбора для всех участников процесса подразумевают необходимость переноса данных из одной цифровой среды в другую. Прочный союз различ- ных платформ возможен лишь при наличии единой авторизации и стандартов обмена дан- ными. Системы управления в учебных заведениях должны уметь учитывать успехи ученика в сторонних приложениях: частично или полностью видеть завершенные активности и подтвер- жденные навыки. HTML5 поможет работать с огромным разнообразием гаджетов и браузеров, LTI позволит различ- ным образовательным компонентам теснее интегрироваться друг с другом, на смену неповоротли- вым дискам и SCORM должны прийти публичные API, открытые стандарты и спецификации – JSON, REST, HTTPS, OAUTH2. Сохранность данных должна обеспечиваться зашифрованными протокола- ми и партнерскими ключами. Это снизит зависимость от монолитных комплексных программных решений, откроет дорогу сво- бодному программному обеспечению и коммерческим разработкам узкой направленности, разовь- ет конкурентную борьбу, повысит качество решений. В цифровой среде конкурентами образо- вательных проектов становятся не только другие онлайн-курсы, но и музеи, игры, сериалы, социальные сети и просто любые открытые сайты и приложения. В этих условиях особенно важно брать на вооружение те же инструменты, что и конкуренты, тех же специ- алистов. Каждая дополнительная минута, потраченная на обучение, – победа UX-дизайне- ров, разработчиков, сценаристов и контент-кураторов. Учебная среда онлайн – это не просто сцена, на которой разворачивается образовательный процесс, а динамичное пространство, способное менять свои характеристики в зависимости от того, кто и как в ней себя ведет. Появляется понятие образовательного сценария: при разработке образовательных ресурсов нужно учитывать последовательности перемещения по их модулям, сессиям и разделам. Мы верим, что в будущем образовательные онлайн-программы могут сформировать новый само- стоятельный жанр, со своими поклонниками, колоссальными бюджетами и «голливудскими» учителями в главных ролях. В цифровом пространстве нельзя дружески похлопать по плечу или ударить по пальцам линейкой. Старые педагогические теории попадают в совершенно новые условия. Формируется новая, цифровая педагогика, и никто толком не понимает, как она должна быть устроена. Ясно только, что нужно пробовать, экспериментировать и искать новые работающие модели. Новые большие данные можно использовать для более глубокого оценивания знания и навыков, углуб- ления связей между всеми уровнями обучения, налаживания контакта между образовательными институтами, студентами и работодателями, оценки успеваемости. Разные образовательные платформы должны уметь общаться друг с другом Образование должно учиться конкури- ровать с индустрией развлечений Педагогика становится точной наукой Новая педагогика_ _4_ 42 АКТУ АЛЬНАЯ ТЕМА № 1 (71) 2016 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Электронный учебник vs цифровая образовательная среда Было Стало Обновление раз в три года –> Обновление еженедельно Легко копировать –> Трудно копировать Ограничение по объему –> Нет ограничений Бумажный контент в чуждой среде –> Нативный цифровой контент Форма определяет содержание –> Содержание определяет форму и функ- ционал Усредненная модель изложения для всех тем –> Разные интерфейсы для разных активно- стей Линейное изложение –> Возможность нелинейного изложения Не дает данных об успеваемости –> Позволяет собирать и анализировать данные Было Стало Воспринимает информацию –> Принимает осмысленные решения Ни на что не влияет –> Действует Учится вместе со всеми –> Учится по персональной траектории Единая для всех сложность –> Адаптивная учебная программа Одинаковый для всех –> Индивидуальный вызов Цель ясна только для учителя –> Ясные цели для ученика Вопросы по материалу только на уроке –> Поддержка 24/7 Оценки ставит учитель –> Я могу оценить себя в любой момент и видеть свой прогресс Обучение один на один с учебником –> Ситуации взаимообучения с другими детьми Мне все рассказали –> Я сам узнал Было Стало Не дает ученику обратную связь –> Дает мгновенную обратную связь Слабая связь между предметами, темами и концепциями –> Наглядные межпредметные связи на всех уровнях Не обучает навыкам –> Позволяет тренировать навыки Нет ситуации выбора –> Есть ситуация свободного поиска Мотивация на уровне текста –> Мотивация при помощи игровых меха- ник и персонализации Доставка знания –> Формирование опыта, погружение в контекст Содержание Ученик Мотивация 43 АКТУ АЛЬНАЯ ТЕМА ВИДЕТЬ. ПРЕДВИДЕТЬ. ДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА № 1 (71) 2016 Было Стало «Теоретическая» педагогика –> «Цифровая» педагогика Не может влиять на учебник –> Настраивает систему под себя и свой класс Отвечают только активные или те, кого спросили –> Каждый ученик проявляет активность Фокус на содержании –> Фокус на результате Фокус на посещении –> Фокус на вовлечении Проверка знания фактов –> Проверка умения принимать реальные решения Одноразовые проверки –> Практика в течение всего времени обучения Учитель Манифест – это некоммерческая инициатива проекта Edutainme, в работе над которой объединились педагоги, психологи, дизайнеры, информационные архи- текторы, IT-проектировщики и разработчики. Это первый подход к снаряду, но мы надеемся, что к нам присоединится больше профессионалов, которые помогут дора- ботать и доразвить заложенные идеи, чтобы превратить этот манифест в стандарт. |