Главная страница

Альтерированные аккорды S и D групп. Альтерированные аккорды s и d групп


Скачать 17.38 Kb.
НазваниеАльтерированные аккорды s и d групп
Дата18.05.2022
Размер17.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАльтерированные аккорды S и D групп.docx
ТипДокументы
#536698

«Альтерированные аккорды S и D групп»
В мажоре могут быть альтерированы все неустойчивые звуки кроме VII ступени, так как эта ступень обладает лишь восходящим полутоновым тяготением. VI ступень может альтерироваться только вниз.

В миноре могут быть альтерированы все неустойчивые звуки, кроме я VI ступени.
S

В качестве альтерации субдоминантовых аккордов можно встретить II повышенную (в мажоре) и II пониженную (в мажоре и миноре) ступени, а иногда и пониженную IV ступень минора.

Поскольку альтерация усиливает напряженность звучания аккорда и остроту его тяготения, естественно, что она более характерна для сепаккордов, чем для трезвучий. II+3 и IV+1 распространены шире, чем соответствующие альтерированные трезвучия.

Характерное для альтерированных субдоминантовых аккордов обостренное тяготение может быть направленным либо непосредственно в тонику, либо – в доминанту. Так, II+3,+1, при переходе в трезвучие гармонической V ступени, настолько естественно в нее разрешается, что образуется отклонение в тональность V ступени. (Бетховен соната 8, 1ч).

Альтерированный септаккорд IV ступени, выполняющий роль, сходную с вводным септаккордом тональности V ступени, используется и в мажоре. Обычно в нем, помимо альтерационного повышения примы, хроматически изменяется и септима IV+1, -7. Не являясь альтерированным звуком, такая пониженная септима по своей природе сходна с VI+ минора. (Шуберт «Прекрасная мельничиха» «Любопытство»).
Аккорды альтерированной субдоминанты могут использоваться после любых созвучий диатоники (тоника-суб альт, суб-суб альт, домин-суб аль).

Характерна роль альтерированной субдоминанты в каденциях, для которых свойственна концентрация ладовой напряженности.

Еще одно важное место в условиях дезальтерации.
Альтерация аккордов субдоминанты, то есть хроматическое изменение их звуков (повышение или понижение) ради обострения тяготения к тонике, отчасти знакома по теме «двойная доминанта»: если аккорды II или IV ступени — с повышенной IV в их составе (признак DD) — идут в тонику, то они имеют субдоминантовую функцию.

Хроматически изменяться могут любые звуки аккорда, отстоящие на тон от звуков тонического трезвучия, то есть (по-разному в мажоре и в миноре) II, IV и VI ступеней.

Неаполитанская гармония — это секстаккорд (реже трезвучие) II низкой ступени (нII) в миноре, а также в мажоре, которая происходит из фригийского лада («минор» с низкой II ступенью). Поэтому она появляется обычно не в результате хроматического изменения натуральной гармонии II ступени, а как самостоятельная, очень яркая субдоминанта в обычных для субдоминанты условиях: после T, натуральной или гармонической (в мажоре) S, а также VI35 (в миноре), переходя в К46 или D (нередко без квинты), а иногда и прямо в Т.

В неаполитанском секстаккорде удваивается терция (то есть басовый звук), в трезвучии — прима (также басовый звук). При их соединении с другими гармониями надо избегать увеличенных интервалов и перечений (то есть «противоречия» между натуральным и хроматически измененным звуками в разных голосах соседних аккордов, см. в последнем примере: тенор — ре-бемоль, сопрано — ре).

Анализ: П. Чайковский. «Песенка без слов» op. 40 № 6; С. Рахманинов. «Ночью в саду у меня» ор. 38 № 1; Ф. Шуберт. «Сладость скорби» D 260
D
Характерная альтерация для доминанты – II-. В миноре аккорды альтерированной доминанты включают иногда и пониженную IV ступень. Эта альтерация обычно сочетается с пониженной 2 и не используется без нее.

В альтерированных доминантах мажора II повышенная или пониженная ступень может сочетаться с VI натуральной или гармонической ступенью (в VII7 и V9). В условиях же минора альтерации может быть подвергнута лишь гармоническая доминанта (которая уже содержит повышенную 7 ступень). Сочетание натуральной VII ступени с альтерациями других ступеней обычно не применяется, так как это не усиливает тяготения доминанты, а в то же время лишает ее специфической мягкости и своеобразия.
Альтерация аккордов доминанты преследует те же цели обострения тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. В результате повышения или понижения II ступени альтерируется 5 (квинта) в аккордах V ступени и 3 (терция) в аккордах VII ступени.

Разрешение альтерированного звука всегда следует в направлении альтерации: повышенные звуки идут вверх, пониженные — вниз, даже если это нарушает обычное удвоение в тоническом аккорде. Вследствие этого вводный септаккорд с пониженной терцией (VII7 -3) не во всех расположениях может прямо разрешаться в тонику, но только если не возникают параллельные квинты.

Подготовка аккордов альтерированной доминанты возможна ее натуральным видом. Тогда хроматизм вводится в том же голосе, где находится натуральный звук (иначе возникнет переченье).(Кроме того, в любом случае следует избегать увеличенных интервалов)

Доминанта с расщепленной квинтой образуется при наличии в одном аккорде повышенной и пониженной квинты. В результате септаккорд становится пятизвучным, а нонаккорд — шестизвучным. В проходящем обороте возможен доминантовый квартсекстаккорд с пониженной и повышенной квинтой, которому предшествует натуральная гармония.

Анализ: М. Глинка. «К ней»; П. Чайковский. «Зимнее утро» из «Детского альбома» ор. 39; А. Скрябин. Прелюдия ор. 11 № 10.


написать администратору сайта