Главная страница
Навигация по странице:

  • социальных институтов

  • Глава 1. Брак и семья

  • 1.2. Типы и основные функции семьи.

  • Традиционная (или патриархальная) семья

  • Эгалитарная семья (семья равных).

  • Хозяйственно- экономическая функция

  • 1.3. Роль отца и матери в семье.

  • семинар 5. Практическое (семинарское) занятие № 6 Тема Семья типология, фун. Альтернативные формы брака и семьи


    Скачать 235.8 Kb.
    НазваниеАльтернативные формы брака и семьи
    Анкорсеминар 5
    Дата16.11.2021
    Размер235.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое (семинарское) занятие № 6 Тема Семья типология, фун.docx
    ТипРеферат
    #273478
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Қазақ Инновациялық Гуманитарлық-Заң Университеті

    Казахский Гуманиторно-Юридический Инновационный Университет



    Реферат

    На тему: альтернативные формы брака и семьи

    Выполнила: студентка группы ДАЯ-102С,

    Раскулова Г.К.

    2021-2022 учебный год

    План



    Введение………………………………………………………………………….3

    Глава 1. Брак и семья – социальные институты……………………….……….6
    1. 1. Понятие семьи……………………………….……..………………6

    1. 2. Типы и основные функции семьи…………………….……………..8

    1.3. Роль отца и матери в семье………..………………………………..15
    Глава 2. Тенденции развития семейно – брачных отношений……………..18

    2.1. Общение в семье…………………………………………………...18

    2.2. Конфликты и факторы риска в семье…………………………….20

    2.3. Причины разводов…………………………………………………23
    Заключение………………………………………………….….………………...35

    Список использованной литературы …………………………………………..37

    Приложения……………………………………………………………………...38

    Введение.

    На протяжении многих веков семья является неотъемлемым элемен­том социальной структуры любого общества, осуществляя важнейшую функцию «продолжения рода» - производства самого человека.

    Изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией.

    Цель данной работы: показать значение и роль семьи и брака в обществе, а также развитие семейно- брачных отношений.

    Исходя из цели, в данной работе поставлены следующие задачи:

    а) дать определение понятия семьи и брака, их роль в обществе; б) рассмотреть типы и основные функции семьи; в) определить основные тенденции развития семейно-брачных отношений; г) рассмотреть основные причины разводимости.

    В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу социальных институтов, получивших очень широкое распространение, хотя в разных культурах формы брака и семьи (равно как и другие стороны общественной жизни) различаются весьма существенно. Что такое семья, ее отношения с другими родственниками, выбор супругов, связь между браком. Прежде всего, нам необходимо определить ключевые понятия семьи и брака.

    Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяй­ственно-экономическая, рекреационная. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

    Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать “изобретениями” культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь.

    Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

    Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт обращения с деньгами. Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей.

    Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого. Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

    Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

    Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

    Таким образом, общество, а его тоже можно назвать большой семьей, прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.

    Глава 1. Брак и семья – социальные институты.

    1.1. Понятие семьи.

    Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобре­тательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государ­ства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

    Семья — один из наиболее древних и значимых социальных институтов, но тем не менее, нет оснований утверждать, что все другие социальные институты ведут свое происхождение от се­мьи и что все отношения подчинения, кооперации, солидарно­сти строятся по образцу отношений между родителями и деть­ми, между супругами и между родственниками.

    В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, су­ществующих экономических, политических, религиозных от­ношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный ин­ститут — институт брака — санкционированная обществом, со­циально и личностно целесообразная, устойчивая форма поло­вых отношений.

    Многие из нас представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

    Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.[16. 240.]

    При всем разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребно­стей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

    Семья — малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родите­лями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличи­тельным признаком семьи является совместное ведение до­машнего хозяйства.[16. 241.]

    Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Одна­ко есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличи­лось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готов­ности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское по­коление по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без роди­телей).

    1.2. Типы и основные функции семьи.
    В современном мире нет единого типа семьи. Существование различных форм семейных отношений непосредственно определяется степенью развития того или иного общества и характером существующих в нем общественных отношений.

    Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, де­ти, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

    Изменения в составе и структуре семьи нередко служат по­водом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по Конту, се­мья должна обеспечить подчинение детей родителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В на­стоящее время оба параметра существенно меняются. Моло­дежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, неже­ли профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанно­стей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социо­логи выделяют на сегодняшний день три основных типа се­мьи. .[16. 241.]

    1. Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип ор­ганизации семьи предполагает существование под одной кры­шей минимум трех поколений, и роль лидера отводится стар­шему мужчине. Для традиционной семьи характерны:

    а) эко­номическая зависимость женщины от супруга;

    б) функцио­нально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена — хозяйка);

    в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

    1. Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традицион­ные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей пер­вого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуата­торским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключи­тельное» право на домашний труд.

    2. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:

    а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяе­мость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);

    б) обсуждение основных проблем и со­вместное принятие важных для семьи решений;

    в) эмоцио­нальная насыщенность отношений.

    Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

    Таким образом, в современной семье не только трансфор­мируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, ко­гда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важ­но выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, го­товы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

    Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются:

    • репродуктивная;

    • воспитательная;

    • хозяй­ственно-экономическая;

    • рекреационная.

    Репродуктивная функция - это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25—30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, ко­личество детей в каждой семье должно быть не менее двух. Статистика показывает, что для простого воспроизводства на­
    селения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело
    по двое детей и 50% — по трое. Но социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает боль­шую озабоченность у многих специалистов. Для нее характер­ны снижение уровня рождаемости, старение населения, увели­чение количества однодетных и бездетных семей, рост вне­
    брачной рождаемости. По данным социологических исследова­ний, из общего количества новорожденных в середине 80-х го­дов примерно третья часть родилась вне брака, а возрастная группа 16-17-летних матерей составляет почти половину. .[16. 243.]

    Многие из этих детей пополняют контингенты детских домов,
    потому что родители попросту отказываются от каких бы то ни
    было обязательств по отношению к ним. Наряду с этим пятая
    часть супружеских пар вообще не желает иметь детей. Среди мотивов ограничения числа детей или отказа от деторождения в 80-х годах преобладали следующие: не с кем оставить ребен­ка, необходимо дать хорошее воспитание уже имеющимся де­тям, стесненные жилищные условия, материальные затрудне­ния, перегрузка домашним хозяйством, желание «пожить для себя». .[16. 244.]

    В 90-х годах происходят существенные изменения в моти­вации ограничения рождаемости: на первый план выходят ма­териально-экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье «стимулируется и ростом разводов (или их угрозой).

    Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и сравнительно благополучные в плане стабильности пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а подчас даже одного ребенка, опасаясь, что их брак будет столь же непрочен, как и многие другие. Наблюдаются непропорционально боль­шие различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшим образованием показа­тель рождаемости почти в три раза ниже, чем у женщин с на­чальным образованием. .[16. 244.]

    Вместе с тем надежды на рост рождаемости при сохранении существующего положения, когда подавляющее большинство женщин вне зависимости от числа воспитываемых детей, от своего отношения к профессиональной деятельности и мате­ринству должны работать,— всего лишь прекраснодушная уто­пия. Если к этому прибавить угрозу безработицы (а в нашей стране безработица уже имеет ярко выраженное женское лицо), рост цен на товары детского ассортимента, никак не соотноси­мый с размерами дотаций на детей, уровень и качество бес­платного медицинского обслуживания и постепенный перевод его на платную основу, то перспективы становятся почти ката­строфическими. Социологические исследования по демографи­ческой проблематике обнаруживают устойчивую тенденцию: иде­альное количество детей всегда выше желаемого, желаемое — выше фактического. При этом с увеличением возраста опраши­ваемых эти показатели изменяются в сторону уменьшения.

    Таким образом, семьи, обладающие оптимальными возмож­ностями в области воспроизводства и воспитания нового поко­ления, почти до предела ограничивают свою репродуктивную функцию. Особенно заметен этот процесс в крупных городах. При сходстве основных тенденций репродуктивного поведения населения (снижение рождаемости, уменьшение числа много­детных и увеличение числа бездетных семей) социологи отме­чают и некоторые различия между странами. Так, в Германии в отличие от России нет тенденции к увеличению удельного веса семей с одним ребенком.

    Воспитательная функция – тесно связана с репродуктивной функцией.

    Давно известна, что для нормального, пол­ноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общест­венными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного ко­личества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоцио­нального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально зна­чимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжи­тельное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

    Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянст­во родителей является одной из важнейших причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности. По не­которым данным, у несовершеннолетних правонарушителей более чем в 80% случаев пьянствовали один или оба родителя. Большинство фактов детского аморализма и преступности под­ростков связано с употреблением спиртного.

    Многие факторы падения воспитательной роли семьи тесно связаны с происходящими в ней серьезными переменами. Пе­реход от семьи традиционного типа к современной, основан­ной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого ав­торитета мужчины и снижению согласованности воспитатель­ных воздействий родителей (показательно, что большинство подростков воспринимают отца и мать автономно, изолирован­но, для них родители как единое целое будто бы не существу­ют). В современной семье нередки разные, а то и взаимоис­ключающие понятия матери н отца о воспитании, о том, как надо жить вообще.

    Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

    а) Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырас­тают избалованными, не приемлют разумных запретов и обя­занностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и де­душек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

    b) Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом, прежде всего материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно об­суждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо разви­та потребность во взаимодействии со старшими, что впоследст­вии может осложнить его социальные контакты.

    c) Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной ма­териальной выгоды. Очевидно, что существует опасность уси­ления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское пове­дение расценивается па уровне обыденного сознания как наи­более адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

    В семье главным образом воспитываются дети. Но этим да­леко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказыва­ет огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для само­реализации не только детей, но и взрослых.

    Хозяйственно- экономическая функция - эта функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д. В нашей стране, где невысок уровень механизации в бы­ту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ло­жатся в первую очередь на плечи женщин, усугубляя и без того нелегкий конфликт ролей — противоречия между профессио­нальной деятельностью женщины и ее семейными обязанно­стями, между ролью жены, матери и труженицы. Однако мас­совые опросы показывают, что лишь небольшой процент жен­щин (5%) выбирает в качестве наиболее привлекательного об­раз жизни семейной неработающей женщины, посвятившей се­бя исключительно заботе о детях и муже. Уравнивание себя с мужчинами в отношении к работе, продолжительности рабо­чего времени и размеров отпусков допускает всего 1% опро­шенных женщин. Между тем более половины считают, что ра­бочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск — длиннее.

    Однако, учитывая существующее положение дел, сознавая, что государство не способно предоставить женщинам выбор предпочтительного для них образа жизни, единственный реаль­ный вариант решения проблемы двойной занятости женщин — перераспределение семейно-бытовых обязанностей.

    Рекреационная функция - эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющего ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя осо­бую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спо­койствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечи­вать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизнен­ного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духов­но-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни тес­нейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи во­обще, на ее стабильность и, в конечном счете, на само сущест­вование брачной пары.

    Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

    1.3. Роль отца и матери в семье.
    Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.

    Отцовство – также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок – большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но не являясь при этом чем-то патологичным.

    Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями

    Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.

    Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

    В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и прочее. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

    Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям – увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость. Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

    Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье.

    Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

    Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

    Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина–мать имеет двойной рабочий день–на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

    Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.


      1   2   3   4


    написать администратору сайта