Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Вступление. А.Н.Бакланов – певец малой родины. 2. Рассказ «Отец»

  • 6. Заключение. Цель

  • Задачи

  • 1. Вступление. А.Н.Бакланов – певец малой родины.

  • 3. Николай Демьянович Бакланов - прототип главного героя.

  • 4. Художественные особенности рассказа «Отец».

  • 5.Образ воина – ветерана в стихотворении «Отец».

  • Литература Братанова В.А., Вишнякова Р.Я., Лазарев Ю.В. Поэзия Рязанского края. – Рязань: РИРО. – 2000.

  • Бакланов А.Н. Дыхание осени. – Рязань : Русское слово. – 2001.

  • Образ ветерана Великой Отечественной войны в творчестве А.Н. План работы. Вступление. А. Н. Бакланов певец малой родины. Рассказ Отец


    Скачать 25.95 Kb.
    НазваниеПлан работы. Вступление. А. Н. Бакланов певец малой родины. Рассказ Отец
    Дата12.04.2022
    Размер25.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбраз ветерана Великой Отечественной войны в творчестве А.Н.Бакл.docx
    ТипПлан работы
    #468198



    Образ участника

    Великой Отечественной войны в рассказе А.Н.Бакланова «Отец» и в одноимённом стихотворении

    План работы.

    1. Вступление. А.Н.Бакланов – певец малой родины.

    2. Рассказ «Отец»

    • Николай Батурин – главный герой рассказа;

    • человеческие качества командира санитарного взвода;

    • спасение младенца – проявление высшей человечности;

    3. Николай Демьянович Бакланов - прототип главного героя.

    • рассказ А.Д.Баклановой – сестры Н. Д. Бакланова;

    • хроника жизни Николая Демьяновича Баклановеа;

    4. Художественные особенности рассказа «Отец».

    5.Образ воина – ветерана в стихотворении «Отец».

    6. Заключение.

    Цель: выяснить, какое художественное выражение находит образ Николая Батурина и ветерана Великой Отечественной войны у А.Н.Бакланова, какое место занимают эти произведения в творчестве писателя;

    Задачи:

    - собрать и изучить материал о биографии А.Н.Бакланова;

    - составить словарь для культурологического комментария отобранных произведений.

    - проанализировать рассказ «Отец» и одноимённое стихотворение на лингвистическом уровне (различные аспекты образа Николая Батурина и ветерана Великой Отечественной войны);

    - составить презентацию, которая бы в доступной и интересной форме рассказала об авторе А.Н.Бакланове, о герое его произведений и прототипе Николая Батурина;

    - оформить литературную витрину «Образ участника Великой Отечественной войны в рассказе А.Н.Бакланова «Отец» и в одноимённом стихотворении»;

    1. Вступление. А.Н.Бакланов – певец малой родины.

    Есть у тонкого лирика, замечательного пейзажиста А.Н.Бакланова два произведения с одинаковым названием «Отец». Это рассказ и стихотворение, связанные с именем родного отца писателя Бакланова Николая Демьяновича. В этой работе мы проследим, как молодой командир санитарного взвода в рассказе «Отец» Николай Батурин совершает подвиг, спасая младенца, а также определим нравственные ориентиры воина-ветерана в одноимённом стихотворении. Прототип этих произведений жил и работал в деревне Квасьеве Касимовского района, поэтому мы организовали поездку на его малую родину, поговорили с односельчанами, встретились с родственниками.

    Герой рассказа »Отец» – молодой человек, солдат, защищающий Родину в далёкие военные годы. А в центре повествования стихотворения «Отец» - умудренный жизненным опытом ветеран Великой Отечественной войны. Он ведёт трудный разговор – воспоминание с сыном. Так много сил было отдано Победе над врагом в Великой Отечественной войне, так много надежды было в душе каждого возвратившегося с полей сражений.

    2. Рассказ «Отец»

    Главный герой рассказа – командир санитарного взвода, лейтенант Николай. Он на войне уже пять месяцев. За это время он старался самоутвердиться, «настроить жизнь на войне на обычный лад». Ему нелегко, молодой боец признаётся себе, что испытывает страх перед началом боя и пытается с этим бороться. Через его руки уже прошли сотни убитых и раненых. Они внушали ему «боязнь перед безысходностью» возможной гибели, и ему становилось жалко себя, восемнадцатилетнего.

    Читая рассказ, мы понимаем, что командир санитарного взвода – совестливый человек, потому что он постоянно соотносит своё поведение, поступки с вопросами к самому себе о том, так ли он живёт на войне.

    В душе военного санитара Николая живёт страстное желание отомстить врагу. Он понимает, что его «сокровенная доля – защищать свою землю». Мы знакомимся с Николаем в зимнее предновогоднее утро, когда между боями наступил долгожданный перерыв. Он на время забыл войну и перенёсся в свою родную деревеньку, приютившуюся на берегу Оки, к родителям, братьям, сёстрам, каждый день вспоминающим о нём. Мирный перерыв был недолгим. Объявлена тревога, все солдаты и местные жители в спешке покидают деревню: с минуты на минуту немецкие самолёты начнут бомбить деревню. Санитарный взвод капитана Батурина последним покидает село. В это время их настигает немецкая воздушная атака. На поле остаются погибшие, среди них – женщина в шубе, которую Николай запомнил. Именно ей он кричал »ложись», когда «Мессершмиты» и тяжёлые бомбардировщики прострочили ряды бегущих. Алое пятно на груди женщины сказало о многом: в помощи Николая она уже не нуждалась. Внимание Батурина привлёк свёрток, выкатившийся из-под неё. »Лейтенант осторожно поднял пакет, прижал к груди и прислушался – в пакете что-то шевелилось и попискивало. Николай откинул лёгкий край байкового одеяльца и увидел крохотное личико ребёнка, искажённое светлыми слезинками и тонким плачем».

    Николаю Батурину восемнадцать лет, пока у него нет своих детей, но он понимает, что ребёнок – это святое, его нужно спасать. «Ему было всё равно, будут они стрелять по нему или нет, - он сделал свой выбор: перед его глазами лежала смертельно раненная женщина, дважды успевшая подарить жизнь своему дитяти, и в третий раз сделать это предстояло ему, командиру санвзвода. Во что бы то ни стало должен он был выполнить свой долг перед ней». И Николай возвращается, он не идёт – летит в село, «крепко прижимая мокрый от снега, оттого ещё более тёплый свёрточек, чувствуя искрящиеся мгновенья полёта души своей». В эти минуты на нём лежит большая ответственность за маленькую жизнь. В этот момент он отец.

    Простые деревенские жители принимают младенца в свою семью, понимая, что молодому бойцу нужно идти дальше, у него впереди долгие военные дороги. Сами они живут в землянке на краю села, но малыша оставляют у себя без тени сомнения. Старик-хозяин так и говорит:

    - Иди, родный, иди с Богом. Не бойся – мы с Марьей дитя не бросим, а ты, коли узнаешь фамилию – сообщи.

    3. Николай Демьянович Бакланов - прототип главного героя.

    В рассказе «Отец» есть редкий для прозы А.Н.Бакланова элемент композиции – послесловие. В нём писатель не может оставаться спокойным повествователем. В лучших традициях русской классической литературы он открыто высказывает своё отношение к происходящему: »Как хотелось бы мне, чтобы люди осознали великое блаженство и достоинство твоего поступка, отец! А что может быть человечней и сокровенней твоего поступка?»

    В последних строках рассказа читатель узнаёт, что прототипом главного героя является отец Александра Николаевича Бакланова. «Восемнадцатилетний парнишка, не успевший закончить медтехникум, в день своего рождения, ровно 8 августа 1941 года, был призван в действующую армию…»

    Мы побывали в деревне Квасьево в октябре этого года. Целью нашей поездки была встреча с земляками, а возможно, и с родственниками прототипа этих произведений. Бакланов Николай Демьянович ушёл из жизни в 2004 году. В его родной деревне каждый знает дом бывшего фельдшера. Нам удалось встретиться с родной сестрой Николая Демьяновича Бакланова, она рассказала нам много интересного о своём брате. Антонина Демьяновна живёт в деревне Квасьево, ей 87 лет. Несмотря на преклонный возраст, она многое из событий жизни своей семьи и села помнит хорошо. Антонина Демьяновна рассказала нам, что её брат Николай Демьянович всю жизнь прожил в родном селе. Уходил из него только на фронт, в тяжёлые военные годы. Здесь, в Квасьеве, он родился в августе 1922 года, окончил начальную школу, потом учился в Елатьме. После окончания школы поступил в Касимовский медицинский техникум. С началом Великой Отечественной войны его призвали в армию, на военной службе был медицинским работником. Воевал на Западном фронте, был ранен, подлечился в госпитале – и снова на фронт. Было и ещё одно ранение. И всё-таки молодой солдат (а в 1945 году ему было всего 23 года) не сразу вернулся домой, демобилизовался лишь в 1946 году. А День Победы встретил в Каунасе.

    В родном селе его ждали родные, близкие, было море работы. По словам Антонины Демьяновны, брат активно взялся за работу: организовал строительство медпункта, в котором и проработал всю сознательную жизнь, помогал колхозу встать на ноги после военных лет. Односельчане с любовью и благодарностью вспоминают Николая Демьяновича, потому что при его непосредственном участии и благодаря его заботам в Квасьеве построена хорошая дорога, проведён водопровод, к деревне подведено электричество, а в девяностые годы и газ. Вспоминая брата, Антонина Демьяновна отметила, что очень важной чертой его была прямота характера и честность. Она так и сказала о нём: »Честный был, любил правоту, в глаза всё говорил, начальство не боялся».

    Сын-писатель не мог оставаться равнодушным к военным воспоминаниям отца. Видимо, историю о спасении младенца Александр Николаевич Бакланов услышал от Николая Демьяновича и не смог забыть, не смог не поведать об этом читателю. И вот мы держим в руках удивительный по силе гуманности и человечности рассказ нашего земляка о подвиге молодого санитара в первые месяцы Великой Отечественной войны.

    4. Художественные особенности рассказа «Отец».

    Автор выступает в этом произведении замечательным мастером слова. Он точно и сильно использует возможности глагола и глагольных форм. Описывая, например, немецкую воздушную атаку, он даёт ряд таких глаголов: засвистели, загикали, захлопали. За этими глаголами – и быстрое действие, и звуковые ассоциации свистящих пуль, шума немецких самолётов. Синтаксис рассказа построен на использовании глагольных форм, деепричастных и причастных оборотов, которые передают разнообразие производимых действий. Чтобы передать быстроту смены событий, краткость и суровость военного приказа, А.Н.Бакланов использует короткие односоставные предложения, например, безличные, в эпизоде объявления тревоги:

    -Всем в лес! Рассредоточиться! Бомбить!

    В данном отрывке передано море сильнейших чувств, подчеркнуть которые автору удалось с помощью восклицательных по интонации предложений:

    -Тревога! Самолёты! За мной!

    Одно из любимых художественных средств А.Н.Бакланова – пейзаж. С его помощью он может передать тонкие переходы настроения героев, подчеркнуть неуловимое состояние души, увидеть необычное в обыкновенном. Так и в этом рассказе пейзаж помогает раскрыть трагизм происходящего. Показывая картину мирного состояния утренней природы, да ещё накануне Нового года, автор обращает внимание читателя на нелепость и ужас войны как противоестественного явления для всего живого. Пейзаж, открывающий рассказ, не предвещает ничего противоестественного: »Это зимнее предновогоднее утро было столь расточительно на свет и покой, что не верилось в привычную трудность ночного сорокакилометрового марш-броска по гулким перелескам, полям с неубранным урожаем зерна, оврагам с горячим дыханием и непокорных морозу ручьёв и речек». Покой зимнего утра нарушает лишь птичий гомон ничего не понимающих синиц: «Зазвенела в саду синица, серые и как обычно наглые вороны расселись по берёзам и сухим вётлам, с любопытством рассматривая неожиданное нашествие незнакомого люда».

    5.Образ воина – ветерана в стихотворении «Отец».

    Герой рассказа »Отец» – молодой человек, солдат, защищающий Родину в далёкие военные годы. А в центре повествования стихотворения «Отец» - умудренный жизненным опытом ветеран Великой Отечественной войны. Он ведёт трудный разговор – воспоминание с сыном. Так много сил было отдано Победе над врагом в Великой Отечественной войне, так много надежды было в душе каждого возвратившегося с полей сражений. А Бакланов делает нас свидетелями разговора сына и отца:

    Грустная льётся беседа,

    Слушать легко ли его?

    «Там уже после победы,

    Друга убили мово».

    Тяжёлые военные годы прошли по его жизни суровой полосой, трудно далась победа. Поэтому с такой горечью говорит отец о Литве, которую защищал зимой 1945 года. Прошли годы, и в этой стране стали забывать о былом, переделывая события истории на свой, выгодный лад. Сколько боли и немого укора слышим мы в словах старого солдата!

    Он говорит мне, и, может,

    Это не в глаз – прямо в бровь:

    «Видно , литовцам дороже

    Стала арийская кровь!»

    Старый воин и с высоты многих прожитых лет помнит военные события до мельчайших подробностей, храня в памяти и точные даты, и свежие впечатления тех лет. С болью в душе говорит он о погибших товарищах, недоумевает, как можно бессовестно переделывать историю, забывая о главном, о том, что русский солдат отстоял свободу очень дорогой ценой.

    Честь их, очаг и духовность –

    Всё мы сумели сберечь!

    Им ли считать за негодность

    Нашу славянскую речь?

    Сын понимает отца и переживает за него. Не случайно заканчивается стихотворение «Отец» риторическим вопросом:

    Сможет ли дань униженья

    Старый гвардеец стерпеть?

    6. Заключение.

    Прочитаны два таких разных произведения. В каждом - своя история, своя манера повествования. А за строками и рассказа, и стихотворения нам открылась целая история длиною в жизнь, история о простом русском человеке, честно и по-настоящему прожившему жизнь в небольшой деревне Квасьево, которая живёт своей жизнью на высоком берегу Оки.

    Литература

    1. Братанова В.А., Вишнякова Р.Я., Лазарев Ю.В. Поэзия Рязанского края. – Рязань: РИРО. – 2000.

    2. Бочаров Д.В., Грачёва И.В., Чапышкин В.А. Очерки литературы Рязанского края. – Рязань: РИРО. – 2002.

    3. Бакланов А.Н. У малиновых вод. – Рязань: Русское слово. – 2008.

    4. Бакланов А.Н. Дыхание осени. – Рязань : Русское слово. – 2001.


    написать администратору сайта