Главная страница
Навигация по странице:

  • А.П.Бородин Сцена Ярославны с девушками из оперы «Князь Игорь». Барнаул 2022 г. Бородин Александр Порфирьевич

  • Музыкально-теоретический анализ. Вид изложения: С сопровождениемЖанровая принадлежность: ОпераАнализ музыкальной формы

  • Тональный план произведения: Основная тональность – cis-mollОсобенности гармонии

  • Фактура изложения: Гомофонно-гармоническаяРазмер произведения: Переменный – 3/4, 4/4. Темпы, точный перевод терминов. Агогика

  • Вокально-хоровой анализ. Тип и вид хора

  • Диапазон хоровых партий: Сопрано 1 Сопрано 2 Альт 1 Общехоровой

  • Альт 2 Особенности интонирования

  • Выбор дирижерской схемы и дирижерских приемов, используемых в произведении

  • Аннотация к опере Князь Игорь. Алтайский государственный институт культуры аннотация А. П. Бородин Сцена Ярославны с девушками из оперы Князь Игорь. Барнаул


    Скачать 44.87 Kb.
    НазваниеАлтайский государственный институт культуры аннотация А. П. Бородин Сцена Ярославны с девушками из оперы Князь Игорь. Барнаул
    Дата11.12.2022
    Размер44.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАннотация к опере Князь Игорь.docx
    ТипДокументы
    #838844

    АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ


    Аннотация

    А.П.Бородин

    Сцена Ярославны с девушками из оперы «Князь Игорь».


    Барнаул

    2022 г.

    Бородин Александр Порфирьевич

    Бородин Александр Порфирьевич - русский композитор и ученый-химик. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию.

    В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.
    Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

    Композитор — тонкий художник камерно-вокальной музыки. Бородин — один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й — 1879, 2-й — 1881). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»).

    Наиболее значительное произведение Бородина — народно-эпическая опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; поставлена в 1890г., Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила».

    Опера в четырех действиях, с прологом. Либретто написано композитором. Текст и музыка "Игоря" сочинялись одновременно.

    Хоровые эпизоды дали композитору возможность показать важное «действующее лицо» оперы – народ в разные моменты его жизни, в разных состояниях. Волнение оскорбленных Галицким девушек воплощают хоры первого акта – и как замечательно уловлены здесь в музыке типичные интонации русской речи; состояние пленников, переживающих вместе с Игорем разоренье Руси, выражено в ансамбле и хоре третьего акта. Народные страдания, горе обездоленных людей передает скорбный хор поселян в последнем акте, а радость путивлян, приветствующих возвращение своего князя из плена, – хоровой финал оперы. Многочисленны и ярко характеристичны половецкие хоры, но о половцах речь впереди.

    Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага. Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. Ярославна – достойная подруга Игоря. Ласковая, мягкая и женственная, она, когда это необходимо, обнаруживает и силу и твердость характера – качества, сближающие ее с Игорем. В образе Ярославны Бородин создал первый в нашей оперной литературе героический тип русской женщины.

    Хор второго действия из сцены Ярославны с девушками. К Ярославне приходят девушки с жалобой на ее брата князя Владимира. Сцена распадается на 2 эпизода. Содержание первого - жалоба девушек на то, что ночью была похищена их подруга, но они не называют имени похитителя, страшась гнева княгини. Однако участливое отношение Ярославны помогает им преодолеть страх. Каждый эпизод начинается речитативными репликами действующих лиц. В первом случае- это диалог Ярославны с няней, во втором- Ярославны с девушками. После речитативов следуют хоры, которые и составляют основное содержание сцены.

    Хор первого эпизода «Мы к тебе, княгиня» отличается относительно спокойным характером, передающим чувство почтительного уважения девушек к княгине. Но это спокойствие внешнее – за ним скрывается их напряженное состояние, которое временем как бы порывается наружу (отдельные реплики девушек).

    Хор написан в сложной трехчастной форме. Первая часть его двухчастна и состоит из двух контрастных построений (периодов). Тональность первого-до диез минор:

    Тема начинается как короткие фразы-попевки, близкие по интонации к народным плачам-причитаниям. Это создает ощущение внутренней напряженности. А изложение в сравнительно низком регистре альтовой партии, поющей на p, помогает убедительно передать подавленное состояние девушек.

    Второй период первой части, в котором дается рассказ девушек о нанесенной им обиде, выражает предельную взволнованность:

    Самые разнообразные средства художественной выразительности служат передаче настроения. Переход в новую тональность – соль диез минор, ускорение темпа, постепенное усиление звучания, подключение сопрановой партии, которой поручается основная мелодия, развивающаяся в восходящем движении. Введение элементов полифонии.

    Музыкально-теоретический анализ.
    Вид изложения:

    С сопровождением

    Жанровая принадлежность:

    Опера

    Анализ музыкальной формы:

    Трехчастная
    Тональный план произведения:

    Основная тональность – cis-moll

    Особенности гармонии:

    Широкое расположение голосов

    Интонационно-тематический анализ:

    Основная мелодия в партии сопрано

    Ритмические особенности:

    В произведении идет преобладание восьмых нот/

    Фактура изложения:

    Гомофонно-гармоническая

    Размер произведения:

    Переменный – 3/4, 4/4.

    Темпы, точный перевод терминов. Агогика:

    Переменный
    Вокально-хоровой анализ.

    Тип и вид хора:

    Женский 4-х голосный хор.

    В произведении присутствуют голоса – Сопрано 1; Сопрано 2; Альт-1; Альт-2.

    Диапазон хоровых партий:
    Сопрано 1 Сопрано 2 Альт 1 Общехоровой



    Альт 2


    Особенности интонирования:

    Основная мелодия в партии Сопрано.

    Приемы звуковедения:

    Legato.
    Исполнительский анализ.

    Специфика певческого дыхания:

    Цепное. Атака звука – мягкая.

    Выбор дирижерской схемы и дирижерских приемов, используемых в произведении:

    Размер на протяжении всего произведения не меняется. Размер меняется с сольного запева княгини.


    написать администратору сайта