|
влияние тюрков на европу. Влияние тюрков на европу. Амангельдыызы Меруерт бдіраза Жасмина
Амангельдықызы Меруерт Әбдіразақ Жасмина Байсмакова Ботагөз - Материальная культура древних тюрков включает в себя жилища, одежда, блюда и предметы. Если посмотреть на жилища кочевные племена, они пользовались разборными домами – юрта. Существует два вида юрт: тюркская и монгольская. Юрта тюркского типа пользовались казахи, киргизы, башкиры и туркмены и другие тюркоязычные народы. А юрта монгольского типа пользовались монголы, буряты, калмыки и другие многоязычные народы. Согласно по письменным источникам мы можем увидеть что юрта тюркского типа покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках юрта строилась в основном из саманного кирпича и дерева.
- Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами.
Пища тюркского населения определялась образом жизни. В основном пища кочевников были молочные и мясные продукты. Но тюркские населения не только питались мясными и молочными продуктами, но и растительные пищи. Они добывали растительные пищи из дикорастущих растений, ягод, фрукты и злаки. К примеру из дикорастущих растений, которые питались кочевники можно взять лук одноцветковый и чеснок. - Распространение исламской религии на территорию Казахстана началось с южного региона. Первым этапом к распространению ислама стало Таллаская битва, которое произошло в 751 году. Когда Тюргешский каганат объединившись с войсками Аббасидского халифатами, точнее с арабами одержали победу нал войсками Китайской империи Тан. Таким образом, влияние империи Тан ослабилось на южной территории Казахстана, и тюркские племена населились на прибережье Сырдарьи и Южного-Казахстана.
- Тюркский мир сыграл ключевую роль в истории человечества, не раз меняя ход развития мировой истории и мировой политики, своими историческими завоеваниями, внесли огромный вклад в мировую культуру . Самые первые в мире государственные символы и знаки власти, а также политические термины появились впервые в Степи, что свидетельствует о развитой государственной структуре.
- В связи с этим очень интересным представляется высказывание известного казахского советского поэта и тюрколога Олжаса Сулейменова об этимологии древнегреческого слова «Басилей (василевс)», которым в Древней Греции обозначали правителя небольшого поселения, вождя племени, в Спарте и затем ряде древнегреческих государств так именовался наследственный царь, в эллинистическую эпоху – монарх эллинистических государств, в средние века – это официальный титул византийского императора. Так вот, О. Сулейменов указывает на то, что это слово по происхождению не греческое, не римское, не индоевропейское и не семитское. Похоже на пратотюркское образование bas – il – i – «глава страны». Шипящих ни в греческом языке, ни в латинском не было, а в заимствованных словах они передавались свистящими . Это слово в тюркских языках сохраняется до настоящего времени. В Казахстане слово «президент» на казахском дублируется термином «El-basj» – буквально «Глава страны» .
- Тюрки задали стартовые условия развития для некоторых цивилизаций, в первую очередь западной и российской. Другими факторами взаимодействия тюрков с внешним миром было создание кочевниками тенгрианской религии и организацию ими трансконтинентальной магистрали – Великий Шелковый путь.
- А что касается трансконтинентальной торговой магистрали
- Великий Шелковый путь имел огромное значение для взаимопроникновения культур Востока и Запада. Заслугу Степной цивилизации автор видит в том, что она создала богатейшее искусство звериного стиля, который как характерный вид декора сложился и широко распространился в Евразии, где исконно проживали тюрки. Так же гунны, захватив Европу, принесли туда и «свою высокую культуру и свою религию». Тюркские народы дали человечеству немало великих личностей, и в их числе множество писателей и поэтов. К сожалению, этот вклад в мировую литературу, как и в другие области культуры, остается неоцененным по достоинству, а отчасти откровенно принижается. Ученый-тюрколог Вагиф Султанлы по этому поводу приводит высказывание известного французского востоковеда, который писал, что на Земле остаются неоткрытыми две вещи: в географии это полюса, а в истории – тюрки.
История знает немало тюркских империй и всем им была присуща лояльность в отношении покоренных народов. К сожалению, до сих пор в науке бытует европейский взгляд на историю, согласно которому тюркские народы не могли внести вклад в мировую цивилизацию, потому как они были кочевым народом, не имевшим ничего своего, а лишь пользовавшим созданными вещами других народов. Как еще отмечал Ш. Валиханов: «В Европе до сих пор есть ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых орд и беспощадных дикарей; понятие о кочевом … киргизе (казахе) тесно связано с идеей грубого варвара. Между тем, большая часть этих варваров имеет свою литературу и сказанья, письменные или устные». Как бы продолжая эту мысль, ученый Гумилев в своей книге «Древние тюрки» отмечал: «Историку следует избегать очень опасной методологической аберрации, которая в стремится искать в культуре другого народа те черты, которые нам представляются значительными, и при отсутствии считать данный народ примитивным . - История знает немало тюркских империй и всем им была присуща лояльность в отношении покоренных народов. К сожалению, до сих пор в науке бытует европейский взгляд на историю, согласно которому тюркские народы не могли внести вклад в мировую цивилизацию, потому как они были кочевым народом, не имевшим ничего своего, а лишь пользовавшим созданными вещами других народов. Как еще отмечал Ш. Валиханов: «В Европе до сих пор есть ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых орд и беспощадных дикарей; понятие о кочевом … киргизе (казахе) тесно связано с идеей грубого варвара. Между тем, большая часть этих варваров имеет свою литературу и сказанья, письменные или устные». Как бы продолжая эту мысль, ученый Гумилев в своей книге «Древние тюрки» отмечал: «Историку следует избегать очень опасной методологической аберрации, которая в стремится искать в культуре другого народа те черты, которые нам представляются значительными, и при отсутствии считать данный народ примитивным .
- Таким образом, есть все основания утверждать, что тюрки оказали решающее воздействие на развитие современной европейской культуры.
- Тюркский (кыпчакский) язык выполнял роль языка межнационального общения в Центральной Европе на протяжении многих веков вплоть до ХVІ в. Роль тюрков в этногенезе других народов, в культурной истории Европы вплоть до ХVІІІ в. была значительной. Великое переселение народов с Востока дало Западу архитектурные новшества, с которых начиналась готика (гот) художественный стиль в Европе. Археологические раскопки в курганах Англии, Франции, Германии, Скандинавии, Египта, Венгрии, Украины, Казахстана показали всему миру чудеса ювелирных тюркских изделий, включая «Золотого человека» из Иссыкского кургана близ г. Алматы.
- Тюрки Азии переселились во многие страны мира. Их курганы с захоронениями археологи находят в Дании, Швеции, Франции, Нижней Саксонии , Англии.
Спасибо за внимание! |
|
|