Культура тюрков Казахстана в период средневековья и их влияние на европейскую и исламскую культуру.(Эссе)
Скачать 20.88 Kb.
|
Курс – 1 Группа: ДУА 102с Обучающейся: Толеубаев Мурат Толегенович Факультет информационных технологий и экономики, Учет и аудит Преподаватель: Жаркимбаева Дана Бактубаевна Дисциплина: Культуралогия Практическое (семинарское) занятие № 8 Тема : Культура тюрков Казахстана в период средневековья и их влияние на европейскую и исламскую культуру.(Эссе) Культура древних народов Центральной Азии развивалась под влиянием культур предыдущих эпох. С древнейших времен на обширных территориях Центральной Азии проживали большие и малые народы, существовали государства, которые вносили свой вклад в развитие мировой цивилизации. Среди них были кочевые державы народов Центральной Азии, известный под общим именем «тюрк». В середине VI в. образовавшийся тюрки в результате соединения народов Центральной Азии, в том числе Средней Азии в единое государства создали огромную кочевую империю от востока Алтая до Черного моря и успешно проводили внешнюю политику с соседними государствами и империями [1, 3, 4]. Начиная с VIII века вместо великого Тюркского Каганата, существовавшего на протяжении двух столетий, происходит зарождение и становление государств тюргешей, карлуков, уйгуров, а позднее и караханидов. За этот период истории тюркские каганаты, претерпевая радость побед и горечь поражений, заняли особое место в политической истории мира. А культура Тюркской эпохи, представляющая собой единство оседлого и кочевого образа жизни, предоставившая миру образцы великих достижений прикладного искусства, градостроительства, духовных основ разных религий, сыграла огромную роль в становлении и развитии культуры и просвещения народов Средней Азии, а также в развитии мировой культуры. Само становление культуры тюркской эпохи, языка, государственности было подготовлено предшествующими культурами, а также под влиянием происходящих событий на Великом Шелковом пути. К этому времени Центральная Азия стала местом сосуществования различных религиозных систем, как буддизм, манихейства, тенгрианства, христианства. Географически удобное расположение создавало соответствующие условия для развития горнодобывающей промышленности, развитию внутренней и внешней торговли. К примеру, в Тюркскую эпоху в Средней Азии, в том числе на территории современного Кыргызстана, осуществилось становление культуры землепользования, животноводства, увеличилось количество городов и населенных пунктов. Здесь образовался своеобразный симбиоз культур тюркских народов. Массовое оседание тюрков способствовала интенсивному росту городов и селений Семиречья, ускорила процесс взаимопроникновения и взаимовлияния двух культур. Развитию городскую и земледельческую культуру большое влияние оказал географическое расположение и Великий Шелковый путь. В процесс урбанизации вовлекаются и северо-восточные районы Средней Азии – Ферганская, Чуйская, Таласская долины, через которые проходила трасса международной торговли. Только в Чуйской и Таласской долинах насчитывалось 36 городов, и, судя по историческим сведениям, они существовали и в последующие эпохи [6, с. 65-130]. В современных исследованиях эти города были разделены на три типа [2. с. 67-68]. К первому типу были отнесены крупные города, как Тараз, Ак-Бешим (вместе с г. Суяб), Красная Речка (вместе с г. Навакет), Шиш-Добе, площадь которых превышала 30 гектаров: Ко второму типу были отнесены города, площадь которых измерялась от 10 га до 30 га: Ак-Добе, Чалдыбар, Мерке, Аспара, Кузнечная крепость, Беловодская крепость, Толекск, Грозненский, Касымчы. Площадь городов третьего типа не достигала 10 га: Джувантобе – Атлах; Торткольтобе – Нижний Барсхан; Тоймакент – Адахкет; Оххум – Дех-Нуджикет; Луговое – Кулан; Чумышское (по одной версии Новопокровское) – «селение тюркского кагана»; Новопокровское (по другой версии Милянфанское) – Кирмирау. Развитие городской культуры в эпоху тюркских каганатов во второй половине I тыс. н.э. характеризуется благоприятной географической средой, богатыми природными ресурсами и торговлей по Великому Шелковому пути. Торговля занимала важное место в экономической жизни тюркских каганатов. Такие города как Суяб, Атлах, Невакет, Ош, Узген, расположенные на современной территории Кыргызстана, были важными торговыми и политическими центрами тюрков. Развитие городов было тесно связано еще с добычей и разработкой полезных ископаемых. На мировой арене тюрки были признаны как народы, которые первыми в Центральной Азии освоили добычу железа для использования в промышленности. Конечно, и до них осуществлялась добыча железа, но тюрки делали это в массовом объеме. Из высококачественного железа мастера создавали военное оружие и другие изделия. Тюрки добывали не только железо, но и золото, серебро, медь. В IX-X вв. добыча металла получила особенно интенсивное развитие. Одним из ярчайших показателей достижений древней тюркской культуры явилось становление тюркской письменности. Наличие своей письменности указывает на высокий уровень культуры и общественного развития государства. Ученые полагают, что древнетюркская письменность возникла в первой половине VII в. В 20 годах XVIII века в Енисейской долине впервые были найдены тюркские письмена, которые исследователи Д. Мессершмидт и И. Страленберг сочли похожими на письмена, обнаруженные в Скандинавии, и назвали их руническими. А Н. М. Ядринцев, В. Томсен, В. В. Радлов «прочитали» письмена, найденные в 1889 году на берегах реки Орхон, которые назвали «орхоно-енисейскими» письменами. В Центральной Азии, а также на сопредельных территориях, где проживают тюркские народы, найдены исторические памятники - древние тюркские письмена, в которых сохранились послания тюркских каганов к правителям других государств, декларации различного характера и значения, содержательная богатая информация о жизни и подвигах батыров тюркской эпохи. Укрепление основ ислама в Центральной Азии и преимущество арабского алфавита в ежедневной практике способствовало постепенному вытеснению тюркско-орхоно-енисейской письменности. В начале VII в. на Аравийском полуострове возникает ислам. Ко времени принятия ислама тюрками, они уже были знакомы с другими мировыми религиями. Исламская культура тюркской эпохи имела не только арабское происхождение. Оно сформировалось на симбиозе двух культур, арабоязычной и культур местных народов. Следовательно, культура этого периода – культура не только арабов, но и других народов Центральной Азии. На основе синтеза культур народов Средней Азии формируется богатая арабо-, тюркоязычная научная и философская мысль. И в ее истоке стояли ученые-энциклопедисты Аль-Кинди, Ибн Рушд, Аль-Хорезм, Аль-Фараби, Ибн Сина, Аль-Бируна и др. Они являлись создателями лучших произведений средневековой культуры и науки. В средние века Средняя Азия стала центром образования и науки, она явилась основоположником некоторых отраслей науки, которые впоследствии получили мощное развитие в Европе. Под влиянием арабской культуры азиатские ученые перевели на арабский язык труды просветителей Древней Греции и Рима, Аристотеля и Платона, и можно сказать, тем самым спасли их от исчезновения. Общеизвестно, что благодаря именно этим переводам, ученые Европы, Америки познакомились с трудами античных философов. Живший в VIII-IХ вв. в пору расцвета тюркской эпохи, известный ученый из Хорезма Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, который написал книгу «Аль-Джабр вал мугабим», является основоположником алгебры. Его вклад в науку был признан мировыми учеными, в том числе и учеными Западной Европы. А научный труд Ибн Сины «Аль Канон» в течение 600 лет служил учебным пособием для студентов и медиков Европы. Ибн Сина являлся исследователем не только в области медицины, им были созданы научные труды по философии, астрономии, химии, геологии, логике и психологии. Одним из известных в истории ученым тюркоязычных народов является Абу Наср Мухаммад ибн Тархан аль-Фараби. Он успешно занимался математикой, психологией, музыкой, прироведением, философией, политикой. Аль-Фараби известен еще как переводчик на арабский язык и толкователь трудов великого греческого философа Аристотеля: «Категории», «Герменевтика», «Аналитика», «Топика», «Софистика», «Риторика», «Поэтика». Свое понятие и отношение к философии ученый описывает в трактате «Гемма мудрости» («Фусус ал-хикам»). Его труды имели влияние не только на великих мыслителей и ученых Древнего Востока, его трудами интересовались и пользовались ученые эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, Коперник, Бекон [9]. Абу Рейхан Беруни, занимаясь такими отраслями науки как математика, география, астрономия, физика, создавая более 150 произведений, вошел в историю как ученый-энциклопедст. В своих постулатах о воспитании, как и просветители последующих веков, Беруни отмечает, что знания и труд облагораживают и развивают человека. Все указанные и другие научные открытия говорят о высоком уровне науки в VIII – ХI вв. в Европе, Центральной Азии, в том числе и Средней Азии. Известные мыслители-ученые народов Средней Азии сделали научные открытия на основе античной, индоиранской культур и распространили по миру научные труды, познания и науку арабских, греческих ученых. Она развивалась в тесном взаимодействии с ближневосточной. Многие ученные ездили учиться в Багдад, Дамаск и другие крупные научные центры. Вследствие влияния арабской культуры в Средней Азии учрежден общественный институт образования, новый тип образовательных учреждений – были открыты медресе. Высокие мунары и красивые мечети, медресе в городах изветных как центры образования, науки и культуры Суяб, Баласагын, Бухара, Самарканд, Мерв, Фергана, Узген является свидетельствами не только развитии архитектуры но и науки. Первые медресе появились здесь в конце IX – и в начале Х века, а в XI-XII вв. они уже получили широкое распространение. В средние века в развитии культуры тюркских народов библиотеки, читальни в центральных мечетях и медресе играли большую роль. В медресе, по сути являющихся центрами науки, помимо религиозных книг встречались труды по различным отраслям светских наук, такие труды, распространяя достижения науки, выполняли также и просветительскую работу. В развитии духовной культуры народов Средней Азии особое место занимают произведения поэтов тюркской эпохи Рудаки, Саади, Баласагуни, Ахмета Яссауини. Еще с VI-VII вв. среди тюркоязычных народов было широко распространено устное поэтическое творчество. Были созданы малые и большие эпосы, повествования, которые стали основой устного народного творчества. Основные идеи французских просветителей – «Свобода, равенство, братство» были почерпнуты и в литературных наследиях великих мыслителей народов Средней Азии. Наряду со становлением арабо-исламской культуры в Средней Азии возросло значение и важность грамотности, ценности книги. В столицах тюркских государств, во дворцах, в крупных городах особого уважения и почитания были удостоены поэты, философы-мыслители, историки, лекари, каллиграфисты и ученые. Зачастую ученые и философы преподносили свои труды в дар правителям государств. Выдающийся поэт-мыслитель, автор известной всем тюркским народам поэмы “Кутадгу билиг” Жусуп Баласагун также принес в дар повелителю Караханидов свою поэму, написанную на тюркском языке. В свою очередь, Тавагач Богра Карахан Абу Али Хасан высоко оценил произведение великого мыслителя и удостоил его звания «Великий Хасс-Хажиб», что означало – «особо уважаемая персона дворца». Составитель энциклопедического словаря «лугат аттюрк», выходец из Барскоона Махмуд Кашгари тоже подарил свой словарь халифу Абулкасыму Абдуллу ибн Мухаммед аль-Муктади би-Амрилле . В истории культуры мировых цивилизаций культура тюркской эпохи занимает одно из важнейших мест. Культура Тюркской эпохи Центральной Азии и Европы среднего века внесла неоценимый вклад в развитие культуры тюркских народов последующих столетий. Несмотря на своеобразный характер и содержание, связи между культурами каждой эпохи, преемственность были очень крепкими. Поэтому мы часто обращаемся в былую историю и культуру тюркской эпохи. Литература Основная: 1. Назарбаев Н.А. «На пороге ХХI века». – Астана, 2016. 2. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». – Астана, АКОРДА, 2017 / http://www.akorda.kz/ru. 3. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее». – Астана, 2017. 4. Аронсон Э. «Көпке ұмтылған жалғыз» = The Social Animal: әлеуметтік психологияға кіріспе: / Э. Аронсон ; ауд. Д. Д. Дүйсенбеков. - 11-бас. - Астана: "Ұлттық аударма бюросы" қоғамдық қоры, 2018. – 407 с. - (Рухани жаңғыру). 5.Барманкулов М. Тюркская вселенная. – Алматы, 1996. 6. Годфруа Ж. «Что такое психология». Том 1. – М., 2005 7. Гумилев Л. Древние тюрки. М.,1993 8. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л., 1990. |