Информатика, практическое задание 1. Американская социология
Скачать 53.66 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по дисциплине «Информатика и основы информационно-коммуникационных технологий» _____________________________________________________ (тема практического задания)
Москва Американская социологияАмериканская социология – это особый этап развития социологической науки в целом. Исследователи истории социологии считают, что если в XIX в. центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х гг. XX в. США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Американские исследователи сделали неизмеримый вклад в изучение процессов и явлений общественной жизни, а их разработки используются по сей день, не только в странах Запада, но и в России. Развитие американской социологииРешающее значение в развитии социологии в США сыграли некоторые факторы, ключевые из которых: Быстрое прохождение социологией всех пяти стадий внешней институционализации Большой объем конкретных социологических исследований и эмпирических социологических исследований, которые нуждались в систематизации. Развитие американской социологии было связано также с влиянием западноевропейской социологической мысли, и объясняется это следующим. Во-первых, многие основатели американской социологии получили свое образование именно в Европе и иммигрировали оттуда в Соединенные Штаты Америки. К таким исследователям следует отнести Р. Парка, У. Томаса, М. Мида, Ф. Знанецкого и П. Сорокина. Во-вторых, следует помнить о серьезном влиянии со стороны психоаналитического направления, которое сыграло большую роль в развитии американской социологической мысли. Например, лекция З. Фрейда1, которую он посвятил анализу происхождения и последующего развития теорий о психологическом детерминизме, сыграла важную роль в становлении других авторов, которые по праву считаются последователями З. Фрейда и продолжателями фрейдизма. Этапы развитияПервый этап – это этап институционализации, который начался в 90-е годы 19 века и продолжался до начала 20-х годов 20 века. По сути, это этап экстенсивного развития американской социологии. Авторы находились в поиске актуальных тем и формировали свои теоретические позиции, которые были достаточно неустойчивы. Второй этап развития американской социологической мысли напрямую связан с выходом в 1918 году труда У. Томаса и Ф. Знанецкого. Этот этап принято также называть эмпирическим. Почти два десятилетия прикладная социология была во главе всех исследований, а ученые безоговорочно доверяли ей и опирались на ее принципы в своих исследованиях. Именно в этот период также открываются исследовательские центры, факультеты социологии в рамках высших учебных заведений. Отметим бурный рост числа эмпирических исследований, которые в целом были лишены теоретического смысла, поскольку упор шел именно на полученные данные, а не на их обоснование. Третий этап (с начала 50-х годов 20 века) – связан с формированием и активным распространением структурно-функционального направления. В этот период авторы начинают углубляться в структуру событий и социальных явлений, переходят с уровня макросоциологии на уровень микросоциологии, изучают очень узкие области человеческой жизни. Отсюда и появление большого количества новых направлений – социальной экономики, социальной психологии, социологии семьи, социологии труда.
Таким образом, в рамках американской социологии на каждом этапе ее развития появлялись совершенно новые концепции и теории, которые в дальнейшем распространялись далеко за пределы Соединенных Штатов Америки. Это привело к тому, что американская школа была признана чуть ли не самой прогрессивной и «опережающей свое время», а американские социология стали олицетворением классической социологии во всем мире. Создание первой в мире кафедры социологии и факультета социологииВ США социология сразу стала складываться как университетская дисциплина, в отличии от Европы, в которой социология долго развивалась на инициативной основе (так, О. Конт не имел постоянного заработка, а М. Вебер, Э. Дюркгейм были вынуждены работать вне университетской сферы). В 1892 г. в Чикагском университете были открыты первая в мире кафедра социологии и факультет социологии (это произошло во время первого этапа развития социологии). Уже в 1901 г. курс социологии преподавался в 169, а к концу 80-х – почти в 250 университетах и колледжах. Параллельно растет численность членов Американской ассоциации, насчитывавшей в конце 30-х гг. несколько сот человек, в середине 60-х – около 10 000, а к середине 70-х – более 15 000 человек. В 80-х гг. в США ежегодно защищалось около 600 докторских диссертаций по социологии. С самого начала американская социология стала формироваться как прикладная (эмпирическая) наука (эмпирическая социология является главным достижением американской социологии). Уже в 1910 г. в стране проведено более 3000 эмпирических исследований (большинство — на втором этапе истории американской социологии: 1918 – 30-е гг.). В настоящее время количество исследований достигает около 6000 в год. Идеи Чарльза Хортона КулиЧарльз Хортон Кули (1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. По своему образованию Ч.Кули - экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии,- интеракционизма. Теория «зеркального Я» Главная концепция Кули называется теорией "зеркального Я". Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о "социальном Я" У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они - зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя - процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим. Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял, как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм. Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением. Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным "Я", которые возникают в создании других людей, Кули называет "представлениями представлений». Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социология. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули чувство собственной самоопределенности как "зеркальное Я". Оглавление1 Зи́гмунд Фрейд — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. |