Главная страница

Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006. Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. Америки быт религия культура


Скачать 12.16 Mb.
НазваниеАмерики быт религия культура
АнкорУайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006.pdf
Дата21.02.2018
Размер12.16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006.pdf
ТипДокументы
#15765
страница2 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ЮГО-ЗАПАД Как уже отмечалось, в те времена, когда пришельцы из Азии спускались по восточным склонам Скалистых гор, своего рода лестнице, вглубь континента, климат на юго- западе был влажными очень благоприятным для плодородия почв. Путь пришельцев как раз пролегал через эти районы, где в изобилии водились животные, служившие главным источником пропитания. Две самые ранние американские культуры названы по имени мест, расположенных на юго-западе; когда же вовремя архаического периода климат изменился в неблагоприятную сторону и район превратился в засушливый, его жители проявили немалую изобретательность и сумели сохранить как свою культурную самобытность, таки лидирующее положение среди районов распространения древнеамериканских культур. Люди культуры кочизе
1
жили в южной части нынешней Аризоны. Культура получила название по имени одного из вождей апачей, хотя навряд ли апачи и их вождь заслуживали подобной чести, поскольку они, во-первых, вели не оседлый образ жизни, характерный для этой культуры, а кочевой, а во-вторых, были более отсталыми по сравнению с большинством других индейских племен. Люди культуры кочизе имеют генетическое культурное родство с охотниками кловис; где-то около 9000—8000 гг. дон. э. они обосновались в районе современного Дугласа. На ранних фазах этой культуры, которые называют соответственно салфер-спрингз и чирикауа, ее носители вели почти такой же образ жизни, что и охотники кловис, занимаясь охотой и собирательством корнеплодов, клубней,
1
Ко ч из е — первая земледельческая культура древней Америки.
28
ДУХ ПРЕДКОВ орехов и ягод. Два важнейших события произошли на третьей фазе этой культуры, которую называют фазой
сан-педро: ее носители стали изготовлять керамику, атак же были первыми американцами, начавшими выращивать маис. Эти два упомянутых навыка они почерпнули у своих южных соседей, живших на территории современной Мексики, которая и сейчас самым тесным образом связана со своим северным соседом. Вполне возможно, что культура кочизе была привнесена на север выходцами из Мексики переселения народов часто случались в индейской истории, поэтому вполне вероятно, что именно южане привили своим северным соседям вышеупомянутые навыки. Ив Южной ив Северной Америке произошло несколько поистине знаковых событий в области сельского хозяйства еще до появления европейцев. В Венесуэле научились выращивать корнеплоды и клубни в Андах — картофель, а в тропических джунглях — корень та­
пиоки (маниоки. Но наиболее важные события произошли в Мексике — на юго-востоке, в долине Теуакан, а также севернее. Здесь начиная с 5000—2500 гг. дон. э. выращивали несколько видов кукурузы и маиса, а также бобовые, американскую тыкву, перец, табак и другие культуры а где-то между 2500 и 1500 гг. дон. э. стали производить керамику. Люди культуры кочизе начали применять на практике эти жизненно важные открытия начиная с 5000 г. дон. эВ известном смысле можно сказать, что они передали эти навыки людям культуры хохокам, которые, скорее всего, пришли на территорию южной части нынешней Аризоны из Мексики около 500 г. дон. э эта культура процветала дог. н. э. Название хохокам взято из языка индейцев пима, являющихся прямыми потомками людей этой культуры. В переводе оно означает те, кого уже нет»
1
Это слово может также означать уважение к достижениям тех людей, к которым оно относится. На берегу рек Хила и Солт, южнее современного Финикса, люди культуры хохокам построили целую систему каналов некоторые из них достигали 9 м в ширину им в глубину. Общая протяженность этой системы, идущей по равнине, составила около 240 км. Здесь также были построены со Некоторые специалисты переводят его как исчезнувшее бесследно, а также полностью использованное.
29

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ единяющиеся друг с другом поселения. Вовремя расцвета этой культуры, прошедшей через четыре основные фазы раннюю, фазу колонизации, фазу оседлости и классическую, — в некоторых поселениях насчитывалось до 5000 домов. Люди этой культуры были прилежными созидателями. Они жили в крытых прямоугольных домах, стены которых были выполнены из тростника. Пищу готовили в специальных очаговых (костровых) ямах, которые и сегодня используются в резервации индейцев пима. Помимо прекрасно выполненных и разукрашенных керамических изделий, люди этой культуры делали замечательные украшения из раковин, бирюзы и других материалов, а также зеркала, искусно инкрустированные пластинами из
30
ДУХ ПРЕДКОВ железа и серного колчедана. Они также построили несколько площадок для игры в мяч, пользовавшейся огромной популярностью у их южных соседей — родственных им майя и тольтеков. К счастью, до наших дней сохранилось одно из прекрасно выполненных сооружений, напоминающих здания, которые были построены вовремя классической фазы культуры хохокам. Их создали люди одной из разновидностей культуры хохокам, которая называется культура саладо. Интересно, что представители этой культурной разновидности мирно уживались и сосуществовали с представителями основной культуры. Это сооружение, расположенное к югу от Финикса, носит название Каса-Гранде
1
. Здание выполнено из адобов
2
Так оно и стоит многие годы под солнцем и ветрами тем не менее четыре этажа по-прежнему сохранились, а стены имеют 1,2 м в ширину. В древние времена это здание являлось, очевидно, своего рода квартирным домом. Люди культуры хохокам былине только терпимы к представителям других культур, они содействовали образованию новых культур, связанных с занятием сельским хозяйством. Поскольку, вероятно, основной центр проживания людей этой культуры, сосредоточенный на берегах Хилы и Солта, оказался перенаселен, часть людей ушла на север, где сформировались родственные культуры патайан
и синагуа; другие — на восток, где возникли культуры могольон и мимбрес. И сегодня прямые потомки людей культуры хохокам — индейцы пима, папаго, ма¬ рикопа, йавапаи и хавасупаи — продолжают заниматься сельским хозяйством, как и их далекие предки. Люди хохокам были первыми древними людьми, око торых был собран большой археологический материал, и им отводится ведущее место в учебниках по археологии. Однако всего через пять столетий — что очень немного по меркам древних времен — после того, как люди культуры хохокам начали создавать систему каналов, также на юго-западе, нов другой его части, вели свою деятельность, давшую не менее внушительные результаты, люди другой знаменитой культуры. В 560 км от людей хохокам,
1
Большой дом.
2
Ад об ы — необожженные кирпичи из глины с добавлением тростника.
31

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ в районе четырех углов, где сходятся водной точке территории штатов Нью-Мексико, Колорадо, Юты и Аризоны, начали строить свои знаменитые сооружения в скалах и пещерах люди культуры анасази. Анасази на языке индейцев навахо означает старики, или древние правда, следует отметить, что индейцы навахо не имели никакого отношения к культуре анасази и тем более не находились в генетически культурном родстве с ее носителями. Они пришли на эту территорию, кочуя с севера, уже тогда, когда она длительное время была совершенно безлюдной, и только таинственные и внушающие трепет сооружения напоминали об их создателях, которые исчезли также таинственно. В наши дни каждое лето тысячи туристов посещают национальные парки юго-запада, чтобы полюбоваться творениями, созданными руками этого удивительного народа. С самого начала периода баскет-мейкерз, или, как его еще называют, периода корзинщиков, который продолжался примерно с 1 дог. н. э, культура анасази играла очень важную роль. Нет точных данных о происхождении людей этой культуры, хотя существует вероятность того, что, как и люди культуры хохокам, они родственны людям культур кловис и фолсомской. В отличие от людей культуры хохокам они предпочитали не селиться на открытой местности, а держались всегда гори труднодоступных каньонов. Даже когда позднее они вышли на равнину, свои знаменитые дома они строили под навесом окаймляющих равнину скал. Будучи замкнутыми и скромными, даже чуть робкими по характеру, эти люди стремились вести уединенный образ жизни и избегать контактов с посторонними. В тоже время они были очень трудолюбивы и талантливы. Вначале они создавали жилища в скальных навесах или делали круглые отверстия в земле — вход в такое жилище осуществлялся по лестнице через крышу. Подобные сооружения были предшественниками молельно-церемо¬ ниальных помещений — кив, о которых мы подробнее расскажем позже. О людях культуры анасази мы знаем довольно много, поскольку, в отличие от людей культуры хохокам, которые кремировали умерших и хранили их пепел в урнах, люди этой культуры хоронили умерших либо небольшими группами в пещерах, либо на кладбищах, где
32
ДУХ ПРЕДКОВ находились захоронения двадцати и более человек. Благодаря сухому горному воздуху, останки умерших, как ив Древнем Египте, прекрасно сохранились и мумифицировались. Мы узнали благодаря этому, что люди в период корзинщиков были маленького роста, хорошо сложены, у них были густые черные волосы, карие глаза, цвет кожи с красноватым оттенком, незначительный волосяной покров на теле и лице. Мужчины заплетали волосы в три косички волосы умерших женщин срезались и использовались при ткачестве. Судя по найденным кактусовым гребнями многочисленным украшениям из кости и раковин, женщины имели довольно изысканные и искусно выполненные прически. И мужчины и женщины носили тонкий набедренный передник из шерстяного волокна от холода их защищали накидки из шкур медведя, зайца или оленя иногда накидки были полностью вытканы из шерсти и волокна. Помимо накидок они также прекрасно плели сандалии и корзины последние были сплетены настолько плотно, что в них можно было носить воду и готовить. Корзины также использовались для хранения и переноса продуктов кукурузы, американской тыквы, фасоли и бобовых, хлопка, желудей, орехов, семян и ягод. В большей степени пропитание обеспечивалось охотой, причем охотились не только на крупных животных, но и на мелких на зайцев, луговых собак, мешотчатых крыс и мышей. Орудиями охоты были копья и ко пьеметалки, луки и стрелы ловили дичь также при помощи силков и искусно сплетенных сетей. Помимо индюка, коренного жителя Америки, корзинщики приручили собаку, которая была незаменимым помощником и на охоте, и на страже жилища. Были известны несколько пород собак любимых животных хоронили вместе с хозяином, чтобы они служили ему и сопровождали вином мире. Около 750 г. н. э. корзинщики стали выполнять более сложные действия по усовершенствованию среды своего обитания. От скромных жилищ в горах и земляных отверстиях они стали переходить к более сложными внушительным сооружениям. В Чако-Каньоне, в юго-запад­
ной части штата Нью-Мексико, в выходящих нареку скалах они построили цепь замечательных строений протяженностью более 14 км, в которых жили не менее 5000 человек. Крупнейшим из этих соединенных друг с другом
33

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ скальных квартирных домов был Пуэбло-Бонито, который занимал территорию в 1,2 га ив котором было не менее 800 комнат, где могли проживать 1200 человек. Строение было полукруглым, его задняя часть была встроена в скалы оно было пятиярусным, надежно защищенным от нападений войти в здание можно было лишь по лестнице через крышу. Сооружение было выполнено из плит песчаника, аккуратно выложенных вокруг сердцевины здания, сделанной из гальки и валунов. Как и все каменные строения, выполненные людьми культуры анаса¬ зи, это также поражает и восхищает как красотой, таки точностью и аккуратностью выполнения. Вполне возможно, что первоначально каменная кладка была покрыта штукатуркой, на которую были нанесены изысканные рисунки, придававшие всему сооружению неповторимое своеобразие и очарование. Обитатели этого и других подобных сооружений в Чако-Каньоне жили в небольших прямоугольных комнатах, многие из которых выходили на залитый солнцем внутренний дворик. Мебели не было, спали на подстилках из юкки или одеялах с подбивкой. Комнатами, вероятно, пользовались лишь ночью, а весь день жители пуэбло
1
работали во двориках либо на крышах и террасах. Они изготовляли корзины, керамику, оружие и сельскохозяйственные орудия. Женщины размалывали кукурузу, которую выращивали на близлежащих полях, орошаемых при помощи специальных оросительных каналов. Зерна кукурузы клали на плиту из песчаника, а камень использовали в качестве вращаемого по кругу жернова — и сейчас в Америке кукурузную муку делают таким же способом. Но если внешние формы жизни людей культуры анасази были приятно простыми, то их духовная жизнь была весьма богатой и разнообразной, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных молельных помещений — кив, располагавшихся под землей. Только в Пуэбло-Бо­
нито были обнаружены 32 кивы; множество других было найдено ив соседних поселениях. Североамериканские индейцы изначально были очень набожными людьми.
Чако-Каньон был настоящим культурным центром, оказывающим влияние на окружающие районы. В пуэбло Ац-
1
Подобные квартирные поселения называют пуэбло, а их жителей — индейцами пуэбло или пуэблянами.
34
ДУХ ПРЕДКОВ тек, расположенном в 96 км к северу от Чако-Каньона, людьми родственной анасази культуры было построено великолепно выполненное четырехэтажное сооружение из шлифованного зеленого камня, в котором насчитывалось 350 комнат. Люди одного из ответвлений культуры анасази, жившие севернее, в отличие от своих собратьев в Чако-Ка¬ ньоне, не решились покинуть горы и спуститься в долину. Именно они создали настоящие скальные шедевры, которые называют скальными домами и которые были построены в период расцвета пуэбло, датируемого 1050—
1300 гг. н. э. Эти замечательные сооружения, созданные носителями северной культуры анасази», были обнаружены в таких местонахождениях штата Аризона, как Кань он-де-Шей, Кит-Сил, Бетатакан, Тузигут, Кайента, и Хо венуипе (штат Колорадо. Наибольшей известностью пользуется Меса-Верде в Колорадо, где в скалы соединяющихся друг с другом каньонов встроены целые поселения из искусно выполненных жилых зданий. Когда видишь такие шедевры, как Скальный дворец, Дом с балконом, Дому сосны и другие столь же тонко и изящно выполненные работы, которые напоминают бриллианты в обрамлении горного ожерелья, то от восхищения поистине захватывает дух. Редко встретишь в истории человечества пример, когда в рамках одной культуры, как это было у людей культуры анасази, были созданы образцы двух завершенных и четко выраженных архитектурных стилей, причем каждый со своим неповторимым своеобразием, которые мы наблюдаем в Чако-Каньоне и Меса-Верде. Увы, носителям обеих ветвей этой культуры была уготовлена печальная судьба. Между 1200 и 1350 гг. произошла какая-то катастрофа, заставившая их навсегда покинуть свои райские жилища. Мы не знаем, что конкретно произошло. Навряд ли это были какие-то серьезные разрушения, вторжение или гражданская война. Возможно, это стало следствием эпидемии, а может быть, причина была в истощении почвы, которая потеряла плодородие. Точно известно, что в 1276 г. по всему юго-западу прошла ужасная засуха, которая продолжалась 23 года и закончилась только в 1299 г. Вполне вероятно, что именно ее разрушительные последствия заставили анасази покинуть облюбованные ими места. Многие из них подались
35

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ на юго-восток и, пройдя 160—240 км, обосновались на берегах Рио-Гранде. Здесь в течение периода угасания пуэбло», продолжавшегося с 1350 погони основали новые поселения некоторые из них, в частности Куауа, рядом с Альбукерке и Туанай, на территории исторического места Бандельер в штате Нью-Мексико, производили почти такое же сильное впечатление, как и поселения их предшественников. Древние анасази являются прямыми предками современных индейцев пуэбло, проживающих в 20 поселениях вдоль Рио-Гранде от Таоса на севере до Ислеты на юге. Несмотря на языковые сложности, вызванные наличием шести ярко выраженных языковых групп, 27 000 жителей сегодняшних пуэбло, действуя также скромно, но упорно и целенаправленно, опираясь на собственные силы, как и их предки, сумели сохранить свою культурную самобытность значительно в большей степени, нежели другие индейские племена Северной Америки. Возможно, у них нет той уверенности в себе итого яркого своеобразия, которые были у их предков, и они по сравнению сними более бедны как духовно, таки материально, однако они по-пре­
жнему сохраняют свою индивидуальность и продолжают выделяться безусловной творческой одаренностью. ЛЕСНЫЕ РАЙОНЫ ВОСТОКА Даже те американцы, которым не удалось побывать в
Каса-Гранде и Меса-Верде, знают из книги телевидения, что на юго-западе есть созданные индейцами замечательные сооружения, выполненные из камня. Однако вряд ли они знают, что на противоположной — восточной — стороне Соединенных Штатов есть не менее замечательные сооружения, простирающиеся от Великих озер на севере до Мексиканского залива на юге, которые столь ярко не запечатлелись в национальной памяти лишь потому, что они выполнены из земли. Тем не менее сооружения, созданные людьми культур адена и хоупвелл, относившимися к восточным культурам лесной зоны вовремя архаического периода (на противоположной части Америки в это же время существовали юго-западные культуры, или культуры пустынь, мож-
36
ДУХ ПРЕДКОВ но считать поистине феноменальными. Следует заметить, что культурное развитие в течение архаического периода шло удивительно равномерно и на востоке и на западе начали заниматься сельским хозяйством. Правда, на востоке в этом не достигли таких успехов, как на западе здесь в большей степени занимались охотой и позже, чем на западе, осознали преимущества выращивания кукурузы. Однако уже в 800 г. дон. э, когда культуры хохокам и анасази еще только формировались, значительная группа индейцев обосновалась в долине Огайо, где возникла поистине удивительная культура. Ее назвали адена, по имени местности рядом с Чилликоте. Именно носители этой культуры строили дома из прочных бревен, которые могут считаться первыми настоящими домами, обнаруженными в Америке. Еще более замечательными произведениями этой культуры можно считать так называемые погребальные маун¬ ды
1
, напоминавшие пирамиды и гробницы Древнего Востока, которые можно встретить во множестве по всему востоку Америки. В центре такого маунда, у его основания из тщательно обработанных бревен, были выложены погребальные помещения, в каждое из них можно было поместить до трех умерших вместе с большим количеством различных предметов, которые щедро клали рядом спокойным. Поверх этих гробниц насыпали и утрамбовывали сотни тысяч корзин специально отобранной земли. Естественно, это требовало большое количество времени и энергии множества людей. Поныне остается открытым вопрос, каким образом у людей культуры адена хватало на это рук, времени и сил. Причем носители этой культуры со временем не ограничились строительством маундов простой конической формы. Знаменитый Змеиный маунд, расположенный в Локуст-Гров в Огайо, простирается нам в длину в форме извивающейся змеи шириной 6 м высота «змеи»-маунда сегодня составляет 1,5 ми это несмотря на происходившие залет с момента его создания естественные разрушения.
1
Маундами называют рукотворные насыпные сооружения и холмы, отчасти напоминающие знакомые нам курганы, которые возводились с теми или иными целями.
37

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ Однако если люди культуры адена просто выражали внимание и оказывали почести умершим, то у людей культуры хоупвелл существовал настоящий их культ. Вполне корректно утверждение, что культура хоупвелл, ставшая быстро распространяться примерно с 300 г. дон. э. и являвшаяся яркими заметным фактором культурной жизни в течение нескольких столетий до того, как она неожиданно стала увядать начиная где-то с 400 г. н. э, является прямой наследницей культуры адена. Вовремя расцвета культуры хоупвелл ареал ее распространения охватывал территорию от Огайо и Иллинойса до Небраски и Канзаса на западе и Луизианы на юге. С ней безусловно были связаны строители уникального жилого комплекса в Поверти-Пойнт, рядом с нынешним Шривпортом в Луизиане. Деревянные дома в Поверти-Пойнт размещались на шести восьмиугольных земляных террасах концентрической формы, каждая высотой болеем, протяженностью болеем, причем одна терраса была встроена в другую. Общая протяженность этого террасного комплекса составляла более 17,5 км. Более того, рядом с этим комплексом были построены церемониальные маунды, самый большой из которых был высотой в 21 ми имел площадь основаниях м. Было подсчитано, что для возведения этих маундов потребовалось 20 миллионов килограммовых корзин земли. В Поверти-Пойнт маунды были насыпаны поверх кремированных останков наиболее знатных и уважаемых членов охотничьего и рыболовного сообщества. Кремация занимала важное место и у людей культуры хоупвелл, которые помещали кремированные или отделенные от кожи и мяса останки в специальные погребальные ямы, а когда их собиралось достаточное количество, насыпали сверху огромные земляные холмы — маунды. До сих пор сохранились тысячи маундов культуры хоупвелл; наибольшее их скопление водном месте можно увидеть рядом с
Чилликоте — это место называется Маунд-Сити, и там не меньше 23 маундов; другая крупная группа расположена в Ньюарке — обе группы находятся в штате Огайо. В нью- аркской группе можно увидеть сооружения квадратной, восьмиугольной и круглой формы к ним пристроены земляные сооружения четырехметровой высоты, внутри которых, подобно сотам, выстроены коридоры и прохо-
38
ДУХ ПРЕДКОВ ды, напоминающие улицы на плане. В ряде мест погребальные маунды культуры хоупвелл имеют правильную геометрическую форму. Очень большой интерес вызывают фигурные маунды, которые можно увидеть в Маркетте, штат Айова, где 23 маунда в форме птиц и медведей разбросаны на достаточно большой территории. Они относятся к так называемой культуре фигурных маундов», центр которой расположен в штате Висконсин. Люди культуры хоупвелл представляли собой своего рода конфедерацию слабосвязанных друг с другом племен они были очень энергичны и агрессивны и не только содействовали созданию родственных культурна очень большой территории, но и прямо навязывали свою культуру некоторым племенам. Во главе людей этой культуры стояло, вероятнее всего, могущественное и ориентированное на подавление и подчинение других сословие представителей военной верхушки и жрецов, и именно это сословие несет ответственность за упадок этой самобытной культуры. Людям данной культуры пришлось столкнуться с экономическим крахом, произошедшим либо в результате резкого роста населения, либо изменений в среде обитания и обострившейся борьбы заземлю в результате открытия маиса и кукурузы. Однако это произошло уже после того, как влияние этой культуры распространилось достаточно широко. Особенно сильно это влияние чувствовалось в лесной зоне восточных районов, расположенных вдоль всего течения Миссисипи. Здесь около
800 г. н. э. появилась культура, впитавшая в себя и традиции правящего сословия хоупвелл. Эта новая культура, объединившая в себе несколько культурных особенностей, была еще могущественнее, чем хоупвелл, и просуществовала в течение целого тысячелетия. Творения, созданные людьми этой культуры, которую называют культура Миссисипи включают такие сооружения, как Энджел-Маундз в Индиане, Коломоки-Маундз в Джорджии, Маундз-Стейт-Парк в Алабаме, Байнам-Ма¬ ундз и Эмералд-Маунд (Изумрудный маунд), расположенные уже непосредственно в штате Миссисипи, и многие другие, которые заслуживают отдельного упоминания. На территории некоторых из упомянутых укрепленных поселений в течение столетий были возведены не менее ста так называемых башенных маундов», большинство
39

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ которых были выполнены в виде платформы оригинальной геометрической формы с плоским верхом. Внутрь этих платформ помещали кремированные останки или размельченные кости умерших, а также оружие, сосуды и украшения, предназначенные для вечной жизни вином мире. Существовал имевший потаенный смысл набор закодированных сокровенных символов, связанных сухо дом в мир иной человеческие черепа, пауки, крылатые воины, глаз, из которого течет слеза, а также глаз, расположенный посередине ладони руки. Современному человеку может показаться, что люди культур хоупвелл и Миссисипи были озабочены вопросами смерти до степени близкой к болезненной, чем и объясняется такая расточительность при похоронных обрядах и церемониях. В тоже время и сами церемонии и погребальные сооружения внушали окружающим благоговейный страхи трепет. Иногда в местах захоронений внутри маундов находили отсеченные человеческие головы — принесение человеческих жертв было частью погребального церемониала. У людей культуры Миссисипи культ смерти был еще более усилен по сравнению с хоупвелл, что дало археологам основание говорить об особом южном культе мертвых»
1
Погребальные маунды выглядели внушительно и устрашающе например, площадь основания Изумрудного ма¬ унда составляла 223
хм, а все сооружение занимало территорию почти что в 3,2 га. Однако один из маундов в Поверти-Пойнт был еще больше, чем Изумрудный ну а самый большой маунд из обнаруженных на территории США расположен в Кахокии, в районе Сент-Луиса, штат Миссури. Его называют Монаший маунд
2
; высота его составляет 31 ми по размерам он практически равен знаменитой пирамиде Хеопса, расположенной в Гизе, под Каиром. Кахокия была действительно замечательным для своего времени поселением в период своего расцвета, который пришелся на период с 1000 по 1500 г. н. э. Там проживали 30 000—40 000 человек, которые не только ис-
1
Поскольку ареал распространения культуры Миссисипи располагался южнее по сравнению с культурой хоупвелл.
2
На одной из террас этого маунда монахи в свое время разводили овощи.
40
ДУХ ПРЕДКОВ кусно владели навыками ведения сельского хозяйства, но и соорудили около 150 маундов, обнесли центральную часть поселения деревянной крепостной стеной, буквально усеянной бастионами и бойницами. Со временем, ввиду перенаселения, часть жителей покинула Кахокию и обосновалась в других местах. Можно предположить, что небольшое поселение Азталан, расположенное в штате Висконсин, которое было обнесено деревянной стеной со смотровыми башнями и напоминало средневековый европейский замок, было построено выходцами из Ка хокии. Главное своеобразие маундов культуры Миссисипи состояло в том, что они были построены таким образом, что сочетали в себе одновременно функции храма и гробницы. Погребение осуществлялось на нижних уровнях сооружения на самом верху, на плоской платформе, было выстроено молельное помещение, куда снизу вела лестница с деревянными ступеньками. В египетских пирамидах погребальные помещения были расположены в срединной части пирамиды фактически пирамиды представляли собой гигантские гробницы. В мексиканских пирамидах, за единственным исключением, погребальных помещений вообще не было а в верхней части их располагались алтари таким образом, эти пирамиды представляли собой не гробницы, а храмы. Складывается впечатление, что изначально маунды выполняли функции гробниц, но позднее, под непосредственным влиянием с территории Мексики, начиная где-то с
1000—1500 гг. н. э. они стали сочетать функции и храма, и гробниц. Культуры Мексики того времени характеризовались стремлением постоянно расширять ареал своего распространения, поэтому вполне вероятно, что торговцы и миссионеры из Мексики достигали Северной Америки и по морю, и посуше. Они почти наверняка добирались до юго-западных районов Северной Америки невидно также никаких причин, препятствовавших их появлению ив восточных районах. Так, купцы и торговцы ацтеков были объединены в гильдию военного типа с жесткими правилами, и для них было естественным делом совершать поездки далеко за пределы мест своего обитания. Вполне вероятно, что между людьми культуры Миссисипи и мек-
41

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ сиканцами установились тесные связи и контакты, в результате которых первые попытались заимствовать достижения последних, в частности в области архитектуры, что и привело к появлению сооружений из земли и дерева. Ничуть не менее вероятно, что некоторые люди культуры Миссисипи сами посетили Мексику и своими глазами увидели достижения мексиканских культур того времени, после чего рассказали о увиденном своим соплеменникам. Более того, южный культ мертвых культуры Миссисипи столь же резко прекратил свое существование, как и многие из древних мексиканских культур — причем, скорее всего, по той же причине в результате народного восстания против удушающей тирании жрецов и вож­
дей-военачальников, терпеть гнет которых стало уже невмоготу. Когда европейцы достигли Миссисипи в середине
XVI в, поселения, где были возведены маунды, находились в упадке, а большинство индейских племен этих районов вело гораздо более скромный и бережливый образ жизни, чем прежде. ВЕЛИКИЕ РАВНИНЫ И ПРЕРИИ Район Великих Равнин разделял лесной восток и пустынный юго-запад. Он простирался от канадских провинций Альберта, Саскечеван и Манитоба на севере до Техаса на юге, проходя по территории Северной и Южной Дакоты, Небраски, Канзаса, Оклахомы, Вайоминга и западной части Колорадо. Во времена палеоиндейско¬ го и архаического периодов по этой территории активно передвигались охотники кловис и их потомки-кочевни­
ки, к которым присоединились небольшие группы обитателей лесных районов востока. Около 1 г. н. э. люди культуры хоупвелл достигли Миссури, где они успешно и процветающе существовали в течение 1500 лет, вплоть до прихода европейцев. Типичным жилищем этих равнинных селян была своего рода землянка, имевшая форму полусвода и укрепленная изнутри срубом из деревянных столбов и бревен, а снаружи обильно обложенная землей и дерном. Иногда эти дома достигали внушительных размеров они очень заинтересовали Льюиса и Клар
ДУХ ПРЕДКОВ ка, когда те пересекали территорию, населенную майданами в 1805 г 1 Следы схожих сообществ, ведших более или менее оседлый образ жизни, обнаружены по всей обширной территории данного района в частности, их можно встретить в Милл-Крик в Айове, вдоль берегов Репабликан-Ривер в Небраске ив районе близлежащей Дисмэл-Ривер. Эти сообщества выращивали кукурузу, бобовые, американскую тыкву и другие культуры охотились на оленя, антилопу и, конечно, в первую очередь на бизона. Последние здесь водились в изобилии — их поголовье в районе Равнин достигало 3 миллионов, пока здесь не появились белые люди со своими смертоносными бизоньими ружьями. Некоторые из жителей этого района возводили маун¬ ды, правда весьма скромных размеров. Ничто из обнаруженного в районе Великих Равнин не может сравниться ни с величественными сооружениями из адобов и скальными домами юго-запада, ни с укрепленными поселениями хоупвелл и Миссисипи на востоке. Древние обитатели Равнин были скорее своего рода мореплавателями, продвигавшимися по бескрайнему океану степной травы в поисках пристанища. КАЛИФОРНИЯ Ничего выдающегося сточки зрения архитектуры не обнаружено ив четвертом из основных рассматриваемых нами районов распространения древнеамериканских культур — в Калифорнии и прилегающих к ней местностях на юге и востоке. Это вызывает удивление, поскольку Калифорния была заселена на рубеже 80 000—50 000 гг. дон. э, если верны данные, собранные знаменитым археологом
Люисом Лики вовремя проводимых им раскопок в горах
Калико, в районе Барстоу. В очень давние времена группы древних охотников пытались отклониться от истори-
1
Речь идет об экспедиции во главе с М. Льюисом и У. Кларком, предпринятой в 1804—1806 гг. с целью исследования пути к Тихому океану. М ан даны полуоседлое сиуязычное племя, проживавшее на территории, о которой здесь говорится.
43

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ чески сложившегося основного маршрута движения на юг, проходившего по восточным склонам Скалистых гор, чтобы, буквально просочившись через горные проходы и перевалы, попасть на побережье Тихого океана. Когда такие исследователи, как Дрейк, Кук и Ванкувер, встретили потомков этих людей, их количество уже достигло
150 тысяч, что составляет почти четверть всего индейского населения Северной Америки. В тоже время они по- прежнему жили в пещерах и скальных укрытиях либо в непрочных прозрачных хижинах из тростника и циновок. Как и их сегодняшние потомки, они наслаждались беззаботной жизнью под ласковым солнцем в условиях очень благоприятного климата. Море и близлежащие водоемы кишели рыбой в окаймляющих побережье лесах, росших на плодородных почвах, было множество мелкой дичи и животных также в изобилии имелись желуди, сосновые орехи и другие съедобные плоды и растения. В теплых песках скрывались неисчерпаемые запасы морских раковин. Хотя жизнь древнего человека всегда была полна лишений и трудностей, здесь, благодаря прекрасным условиям для охоты, рыбной ловли и собирательства, она была поистине райской по сравнению с большинством других мест. Совсем другая картина наблюдалась в близлежащей Неваде, на севере Аризоны, а также на юге Калифорнии ив северных районах Мексики. Здесь земли превратились в бесплодные пустыни, и те, кто остался жить в этих районах, были вынуждены постоянно переносить невзгоды или шения и не могли рассчитывать ни на что большее, как пытаться выжить, едва сводя концы с концами. Здесь и сегодня живут одни из самых бедных и отсталых индейских племен.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта