Главная страница

Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006. Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. Америки быт религия культура


Скачать 12.16 Mb.
НазваниеАмерики быт религия культура
АнкорУайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006.pdf
Дата21.02.2018
Размер12.16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006.pdf
ТипДокументы
#15765
страница14 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
чилкат.
203

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ Настоящий ткацкий станок вошел в употребление только на юго-западе. Здесь большого успеха в ткачестве добились хопи; некоторое распространение оно получило и среди индейцев пуэбло. Но именно навахо обеспечили технический прогресс в этой области начав с простого ременного станка, в котором один конец крепился к поясу ткачихи, а другой закреплялся вокруг дерева или одного из опорных столбов жилища, они усовершенствовали его до сложного вертикального ткацкого станка. Возможно, что местом его изобретения был американский юго-запад. Вначале в качестве сырья использовались растительные волокна и шерсть животных затем стали применять хлопковую нить, ас г. и далее — овечью шерсть, которая стала доступна после того, как пришедшие в Нью-Мексико испанские переселенцы пригнали с собой стада овец. Сегодня главными мастерами ткачества в этих местах являются навахо, которые научились этому искусству у жителей пуэбло в 1700 г. Они делают одеяла и покрывала смелого фасона и расцветки в ряде мест на обширной территории, занимаемой резервацией навахо. Среди мест, прославившихся своими мастерами, можно назвать Чинле, Назлини, Клагето, Ти-Но-По,
Лукачукай, Ганадо, Уайд-Руинз и два десятка других. Искусством ткачества занимаются женщины-навахо. А вот искусство песчаных рисунков — это уже прерогатива мужчин. Выполнение подобных рисунков относилось к компетенции шамана, поскольку они имели не только религиозное, но и врачующее назначение. Больной садился на землю, и под чтение молитв и исполнение песнопений шаман начинал рисовать вокруг него рисунок на песке. По мере выполнения рисунка болезнь должна была уходить в него, а изображенные на рисунке божества должны были явить свои чудодейственные силы. Затем, на закате солнца, рисунок стирался с лица земли, и болезнь должна была исчезнуть вместе с ним. Выполнение рисунков на песке было распространено среди навахо, папаго, апачей и жителей пуэбло; хотя надо сказать, что термин песчаный рисунок или рисунок на песке является неточными вводит в заблуждение. Только основание, на которое наносится рисунок, состоит из песка сам же рисунок наносится не цветными красками, а цветными, растолченными в порошок материалами растениями, древесным углем и пыльцой, которые искусно высыпаются тонкой струйкой меж
ХУДОЖНИКИ ду пальцами на песок. Для выполнения такого рисунка требовались точность, терпение и выдержка и исключительная память, поскольку нужно было точно воспроизвести на песке традиционный рисунок, предусмотренный ритуалом, причем исключительно по памяти. ЖИВОПИСЬ В области живописи, как ив ювелирном деле, изготовлении плетеных изделий и керамики, юго-западный район шел во главе индейского Возрождения, которое наблюдается в последнее время. Его лидерство отчасти объясняется тем, что жители этого района избежали уничтожения своего образа жизни и культуры, с чем столкнулись племена Восточного и Западного побережья, а также полного выселения и сгона сродных земель, которые пережили индейцы Равнин и юго-востока. Индейцы юго-запада прошли через унижение и нищету и периоды горькой ссылки и изгнания нов целом они сумели остаться на землях предков и смогли сохранить определенную преемственность образа жизни и культуры. В целом в Соединенных Штатах очень много художников самых разных школ и направлений но это такая большая страна, что между различными культурными центрами существует весьма слабая связь о существовании и плодотворной деятельности исключительно одаренных и талантливых художников могут ничего не знать в расположенных на большом отдалении Нью-Йорке и Лос-Анд­
желесе. Эти два города не являются такими же культурными центрами, какими являются в своих странах Лондон, Париж и Рим. По этой причине существование на юго-западе уникальной школы индейских художников если и не было проигнорировано, тоне сыграло роли, сопоставимой с теми талантами, которые в ней представлены. В меньшей по масштабам стране подобное самобытное направление безусловно получило бы немедленное идол госрочное признание. В течение полувека индейские художники юго-запада создавали замечательные работы, полные яркой самобытности. Интерес к ним, а также к индейской литературе дает надежду на возрастание роли индейского искусства во всей американской культуре.
205

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ Вскоре после окончания Первой мировой войны небольшая группа белых художников, ученых и жителей
Санта-Фе и его окрестностей создали движение, получившее название движение Санта-Фе. Они ставили задачей познакомить мир стем мощным творческим потенциалом, которым обладали индейцы. В результате их усилий в 1923 г. была создана Академия индейского изобразительного искусства. Она всячески помогала художникам, организовывала выставки, ив конце концов Санта-Фе стал одним из важнейших центров изобразительного искусства США, причем имеющим одинаково важное значение как для индейских, таки для белых художников. Как ни удивительно, колыбелью современного индейского искусства стал Сан-Ильдефонсо — небольшое поселение пуэбло, где именно в это время восходила звезда знаменитых мастеров керамики Хулио и Марии Марти нес. Даже сегодня Сан-Ильдефонсо является одним из самых маленьких пуэбло; его население — всего 300 человек. Еще более удивительным является то, что основателем движения по возрождению индейского искусства считается Кресченцио Мартинес, двоюродный брат Марии Мартинес. Кресченцио (Обитель Лося) был одним из молодых индейских художников, которые вначале в. экспериментировали с водяными красками по примеру белых живописцев. В 1910 гон уже работал очень плодотворно и привлек внимание организаторов движения
Санта-Фе. К несчастью, он безвременно умер от испанского гриппа вовремя эпидемии это произошло в 1918 г, когда ему было всего 18 лет. Но его почин был продолжен вскоре в Сан-Ильдефонсо работали уже 20 молодых художников вместе с талантливыми гончарами они плодотворно трудились в этих маленьких Афинах на берегах
Рио-Гранде. Их творческий импульс проник в окрестные пуэбло ив конце концов достиг апачей и навахо, вовлекая и их в эту творческую лихорадку. В самом Сан-Ильдефонсо появился еще один знаменитый художник — это был племянник Кресченцио по имени Ава Цире (Алфонсо Рой­
бал); он был сыном знаменитого гончара, ив его жилах текла кровь навахо. Из других выдающихся мастеров искусств периода настоящего всплеска творческой энергии, наблюдавшегося в х гг. XX в, можно назвать та
ХУДОЖНИКИ оских индейцев Чиу Таи Еву Мирабаль из пуэбло Таос,
Ма Пе Ви из пуэбло Зия, Руфину Виджил из Тесуке, То
Пове из Сан-Хуана и индейца хопи Фреда Каботи. Одновременно выдвинулась целая плеяда художников из племени навахо, известного своей способностью к быстрому усвоению и оригинальной, самобытной переработке творческих идей вот имена наиболее выдающихся из них
Китс Бигэй, Сибил Яззи, Ха Со Де, Куинси Тахома и Нед Нота. Говоря об апачах, следует упомянуть Алана Хаузе­
ра. И как бы в довершение к упомянутому, в это же время на Равнинах была создана собственная художественная школа кайовов при финансовой поддержке белых энтузиастов основателем этой школы считается Джордж
Кибоун. А художник из индейцев сиу Оскар Хауи оказал влияние на развитие всего индейского изобразительного искусства. Сегодня индейское изобразительное искусство является одной из самых быстро и буйно растущих ветвей на дереве американской скульптуры и живописи. Современному индейскому художнику близки абстрактные и полу­
абстрактные мотивы, хорошо знакомые ему по традиционным индейским узорам на кожаных изделиях из бисера и игл дикобраза, а также на керамике. Проявляя все более растущий интерес к своему прошлому, индейские художники пытаются переосмыслить таинственные геометрические изображения на древних керамических изделиях и найти на их основе новые творческие подходы и решения. Они изучают такие направления в современном искусстве, как реализм и перспектива, чтобы на их основе найти свою собственную самобытную стилистику. Они пытаются соединить реализм с фантазийными мотивами, навеянными природой, поместив их в ограниченное двухмерное пространство, что еще раз вызывает аналогию с искусством Древнего Египта. Издревле индейские художники использовали яркие, чистые, полупрозрачные краски, часто только главных составляющих цветовой гаммы, придерживаясь при этом индивидуальной цветовой символики. Поэтому если, на взгляд белого человека, он видит лишь обычный узор, то смотрящий на картину индеец проникает в нее гораздо глубже и пытается воспринять истинный посыл, исходящий от создавшего картину художника.
207

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В палитре индейского художника нет места для мрачных тонов. Он не использует тени и распределение светотени (то, что называется игрой света и тени. Вы ощущаете простор, чистоту окружающего мира и природы, кипучую энергию движения. В его работах чувствуются бескрайние просторы американского континента, что очень сильно контрастирует с мрачной, замкнутой и тесной атмосферой, исходящей от картин многих европейских художников. Работы индейского художника можно, наверное, сравнить, пускай только понастрою, с жизнеутверждающими и открытыми в бесконечность полотнами импрессионистов. Более того, эти картины отличает глубокое духовное содержание. Они только кажутся наивными в них присутствуют глубокие импульсы традиционных религиозных верований. В последние годы индейские художники успешно экспериментировали с абстрактным направлением современного искусства, сочетая его с теми абстрактными мотивами или, по крайней мере, могущими таковыми казаться, которые присутствуют в плетеных изделиях и керамике, а также аналогичными мотивами религиозных знаков и символов. Индейцы проявили способности ив области скульптуры они успешно выполняли пространные, переходящие друг в друга фрески и лишний раз доказали, что практически в любом виде современного искусства их талант и фантазия могут быть востребованы ив любом из них они смогут проявить свою самобытность. Можно сделать вывод, что, несмотря на общий упадок традиционных форм индейского искусства (хотя и имеется ряд очень важных исключений из этой тенденции, индейцы не только не растратили свой творческий потенциал и не утратили своих творческих способностей, но и пытаются все более и более активно применять их, в том числе и на новых, пока нетрадиционных для них направлениях. По мере того как индейский народ вступает в
XXI в. с надеждой и всевозрастающей энергией, будет расти интерес не только к отдельным индейским художникам, но и к индейцам в целом к их духу, к их отношению к жизни и образу жизни. В свою очередь, искусство белого человека только обогатится, впитав в себя яркую и уникальную самобытность индейского искусства и всей индейской культуры.
Глава 7 В РЕЗЕРВАЦИИ Первые серьезные контакты европейцев с индейцами состоялись впервой половине XVI в. В 1534 г. французская экспедиция во главе с Жаком Картье исследовала район вдоль реки Святого Лаврентия в 1539 г. Эрнандо де Сото провозгласил власть испанской короны во Флориде в 1540 г. Франсиско Васкес де Коронадо совершил поход по юго-западным районам континента. После этого проникновение европейцев значительно ускорилось. Первое английское колониальное поселение было создано в
Роаноке в 1585 г, правда, этот первый опыт успеха не имел Хуан де Онато основал испанское поселение в
Нью-Мексико в 1598 г в 1607 г. была основана колония в Джеймстауне; в 1608 г. был возведен Квебек в 1620 г. на американской земле высадились «плимутские пилигримы а в 1626 г. губернатор Новой Голландии купил за 24 доллара остров Манхэттен. Ввиду больших размеров американского континента и ограниченного количества прибывших европейцев, индейцы в течение столетия с момента появления белого человека в Америке не усматривали в этом какую-либо угрозу для себя и не чинили белым каких-либо препятствий. До середины XVIII в. большинство индейцев вообще ничего не знало о существовании на континенте европейцев до них лишь доходили слухи о появлении белого человека. Отношение к европейцам было доброжелательными даже дружеским, взаимоотношения установились вполне хоро-
1
В этом году к американским берегам причалил корабль Майский цветок («Mayflower»), на борту которого находился 101 переселенец из Англии они покинули ее по причинам религиозного характера кстати, первыми французскими переселенцами были гугеноты, спасавшиеся от преследований у себя на родине.
209

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ шие, а когда возникали определенные трения, они сглаживались тем, что, как казалось, на такой бескрайней земле найдется место для всех. До американской революции индейцы считали, что в случае необходимости продвижение белого человека может быть остановлено и его влиянию будет положен предел, несмотря на обладание им огнестрельным оружием и лошадьми. Иногда казалось, что белым нужна лишь ограниченная территория и их аппетиты не будут расти бесконечно. В 1763 г. был издан указ короля Георга III, согласно которому никто из его подданных не имел права проникать на земли, расположенные к западу от Аппала­
чей; и хотя, ввиду все более активного проникновения европейцев на восточную часть континента, опасения индейцев возрастали, кг. европейцы не продвинулись далее реки Огайо индейцы были уверены, что им удастся остановить белого человека на этой естественной границе и не допустить его дальнейшего проникновения вглубь континента. Накануне американской революции влияние европейцев на юго-востоке ограничивалось линией побережья Флориды и Луизианой, а также несколькими укрепленными поселениями во внутренних районах континента. Что касается юго-запада, то испанцам, в результате восстания индейцев пуэбло в 1680 г, пришлось уйти натер риторию Мексики их колониальное поселение в Аризоне также прекратило существование из-за враждебного настроя индейцев. Что же до тихоокеанского побережья, то там европейцами было открыто всего лишь несколько скромных религиозных миссий. В течение всего XVIII столетия индеец рассматривался европейцами не как врага как союзник. Одни племена воевали против французов на стороне англичан, другие — против англичан на стороне французов. Европейцы щедро платили за поддержку. Племена получали часть военных трофеев индейским вождям присваивали звание полковника или бригадного генерала английской армии, им давали награды, делали подарки, назначали пенсии. Вождей племен приглашали в Лондон и Париж, где их представляли коронованным особам приезд обставлялся пышно, старались всячески польстить самолюбию гостей. Если европейцы активно воевали друг с другом, чем можно было выгодно восполь-
210
В РЕЗЕРВАЦИИ зоваться, какую же опасность они могли представлять для индейцев С образованием Соединенных Штатов ситуация коренным образом изменилась. Белый человек больше не был колонистом это был гражданин молодого, энергичного, уверенного в себе государства. Белые люди были объединены, у них была общая идея и цель, для достижения которой они сомкнули свои ряды. Несмотря на временные неудачи и некоторые превратности судьбы, как то война
1812 г. и Гражданская война, они постоянно наращивали силу, численность и ресурсы, которые вскоре достигли такого уровня, что индеец был просто не в состоянии сколько-нибудь серьезно противостоять белому человеку. Численность белых все росла, и им нужна была земля индейцев. Индеец мог пытаться оказывать сопротивление, даже добиваться время от времени отдельных успехов, но окончательный результат был все равно очевиден и не вызывал сомнения. Последние два столетия были для индейцев временем невиданных потрясений и смятения. Они прошли через эпоху тяжелейших и мучительных испытаний, от которых только теперь начинают оправляться, но шрамы и рубцы у них останутся навсегда. Гордость и самобытность индейцев были растоптаны. Их согнали с тех бескрайних территорий, которые они всегда считали своим домом, и заперли на чужой для них земле. Из хозяев всего, что они видели вокруг себя, они превратились в тех, чье положение хуже, чему самого презренного раба. Когда чернокожие начали обретать свободу, краснокожие начали ее терять. История падения индейцев является сложной и запутанной. Конечно, как и большинство перемен в человеческой истории, это стало следствием войн и кровопролития. Сыграли свою роль и вероломство, и предательство, и массовая резня, а также голод и болезни. Но активные военные действия представляли собой только часть общей картины. Индейцы также пытались оказать пассивное сопротивление, используя нормы права, дипломатию, заключение вынужденных союзов. С 1778 г, когда делавары заключили договор с Соединенными Штатами, дававший им надежду обрести какую-то форму государственности, и дог, когда США достигли договоренности с неперсе, было заключено 370 договоров
211

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ и соглашений между США и отдельными индейскими племенами, и все они были нарушены и фактически расторгнуты в одностороннем порядке. Индейцам, как они сами говорят, пришлось идти по тропе нарушенных договоров. Они не могли тягаться со своим противником нив военном деле, нив искусстве переговоров. Однако вина за всю ситуацию лежит не только на белых. Индейцы также не выполняли договоров, убивали женщин и детей, мучили и пытали пленных. Многие индейцы сотрудничали с белыми. Одни делали это искренне, веря слову белого человека, считая его цивилизацию более высокой по сравнению с собственной или же видя в признании власти белых единственный шанс индейцев к выживанию. Другие просто вели себя как квислинги
1
. Они сотрудничали с белыми за деньги, распродавали принадлежавшие племени земли в корыстных целях, использовали поддержку белых во внутренней борьбе за власть. Бессовестно и постыдно вел себя не только белый человек и нельзя забывать, что на всем протяжении этого мрачного периода среди белых были люди — государственные деятели, военные, писатели, священнослужители и даже сами переселенцы, — которые пытались не допустить развития событий потому ужасному и отвратительному сценарию, по которому они развивались, и мужественно поднимали свои голоса в защиту индейцев. Их было немного, не так много, как должно было бы быть, и их усилий оказалось недостаточно, чтобы остановить грязный поток алчности и истерии но они мужественно выступили против этого, и о них всегда надлежит помнить. С самого начала наибольший ущерб индейцам наносили белые переселенцы. Решающую роль всегда играла степень воздействия белых жителей окраин на центральные власти 1
Кв и с ли н г — премьер-министр Норвегии, сотрудничавший с фашистами слово «квислинг» стало синонимом предателя.
2
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта