Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006. Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. Америки быт религия культура
Скачать 12.16 Mb.
|
Йебичай. Входе этого удивительно красочного и очень сложного ритуала воспроизводятся видения и откровения, явившиеся Битахини, Получающему Откровения. В снах Бита- хини является миф, представляющий собой сокровенную мечту человеческого рода, которая сливается со сном, и они становятся неразделимым единым целым. Входе ритуала его участники осуществляют благотворное и исцеляющее соединение земного мира с миром видений, откровений, мечтаний и сокровенных надежд, мира материального с миром духовным, нашей маленькой планеты с огромной бесконечной Вселенной вокруг нее. РОЛЬ ТАБАКА Табак не обладает сколько-нибудь сильными наркотическими свойствами, но, как мы уже отмечали, без него не обходился ни один важный индейский ритуал. Табакокурение было важной частью практически всех индейских культур и было распространено у всех коренных жителей Северной, Центральной и Южной Америки, за исключением эскимосов. Именно из Америки табакокурение с удивительной скоростью распространилось по всему миру. Курение было известно в той или иной форме в разных частях мира однако в Европу табак был завезен именно закрепившимися в Америке испанцами в середине XVI в, а затем в течение века он прочно обосновывался везде, куда ступала нога европейских путешественников или переселенцев. В Европе новое увлечение рассматривалось как хороший способ отдохнуть и расслабиться, тем более что оно хорошо сочеталось с непринужденной беседой за бокалом вина. Американские индейцы также использовали курение для того, чтобы расслабиться, нос самых ранних времен табак использовался и вовремя религиозных ритуалов. Табак имеет весьма древние корни — впервые в Северной Америке он появился в ее юго-восточных районах кстати, там его выращивают в промышленных целях и посей день. Курительные трубки из камня были обнаружены в местах захоронений и также святилищах в районах рас ШАМАНЫ пространения культур лесной зоны на востоке континента они датируются 2000 г. дон. э. Ритуалы сопровождали каждую фазу работы с табаком. Специальные церемонии посвящались посевами сбору урожая а красиво расшитые кисеты и чехлы для хранения табака и трубок, а также сами трубки были прямо- таки окружены священным ореолом. Интересно отметить, что у ряда племен, таких как, например, хидатсы и ман¬ даны, выращивание табака доверялось только мужчинам ау многих равнинных племен, в частности кроу и черноногих, табак продолжали выращивать даже после того, как отказались от занятий сельским хозяйством в связи с появлением лошади. Страсть к табаку была слишком сильна, чтобы от него отказаться. Наиболее известным в восточных районах сортом табака был Nicotiana quadrivalvus, хотя встречались также практически все используемые и сегодня сорта. Табак редко курили в чистом виде — к нему обычно добавляли различные растения и сладкие травы. В восточных районах и на Равнинах добавляли лавровый и кленовый листа также внутренний, сладкий слой коры деревьев, таких как вишня, красная ива, тополь и береза. Иногда клали бизоний навоз. Способы использования табака были такими же разнообразными, как и сегодня. Некоторые просто жевали его другие нюхали, предварительно размолов табачные листья индейцы юго-запада и района Большого Бассейна скручивали листья и курили их, наподобие нынешних сигар и сигарет, иногда вставляя их в мундштук из тростника. Большинство же курило трубки самых разных форм и размеров, начиная от небольших и элегантных ручных трубок до трубок весьма внушительных размеров, например тех, из которых выпускали облака индейцы пима. Трубки делали из глины или из такой каменной породы, как тальк или катлинит 1 Этот камень, имеющий густой темно-красный цветовой оттенок, иногда еще называют трубочным камнем 1 Порода названа катлинитом в честь Джорджа Кэтлина (1796— 1872), талантливого художника и писателя, двухтомная работа которого Письма и заметки о манерах, привычках и образе жизни индейцев Северной Америки, вышедшая в 1841 г, является классическим исследованием и настольной книгой поданному вопросу. Примеч. авт) 161 ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ он встречается всего в нескольких местах на севере Миннесоты, в основном на территории, где сейчас находится историческое место Пайпстон. Поскольку изначально он сформировался под водой, тов первое время он довольно легко поддавался обработке, но все более и более твердел, находясь на открытом воздухе. Он пользовался большим спросом с древнейших времени восточные сиу, на территории которых он добывался, успешно им торговали, продавая его не только соседям, но и практически по всему континенту. У племен, живших рядом с Великими озерами натер ритории Миннесоты, Висконсина, Мичигана и Онтарио, был настоящий культ раскуривания трубки, причем настолько сильно выраженный, что их иногда называли Люди с трубкой (Калюмэ). Слово калюмэ имеет французское происхождение оно является видоизмененным словом chalumeau, означающим тростник или трубку из тростника (этим словом также обозначают самый нижний регистру кларнета использовать его для обозначения индейской трубки стали первые французские поселенцы. Действительно, трубка была настолько изысканно украшена бисером, перьями, лентами и инкрустацией, что напоминала экзотический музыкальный инструмент. Особенно богато была украшена трубка, принадлежавшая вождю племени, поскольку она считалась священным предметом. Выкуривание трубки являлось очень важными торжественным ритуалом, этим скреплялись все заключенные договоры. Сама трубка была гарантией мира и символом братства ее курили, пуская по кругу, друзья, союзники и бывшие враги. Она также служила пропуском и своего рода охранной грамотой. Знаменитый исследователь и миссионер-иезуит отец Маркетт получил такую трубку от принимавших его индейцев, иона действительно явилась надежной гарантией безопасности вовремя его путешествия по району Великих озер, заселенному самыми разными индейскими племенами. С другой стороны, покрытая красной гирляндой трубка войны была знаком непримиримой вражды. Приведем интересное свидетельство другого иезуитского миссионера, отца Де Смета, о ритуале раскуривания трубки индейцами этого же района. 162 ШАМАНЫ При праздновании любого очень важного события, при проведении любых церемоний религиозного или политического характера главная роль всегда отводится ка люмэ. Первые клубы дыма, выпускаемые из трубки, туземцы посвящают Великому Ваконде — Владыке Мира, Солнцу, которое дает им света также Земле и Воде, которые их питают и вскармливают вслед за этим клубы дыма направляются в каждую сторону горизонта, чтобы высшие силы послали им благоприятный ветер. Трубка играла такую же важную роль в индейских ритуалах, как кадило в ритуалах, проводимых отцом Мар¬ кеттом и отцом Де Сметом. Она и была своего рода кадилом, при помощи которого можно было направлять фимиам на священные предметы, а также к небесам. Успокаивающее воздействие трубки очень помогало сосредоточиться и соответствующим образом настроиться при обращении к высшим силам. У индейца, подобно Шер локу Холмсу, были проблемы натри трубки» 1 Обращения к высшим силам с теми или иными просьбами и пожеланиями сопровождались выкуриванием положенного количества трубок и направлением клубов дыма натри стороны. ИНДЕЙСКАЯ МЕДИЦИНА Когда табак впервые появился в Европе, к нему относились как к лекарству почти от всех болезней. Лишь несколько десятилетий спустя он потерял свою репутацию целительного средства, хотя до конца XVIII столетия считалось, что табачный дым очищает воздух от вредных микробов и дезинфицирует помещение, в том числе и то, где находятся больные чумой. В Северной Америке, правда, он по-прежнему использовался в лечебных целях племенной шаман выдыхал табачный дым в уши, ноздри и рот больного, для того чтобы изгнать из него демонов. Индейцы, как и все народы, находившиеся на низкой ступени развития, считали любую болезнь вещью неесте- 1 Имеется ввиду фраза Шерлока Холмса: Это проблема на две трубки, те. что он найдет решение задачи, пока будет выкуривать две трубки табака. 163 ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ ственной, рассматривая ее как следствие вмешательства злых духов и сил. У них не существовало такого понятия, как смерть, вызванная естественными причинами. Болезнь и смерть являлись, в их понимании, следствием вмешательства злых сил или колдовства либо же карой свыше за невыполнение или неправильное выполнение тех или иных религиозных ритуалов. При любом серьезном недуге к больному посылали шамана, который должен был выяснить, в чем корень проблемы, и предпринять соответствующие действия. В конце концов, он был специалистом по духами демонам, как и вообще по всем вопросам, связанным со сверхъестественными силами, и поэтому приглашать к больному следовало именно его. У индейцев было очень мало традиционных рецептов, в той или иной форме несвязанных с магией и волшебством. Некоторые индейские целители ничего не брали с пациентов, поскольку работали в службе здравоохранения племени те же, кто занимался частной практикой, брали оплату с пациента по строго определенным тарифам. В случае успешного лечения и выздоровления доктору почти всегда делали подарки ведь его работа требовала больших усилий и напряжения, а подчас была и просто опасной. Злые духи могли выйти из больного и наброситься наша мана, подобно рою пчел. Во многих случаях шаману ничего не оставалось делать, как вступить сними в борьбу, отвлекая их, по крайней мере временно, от пациента на себя. К тому же для того, чтобы выполнять свою работу, шаману требовались тяжелые и трудоемкие тренировки, чтобы поддерживать себя в форме, и было естественным предложить ему что-либо в качестве компенсации запри ложенные усилия обычно ему дарили лошадь или какое- нибудь домашнее животное. Работа шамана производила впечатление и чисто внешне он выкрикивал заклинания, пел, бормотал что-то себе поднос, осуществлял ритуальные танцы, часами, а то и днями неотступно находился у постели больного порой он начинал корчиться в судорогах, впадал в неистовство, бился в припадках или входил в состояние глубокого транса. Следует иметь ввиду, что в случае неудачного лечения, особенно если речь шла о человеке, занимавшем в племени важное положение, шамана могли побить, а то и убить, так что у него были 164 ШАМАНЫ все основания стараться вовсю и демонстрировать все свои способности. Естественно, такими способностями обладал далеко не каждый индеец или индианка женщинам также иногда разрешалось работать по этой специальности. Необходимо было иметь призвание и соответствующие способности, обладать особым даром. Такие люди выделялись среди соплеменников и держались особняком. Соответствующие наклонности и способности обнаруживались у такого человека еще в юности, а то ив детстве. Человек замыкался в себе, у него часто менялось настроение, он любил побыть один, а также побродить в безлюдных местах. Шаманам редко завидовали, поскольку им выпадала нелегкая доля обучение и сама работа были настолько тяжелыми изматывающим делом, что в некоторых племенах молодых людей приходилось заставлять становиться на этот путь. Постоянные, изнурительные процедуры в бане, очищение, пост, нанесение себе ран ножами и камнями, протыкание языка и полового члена сосновыми иглами и шипами кактуса — все это никак не назовешь легкими приятным занятием. Более того, шаману часто запрещалось жениться, ион жил один, изолированно от своих соплеменников, которые не доверяли ему и боялись его. Тем не менее шаман занимал очень важное положение в племени выше его был только вождь. В работе шаман главным образом использовал чары, заклинания и известные лишь ему рецепты. Это считалось его собственным достоянием, которое ему было передано предками либо его духом-хранителем. Шаман использовал амулеты, мази и снадобья, жезлы и волшебные камни, а также бутыли из тыквы, трещотки, бубны и барабаны, различные пилюли и зелья, шаманские спицы, маски и веера из перьев. У него имелись курительные трубки и трубчатые приспособления, при помощи которых он обкуривал больного он также опрыскивал пациента жидким лекарством либо же высасывал из него болезнь. Зачастую шаман был талантливым художником и делал целительные рисунки на песке — о них мы подробнее поговорим в следующей главе. Наконец, у него был ящик шамана, представлявший собой священную связку, в которую входил ряд предметов, обладавших чудодейственной силой. Связка передавалась ему по наслед- 165 ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ ству либо же была подарена его учителем и наставником или тем шаманским обществом, где он проходил подготовку и обучение. У большинства индейцев была своя личная священная связка, с которой они не расставались нота связка, которая была у шамана, считалась наиболее сильной и чудодейственной. Вот, например, что входило в священную связку шамана из племени виннебаго: три выпотрошенные лапы черного медведя, которые использовались в качестве сумок, в них хранились различные травы костяная трубка, обтянутая кожей с головы орла, со вставленными в нее маленькими перьями сама трубка была вложена в чехол из шкурки выдры шкурка выдры со вставленными в нее перьями, закрепленными у основания кусочком кожи с головы орла две свистелки из тростника раскрашенная сумка в форме миниатюрного, украшенного вышивкой мокасина с прикрепленной к нему ноговицей, в которой хранились травы сверху сумка была прикрыта клоком шерсти бизона четыре змеиные кожи шкурка белой ласки, в которой были травы и тростниковая свистелка; шкурка бурой ласки с травами два спинных фрагмента змеи костяная свистелка; голова большого баклана голова дятла шкурка черной белки две связанные друг с другом маленькие деревянные куклы высушенная орлиная лапа с когтями, держащая пучок трави окрашенное перо глаз животного фрагмент грудной клетки и зубы гнедой лошади, положенные в вытканный мешок маленькая деревянная чашка и ложка восемь красиво вытканных круглых кисетных мешочков, содержавших множество различных засушенных трав. При помощи этой связки шаман совершал много разных чудес. Многие его фокусы представляли собой ловкость руки являлись чистой воды шарлатанством например, он прятал в руке некоторые предметы, а потом чудесным образом извлекал их из груди или изо рта больного. Однако тут не было корыстного умысла просто было очень важно, чтобы больной поверил тому, кто его лечит, что действия врачевателя приведут к выздоровлению. В случае простых травм и недугов обходились без приглашения шамана. У индейской женщины, как и у современной домохозяйки, были свои собственные рецепты. 166 ШАМАНЫ Она знала, какие средства применять против укусов вшей, клещей, блох, комаров и других вредных насекомых, которые порой делали жизнь в поселении невыносимой. Страдавших артритом и ревматизмом отправляла в баню. Она знала, какую оказать помощь при переломах, вывихах и растяжениях какие использовать припарки при фурункулах и кровоподтеках, что ив каких дозах давать от дизентерии и при других, менее серьезных желудочных расстройствах, а также от головной боли. В ее аптечке были такие средства, как хинин, сассафрас, дурман, рвотный корень (ипепакуана), каскара, лесной орех, которые используются и сегодня а в Мексике и Южной Америке использовали такие ценные средства, как кураре, эфедра (эфедрина также целый набор бальзамов и сладкой камеди. Конечно, против ряда страшных болезней и шаман, и индейская домохозяйка были бессильны. Как мы видели впервой главе, возможно, именно страшная эпидемия выкосила людей культуры анасази — создателей прекрасных скальных зданий, а оставшихся в живых заставила покинуть родные места и уйти на юг — до Рио-Гранде. Возможно, по аналогичной причине погибла высочайшая цивилизация майя, располагавшаяся на полуострове Юкатан, включая район озера Петен-Ица. Да и сама Европа потеряла треть населения, когда по ней прошлась Черная Смерть. С появлением европейцев в Америке ситуация для коренного населения стала близкой к критической ведь у них не было иммунитета против самых обычных болезней, распространенных в Европе, таких как ветряная оспа, корь, скарлатина и обычная простуда, и эти болезни унесли жизни огромного количества индейцев. Жестокие потери понесли коренные жители Америки также от гриппа, воспаления легких, туберкулеза, коклюша, дифтерии, сифилиса и других болезней, ставших настоящим бедствием для индейцев. Наиболее смертоносными и разрушительными были две массовые эпидемии оспы в 1781 и 1837 гг. В х годах XVIII столетия племена восточной части континента были уже в значительной степени покорены и ограблены белыми и вскоре должны были окончательно лишиться 1 Помимо лечебных целей, из этого растения добывали яд для отравленных стрел. 167 ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ своей земли и имущества однако племена Равнин в то время еще жили спокойной и процветающей жизнью. В 1781 г. эпидемия началась среди испанских поселенцев в Сан-Антонио в Техасе и стала стремительно распространяться на север по пути она унесла множество жизней команчей, перекинулась за реку Ред-Ривер и достигла канадской границы, нанеся серьезный урон черноногим, криками ассинибойнам; от нее также очень сильно пострадали арапахо, шошоны и кроу. Всего эпидемия унесла жизни 130 000 индейцев численность многих племен сократилась наполовину полностью вымерли многие поселения. Эпидемия 1837 г. имела столь же страшные последствия. Ее распространили по всей Миссури торговцы алкоголем и экипаж судна, принадлежавшего Американской меховой компании. Последние заразили индейцев, приходивших на пристань, чтобы продать или обменять шкуры и кожу. Как ив г, большинство индейцев не догадывалось, что неизвестная болезнь является заразной, поэтому они не старались держаться подальше от зараженных судна и шкур. Также они не смогли удержаться от искушения нападать на охваченные эпидемией поселения, в результате чего заражались через добычу, захваченную у своих беспомощных противников, а также через их скальпы. Баня не помогала, а наоборот, только усиливала жар и агонию есть много душераздирающих рассказов о том, как индейцы топились в реке, прыгали вниз со скалили перерезали себе горло, чтобы избежать ужасной боли и не дожидаться страшной и мучительной смерти. Черноногим, сумевшим восстановиться от прошлых эпидемий, на этот раз был нанесен смертельный удар. Очень тяжелые последствия имела эпидемия и для пауни, хидатсов, дакотов и ассинибойнов. Арикары потеряли 2000 человек из 4000. Племя манданов было уничтожено практически полностью. Из 1600 членов племени в живых остался лишь 31 человек они буквально доползли до поселений родственных им хидатсов в поисках пристанища и защиты. Кроу и шошонам удалось остаться почти невредимыми. Пережив ужас невидимой смертоносной болезни 50 лет назад, на этот раз они спешно снялись и ушли высоко в горы под защиту благотворного и чистого горного воздуха. |