Главная страница

Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006. Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. Америки быт религия культура


Скачать 12.16 Mb.
НазваниеАмерики быт религия культура
АнкорУайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006.pdf
Дата21.02.2018
Размер12.16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006.pdf
ТипДокументы
#15765
страница10 из 17
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17
сакоташ, которое представляет собой тушеное ассорти из зеленой кукурузы, фасоли, тыквы и свинины, и воздают хвалу и благодарность Великому Духу, Властелину Кукурузы и всего живого. В каждом пуэбло на Рио-Гранде существует свой вариант Пляски кукурузы, и, хотя вовремя церемонии запрещается записывать на магнитофон и фотографировать, присутствовать на ней и увидеть все собственными глазами могут все желающие. Если Пляска Кукурузы была главным ритуалом земледельческих племен, то у охотников района равнин главными обязательным ритуалом была Пляска солнца. Это был очень зрелищный и сложный ритуал, проводившийся повсеместно от Манитобы (провинция в Канаде) на севере до Техаса на юге. Очень часто он не только продолжался четыре дня, но ему еще и предшествовала четырехдневная подготовка. В большинстве случаев Пляска солнца совмещалась с Пляской бизона, поскольку именно охота на бизона была основным источником питания. Наиболее интересно и захватывающе этот ритуал проводился у дакотов, шайенов, манданов и арапахо. Ритуал проводился в середине лета, когда Ваканда, как некоторые племена называли солнце, находился в зените своей яркости, блеска и могущества. Первые три дня отводились на то, чтобы водрузить Столб Солнца, от которого проходила Тропа Солнца, ведшая к Дому Солнца. В последний день происходило действо, которое можно назвать драматической постановкой, оказывавшей огромное психологическое и физическое воздействие как на участников, таки на зрителей, поскольку все делалось
«вживую». Эта физически болезненная, требовавшая умения переносить боль церемония, которая называлась Оки- пане просто показывала те или иные эпизоды из жизни воина, но демонстрировала силу человеческого духа и стремление человеческой души вырваться на свободу из телесных пут. Она состояла из четырех актов, каждый из которых был посвящен, соответственно, пленению воина, пыткам, которым он подвергался, его пребыванию в плену и освобождению. Это была полная живых страстей и переживаний первобытная драматическая постановка эпического характера, в которой присутствуют мотивы, созвучные теме Распятия и Крестных мук она бросала в
148
ШАМАНЫ холодную дрожь тех белых, которым разрешали при ней присутствовать. Наблюдавшие за ней индейцы наносили себе порезы, а также колотые и рваные раны а иногда отрезали себе пальцы. Вначале постановки добровольно пожелавшие принять в ней участие берутся в плен членами Общества бизонов или какого-либо другого военного общества. Пленников связывают, подвергают насмешками унижениям, а затем пытке им вгоняют заостренные деревянные колья под обе лопатки либо в мышечную ткань груди и спины, причем делая это как можно жестче и болезненнее. Подвергающийся пытке должен был не проронить ни звука и смеяться в лицо своим мучителям, когда длинные деревянные гвозди загонялись в его тело. К концам этих «гвоздей-вертелов» были прикреплены кожаные ремни. Они перебрасывались либо через ветви деревьев, стоявших рядом со Столбом Солнца или Столбом Бизона, либо через балки крыши Дома Солнца воина вздергивали вверх, ион повисал в воздухе, корчась и извиваясь лишь на короткое время его опускали вниз, давая передохнуть. В эти моменты к нему подбегали женщины, чтобы отереть кровь. Однако и вовремя этих передышек испытание продолжалось он должен был смотреть широко открытыми глазами прямо навстречу лучам палящего солнца. В третьем акте стоявшие вокруг и наблюдавшие за происходящим зрители начинали петь Песни пленения, и действие начинало постепенно приближаться к кульминации. Она наступала в четвертом акте, когда измученный и изможденный человек собирал все оставшиеся силы, чтобы вырваться на свободу из державших его пут. Пытаясь стащить себя с пронзавших его кольев, он громко призывал друзей, а также просил свое вооружение, особенно самые тяжелые повесу его виды, помочь ему всей своей тяжестью он напрягал все силы, пока полностью не освобождал свое тело от вертелов. Если бы в любой момент он дрогнули не смог пройти испытание, то покрыл бы себя позором и унижением. По завершении заключительного акта ритуал Пляски солнца считался законченным. Дом Солнца полностью разрушали, а со Столба Солнца срывали все украшения, оставляя его стоять голым до самого основания.
149

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ Другие танцевальные ритуалы индейцев Равнин были также полны жизненного огня и энергии. Помимо Пляски солнца и Пляски бизона, у них также были Пляска медведя, Пляска орла, Пляска бешеных псов и наводящая ужас Пляска тех, с кого сняли скальп, которую исполняли индейцы пауни. И сегодня вовремя ежегодных фестивалей индейской культуры в Галлапе и Калгари можно убедиться в том, что ритуальные танцы в исполнении индейцев Равнин по- прежнему остаются яркими и красочными наряды исполнителей, сделанные при помощи краски и перьев, и сами танцы все также полны красоты и жизненной энергии. От этих танцев контрастно отличаются традиционные ритуальные танцы индейцев пуэбло юго-запада, являющиеся очень серьезными и сдержанными. В расположенных здесь пуэбло проводятся как индейские, таки христианские ритуалы и обряды, причем все они носят спокойный и мирный характер. Исключение составляет лишь тайная христианская секта кающиеся грешники, которая каждый год подвергает распятию одного из своих членов. Танцы индейцев пуэбло пронизаны той же идеей, что и танцы индейцев Равнин, — таинственного и непостижимого единения людей с животными и птицами и стремления человека овладеть силами природы, но эти ритуальные танцы исполняются не в такой неистовой манере, как на Равнинах, а гораздо более спокойно и сдержанно. Здесь «апол¬ лоновское» начало безусловно преобладает над дионисий ским». Следует также отметить, что сегодняшние танцы индейцев пуэбло гораздо больше напоминают настоящие древние ритуальные танцы, чем танцы индейцев Равнин, которые зачастую представляют собой восстановленную вариацию, не имеющую глубоких исторических корней. Прекрасные, ритмичные, грациозно-сдержанные танцы индейцев пуэбло, такие как Танец сосны, Танец бабочки, Танец оленя, Танец индюка, Танец змеи и многие другие, исполняются не в произвольной форме или лишь для того, чтобы привлечь и развлечь туристов, а демонстрируются как источник мудрости и силы, идущий от заветов предков, который надо сохранить в первозданном виде, ничего не потеряв и не расплескав.
1
Галла п — город на юге штата Нью-Мексико; Калгари город в южной части Канады.
150
ШАМАНЫ Американское правительство одно время запретило наиболее жестокие части ритуальной Пляски солнца. Ему также пришлось вмешаться ив другой ритуальный праздник пиршество потлатч, распространенное среди индейцев се­
веро-запада. Оно пошло на это, поскольку в конце XIX — начале XX в. материальное положение индейцев было итак весьма трудными стесненным, а проведение подобного мероприятия и вовсе подчас приводило к тяжелым последствиями разорению ряда племен. Потлатч представлял своего рода войну за максимальное влияние и авторитет, в которой вместо обычного оружия использовалось имущество и материальные ценности, принадлежавшие племени. Когда какой-либо видный представитель тлинкитов, хайда, цим¬ шиан, квакиютль или родственных им племен выстраивал длинный дом или проводил церемонию, связанную со свадьбой, похоронами или другим столь же важным событием, он приглашал всех родственников, а также недругов, конкурентов и недоброжелателей, чтобы поразить их своим гостеприимством и продемонстрировать свои возможности. Слово потлатч первоначально использовалось вязы ке индейцев племени чинук, но вскоре распространилось по всему северо-западу, причем последствиями этого ритуала часто были разорение и нищета. В хвастливом стремлении продемонстрировать свое могущество вожди и прочая знать северо-западных племен раздаривали гостям то, что накапливалось месяцами, а порой годами, хотя позволить себе подобную расточительность, с учетом реального положения, племя не могло. Раздавались одеяла, которые в этих районах были своего рода валютой. Направо и налево разбрасывали меха, шкуры и изделия из кожи, драгоценности, предметы домашнего обихода, лодки и суда, а также запасы продовольствия. Вход шла даже кухонная утварь, использовавшаяся для приготовления пищи. Для того чтобы продемонстрировать гостям свое величие и пренебрежение к имеющемуся богатству и ценностям, по приказу вождей на глазах присутствующих сжигались или демонстративно выбрасывались в море действительно очень ценные вещи. Иногда враждующие племена устраивали общий потлатч, вовремя которого по приказу каждого из вождей уничтожалось имущество и материальные ценности племени проигрывал тот, у кого раньше заканчивалось все имущество и
151

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ ценности. В охватывавшем всех сумасшедшем угаре пот латча демонстративно уничтожались даже такие уникальные, передававшиеся от поколения к поколению семейные и родовые ценности, как пластины из меди, напоминавшие по форме щит, с нанесенными на них уникальными узорами и украшениями. Племена северо-запада были самыми зажиточными в Северной Америке, ив ходе подобных демонстраций неисчерпаемого изобилия пускалось на ветер и отправлялось на дно моря имущество и ценности на сотни тысяч долларов. Поскольку расходы, связанные с проведением наиболее крупных потлатчей, ложились не только на вождя сего родственниками, а также и на простых членов племени, легко себе представить, к каким последствиям вели подобные щедрость и гостеприимство. С другой стороны, об успешно проведенном потлатче помнили и рассказывали годами, укрепляя таким образом авторитет клана или племени, его организовавших. Теперь остановимся на ритуале совсем другого плана, но также имевшем очень важное значение. Он назывался Жертвоприношение плененной девочки и был распространен у индейцев пауни; о нем немало написано как историками, таки авторами художественной литературы. Этот жертвенный ритуал являлся весенним ритуалом плодородия, который должен был обеспечить успешную посевную и последующий хороший урожай. Жертвоприношение посвящалось Заре, поскольку считалось, что именно от ее брака с Закатом рождаются приходящие в мир свети тепло. После неизменной четырехдневной подготовки отряд воинов-пауни покидал свой лагерь на заре, чтобы, ворвавшись в чужой лагерь, похитить летнюю девочку. Ее доставляли в лагерь пауни, где к ней относились с величайшим вниманием и почтением. Ее тело натирали специальными мазями, маслами и благовониями ее одевали в самые дорогие и изысканные наряды кормили самыми вкусными кушаньями. Когда приходило время четырехдневной жертвенной церемонии, мужчин посылали в лес за вязом, кустами бузины, американским тополем и ивой они ассоци-
1
Как обращают внимание специалисты, наблюдается безусловное сходство в религиозных и шаманских обрядах индейцев и сибирских шаманов таки те и другие обожествляют число 4.
152
ШАМАНЫ ировались с каждой из сторон горизонта соответственно, а также со священными животными медведем, горным львом, дикой кошкой и волком. Из принесенного материала сооружали жертвенный алтарь. На рассвете урочного дня девочку подводили к алтарю. На ней была раскрашенная одежда из шкуры бизона. Левая часть ее тела была выкрашена в черный цвет, что символизировало ночь правая — в красный, что символизировало день и Зарю. Происходило торжественное раскуривание табака, часть его насыпалась на алтарь в качестве подношения. Все племя собиралось вокруг алтаря мужчины, женщины и дети все вместе пели песнопения. Четыре жреца поднимались вместе с девочкой на алтарь и торжественно привязывали ее к деревянной раме лицом к востоку. Как только первый луч зари касался земли, один из воинов выступал впереди поражал девочку стрелой прямо в сердце. Другой воин делал ей надрез над сердцем освященным кремневым ножом и вымазывал свое лицо ее кровью, которая стекала на жертвенное мясо бизона, положенное в специально вырытую яму рядом с алтарем. Вот как описывает заключительную фазу этого ритуала Дж. Уэлфиш в своей книге Затерянная вселенная, посвященной индейцам пауни: Когда день полностью наступил, четыре специально отобранных жрецами человека отвязали девочку, отнесли ее тело нам на восток от лагеря и положили на землю лицом вниз. При этом они пели Она станет всей землей. Вся земля напитается ее кровью. Затем они говорили оде вяти вещах, которые произойдут одна за другой Она превратится в пучок травы муравьи найдут ее прилетят мотыльки и найдут ее придет лиса и найдет ее, а также койот, дикая кошка, сорока, ворона прилетят стервятники и найдут ее, а после всех прилетит белый орел и съест ее. В завершение ритуала его непосредственные участники собирались в святилище и ели освященное мясо бизона в это же время все племя пело, плясало, веселилось, устраивало потешные поединки, воздавало хвалу Заре и Матери Кукурузе, а также предавалось сексуальным утехам без всяких ограничений относительно выбора партнера (что в целом было нехарактерно для индейцев, которые всегда отличались сдержанностью в этом плане, даже вовремя ритуалов, посвященных плодородию.
153

ДЖ.М УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В 1816 г. летний воин скиди-пауни
1
по имени Главный Человек, сын вождя племени Главного Ножа, решил в одиночку положить конец этому ритуалу, поскольку тот мог дать повод для возмущения все более активно диктующему правила жизни на континенте белому человеку и послужить ему предлогом для дальнейшего вытеснения индейцев. С одобрения отца, на рассвете того дня, когда должен был совершиться ритуал, он подскакал к алтарю и, когда воин уже готовил стрелу, чтобы поразить девочку, разрубил державшие ее веревки, усадил девочку на лошадь и сказал, чтобы она быстрее мчалась домой. Присутствующие замерли в священном ужасе и трепете ведь он не отдал Заре жизнь чистой и непорочной девочки, а значит, теперь должен был заплатить за это своей жизнью. Но он остался жив. В 1821 г, когда он прибыл в Вашингтон в составе делегации пауни, ему была вручена очень красивая серебряная медаль замужество и героизм. Своим поступком он подорвал доверие к этому ритуалу, хотя время от времени его проводили и позже так, в 1838 г. была принесена в жертву девочка из племени оглала-сиу: таким путем пытались остановить свирепствовавшую на Равнинах опустошительную эпидемию оспы. Следует заметить, что ритуал Жертвоприношения плененной девочки является одним из наиболее сильных и эмоциональных примеров прямого влияния Мексики на племена южной и центральной части Северной Америки, поскольку весь этот необычный ритуал в мельчайших подробностях воспроизведен в скульптурном изображении и описан в древних рукописях, обнаруженных на территории Мексики и датируемых временем до появления там испанцев. ОТКРОВЕНИЯ И СНОВИДЕНИЯ Такие ритуалы, как Окипа и Жертвоприношение плененной девочки, проводились не из садистских побуждений или в силу чьих-то причуд или капризов. Их цель состояла в том, чтобы добиться благосклонности и рас Пауни представляли собой союз четырех родственных кэддо¬ язычных племен киткехахки, чауи, питахауират и скиди.
154
ШАМАНЫ положения духов, управляющих природой, и укрепить духовные силы племени. Сих помощью в людей должны были войти сила и энергия солнца, луны, дождя, ветра, грома и молнии, а также непостижимая для них сущность животных и птиц. Окипа не только приучала мужчин проявлять стойкость и выдержку и переносить испытания мужественно и твердо — на пике боли и страданий, в состоянии исступления им могло открыться то, как надо жить их могло посетить видение, наставляющее их на истинный путь. У многих племен, если юноша не имел подобного духовного опыта и не был знаком с видениями и откровениями, он не мог стать воином и даже мужчиной. Трудно передать ту степень воздействия и влияния, которую имели на североамериканских индейцев откровения, видения и сновидения, а также другие подобные мимолетные отблески сознания человека. На Западе стали придавать значение снам после выхода в свет в 1900 г. работы З. Фрейда Смысли значение сновидений. Он называл сны самым прямыми легким путем в подсознание, значение которого стали понимать, наконец, даже мыслящие сугубо рационально, а потому зачастую поверхностно западные люди
1
Однако мы еще очень далеки от придания снами откровениям того значения и от той практически полной и неразрывной связи сними и зависимости от них, которые были характерны для первобытных народов, причем не только в Северной Америке
2
У индейцев не было того недоверия и скептицизма относительно их значения, которые есть у нас.
1
Используемое Дж.М. Уайтом понятие «эго» означает озабоченность лишь внешними формами жизни, обеспокоенность тем, что скажут и подумают о тебе другие отказ от попыток понять свое глубокое, истинное предназначение в этой жизни и раскрыть свои глубинные силы и возможности, а также осознать и почувствовать бесконечность и бездонность окружающего мира и его взаимосвязи с человеком.
2
Слово первобытный автор применяет в этой книге не только в смысле отсталый, но и как более близкий к первозданному в их жизни было нечто очень важное, что они ощущали лишь интуитивно поэтому за кажущейся внешней простотой и наивностью могут содержаться очень важные уроки для современного человека, также как за детской простотой и наивностью содержатся очень важные уроки для взрослого человека.
155

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ Индейцы, как показывают их многочисленные ритуалы, обладали гораздо большим воображением, интуицией и внутренним видением по сравнению с белыми людьми.
С.Дж. Юнг в своей книге Воспоминания, сны, размышления описывает свое посещение одного из пуэбло в штате Нью-Мексико. Хотя его жители почти не имели тех предметов, наличие которых в окружающем их мире рассматривается как признак благополучия и которые поэтому представляют соответствующую ценность, они считали братьями как друг друга, таки всех остальных людей, несмотря на то что те относились к ним далеко не по- братски. Когда Юнг беседовал с вождем пуэбло Таос, тот сказал ему Американцы хотят уничтожить нашу веру. Почему они не оставят нас в покое Ведь то, что мы делаем, мы делаем не только для себя, но и для них. Мы делаем это для всего мира. Каждому это идет на пользу. Вождь называл себя посланником солнца на земле земным солнцем. Далее Юнг пишет Тогда я понял, на чем основано глубокое чувство собственного достоинства, присущее каждому индейцу, это величавое спокойствие и уверенность. Их жизнь наполнена вселенским, космическим смыслом. Если отбросить в сторону наши отговорки и оправдания, мы увидим, что наша жизнь, основанная лишь на рационализме и доводах здравого смысла, является на самом деле бедной и пустой. Мыс усмешкой относимся к наивности индейцев из чувства зависти нам нужно выставить их в подобном свете, чтобы еще раз похвастаться перед собой тем, какие мы умные, иначе мы бы обнаружили, какой обедненной и приземленной является наша жизнь. Знание не обогащает нас оно уводит нас все дальше оттого таинственного и непостижимого мира, откуда мы родом и который однажды был нашим домом по праву рождения. Вождь индейцев сказал Юнгу слова, которые страшны своей правдивостью и действительно раскрывают человеку глаза Посмотри, какими ожесточенными и озабоченными выглядят белые люди. Их губы сжаты, нос заострен, все лицо покрыто складками и морщинами. В их взгляде всегда озабоченность они все время что-то ищут. А что они ищут Им всегда что-то надо, всегда чего-то не хватает они всег-
156
ШАМАНЫ да беспокойны и напряжены. Нам непонятно, чего они хотят. Мы их не понимаем. Нам кажется, что они просто сумасшедшие. Я спросил его, почему он так думает. Они говорят, что думают головой, — ответил он. Ну а как же иначе А чем думаете вы — удивленно спросил его я. Вот чем, — сказал он, показывая на сердце. Не будучи озабоченными доводами логики и ума, индейцы более внимательно прислушиваются к зову сердца и внутренним побуждениям. А для того чтобы уловить и воспринять этот зов, снами видениям отводится первоочередное значение. Они являются посланиями из другого мира. Они на короткое мгновение мучительно правдиво и ярко освещают самые потаенные уголки человеческой души. Они являются как изнутри, таки извне. Они соединяют внутренний мир человека с окружающим внешним миром. Они могут указать человеку тот путь, по которому ему необходимо идти. Они являются просветлением, понимая под этим проникновение света в места, окутанные тьмой, света, исходящего от солнца, которое индейцы обожествляли. Они соединяют этот мир с другим, который, возможно, является более реальным, чем этот они соединяют сон с явью один уровень сознания с другим они соединяют прошлое с настоящим, а настоящее — с будущим. Для постижения того, что Юнг называл вселенскими космическим смыслом, ирокезские племена проводили Фестиваль сновидений, который также называли Большая Загадка. Все собравшиеся на нем — и мужчины, и женщины, и дети — рассказывали о своих снах, как старых, которые уже были разгаданы и оказались полезными помощниками, таки новых, пока еще неразгаданных. Те, кого считали специалистами по сновидениям, помогали их разгадать, а все собравшиеся активно им в этом помогали, высказывая свои версии и предположения. Такая вера в сны привела в смущение одного миссионера из французских иезуитов, находившегося в Америке в XVII в Они верят только во сны. Они полностью поглощены ими и следуют им с высочайшей точностью. Они считают себя обязанными немедленно осуществить то, что они увидели во сне. Соседние с ирокезами племена считают необходимым следовать лишь тем сновидениям, которые они считают наиболее важными, асами ирокезы полагают, что совершают тягчайшее преступление, если
157

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ не выполнят то, что увидели в каждом из своих снов. Они только об этом и говорят их деревянные хижины предоставлены только снам. Ирокезы небыли исключением в подобном отношении к снам. У ряда племен были Общества видений и откровений, в которых не только изучали и разгадывали сны и откровения, но и помогали сделать так, чтобы они посетили человека. Индейцы мойаве, жившие на юго-западе, считали сны и откровения самым важным в жизни именно они играют главную роль во всех человеческих начинаниях. Однако, помимо обычных ночных снов, существовало, по их мнению, Главное Откровение, которое человек видел во сне еще во чреве материно потом забыл. Если ему повезет, он сможет вновь увидеть во сне это откровение — либо в юности, либо во взрослую пору, — что наделит его мудростью и проницательностью. У многих племен были разработаны приемы, помогавшие увидеть сны и откровения. Люди постились, подвергались пыткам, принимали рвотные средства, исполняли танцы дервишей людей, которых должно было посетить откровение, запирали в темных помещениях или оставляли одних в горах или пустынях. Те члены племени, которые сумели развить способность получать откровения и видения и стали, говоря языком современных психологов, виртуозами сновидений, пользовались в племени большим авторитетом и поклонением. Шаманы часами напролет сидели в бане, чтобы раскрыть и заострить свои способности получать откровения соперничавшие друг с другом шаманы устраивали специальные состязания, чтобы доказать свое превосходство. Племена, более подверженные «дионисийскому», или «фаустовскому», началу, использовали наркотические средства, вызывающие галлюцинации они, в частности, использовали корень кактуса и семена дурмана, которые оказывали очень сильное единовременное воздействие на мозг. В следующей главе мы увидим, что наиболее захватывающие произведения индейского искусства — будь то скальная живопись, узоры, выполненные на боевых щитах или одежде, а также вытканные на одеялах и покрывалах, созданы силой воображения и фантазии и кажутся неземными, сверхъестественными и непостижимыми. На них запечатлены откровения, посетившие художника во
158
ШАМАНЫ сне они также помогают увидеть откровение или же являются своего рода путеводителем для души их обладателя, открывая ей таинственные тропы и пути вовремя путешествия по волшебному миру снов и откровений. Из племен, уделяющих особое внимание снами откровениям, можно выделить оджибвеев, или чиппевов, живущих в районе Великих озер. Они носили специальные амулеты, помогавшие получить откровение во сне, атак же пели особые песни откровений. Все наиболее ценные способности, которыми они были наделены в жизни, по их мнению, были получены ими во сне. Вот что пишут поэтому поводу Дэвид Коксхед и Сьюзан Хиллер в своей книге Сны ночные откровения Мудрость, знания, способность к врачеванию, мужество, творческий талант — словом, все способности и качества, считающиеся ценными для человека, были дарованы ему свыше в снах и откровениях. Детей с детства приучали к тому, чтобы они старались видеть сны и запоминать их. Когда мальчик достигал половой зрелости, он должен был поститься четыре дня в одиночестве и благоговении, ожидая откровения, которое должно было определить его будущее. Откровение должно было явиться ему во сне или видении в виде песни, которую он мог петь только вовремя боя, смотря в лицо смерти. Сегодня оджибвеи, живущие в резервациях на севере Миннесоты, конечно, больше не воюют. Поэтому они не могут произнести вслух откровение, которое они до сих пор получают. А это очень опасно, поскольку откровения накапливаются внутри и не выходят наружу, в результате чего человек может лишиться душевного равновесия или даже вообще подорвать свои внутренние силы. Поэтому тот, кого посещают откровения, вкапывает перед домом высокий столб, к нему прикрепляет флаг, на котором в рисунке изображено явившееся ему откровение. Каждый, проходя мимо и видя флаг, знает, что это, как пишут Коксхед и Хиллер, означает, что здесь живет тот, у кого никогда не было возможности спеть свою песню, но кто может как врачевать раны и болезни, таки смотреть в лицо смерти. Ритуалы, связанные с видениями и откровениями, и сегодня занимают важное место в жизни североамериканских индейцев, однако в наибольшей степени это относится к навахо — самому многочисленному из сохранившихся до
159

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ наших дней индейских племен. У навахо есть девятидневный ритуал, который называется Песнь откровений, или
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17


написать администратору сайта