Главная страница

Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006. Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. Америки быт религия культура


Скачать 12.16 Mb.
НазваниеАмерики быт религия культура
АнкорУайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006.pdf
Дата21.02.2018
Размер12.16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006.pdf
ТипДокументы
#15765
страница16 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
неперсе означает проколотые носы.
231

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ перед выбором или отходить, или сдаваться. Он принял решение попытаться увести оставшихся 200 воинов и
600 женщин и детей в Канаду и получить там убежище. Организованное отступление неперсе в тех условиях, в которых они оказались, и при постоянном преследовании войсками Говарда было проведено блестяще оно напоминало лучшие образцы подобных операций, проводимых апачами. Двигаясь на восток, индейцы перешли через перевал Лоло и хребет Биттеррут; пересекли территорию четырех штатов дважды осуществляли переход через Скалистые горы прошли через Йеллоустон, по пятам преследуемые
Говардом, у которого уже было 2000 штыков, и форсировали Миссури. К тому моменту, когда Говарду удалось настичь Джозефа и его людей в горах Биар-По, они сумели пройти тяжелейший путь длиной в 3200 км, стоивший им больших усилий и потерь. До канадской границы оставалось менее 50 км. Несмотря на потери и усталость, а также подавляющее численное превосходство противника, индейцы сражались яростно и отчаянно ив ходе упорнейших пятидневных боев нанесли войскам Говарда серьезный урон он был вынужден применить артиллерию. Когда 7 октября 1877 г. Говард получил подкрепление, положение стало безнадежным. Чтобы спасти людей, Джозеф был вынужден объявить о сдаче. Вот его знаменитое письмо Говарду с уведомлением об этом У меня больше нет сил сражаться. Наши командиры погибли. Зеркало мертв. Тухулхулзот мертв. Все старые и пожилые люди умерли. Все теперь решают молодые, но их командир, мой брат Оликут, мертв. Наступили холода. У нас нет одеял. Дети замерзают. Некоторые из моих людей ушли в горы без еды и теплой одежды. От них нет никаких вестей. Возможно, они замерзают. Я хочу попытаться найти их. Может, их уже нет в живых. Я отдаю себя вашей власти. Боги видят, как я устал. Говорю об этом с тоской и болью в сердце. С того момента, который сейчас отмечен солнцем, я обещаю больше никогда не брать в руки оружие. Это пропитанное болью письмо, напоминающее некролог, является одним из свидетельства таковых было немало, которые должны показать будущим поколениям, каким страшным ударом явилось для индейцев то жестокое и сокрушительное поражение, которое они потерпели.
232
В РЕЗЕРВАЦИИ Соседями неперсе были плоскоголовые. Их вождь Шар­
лот отказался уступить белым долину Биттеррут в Монтане после летнего сопротивления он, уже будучи совсем пожилым человеком, увел своих людей в Канаду. Вот выдержки из его речи, произнесенной в 1876 г Зимний снег более чем семьдесят раз выпадали таял с тех пор, как наши предки однажды впустили в свой дом белого человека. Он заполнил могилы останками наших братьев. Он сеет разрушение. Он портит и уродует тот мир, который Великий Дух, властелин нашей страны, создал чистыми прекрасным. Кто он Зачем он пришел сюда Мы были рады встрече с ним, когда впервые увидели его. Мы думали, что он принес с собой свет. Но он оказался подобным сгущающимся вечерним сумеркам, а не занимающейся утренней заре. Его приход погрузил наше будущее во мрак ночи. Клеймо ВОР И ЛЖЕЦ должно быть выжжено у него на лбу, также как он выжигает клейма на боках наших лошадей, которых он крадет у нас. Если бы Великий Дух предостерег нас, мы бы не впустили белого человека в наш дом. Номы не отвергли его. Когда он был беден и слаб, мы приютили и накормили его. Мы научили его ходить по нашей земле показали ему броды через наши реки, проходы и тропы в наших горах. Он предложил скрепить нашим именем те бумаги, на которых стояло и его имя он клялся Солнцем и своим Богом, что выполнит все свои обещания. Он обещал нам то, что он не только никогда не дал, но и никогда не собирался давать. А потом он стал угрожать нам своими солдатами, тюрьмами и железными цепями. Братья, у нас ничего не осталось. Мы осиротели. Белый человек — это горе и рок для тех из нас, кто пока еще живи кто сможет еще увидеть какое-то время восход солнца. Вызнаете, что он высокомерен, властен, черств и беспощаден. Что вы видите, когда смотрите на него, стоя рядом с ним Что вы чувствуете Холодный взгляд его пустых рыбьих глаз. Хитрость, коварство и зависть, которые являются такой же неотъемлемой его частью, как его руки и ноги. Разве написанные им законы дали нам хоть один пучок травы, хоть одно дерево, утку, тетерева, треску Он подкрадывается, как росомаха, чтобы украсть то, что принадлежит нам. Он приходит все чаще и забирает все больше. А то, что он не может забрать, он портит и разрушает.
233

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ Таковы были чувства и настроения индейца в х гг.
XIX в. Как мы видели, политика сгона индейцев сих родных земель с помощью силы и обмана, неизбежно ведшая к кровопролитию, начала осуществляться в XVII в в этом столетии, как ив следующем, она проводилась разрозненно и эпизодически, а вот в XIX вона была вполне четко разработана и оформлена и стала проводиться на постоянной и систематической основе. Джефферсон разработал крупномасштабный план, согласно которому в
1802 г. от индейцев должна была быть очищена территория штата Миссисипи, в 1803 г. — Индиана, в 1804 г. — Луизиана, в 1808 г. — Арканзас. Эта политика нашла достойных исполнителей в лице таких людей, как Уильям Генри Гаррисон, который был губернатором Индианы с
1800 по 1812 г. Гаррисон аннулировал все права индейцев на землю в Индиане, Иллинойсе, Огайо, Мичигане и Висконсине и принудительно выкупал ее по цене 2,5 цента за
1 га. Согласно последнему из 15 навязанных индейцам договоров, известному как Договор Форт-Уэйн, подписанному в 1809 г, у индейцев отобрали 1 млн га земли, что подтолкнуло Текумсе выступить с оружием в руках против Соединенных Штатов. Индейцы не могли воспрепятствовать этой официальной политике властей, которая проводилась решительно и последовательно. В течение пяти лет, с 1853 по 1857 г, США приобрели 63 млн га земли в соответствии с 52 различными договорами, условия ни одного из которых американцы впоследствии не выполнили. Кг. политика сгона индейцев с занимаемых ими земель проводилась совершенно откровенно и все более и более агрессивно. Лишь вовремя Гражданской войны южане-конфедераты попытались применить новый, весьма интересный подход к решению этой проблемы, однако, к сожалению, с победой северян все это было свернуто. Кг. двадцать пять из сумевших выжить к этому времени индейских племен, общее число которых значительно сократилось, были размещены на территории нынешней Оклахомы или в других местах, находившихся на большем или меньшем удалении от родных мест. Обсуждался вопрос о создании отдельной индейской территории, населенной одними индейцами, которая была бы офици-
234
В РЕЗЕРВАЦИИ ально провозглашена американским штатом. От этой идеи отказались, поскольку в случае ее осуществления за индейцами пришлось бы закрепить очень большую территорию, на которой впоследствии могли бы быть обнаружены ценные залежи полезных ископаемых или земли, пригодные для сельскохозяйственного использования. Задача же заключалась в том, чтобы в случае обнаружения таких земель как можно быстрее переселить индейцев на другую территорию. Итак происходило постоянно. Из-за подобной политики некоторым племенам приходилось по нескольку раз переходить с одной территории на другую, а тем, кому особо не повезло, приходилось помногу разменять местожительства. Так, апачей-мескалеро перемещали с места на место восемь раз, пока они наконец не поселились на небольшом участке земли, не представлявшем никакого интереса для белого человека. На мытарствах индейцев, связанных с переселением, делали грязный, но весьма прибыльный бизнес всякие проходимцы, находившиеся на госслужбе и имевшие отношение к этим вопросам по своим служебным обязанностям. За взятку в 20 000 долларов они уступали темным дельцам право продавать индейцам списанные, полуистлевшие и кишащие жучками галеты, а также одеяла из армейских запасов, часто малопригодные к использованию. Знаменитый вождь сиу Пятнистый Хвост обращался к федеральным властям с вопросом Почему Великий Отец не может выделить повозки и телеги, ведь на колесах ему было бы легче перевозить своих краснокожих детей Вначале х гг. XIX в. индейцы обладали 55 млн га земли. Пятьдесят лет спустя, вначале х гг. XX в, в результате махинаций, ставших возможными благодаря закону Дауэса о разделе резервационных земель от 1887 г и принятому в его развитие в 1907 г. закону Бурке, количество земли в распоряжении индейцев сократилось на две трети и составляло 21 млн га. В соответствии с законом Дауэса в индивидуальную собственность индейцам
1
« Великий Белый Отец так индейцы обращались к президенту США.
2
Согласно этому закону президент США имеет право разбить земельные угодья резервации на участки и распределить их между индейцами цель закона состояла в том, чтобы затем прибрать к рукам максимальное количество индейских земель.
235

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ было передано 12 млн га резервационных земель кг млн га из них уже были собственностью белых. Индейцы теряли 600 000 га земли в год, то есть 1800 гав день. Даже когда индеец получал надели был его номинальным хозяином, он не мог использовать лучшую часть этого участка для проживания, поскольку она арендовалась белым человеком. Как уже отмечалось вначале этой главы, среди белых американцев безусловно были люди, которые пытались помешать бесстыдной и отвратительной политике по отношению к индейцам. Как мы рассказывали ранее, Ведомство по делам индейцев, созданное в 1824 г, пыталось изменить ситуацию к лучшему, нов г. его включили в состав министерства внутренних дел, в результате чего оно потеряло и те небольшие возможности самостоятельно влиять на ситуацию, которые у него до этого были. Но и тогда глава ведомства, уполномоченный по делам индейцев Джордж Манипенни предпринял в 1854 г. попытку остановить политику перемещения индейцев или хотя бы положить конец наиболее отвратительным формам ее проведения. В 1869 г. президент У. Грант создал новый орган — Совет уполномоченных по делам индейцев. Во главе его он поставил индианку из племени се­
нека Эли Паркер, которая была его сотрудницей вовремя Гражданской войны. К сожалению, в этом органе слишком часто оказывались либо временщики, либо нечистые на руку люди. Саму Паркер пришлось вскоре освободить от должности за некомпетентность. Тем не менее энергичные усилия таких мужественных людей, как Хелен
Хант Джексон, а также таких организаций, как Национальная индейская ассоциация, Ассоциация по правам индейцев и Национальная ассоциация в защиту индейцев, приносили большую пользу, хотя их возможности и были ограничены. Еще в 1793 г. конгресс проголосовал за ежегодное выделение 20 000 долларов на приобретение для индейцев домашних животных и сельскохозяйственных орудий и материалов. По мнению Джорджа Вашингтона, единственная возможность спасения и выживания для индейцев заключалась в том, чтобы принять образ жизни белых людей. В 1819 г. конгресс выделил дополнительные средства на «оцивилизовывание» индейцев. Однако к середи-
236
В РЕЗЕРВАЦИИ не XIX в. программа была свернута, и политики всех мастей стали открыто говорить о том, что индейцы — грязные, отсталые, неграмотные, неумелые, что они не поддаются обучению, являются тормозом и препятствием прогресса и поэтому следует всячески способствовать их вымиранию. Увы, к середине х гг. XX в. индейцы действительно оказались на грани вымирания. Небольшая служба медицинской помощи, созданная в 1910 г. внутри Службы по делам индейцев, не могла справиться с выкашивающими их болезнями. Смертность превысила рождаемость. Народ, бывший когда-то хозяином континента, стал умирать. Однако именно в тот момент, когда падение достигло самой нижней точки и конец казался неминуем, началось постепенное, но неуклонное возрождение. ВОЗРОЖДЕНИЕ Фактором, содействовавшим началу движения в этом направлении, явился скандал вокруг нефтяного месторождения Типот-Доум. Президент У. Гардинг, администрация которого была известна своей нечистоплотностью, назначил министром внутренних дел адвоката Альберта Б. Фолла, который приобрел известность вовремя работы судьей на юго-западе, когда он откровенно защищал баронов — владельцев крупного поголовья домашнего скота, земельных собственников-«акул», занимавшихся крупными махинациями с землей, мошенников, аферистов, гангстеров и наемных убийц
1
Первое, что сделал Фолл на новом посту, это выдвинул законопроект Об общедоступности индейской собственности, имевший целью отобрать у индейцев и то немногое, что у них пока оставалось. Когда на территории резервации навахо в Аризоне было обнаружено нефтяное
1
Президентство Уоррена Гамалиеля Гардинга считается временем, когда коррупция достигла одного из наиболее высоких уровней в истории США и расцвела буквально махровым цветом. При этом сам Гардинг, находясь на посту президента, нив чем себе не отказывал так, его охране приходилось неоднократно прятать подруг
Гардинга в платяных шкафах служебных помещений, чтобы спасти шефа от скандала.
237

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ месторождение Типот-Доум, Фолл издал административное распоряжение, не имевшее никакой законодательной основы, согласно которому месторождение надлежало рассматривать как собственность федерального правительства, а не навахо, на чьей земле оно было найдено. Вместе со своими приятелями-подельниками Фолл начал собирать взятки с частных компаний за предоставление им для выработки этого и других нефтяных месторождений, нов конце концов был отдан под суди оказался в тюрьме. Одновременно сенатор Роберт М. Лафолетт сумел провалить и похоронить этот законопроект. У американцев, наконец, стала просыпаться совесть и появляться чувство неприятия подобных бесстыдных, отвратительных и циничных действий. К индейцам в американском обществе стали относиться все с большей и большей симпатией. Со дня разгрома на Литтл-Бигхорн прошло пятьдесят лети индейцы давно уже перестали восприниматься как источник угрозы или вообще каких- то проблем. В общественной атмосфере были уже другие веяния. На американцев произвели сильное впечатление симпатии ко всему индейскому президента Теодора Руз­
вельта, известного поклонника активного отдыха на свежем воздухе. Вспомнили и то, какими умелыми и мужественными воинами проявили себя индейцы на фронтах Первой мировой войны. Изменению общественных настроений в пользу индейцев способствовало опубликование Институтом
Брукингса подготовленного им доклада о положении индейцев, известного как Доклад Мериам. В нем откровенно разоблачались злоупотребления и некомпетентные действия федерального правительства, Ведомства по делам индейцев, а также комиссии сената по делам индейцев. Президент Г. Гувер поддерживал необходимость соответствующих преобразований на этом направлении, кульминацией которых стало назначение президентом Ф. Руз­
вельтом на пост уполномоченного по делам индейцев человека действительно выдающегося как по способностями уму, таки по уровню государственной культуры. Это был Джон Колье, обществовед по образованию. Задело он взялся последовательно и решительно. Находясь на этом посту практически в течение всего президентства Ф. Рузвельта, он уверенно проводил свой новый курс в
238
В РЕЗЕРВАЦИИ отношении индейцев. В 1934 г. принятый по его инициативе закон об изменениях правили положений, регулирующих жизнь индейцев, известный как Индейский реорганизационный акт, положил конец разделу резерва ционных земель и фактическому изъятию их у индейцев. Своей последовательной и неутомимой деятельностью Колье закладывал основы совершенно нового отношения белого человека к индейцам, что было настоящей революцией, с учетом того, каким было это отношение в прошлом. Он также предпринял усилия, чтобы и сам индеец смотрел на себя по-другому. Были отменены запреты на религиозные и культурные мероприятия индейцев, им разрешалось носить национальную одежду, заниматься народным творчеством — словом, делалось все, чтобы вернуть индейцам чувство собственного достоинства и само­
уважения
1
К сожалению, после отставки Дж. Колье прогресс в улучшении положения индейцев явно замедлился. Точнее было бы сказать, что наблюдалось не улучшение, а стабилизация положения после долгих десятилетий ухудшения и упадка. Увы, Ведомство по делам индейцев не подхватило и не продолжило темп, предложенный Дж. Колье. Сегодня индейцы относятся к этой организации с негодованием и отвращением. Индейцы не занимают сколь­
ко-нибудь важных постов в этой организации и редко участвуют в принятии решений. Дж. Хайуотер, составитель
1
В разработанном Дж. Колье законопроекте, в частности, предусматривалось
1. Право политического и экономического самоуправления
2. Право на племенной суд.
3. Прекращение дальнейшего раздела общинной земли между индейскими частными собственниками.
4. Создание индейских производственных и потребительских кооперативов, чтобы оградить индейцев от засилья перекупщиков и т. д. Большая часть статей законопроекта Колье была принята и одобрена новый закон вошел в историю как закон Уиллера—Говарда. Одновременно правительство Ф. Рузвельта увеличило финансовую помощь индейским резервациям за счет государственной казны индейцам была возвращена часть насильственно отобранной у них земли. Во многих резервациях выросло поголовье скота, повысились урожаи. Деятельность Дж. Колье наглядно подтвердила, что уважение к людям и гуманность — не только важнейшие качества в личном общении, но и имеют огромное общественное и государственное значение.
239

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ справочника Путеводитель по индейской Америке, выпущенного издательством «Фодор» в 1975 г, в разделе, посвященном этой организации, пишет Есть известная индейская шутка, что первыми бранными словами, выученными в резервации, являются SOB и Многие из тех, кто давно здесь работает, покидают организацию. Причем, как это ни печально, это как раз наиболее образованные, подготовленные, одаренные и лично порядочные люди. Остаются же в основном отставные военные, получившие назначение сюда после выхода в отставку. Работающих здесь волнует не поиск созидательных решений, а лишь то, чтобы эту организацию не закрыли. Читатель может спросить чем положение индейцев в Канаде отличалось оттого, с чем они сталкивались в США Почему такие известные индейские вожди, как Джозеф и
Шарлот, а ранее Понтиак и Джозеф Брант, уводили своих людей из США, чтобы найти убежище в этой еще одной великой стране Северной Америки Почему канадская земля казалась им более гостеприимной и желанной Для ответа на этот вопрос лучше всего процитировать работу Джона Колье Индейцы Америки. Вот что он писал Изначально, политика Канады основывалась на том же, что и политика Англии уважение прав индейцев на землю и поддержание добропорядочных отношений с индейскими племенами, основанных на доверии и выполнении взятых на себя обязательств. Эта политика также предусматривала максимальное сбережение и сохранение природных ресурсов. Компания Гудзонова залива, созданная по указу Карла II в 1670 г, сама являлась гарантом сохранности и сбережения жизни индейцев и всего индейского общества. Эта компания была первым институтом современного западного мира, которая, как сама, так
1
SOB — это сокращение, означающее по-английски сукин сын
(son of a bitch); именно в таком виде оно часто применятся ив устной и письменной речи именно в таком виде его в свое время употребил Даллес в своей известной фразе он сукин сын, но он наш сукин сын («he is SOB, but he is our SOB»), и эта фраза именно в такой редакции с тех пор многократно повторяется, в т. ч. и по американскому телевидению BIA — инициалы Ведомства по делам индейцев
(Bureau of Indian Affairs).
240
В РЕЗЕРВАЦИИ и через сотрудничество с индейцами, осуществляла усилия по сохранению и сбережению природных ресурсов, что рассматривалось ею как свое основное предназначение и главная задача. Основными ресурсами были животные, дававшие мехи пушнину. Однако они были лишь частью общей природной среды, в которую также входили леса и человек. В Соединенных Штатах, ввиду непонимания неразрывности всех трех компонентов, допускали уничтожение и разрушение каждого из них, нарушая таким образом всю целостную живую ткань окружающей природной среды. А в Канаде, в частности в районе Гудзонова залива, после того как на ранних этапах произошли серьезные нарушения среды обитания, сумели поставить дело таким образом, что было обеспечено самовоспроизводство как каждого отдельного компонента среды, таки всей среды в целом. Этот же подход применяется и сегодня. Канада очень тщательно готовила договора с индейцами и никогда их не нарушала она также никогда не натравливала индейские племена друг на друга, равно как и самане воевала сними. Канадское законодательство по вопросам, связанным с индейцами, было разработано на основе глубокого знания и понимания реальной действительности и требований реальной жизни. Оно отличается краткостью, ясностью, емкостью и гибкостью и может считаться выдающимся образцом сочетания духа справедливости с разумностью и здравым смыслом. Канада не стала заставлять индейцев брать землю в индивидуальную собственность она не стала забирать себе общинные индейские земли или отчуждать их под предлогом необходимости покрытия административных издержек она не допустила коррупции в государственном ведомстве, занимающемся делами индейцев. Канада обеспечила хорошо организованный и достойный переход индейцев от племенной к общегражданской жизни, но она не пыталась искусственно ускорить этот процесс за счет кровопролития и конфискаций, как это сделали Соединенные Штаты. И этот подход она продолжает применять и посей день. Нельзя сказать, что канадская политика в отношении индейцев отличалась какой-то особой проницательностью, одаренностью и смелостью. Однако очень важно, что Содружество — единственное такого рода объединение в
241

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ западном мире, и Канада, как один из его членов, с самого начала выстраивала отношения с индейцами на основе твердых моральных принципов и добропорядочности и осталась им верна и впоследствии. Сегодня индейцы проживают в США в 200 резервациях, которые расположены в 26 американских штатах. Резервации очень разные от занимающих площадь чуть более гектара, где проживают два десятка индейцев, до очень крупных, площадью в сотни тысяч гектаров, с соответствующим количеством населения. Общая численность проживающих в Северной Америке индейцев составляет, по разным оценкам, 550 000—800 000 человек. Очень трудно получить точную цифру, поскольку большое количество индейцев постоянно передвигается между резервациями, а также между крупными американскими городами в поисках более приемлемой, а порой и какой- нибудь работы. В любом случае индейцы, как и мексиканцы, негры и пуэрториканцы, с недоверием относятся к любой официальной переписи и не испытывают особого желания давать какую-либо информацию о себе. Вполне вероятно, что практически всегда половина индейцев, проживающих в резервации, находится внутри резервации, а половина — за ее пределами. Индейские мужчины и молодежь часто покидают резервации и направляются в близлежащие города, такие как Финикс штат Аризона, Альбукерке (Нью-Мексико), Оклахома-
Сити (Оклахома, Талса (Оклахома, Денвер (Колорадо,
Рапид-Сити (Южная Дакота, Портленд (Орегон) и Сиэтл Вашингтон. Некоторые отправляются в более отдаленные от резерваций места — Сан-Франциско и Лос-Анджелес Калифорния, Чикаго (Иллинойс) или Миннеаполис Миннесота. Стремление индейцев, которые в большинстве своем являются живущими в бедности сельскими жителями, попытать счастья в крупных городах, которые итак перенаселены, является на сегодня частью общепризнанной мировой проблемы, касающейся не только североамериканских индейцев. В ситуации с североамериканскими индейцами следует учитывать ряд важных факторов, оказывающих влияние на ее развитие. Во-первых, земли, на которых расположены резервации, не являются достаточно плодородными, чтобы обеспечить достойную жизнь проживающим
242
В РЕЗЕРВАЦИИ здесь индейцам. Это явилось одной из важнейших причин того, что бывшие охотничьи племена не смогли перейти на оседлый образ жизни и овладеть навыками земледелия. Во-вторых, у старшего поколения индейцев еще не ушел из памяти и из подсознания запрет покидать резервацию без письменного разрешения белого агента, введенный генералом Шериданом в 1871 г. До относительно недавнего времени индейцы вынуждены былина ходиться в резервации, как в тюрьме, под присмотром белых тюремщиков, и самовольно покинуть ее означало тоже самое, как совершить побег из тюрьмы. В-третьих, среди североамериканских индейцев большую часть сегодня составляют люди молодого возраста, полные энергии и честолюбивых замыслов. Сейчас, в условиях того, что надежды на возрождение индейцев становятся все более реальными и осязаемыми, наблюдается стремительный рост рождаемости среди индейцев. Когда в х гг.
XIX в. американские войска под командованием Кита
Карсона согнали индейцев навахо сих родных земель и вынудили пройти 500 км по своей Дороге слез, до Бос ке-Редондо, в районе Форт-Самнера, их численность упала до 900 человек. Вымирание казалось неизбежным. Однако они нашли в себе силы выжить и продолжать жить и развиваться в последние годы их численность достигла 125 000 человек, 60% из которых сегодня моложе
19 лета моложе 40. Очевидно, что для такого количества энергичных молодых людей в резервации просто не хватает места, хотя резервация навахо занимает территорию площадью в 6,5 млн га. Это крупнейшая индейская резервация в Америке, но при этом не надо забывать, что в свое время навахо кочевали по территории, в два раза превышавшей по размерам территорию сегодняшней резервации. Одно время эта территория была настолько урезана федеральными властями, что им пришлось вернуть навахо часть земель, правда наихудших сточки зрения плодородия и условий проживания на них, чтобы племя не вымерло от голода. Как и многие индейские резервации Америки, резервация навахо расположена на территории, которая хотя и является весьма красивой и живописной, нов тоже время малопригодна для проживания. Она состоит в основном из пустынь и полупустынь, которые не представляли
243

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ интереса для белых, почему теине стали прибирать к рукам эти территории при помощи закона Дауэса. У молодых индейцев остается лишь одна возможность найти применение своим способностями энергии — покинуть пораженные бедностью родные поселения, расположенные на скудной почве холмов и возвышенностей, и податься в города. К несчастью, молодой индеец оказывается изначально в неравном положении с другими, когда попадает в крупный город ведь его навыки и способности больше могли бы быть востребованы как разв резервации. Поэтому им редко удается добиться успеха, начав с нуля в чужом месте. Половина ушедших в города возвращается назад сбитыми столку и потерявшими душевное равновесие, с чувством горечи и опустошенности. Основная проблема состоит в недостатке образования. Многие индейские дети вообще не ходят в школу, а другие оканчивают лишь пять классов, тогда как белые дети — одиннадцать. Редко кто получает полное среднее образование, еще реже — высшее. Также индейцу трудно привыкнуть к бешеному темпу жизни в городах он часто теряется в совершенно непривычной для него обстановке, страдает от одиночества, от плохого знания английского языка. Он чувствует себя оторванным от родных и друзей, от родного племени, которое дает моральную поддержку, ощущение твердой почвы под ногами. Находясь в резервации, индеец ощущает свою индивидуальность, чувствует свою сопричастность к обществу, понимание того, что он является частью единого целого. Однако во всех других отношениях его положение, как правило, незавидное. Те племена, резервации которых расположены на более плодородных и благоприятных землях, стали земледельцами и скотоводами. Они успешно занимаются гостиничным бизнесом, лыжными курортами, лесозаготовками. Другие племена, оказавшиеся на малопригодных для жизни и деятельности землях, не сумели развить какие-либо навыки и ощущают апатию, а также враждебность к белому человеку и его культуре. В целом, как отмечает Ведомство по делам индейцев, земля, на которой расположены резервации, не обладает необходимыми качествами, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность проживающих на ней людей. В 1976 г.
244
В РЕЗЕРВАЦИИ средний годовой доход американской семьи составлял
6400 долларов, а всего лишь 10% индейских семей имели годовой доход, превышающий 4000 долларов. 75% зарабатывали менее 2000 долларов в года менее
1000 долларов. Средняя недельная зарплата индейца составляет 30 долларов, в то время как белые и негры зарабатывают 130 долларов в неделю. А 40—60% индейцев постоянно являются безработными. В самих резервациях 75% индейцев живут в хибарах, укрытиях-времянках, лачугах, а также вброшенных машинах и автобусах. Такое же количество не имеет водопровода, а носит воду из прудов, водоемов и рек, где она часто бывает зараженной и непригодной для использования. Неудивительно, что в результате антисанитарных условий проживания, неподобающих жилищных условий, плохого питания, алкоголизма, отсутствия медицинской помощи средняя продолжительность жизни индейца меньше, чему белого 45 лету индейца против 72 лету белого американца. При этом по причинам, вызванным всей совокупностью условий жизни, индейцы больше страдают от сифилиса, туберкулеза, пневмонии, дизентерии, трахомы, различных заболеваний костных тканей, а также заболеваний внутреннего уха. Индеец находится в самой нижней части американского тотемного столба. Индеец страдает и отряда проблем внутри своего сообщества. Часты случаи растрат и коррупции среди выбранных племенных вождей либо те откровенно воруют, либо же проявляют безответственность и не могут наладить учет и контроль за племенными финансами. Во многих племенах встречаются внутренние распри и междоусобицы, в целом характерные для человеческих сообществ однако они наносят особо тяжелый ущерб индейцам, с учетом всей совокупности условий, в которых они живут. Более того, болезни, безработица и внутриплеменные конфликты усугубляются главной проблемой индейцев — пьянством. Причины этого явления кроются в новой и новейшей истории индейцев и вызывают сочувствие. Тем не менее это превратилось в очень серьезную проблему. Водной только резервации, расположенной в западных районах, в течение года 44% мужчин и 21% женщин подвергались аресту за пьянство. В Галлапе, куда многие индейцы навахо приезжают напиться, открыты
245

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
54 бара, которые обслуживают 50 000 человек здесь арестам за пьянство подвергаются до 10 000 человек в год. Дороги вокруг резерваций представляют собой смертельные ловушки. От пьяных за рулем гибнет больше, чем вовремя иных индейских войн. Именно пьянство является одной из причин того, что число убийц и самоубийц среди индейцев в три-четыре раза больше, чем среди белых. Если мы сейчас и наблюдаем признаки возрождения индейцев, то оно лишь только начинается, и индейцам предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Однако, несмотря на все разрушения, разочарования и ассимиляцию, несмотря на то, что классическое искусство индейцев в значительной степени подорвано, как разв области культуры и искусства потеряно далеко не все и, более того, удалось сохранить многоценного, что и является основой возрождения духа, культуры и всего образа жизни индейцев. Многие из индейских ритуалов и церемоний, которые можно сегодня увидеть, за исключением тех, которые проводятся индейцами пуэбло, а также жителями северо-за­
падных районов, являются поверхностными, показными и лишенными того глубинного смысла и значения, которые им были когда-то присущи, а сейчас или искажены, или утеряны. Иногда они могут показаться даже комичными и вульгарными. Однако ив таком виде они оказывают объединяющее воздействие на участников, сплачивают их, напоминают о существовании многолетних культурных традиций, поднимают и укрепляют моральный духи духовный настрой, мобилизуют внутренние силы, укрепляют единство всего сообщества. В области искусства ситуация иная. Именно в искусстве, в возрождаемых рукотворных произведениях искусства внутренняя сила и внутренняя красота индейцев проявляются особенно мощно и ярко. В произведениях искусства вы можете увидеть и почувствовать то, что не могут передать сегодняшние ритуальные представления и церемонии, которые слишком часто делаются просто на потребу любопытным туристами напоминают постановки Диснейленда. Именно в произведениях искусства индейские художники и мастера стремятся выразить себя полностью своими картинами, скульптурными изделиями, украшениями, вышивками и плетеными изделиями
246
В РЕЗЕРВАЦИИ они как бы благодарят тонких и вдумчивых ценителей их творческого труда, и эта высокая оценка придает им силы и уверенность. В эти произведения индейцы вкладывают все сердце и всю душу. Также все больше возрастает значение индейской литературы и поэзии. Работы индейских авторов обретают все большее звучание, их произведения, одновременно глубокие, таинственные и возвышенные, оказывают все большее воздействие на канадскую и американскую литературу, частью которой они уже являются, все больше обогащая ее своей удивительной и яркой самобытностью. Всевозрастающая уверенность проявляется не только в искусстве, но и во вполне осязаемых вопросах реальной жизни, включая политические. По всей Америке индейские сообщества суверенностью действуют в различных сферах общественной жизни, чего раньше невозможно было себе представить. Кто бы мог предвидеть, что племя вампано¬ агов, о котором мы говорили вначале главы, обратится с судебным иском против штата Массачусетс, требуя вернуть незаконно отобранные земли Они ссылаются на сохранившийся экземпляр Закона о неприкосновенности индейских земель от 1790 г, согласно которому запрещалось передавать в чью-то собственность индейские земли без одобрения федерального правительства. Белые забыли отменить это старое законодательство, казавшееся им не заслуживающим внимания в то время, когда они находились в угаре подавления и истребления индейцев. Предпринятые вам паноагами действия вызвали среди белых настоящую финансовую панику индейцам же удалось вернуть часть незаконно отобранной у них земли на Мартас-Винъярд
1
Проживающие неподалеку от вампаноагов пенобско¬ ты и пассамакводди также стали на тропу судебной войны. Они буквально вызвали экономический шоку всего штата Мэн. В соответствии с Законом о неприкосновенности индейских земель они выставили претензии на две трети территории штата стоимость исковых земель оценивается в 25 млрд долларов. Индейцы требуют 300 млн долларов в качестве компенсации за ущерб от незаконного отчуждения земель, имевшего место 180 лет назад,
1
Марта с - Вин ъ ярд остров рядом с восточной оконечностью штата Массачусетс.
247

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ которыми белые все это время незаконно пользовались. Этот иск оказал серьезное воздействие навыпуск и хождение ценных бумага также наведение строительных работ на территории штата и продажу недвижимости. В штате Род-Айленд наррагансеты выдвинули претензии нага земли на территории Чарлстауна; в штате Коннектикут шагтикоки и западные пекоты заявили свои права на собственность в городах Кент и Ледьярд; а в штате Нью-Йорк онейда претендуют нага земли, расположенной между Сиракьюсом и Ютикой. В Иллинойсе, Канзасе, Миссури и Айове несколько племен объединили усилия, чтобы выиграть земельную тяжбу в 6 млн долларов. Сиу обратились в Верховный суд США с иском о том, что границы резервации Розбад в Южной Дакоте были установлены неправомочно и неверно и потому являются недействительными. Верховный суд штата Мичиган поддержал иск чиппевов, разрешив им ловить рыбу в озере Верхнем без тех ограничений, которые накладывает законодательство штата. Это же племя добилось освобождения как от местных, таки от федеральных налогов на территории Миннесоты. В северной Калифорнии племя юрок добилось запрета на деятельность рыболовных и лесозаготовительных компаний, судилось с белыми туристическими агентствами и ведет борьбу за признание незаконными прав белых на территорию как внутри самого города Кламат, таки вокруг него. Этот пример вдохновил многие племена на аналогичные действия по защите своих прав. Дерзни юрок пойти на такое сто лет назад, их бы либо перестреляли, либо выслали. И индейцы и белые, конечно, понимают, что коренные жители Америки могут вернуть себе лишь малую часть того, чем они когда-то владели. Нов результате судебных тяжб индейцы могут получить весьма существенную материальную компенсацию. Они могут даже добиться пересмотра арендных договоров на добычу полезных ископаемых нефтяными, угольными и газовыми компаниями, чтобы эти договора работали не только на эти компании, но и на индейцев. В тоже время весьма занятно наблюдать затем, как индейцы применяют против белых тоже самое оружие, которое те когда-то столь огульно, жестоко и неразборчиво применяли против них. И индейцы теперь вполне могут получить свой кусок пирога или,
248
В РЕЗЕРВАЦИИ по крайней мере, кусочек. В этом смысле они вполне освоили повадки и образ жизни белого человека. К сожалению, белые американцы не до конца понимают, насколько глубоки обиды и негодование индейцев. Скорого примирения между краснокожими и белыми американцами ожидать не следует. Главным препятствием на этом пути является нежелание и неспособность белого американца понять и признать то, что он совершил, осознать масштаб содеянного ими насколько глубоко это все отразилось на индейцах. Американец XX в. видит себя щедрым, дружелюбным, любящим свободу, этаким славным малым, который является другом всему человечеству. Он всегда обладал удивительной способностью закрывать глаза на собственные недостатки и ошибки. Это очень точно подметил доктор Джонсон в своей работе Налога не тирания, задав вопрос Почему громче всех кричат о свободе гонители и притеснители негров Американский индеец может задать аналогичный вопрос Почему громче всех кричат о свободе гонители и притеснители индейцев Индеец по-прежнему стеснен и гоним. Поэтому вполне понятно и простительно, когда он встречает пылкие призывы к соблюдению прав человека, исходящие от американских президентов, сенаторов и конгрессменов, с тихой усмешкой или с откровенным смехом. Он не видит никаких оснований для того, чтобы эти люди считали себя образцами и поборниками свободы и справедливости. Белый американец не понимает причин столь непримиримого отношения к себе. Это его даже обижает. Ведь он простил индейца почему бы и индейцу не простить его Он забывает о том, что индейцу в этом случае пришлось бы простить слишком много. Генри Стил Коммэджер как-то точно и честно подметил то, с какой легкостью и благодушием белый американец прощает себе свои собственные грехи Ив, и даже в XX в. американцы развили и усвоили себе привычку просто отбрасывать в сторону то из сделанного ими, что может бросать на них какую-то тень или выставлять в невыгодном свете. У них выработался двойной стандарт в подходе к морали и истории дав нашей истории были неприятные вещи, но они не должны бросать на нас тень, это как бы не в счет. Подав

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ ление и истребление индейцев тоже не в счет — ведь они были язычниками, а когда этот аргумент утратил силу, появился новый индейцы были препятствием на пути прогресса. То, что произошло с индейцами, как раз относится к таким неприятным вещам. Но индейцы не намерены позволять отбросить это в сторону и делать вид, что это не в счет. Более того, у индейцев хорошая память. Они умеют учиться на своих ошибках. И у них много выдержки и терпения. Наверное, белые американцы правы лелеять старые обиды бессмысленно и вредно. Лучше всего простить. Нона это потребуется много времени а сейчас было бы глупо игнорировать тот факт, который подтверждается вовремя любого посещения резервации или разговора с индейцами, что чувство обиды и негодования у индейцев не уменьшилось. Правда заключается в том, что индейская глава в американской истории еще далека от завершения, как бы американцы ни думали или ни желали обратного. Пройдет еще много лет, пока заживут и зарубцуются раны индейцев и когда состоится полное примирение между коренными и нынешними американцами и они сольются, наконец, в единое целое.
СОДЕРЖАНИЕ Глава 1. Дух предков 7 Глава 2. Охотники 47 Глава 3. У домашнего очага 76 Глава 4. Воины 107 Глава 5. Шаманы 136 Глава 6. Художники 182 Глава 7. В резервации 209
Уайт Джон Мэнчип ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ Быт, религия, культура Ответственный редактор Ю.И. Шенгелая Художественный редактор И.А. Озеров Технический редактор Н.В. Травкина Корректор А.В. Максименко Подписано в печать с готовых диапозитивов 15.05.2006. Формат х 1
/
3 2
. Бумага типографская. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,44.
Уч.-изд. л. 14,63 + 4 альбома = 18,19. Тираж 5 000 экз. Заказ № 4603071 ЗАО «Центрполиграф»
125047, Москва, Оружейный пер, д. 15, стр. 1, пом. ТАРП ЦАО Для писем
111024, Москва, я ул. Энтузиастов, 15
E-MAIL: CNPOL@DOL.RU
WWW.CENTRPOLIGRAF.RU Отпечатано в Ф Г У И П П «Нижполиграф»
603006, Нижний Новгород, Варварская ул, 32

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта