Главная страница

Анализ хора расходилась разгулялась. Расходилась разгулялась. Анализ хора Расходилась, разгулялась


Скачать 17.89 Kb.
НазваниеАнализ хора Расходилась, разгулялась
АнкорАнализ хора расходилась разгулялась
Дата07.02.2021
Размер17.89 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРасходилась разгулялась.docx
ТипАнализ
#174474

Анализ хора «Расходилась, разгулялась»

В оперном жанре наиболее полно раскрылся талант композитора. Огромное место в операх Мусоргского занимают хоры, они отражают значительные этапы развития действия. Им свойственна монументальность формы, разнообразие, обращение к различным жанровым истокам. Образы народа часто показаны в развитии.

Данный хор является кульминацией «Сцены под Кромами». В этой картине показано народное восстание, образ народа в опере приходит к кульминации своего развития: это больше не угнетенная масса, а страшная сила, готовая снести все на своем пути, несущая смерть поработителям. Основными в развитии драматургической линии сцены являются три хоровых раздела: хоровой речитатив «Вали сюда, на пень сади…», хор «Не сокол летит по поднебесью» и хор «Расходилась, разгулялась». В хоре «Расходилась, разгулялась» композитор дает наиболее яркое и обобщенное воплощение народного гнева. Образ народа в данной сцене показан контрастно образу из пролога, в основе мелодий больше не лежат интонации плача и причета, в музыке господствует плясовое начало, удаль и буйство.

Хор написан в трехчастной форме с динамической репризой и большой развернутой кодой, при этом сохраняется принцип сквозного драматургического развития. В небольшом оркестровом вступлении на фоне грозного набата звучат хроматические фигурации, словно создавая то бурление и волнение, которое вот-вот вырвется наружу в хоровом звучании. Первую тему хора поют басы (fis moll), она написана в характере молодецкой песни с четкой и характерной ритмикой и удалыми «взлетами» мелодии. Это придает образу стремительность и мощь. Затем тему точно повторяют тенора (h moll), и далее она развивается полифонически, проходя во всех голосах в том же тональном соотношении (тоника-доминанта). Полифонический прием письма не только отражает народные истоки музыки, но и создает ощущение твердости и силы, нарастания и утверждения могучего образа. Особую выразительность мелодии темы придает скачок на сексту, он звучит как выражение удали и размаха. Тема развивается секвенционно. Хор и оркестр сливаются в унисоне, затем снова расходятся в стремительном полифоническом движении. Оркестровое сопровождение способствует бурному развитию: частые динамические всплески, беспокойные фигурации, в основу которых положен короткий призывный мотив главной темы.

Средняя часть отличается особым задором. Она построена как ряд вариаций на тему русской плясовой песни «Заиграй, моя волынка». Мусоргский переосмыслил характер легкой, веселой мелодии, придав ей посредством острых ритмических акцентов и неожиданных модуляций размашистость и силу. Часть начинается с запева женского хора. Оркестровое сопровождение дублирует главную тему, усиливая ее звучание. Первую вариацию («Ты не выдай молодцев») исполняет трехголосный женский хор, тема проводится не полностью, звучат лишь две первых ее фразы. Во второй вариации («Ой, ты дай им понатешиться») подключается подголосок басов, тему проводят женские голоса в несколько измененном виде, тенора держат педаль на возгласе «Гой!».

Реприза возвращает к основной теме первой части хора, она дублируется солистами (Валаам и Мисаил) и проходит в увеличении. Унисонное звучание мужской группы хора и солистов поддержано мощной звучностью басовых инструментов оркестра.

Наивысшая точка развития достигается в коде, это кульминация хора. Драматическому насыщению способствует ладо-гармонические средства: резкие тональные сдвиги, альтерированные аккорды. Хор начинается с октавного унисона всех партий. Далее следует приглушенное и зловещее звучание басовой партии, к ней присоединяются тенора и женский хор – народ воспоминает о муках, которые он перенес по вине царя и бояр. Стремительно растет динамика хора и оркестра. Короткие, хлесткие фразы различных групп хора как бы сталкиваются друг с другом, слышны отдельные выкрики: «Смерть! Смерть Борису!» Мощный унисон всего хора в энергичном и волевом кадансе звучит как неизбежный, решительный и единодушный приговор.

При работе над данным хором особую сложность может составлять сочетание полифонического и гомофонно-гармонического вида фактуры. Основные нюансы – forte и fortissimo, что требует от певцов крепкого дыхания. Ведущая роль принадлежит мужской группе хора. В пении часто используется штрих marcato и акценты, важно поработать над четким ритмическим ансамблем.


написать администратору сайта