№ п/п
| Название темы (основное содержание) урока
| Основные понятия
| Формы контроля
| ИКТ
| Дата
|
1.
| Что роднит музыку с литературой.
| Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.
М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок»,
Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия»;
П. Чайковский. Симфония №4;
Э. Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»
| Входной
Устный опрос
|
|
|
2.
| Вокальная музыка.
| Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Народные истоки русской профессиональной музыки.
Жанры вокальной музыки – песня.
«Осень». П. Чайковский, слова А. Плещеева.
«Осень». Ц. Кюи, слова А. Плещеева. «Красно солнышко»;
П. Аедоницкий, сл. И. Шафрана
| Текущий
Устный опрос
|
|
|
3.
| Вокальная музыка.
| Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).
Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Музыкальная форма
Русские народные песни:
«А мы просо сеяли»,
«Бояре, а мы…»,
«Уж ты, поле мое»;
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
4.
| Вокальная музыка.
| Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.
«Горные вершины». А. Варламов, слова М. Лермонтова.
«Горные вершины». А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова
| Тематичес-кий Устный опрос
|
|
|
5.
| Фольклор в музыке русских композиторов.
| Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.
«Кикимора». Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.
«Колыбельная» А. Лядов
| Текущий
Устный опрос
|
|
|
6.
| Фольклор в музыке русских композиторов.
| Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.
Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Симфоническая сюита.
«Шехеразада». Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков
| Тематичес-кий.
Устный опрос
|
|
|
7.
| Жанры инструментальной и вокальной музыки.
| Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,
«Вокализ». С. Рахманинов.
«Романс». из муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.
«Баркарола» (Июнь) П. Чайковский.
«Венецианская ночь». М. Глинка,
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
8.
| Вторая жизнь песни.
| Народные истоки русской профессиональной музыке. Связи между композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. «Концерт № 1» для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
«Веснянка» украинская народная песня.
«Утро» Э. Григ.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
9.
| Вторая жизнь песни.
| Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.
Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков
| Итоговый
тест
|
|
|
10.
| Всю жизнь мою несу родину в душе…
| Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.
«Перезвоны» B. Гаврилин
«Снег идет». Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
| Текущий
Устный опрос
|
|
|
11.
| Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
| Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф. Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда. «Этюд №12» Ф. Шопен
«Прелюдия№7» Ф. Шопен
«Прелюдия№20» Ф Шопен
«Вальс №7» Ф. Шопен
| Текущий
Устный опрос
|
|
|
12.
| Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
| Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта.
«Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта». «Маленькая ночная серенада» (рондо).
«Реквием» (фрагменты)
. В.-А. Моцарт.
| Текущий
Устный опрос
|
|
|
13.
| Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
| Развитие жанра – опера. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре.
«Садко». Опера-былина (фрагменты).
Н. Римский-Корсаков.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
14.
| Второе путешествие
в музыкальный театр. Балет.
| Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
Синтез искусств в балетном жанре. Сказочные сюжеты балетного спектакля.
«Щелкунчик». (фрагменты).
П. Чайковский.
«Спящая красавица». Балет (фрагменты). П. Чайковский.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
15.
| Музыка в театре, кино,
на телевидении.
| Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства.
«Песня о Родине» из к/ф «Цирк»
И. Дунаевский.
«Песня о веселом ветре» из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
16.
| Третье путешествие в
музыкальный
театр. Мюзикл.
| Знакомство с жанром мюзикл.
Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.
«Кошки». Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
«Песенка о прекрасных вещах». Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерса, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
17.
| Мир композитора. Обобщение материала полугодия.
| Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.
| Итоговый
тест
|
|
|
18.
| Что роднит музыку с изобразительным искусством.
| Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.
«Песня о картинах». Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.
«Концерт №3 для фортепиано с оркестром» (1-я часть). С. Рах-ов.
| Текущий
Устный опрос
|
|
|
19.
| Небесное и земное в звуках и красках.
| Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский
«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов
«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно
«Ave Maria» Ф. Шуберт
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
20.
| Звать через прошлое
к настоящему.
| Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность.
Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
«Песня об Александре Невском»
хор «Вставайте, люди русские»
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
21.
| Звать через прошлое
к настоящему
| Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
«Ледовое побоище»
«Мертвое поле»
«Въезд Александра во Псков»
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
22.
| Музыкальная живопись и живописная музыка.
| Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
«Островок». С. Рахманинов, слова К. Бальмонта
«Весенние воды». С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
23.
| Музыкальная живопись и живописная музыка.
| Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа
Ф. Шуберта и С. Рахманинова. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок
«Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова
«Фореллен –квинтет» Ф. Шуберт.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
24.
| Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
| Народные истоки русской профессиональной музыки.
Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.
Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. «Прелюдия» соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
«Прелюдия» соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
«Сюита для двух фортепиано» (фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фраг-ты). В. Кикта.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
25.
| Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
| Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве.
«Каприс № 24». Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
«Рапсодия на тему Паганини» (фрагменты). С. Рахманинов.
«Вариации на тему Паганини» (фрагменты). В. Лютославский.
«Скрипка Паганини» В. Мигуля.
| Тематичес-
кий
Устный опрос
|
|
|
26.
| Волшебная палочка
дирижера.
| Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
«Музыкант» Б. Окуджава
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
27.
| Волшебная палочка
дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.
| Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Особенности симфонического развития.Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
28.
| Застывшая музыка.
| Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. А-капелла, хор. Католические храмы и органная музыка.
«Органная прелюдия» (соль мин.) И. Бах
«Ария альта» из мессы (си мин.) И. Бах
«Богородице Дево, радуйся» Чайковский
«Богородице Дево, радуйся» Рахманинов
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
28.
| Полифония в музыке и живописи.
| Музыка И. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Полифония. Фуга.
И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),
Аве Мария.
М.К. Чюрленис. Фуга.
| Текущий
Устный опрос
|
|
|
30.
| Музыка на мольберте.
| Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора
М.Чюрлёниса.
Соната. Allegro, Andante.
«Фуга» М.К. Чюрленис.
«Прелюдия ми минор», М.К. Чюрленис.
«Прелюдия» ля минор, Симфоническая поэма «Море». М.К. Чюрленис.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
31.
| Импрессионизм в музыке и живописи.
| Импрессионизм. Знакомство с произведениями К. Дебюсси.
Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита.
«Детский уголок» К. Дебюсси
«Диалог ветра с морем»
К. Дебюсси
«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н. Римский - Корсаков
| Текущий
Устный опрос
|
|
|
32.
| О подвигах, о доблести и славе...
| Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов драматические, героические.
Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.
Реквием.
«Реквием» Д. Кабалевский:
«Помните»
«Наши дети»
«Реквием» стихи Р. Рождественского.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
33.
| В каждой мимолетности вижу я миры…
| Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерной инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра.
С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:
- «Избушка на курьих ножках»,
-«Балет невылупившихся птенцов»
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|
34.
| Мир композитора. С веком наравне.
| Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
Слушание и исполнение произведений по желанию детей.
| Итоговый тест
|
|
|
35.
| Заключительный урок – обобщение.
| Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.
| Тематичес-кий
Устный опрос
|
|
|