Главная страница
Навигация по странице:

  • Тексты для анализа

  • Тебе спалось ли тёмна ноценька

  • Где-то есть да братець миленькой

  • На чём пришла

  • эссе. Письменный анализ обрядовых текстов 4. Письменный анализ обрядовых текстов


    Скачать 46.5 Kb.
    НазваниеПисьменный анализ обрядовых текстов
    Дата28.03.2023
    Размер46.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПисьменный анализ обрядовых текстов 4.doc
    ТипДокументы
    #1020249

    Письменный анализ обрядовых текстов

    Подготовить письменный анализ обрядовых песен, опираясь на классификацию Ю.Г. Круглова (Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. М., 1982.):

    а) связь произведения с обрядом;

    б) бытовая и идейно-эстетическая установка произведения;

    в) система образов, её мифологическая основа;

    г) композиционная форма произведения и её подчиненность идейному замыслу произведения;

    д) человек и природа, композиционные приёмы, благодаря которым внутренний мир человека раскрывается в соотнесении с природой;

    е) языковые средства изображения в произведении;

    ж) средства эмоциональной выразительности;

    з) вывод относительно жанра может быть дан в начале, а потом подтвержден анализом текста.

    Тексты для анализа:

    1
    При вечере было вечериночке,

    Да как при Нюрином девишничке,

    Да при Ивановом парнишничке,

    Да что при Нюрином девишничке,

    Да при Ивановом парнишничке,

    Да при Петровичем парнишничке.

    Да прилетал ясен сокол,

    Ой, да прилетал ясен сокол.

    Да он садился на окошечко,

    Да на окошечко косящето,

    На косящето да на окошечко,

    Да на причалинку золочену.

    Да тут увидела-от, усмотрела,

    Да тут увидела, усмотрела

    Да что ведь Нюрина-то мамынька,

    Да что ведь Нюрина-то мамынька.

    – Да ты, дитё, ли моё дитятко,

    Да ты, дитё, ой, ли моё дитятко,

    Да ты, дитё, ли чадо милое,

    Да ты, дитё, ой, ли чадо милое,

    Да приголубь доброго молодца,

    Да приголубь доброго молодца,

    Да добры молодца заезжего,

    Да добры молодца заезжего.

    – Да я бы да приголубила его,

    Да я бы да приголубила его,

    Да подсеклись резвы ноженьки,

    Да подсеклись резвы ноженьки,,

    Да опусти… опустились белы рученьки.

    Текст ечатается по книге: Фольклор Западной Сибири / сост. Т. Г. Леонова. Вып. 1. Омск, 1974. № 112, зап. В. Назаровой и О. Свешниковой в д. Верхние Уки Большеуковского р-на.
    2
    То ты, дружка, хорошенький,

    То ты, дружка, пригоженький.

    Дружка часты речи говорит,

    Он горазд приговаривать и наговаривать.

    Посажу дружка на ножку –

    Он сапожком,

    Посажу дружка на речку –

    Он гогольком,

    Посажу дружка на ручку –

    Он перстеньком.

    Печатается по книге: Фольклор Западной Сибири / сост. Т. Г. Леонова. Вып. 1. Омск, 1974.ФЗС, № 151, зап. Г. Амвросимова и Р. Конева от М. С. Рачковой в д. Верхние Уки Большеуковского р-на.
    3

    Друженька хорошенький,

    Друженька пригоженький!

    Ты по лавкам скакал,

    Пироги с полок таскал.

    Друженька хорошенький,

    Друженька пригоженький!

    Пироги с полок таскал

    Да за пазуху совал;

    Друженька хорошенький,

    Друженька пригоженький!

    По подлавочью бродил

    Да мышей наловил!

    Друженька хорошенький,

    Друженька пригоженький!

    Ты мышей наловил,

    Свахе шубу сшил.

    Друженька хорошенький,

    Друженька пригоженький!

    Печатается по книге: Песни, собранные П. В. Киреевским. М., 1911 С. 286, № 1025.
    4

    УТРО СВАДЬБЫ

    На другое утро девки по обыкновению будят невесту:

    Ты вставай, сестрица милая,

    Поднялося красно солнышко…

    Невеста встаёт и идёт к матушке, причитая:

    Благослови ты, Боже Господи,

    Помолиться да Господу Богу.

    – Я спрошу, родима матушка,

    Я тебя горюха бедная:


    Тебе спалось ли тёмна ноценька?

    – Как мине-то, сиротиноцьке,

    Не спалась да тёмна ноценька,

    Не спалось, да много снилося,

    Много снилось, много виделось.

    Мене приснился сон нерадошный:

    Как будто у моего кормильця батюшка

    Все столбы да подломилисе,

    Все тыны да опустилисе.

    Порассыпались цясты лисеньки.

    Што не столбы да подломилисе

    И часты лисеньки не рассыпались –

    У меня, у красной девушки,

    Подломились резвы ноженьки,

    И опустились белы руценьки,

    И порассыпалась руса косынька.

    Попрошу кормильца батюшка,

    Чтоб послал он братьца милого,

    Чтобы зарубил да путь-дороженьку,

    Чтобы не проехали злы цюжи люди

    Ко мне, да красной девушке,

    Ты оставь, кормилець батюшко,

    На одно да лето тёплое,

    Хоть на одну зиму студёную,

    Чтобы погулять мне, красной девушке,

    Со своим мене подруженькам

    Обращается к брату:


    Где-то есть да братець миленькой?

    Потрудись-ко, братець миленькой,

    Ты обуть да красну девушку

    Ты в остатнее, последнее.

    Брат обувает невесту, которая причитает, но уже не плачет.

    Печатается по книге: Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозёрского края. СПб., 1915.
    5

    Ходят одне девицы в Васильев вечер, накануне Нового года, по избам и поют «калёду».

    Ходила калёда

    По святым вецерам,

    Искала калёда

    Борисова двора.

    Борисов-от двор,

    Ён не мал, не велик –

    На семидесяти столбах,

    На восьмидесяти вёрстах.

    Где хозяин-от сидит,

    Красно солнышко пецёт,

    А где хозяюшка сидит,

    Тут свитёл ме6сяц пецёт;

    Малы детушки сидят –

    Там цясты звездочки пекут.

    Кто дает пирога, –

    Тому двор живота,

    А кто даст рогушек –

    Тому целый двор телушек.

    Текст печатается по книге: Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни белозёрского края. М., 1915. С. 402.
    6

    Пришла коляда Ему с колосу осьмина,

    Накануне рождества, Из зерна ему коврига,

    Дайте коровку, Из полузерна – пирог.

    Масляну головку. Наделил бы вас господь

    А дай бог тому, И житьем и бытьем

    Хто в этом дому, И богатством,

    Ему рожь густа, И создай вам, господи

    Рожь ужиниста: Еще лучше того!

    Текст печатается по киге: Шейн П. И. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. – СПб., 1998. – № 1032. Зап. А. Соколовым в Тверской губ.
    7

    Ребятишки в карманы наберут пшеницу, овес или ячмень. В избу зайдут, сеют, когда говорят. Иногда старик идет, начитывает: “ Дай, Господи, всем урожая хорошего!” Новый год – новое будут сеять, чтоб родилось, чтоб урожай был. Ходили поздравляли и сеяли. Утром еще темно бегут

    Сею, сею, посеваю.

    С Новым годом поздравляю,

    С Новым годом, с новым счастьем,

    С новым праздником.

    Открывайте сундучки,

    Подавайте пятачки,

    Не дадите пятака,

    Мы корову за рога.

    Печатается по книге: Фольклор Западной Сибири / сост. Т. Г. Леонова. Вып. 1. Омск, 1974. № 9,10.
    8

    Эй, сидит воробей

    На перегороди, илею.

    Эй куда поглядит

    И туда полетит, илею.

    (К отъезду)
    Идёт, идёт кисулька по лавочке,

    Ведёт кисульку за лапочку.

    – Пойдём, пойдём, кисулька,

    В печурку спать.

    Там местечка малёхонько,

    Спать тепло, приобнимемся.

    (К свадьбе)
    Сей, мати, мучицу,

    Пеки пироги.

    К тебе, мати, гости,

    Ко мне – женихи.

    К тебе, мати, в лаптях,

    Ко мне – в сапогах.

    (К свадьбе)
    Ай, венечки-пошумельнички,

    Ещё повисят,

    Ещё пошумят,

    Слово моё.

    Кому вымется –

    Правда сбудется,

    Слово моё.

    (Девка не выйдет замуж)
    Идёт мельник из мельницы,

    На нём чижельчешенька

    Заплатанная.

    И под каждой заплаткой

    По пуду муки.

    (К богатству)
    Заведу я квашонку

    Малёхонько. Да кому-то мы поём,

    Да кому выпоем, илею.

    Выпойся, песенка,

    На счастливого, илею.

    – Поднимись, моя квашонка,

    Полнёхонька.

    (К рождению ребёнка)

    Текст ечатается по книге: Фольклор Западной Сибири / сост. Т. Г. Леонова. Вып. 1. Омск, 1974. № 16, 20, 21, 27, 34, 35.
    9

    Дорогая наша гостья масленица,

    Авдотьюшка Изотьевна,

    Дуня белая, Дуня румяная,

    Коса длинная, триаршинная,

    Лента алая, двуполтинная,

    Платок беленький, новомодненький,

    Брови чёрные наведённые,

    Шуба синяя, ластки красные,

    Лапти частые, головастые,

    Портянки белые, набеленные.

    Текст печатается по книге: Зерновой А. Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском крае // Советская этношграфия. 1932. № 3. С. 18.
    10

    Весна красна!


    На чём пришла?

    – На жердочке,

    На бороздочке,

    На овсяном колосочке,

    На пшеничном пирожочке.

    А мы вясну ждали,

    Клочки допрядали,

    Лятел кулик

    Из-за морья,

    Принёс кулик

    Девять замков.

    – Кулик, кулик!

    Замыкай зиму,

    Замыкай зиму,

    Отпирай вясну –

    Тёплое лето.

    Эта песня поётся детьми обоего пола в Сороки, т.е. в день сорока мучеников (9 марта по ст. ст.) – первый весенний праздник. Они (т.е. дети) собираются на огородах и приносят с собой куликов, которые пекут из пшеничного или ржаного теста. Иногда они называются жаворонками. Этих куликов привязывают нитками к шестам, которые втыкают в одонки. Ветер качает куликов, так что они представляются как бы летящими, а дети поют

    Весна красна!

    На чём пришла и т.д.

    Часто куликов качают по падорням (подстожьям), опрокидывают на одонья, сопровождая это пением приведённой песни, а шесты с куликами иногда держат в руках или же, отвязав куликов, берут последних руками за крылышки, то опуская их вниз, то подымая вверх, и таким образом они представляются летящими.

    В тот же день пекут сорок (вероятно, вследствие созвучия слов «сОроки» и «сорОки»).

    Текст ечатается по книге: Шейн П. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. СПб., 1898. № 1175. Зап. в Курской губ. от П. Колышовой.


    написать администратору сайта