Аннотация За рекой горят огни. За рекой А (копия). Анализ Игорь Владимирович Рехин род. 25 марта 1941 год
Скачать 95.41 Kb.
|
Историко-эстетический анализ Игорь Владимирович Рехин (род. 25 марта 1941 года в Тамбове), известный российский композитор. Заслуженный деятель искусств России (1999), член Союза композиторов России, член Всемирной ассоциации гитаристов. С 1962 по 1965 год учился в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в Москве в классе композиции у Aрама Хачатуряна, а затем продолжил профессиональное образование у Владимира Цытовича и Aлександра Пена-Чернова в классах теории и композиции в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1968 году. С 1968 живет в Москве. В 1970 году был принят в Cоюз композиторов СССР. С 1970 по 1977 год преподавал историю зарубежной музыки, полифонию, гармонию аранжировки в Московском государственном заочном педагогическом институте. В 1977 году окончил аспирантуру этого вуза (научный руководитель Т.Л. Беркман), выступал с авторскими концертами по городам России, сотрудничал со столичными газетами и журналами ("Известия", "Музыкальная жизнь", "Советская музыка" и др.), занимался лекторской работой в Московской государственной филармонии, созданием музыкально-образовательных программ на Всесоюзном радио и радиостанции "Маяк". С 1979 года сконцентрировался на композиторской деятельности. В 1999 году И. Рехин был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств России. Игорь Рехин - автор более 100 сочинений, написанных в разных жанрах, среди которых балеты "Марсий" и "Третий семестр", концерты - для органа "Ода миру", для мандолины и камерного оркестра, "Полифонический концерт" и "Три латиноамериканских танца" для 2-х фортепьяно, вокальные циклы на стихи И. Бунина, Ф. Гарсиа Лорки, сонаты для фортепьяно, для тубы, эуфониума, саксофона, 24 каприса для виолончели-соло, камерно-инструментальные сочинения для ансамблей виолончелистов, брасс-квинтета и других инструментов, музыка к радиопостановкам и театральным спектаклям. И.В. Рехин – автор многочисленных произведений для гитары, получивших широкую известность в стране и за рубежом: двух концертов для гитары с оркестром - для семиструнной и для шестиструнной; Сонаты для семиструнной и для шестиструнной гитары; мелких пьес для гитары, ансамблей. Автор "Альбома юного гитариста" и уникального цикла "24 прелюдии и фуги для соло-гитары": первым исполнителем этого сочинения был Владимир Терво, а в настоящее время его с успехом играет Дмитрий Илларионов. Начиная с 1986 года И. Рехин активно работал с гитаристом Владимиром Терво, которому и был посвящен цикл. Впервые В. Терво исполнил полностью цикл "24 прелюдии и фуги" для гитары 3 января 1992 года в г. Москве. Премьера прошла с успехом, затем состоялась и Западноевропейская премьера этого цикла (в Германии) в исполнении В. Терво. Сочиняя свои прелюдии и фуги, композитор работал и над другими произведениями. В эти же годы (1984-1990) были написаны: вокальный цикл "Времена года" на стихи И. Бунина; Соната для тубы и фортепиано - по заказу американского тубиста Скотта Вотсона; ТА-БО-СА для флейты и гитары; Маленькая сюита для духового квинтета, Русский концерт для 7-струнной гитары и симфонического оркестра. Музыка Игоря Рехина регулярно звучит на различных фестивалях ("Московская осень", "Братиславская весна", "Берлинский фестиваль: гитара и камерная музыка", "Музыкальное лето в Северной Осетии", "Фестиваль современной музыки в Гаване" и др.). Профессиональную композиторскую деятельность Игорь Рехин совмещает с авторскими концертами и мастер-классами по композиции, лекциями и семинарами в России и за рубежом (выступал, в частности, с докладами на конференциях и семинарах в Гаване, Берлине, Гданьске, Дублине, Вуппертале и других городах), сотрудничает с рядом отечественных и иностранных музыкальных издательств, газет и журналов. Он регулярно принимает участие в качестве члена жюри различных международных и региональных конкурсов в Гаване, Гданьске, Барселоне, Полтаве, Омске, Москве, Туле, Пшемышле и других городах, выступает с авторскими концертами (выступал в том числе и в качестве дирижера с симфоническими оркестрами Омска, Орджоникидзе, Гомеля) В 1993 году Игорь Рехин был приглашен на должность музыкального редактора в журнал "Гитарист". В 1996 году он основал в Москве Российскую секцию Европейской Ассоциации преподавателей гитары (EGTA), в 1998 – Международную гитарную академию в Москве. Идейно-литературное содержание За рекой горят огни, Погорают мох и пни. Ой, купало, ой, купало, Погорают мох и пни. Плачет леший у сосны — Жалко летошней весны. Ой, купало, ой, купало, Жалко летошней весны. А у наших у ворот Пляшет девок корогод. Ой, купало, ой, купало, Пляшет девок корогод. Кому горе, кому грех, А нам радость, а нам смех. Ой, купало, ой, купало, А нам радость, а нам смех. Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе. Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получил широкую известность. В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях. Начиная с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка», 1914г., «Побирушка», 1915г., повесть «Яр», 1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…», 1925 г.). В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи. В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924). В дальнейшем творчестве Есенина очень критично были описаны российские лидеры (1925, «Страна негодяев»). В этом же году в жизни Есенина выходит издание «Русь Советская». Затем в биографии Сергея Есенина произошел побег в Ленинград. А 28 декабря 1925 года наступила смерть Есенина. В стихотворении рассказывается о славянском языческом празднике «Ивана Купалы». Этот праздник, отмечавшийся с глубокой древности многими народами Европы, в том числе и славянами, отражал пантеистическое восприятие природы и был связан с летним солнцеворотом. Народ широко отмечал день Ивана Купалы, сохранив многое из прежней языческой обрядности: прыганье через костры, бросание в воду венков, поиск цветка папоротника. Стихотворение Есенина начинается зарисовкой, которая соответствует константиновскому пейзажу. Известно, что село Константиново стоит на высоком правом берегу реки Оки, где предположительно и происходило действие праздника. Продолжая развивать тему, Сергей Есенин вводит в стихотворение образ «лешего» - персонаж русских народных сказок и языческих поверий («...Плачет леший у сосны...»). Сергей Есенин в своём стихотворении употребляет два диалектных слова: «летошний» и «корогод». «Летошний» – в рязанской области значит прошлогодний. «Корогод», по В.И. Далю, то же самое, что и хоровод. Само стихотворение похоже на весёлую хороводную песню, так как «Ой, купало, ой, купало» повторяется в каждом четверостишии. Музыкально-теоретический анализ Жанр произведения: хоровая миниатюра. Форма: простая трехчастная. Первая часть включает в себя 16 тактов, 2 предложения (7+9) не квадратного строения. Вторая часть состоит из 8 тактов (4+4) квадратного строения. Особенность двух предложений состоит в том, что они проходят в разных метрах, темпах и тональностях. Третья часть, аналогично второй, состоит из 8 тактов, двух предложений (3+2) и небольшим трехтактовым заключением. Не квадратное строение. Фактура – способ изложения, cтроение музыкальной ткани, музыкальный склад. В данном произведении можно выделить несколько типов фактуры: Мелодическая фактура – тема звучит во всех партиях (№1 такт): Гомофонно-гармоническая фактура преобладает в произведении (пример: №19 такт) Подголосочная фактура присутствует в первой части (№9-13 такты) Фактурные особенности: Использование разных типов голосоведения: прямой – голоса движутся в одном направлении (№14 такт) косвенный – один из голосов (в данном случае второе сопрано и альт) остаются на месте (№15 такт) Средства музыкальной выразительности Ярко выражены все средства выразительности: мелодия яркая, выразительная, торжественная; лад менятся практически с каждой фразой, но произведение начинается с натурального f-moll; темп меняется относительно частям (первая часть Allegro vivace – значительно скоро, вторая часть Solenne – торжественно, третья часть Presto – скоро); динамика придаёт произведению загадочное настроение и кульминационный момент отсутствует (это связанно с тем, что это произведение из цикла), в ритме присутсвует синкопы и присутсвует частая смена метра. Тональный план, гармонический анализ Основная тональность произведения f-moll, но на протяжении всего произведения происходит модуляция и coda оканчивается в A-dur. Отклонения присутсвуют на протяжении всего произведения, причем в тональности не только первого родства, но и более далёкие. Начинается миниатюра с тональности f-moll, и благодаря Доминанте C-dur происходит отклонение в одноименную тональность F-dur, причем лидийский лад (альтерированная IV ступень). Уже в №6 такте в гармонии слышится аккорд III ступени (a-moll) и его субдоминанта – аккорд VI ступени (d-moll). Последующие такты звучат в фригийском ладу a-moll, то есть с II низкой ступенью). Появляющийся в №11 такте фа# отклоняет в e-moll, где встречается субдоминанта a-moll и без всяких переходов появляется as-moll. Первая часть заканчивается аккордом ми ля бемоль ре бемоль,энгармонически равный секстаккорду cis-moll. Так как вторая часть торжественная, композитор выбрал подходящую тональность – H-dur. Со сменой темпа происходит и смена тональности. Так, №21 такт звучит в As-dur с субдоминантой Des-dur и под конец части доминантовый секстаккорд (С-dur) подводит к первоначальной тональности. Начало третьей части подобно первой проходит в f-moll и так же отклоняется в одноименную. Рехин использует доминанту своеобразным «мостом» между двумя тональностями, как и в №27 такте – E-dur подводит к A-dur, причем в заключении использован миксолидийский A-dur (VII низкая ступень). Гармонический язык очень красочный, с частой сменой тональности простое трезвучие звучит ярко и выразительно. Относительно тональностей f-moll: трезвучие VII ступени, неполный D5/3. Третья часть: D6, t5/3, VII5/3, VI5/3, D5/3. F-dur: T5/3, неполный D7, VI5/3, S6, секстааккорд III ступени. Третья часть: T5/3, VI6/5, II5/3, III5/3, VI6/4, VI6. a-moll: неполный D5/3, t5/3. e-moll: неполное уменьшенное трезвучие VII ступени, t6, t5/3, d6 (именно натуральная доминанта). аs-moll: t5/3, секстааккорд натуральной доминанты, аккорд VI ступени. Использована энгармоническая замена звуков ми-ля бемоль-ре бемоль, которые равны секстааккорду cis-moll. H-dur: если считать предыдущий аккорд в тональности H-dur, то он воспринимается как II6. Далее T6, D5/3, VI7, D7. As-dur: неполный T6/4, D7, D5/3, S5/3, SII4/3. A-dur: D5/3, T5/3, неполный D7, VI5/3, септааккорд VII низкой ступени, T5/3, неполный II6/5, III6/4, кластер от I ступени, глиссандирующий в тонику ля. Метр, размер, ритм Метр произведения меняется на протяжении всего произведения.
В произведении использовано несколько ритмических формул, в ритме встречаются синкопы, которые усложняют исполнение.
Темп является одним из главных средств музыкальной выразительности. Значение темпа в музыке очень велико, так как характеру каждого музыкального образа соответствует более или менее определенная скорость движения. Для хора важно, что темп – тесно связан с характером, стилем, жанром пьесы, со всеми элементами музыкальной формы. Основной темп произведения – Allegro vivace (значительно скоро). Замена одного темпа другим используется для художественных целей. Первая часть в скором темпе выражает энергию; вторая часть имеет торжественный характер и заканчивается вторая часть в темпе Allegro con moto (быстро, с движением). В третьей части выражается вся энергия произведения и темп выбран скорый – Presto. Динамика Главнейших степеней силы звука пять: тишайшая, тихая, средняя, сильная и сильнейшая. Этим степеням отвечают нюансы: рр, р, mf, f и ff. Они являются нюансами неподвижными, так как в их применении нет двух моментов, разных по силе звука. Нюансы же, в которых сила звука постепенно развивается или угасает и, таким образом, не наблюдается двух равносильных моментов, назваются подвижными: это — crescendo и diminuendo. Первая часть начинается с mf и уже в №6 такте встречается crescendo к №7 такту и угасает до mp. Заканчивается часть на pp – это крайние области силы звука. Как хоровые нюансы они являются труднейшими для исполнения, а потому и менее употребительны. Crescendo в №16такте приводит к f во второй части. В хоровой практике более употреблен этот нюанс (как и р, mf). Громкая динамика соответствует торжественному характеру этой части. Третья часть проходит на f. Так как произведение является номером из цикла, то кульминация, как таковая, отсутствует. Вся часть вместе с coda звучит ярко за счёт громкой динамики. В конце глиссандирующий аккорд звучит на ff. Вокально-хоровой анализ Тип и вид хора Произведение написано для женского (детского) четырехголосного хора. Диапазоны хоровых партий
Тесситурные условия партий: Партия первых сопрано: общий диапазон партии до (1 октава) – соль (2 октава) Партия вторых сопрано: общий диапазон партии до (1 октава) – ми (2 октава) Партия первых и вторых альтов: общий диапазон партии ля (малая октава) – до (2 октава) Все голоса находятся в удобных тесситурных условиях. Дыхание Дыхание в пении является выразительным средством. Вдох по активности и объёму должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Момент задержки дыхания перед атакой звука также обусловлен характером произведения. Тип и качество дыхания певцов определяют характер звучания хора в целом, так как певческое дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д. В данном произведении используется дыхание по фразам, которое должно соблюдаться с целью исполнения легато. Вокально-интонационные сложности: Сложность в исполнении разных штрихов, такие как легато и стаккато – отрывистое пение. При выработке стаккато нужно обратить внимание на то, чтобы звуки были короткие, а после них присутствовала длительная пауза. Дыхание берется между фразами. Звуки, исполняемые на стаккато, должны звучать на непрерывной линии. А голос должен быть упругим, светлым, легким. При выработке стаккато нужно обратить внимание на правильный перенос слогов. Если слог заканчивается на согласный звук, то этот согласный переносят к следующему слогу. То есть, правило перенесения согласных к последующему слогу обязательно и при выполнении штриха стаккато. Исключение составляют согласные в конце слова. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными. Следующая сложность – ритмическая. На протяжении всего произведения встречаются синкопы. Следует их чётко высчитать, для этого можно использовать тактирование. Скачки на широкие интервалы такие как: ч8, м6, ч4, б6, ч5. В мелодии присутсвует характерный интервал ув3. Необходимо исполнять каждый звук интервала в высокой позиции. Из-за постоянной смены тональности, мелодия богата интонациоными трудностями. В №4 такте нужно перестроиться в тональность F-dur, а в такте №7 – в a-moll. Сложным местом является переход с тональности a-moll в as-moll. В партии сопрано 1 и 2 скачок на м3, а партия альтов спускается на полтона вниз. Если представить аккорд в №16 такте как секстааккорд cis-moll, то это поможет проще перейти на секстааккорд H-dur в следующей части. Тональность меняется на As-dur, переход становится более удобным, если делать энгармонические замены в №20 такте. К примеру до# представить как ре бемоль,а ля# как си бемоль. Вновь происходит смена, но уже в бемольную тональность f-moll. Исполнение секунд (особенно хроматических) является основной интонационной трудностью. Исполняются они в одной вокальной позиции, связно. Нижние звуки берутся плотнее, а верхние легче и сверху. Дикционные сложности: Разборчивость текста не должна теряться на тихих нюансах и из-за легато. Поэтому текст следует выговаривать четко, но без дробления. Для этого нужно соблюдать правило: согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются к следующему слогу. Дирижерские сложности Ауфтакт должен настроить хор на определенный характер. Передать мелодию с помощью небольшого и острого жеста на staccato – маленькая амплитуда жеста, кисть упругая. Показ нюансов. Амплитуда жеста должна соответствовать динамике. Частая смена размера, требующая огромного внимания со стороны дирижера. Показ синкоп в разных размерах, особенно в заключительной части произведения. Показ глиссандирующего аккорда в конце. Показ вступления партий в №25-26 тактах. Список используемой литературы В. М. Живов «Анализ хоровых произведений» В. И. Краснощёков «Вопросы хороведения» Г. П. Стулова «Теория и практика работы с детским хором» П. П. Левандо «План анализа хоровой партитуры» И. Мусин «Техника дирижирования» Л. А. Безбородова «Дирижирование» Н. В. Романовский «Хоровой словарь» П. Г. Чесноков «Хор и управление им» https://www.last.fm/ru/music/Игорь+Владимирович+Рехин/+wiki https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/106512/Рехин http://vocalmuzshcola.ru/vokal/priemy-zvukovedeniya https://obrazovaka.ru/alpha/e/esenin-sergej-aleksandrovich-esenin-sergey-alexandrovich |