Главная страница

анализ лирического стихотворения. Анализ лирического текста. (На примере анализа стихотворения А. С. Пушкина я вас любил)


Скачать 0.76 Mb.
НазваниеАнализ лирического текста. (На примере анализа стихотворения А. С. Пушкина я вас любил)
Дата21.02.2023
Размер0.76 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаанализ лирического стихотворения.pptx
ТипАнализ
#949075

Анализ лирического текста. (На примере анализа стихотворения А.С. Пушкина «Я Вас любил…»)

1. История создания стихотворения

  • Об авторе (своеобразие творчества поэта; литературное течение).
  • О стихотворении (эпиграф или посвящение; анализ названия).
  • Дата написания с историческим и биографическим содержанием.
  • Связь стихотворения с эпохой, если это необходимо для понимания основной идеи.
1. Стихотворение «Я вас любил…» было написано в 1829 году. Оно посвящено блестящей красавице того времени Каролине Собаньской. Ей же были посвящены и другие стихотворения. Впервые Пушкин и Собаньская встретились в Киеве в 1821 году. Она была старше Пушкина на шесть лет, потом они увиделись спустя два года. Поэт был страстно влюблен в нее, но Каролина играла его чувствами. Это была роковая светская львица, доводившая своей игрой Пушкина до отчаяния. Прошли годы. Поэт пытался заглушить горечь неразделенного чувства радостью взаимной любви. Чудным мгновением промелькнула перед ним очаровательная А. Керн. Были в его жизни и другие увлечения, но новая встреча с Каролиной в Петербурге в 1829 году показала, насколько глубокой и безответной была любовь Пушкина.

2. Тема, идея, основная мысль.

(О чём стихотворение).

         Тема стихотворения:          - пейзаж;          - общественно-политическая;          - любовная/интимная;          - философская.

       Сюжет:          - есть сюжет: образы событий (...каких именно);          - без сюжета: образы чувств (...).

Используемые обороты:

- В стихотворении описывается (кто или что?)

- В стихотворении говорится (о ком или о чем ?)

2. Стихотворение «Я вас любил…» — это маленькая повесть о неразделенной любви. Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств.

3. Проблематика.

- человек и общество;

- человек и история;

- человек и природа;

- творец и искусство;

- человек и человек;

- мифологическая или фантастическая;

- национально - историческая;

- идейно - нравственная;

- философская (размышления о смысле жизни).

Используемые обороты:

-Поэт пытается разрешить проблему...

-В стихотворении поэт поднимает проблему...

-...проблемы представлены поэтом читателю.

3.Поэт представляет читателю в стихотворении проблему неразделенной любви и переживаний, с ней связанных.

4. Жанр.

- ода (торжественно - лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги;

- гимн (хвалебная песнь);

- сонет (стихотворение в 14 строк);

- послание (стихотворение, адресованное какому - либо лицу, близкое к письму);

- мадригал (небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее);

- стансы (стихотворение, каждая строфа которого представляет собой законченное синтаксическое целое);

- эпиграмма (сатирическое стихотворение, обращенное к какому - либо лицу);

- баллада (небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой - то необычный случай, историческое событие или предание);

- элегия (стихотворение, пронизанное печалью);

- признание (в любви, верности, дружеских чувствах);

- размышление;

- разговор;

- притча (поучение в иносказательной, аллегорической форме);

- романс, песня;

- исповедь;

- эпитафия (надгробная стихотворная надпись);

- эклога (сентиментальное стихотворение о возвышенных чувствах, вызванных созерцанием природы или любовными переживаниями).

4. По жанру это стихотворение можно отнести к признанию.

5. Характеристика лирического героя.

- его мысли, чувства, переживания;

- близок автору, выражает его мысли, чувства, переживания;

- далек от авторской позиции (чем?);

- как лирический герой изменяется в стихотворении, как трансформируются его мироощущения.

Используемые обороты:

- Лирический герой - двойник автора, в нем мы видим отражение авторских чувств, размышлений, судьбы поэта.

- Лирический герой - абсолютно самостоятельное явление. Поэт как бы "примеривает" другой образ, пытается жить жизнью другого человека, героя.

  • 5. Лирический герой в этом стихотворении — человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину. Поэтому стихотворение пронизано чувством огромной любви в прошлом и сдержанным, бережным отношением к любимой женщине в настоящем. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.

6. Композиция.

Композиция неразрывно связана со структурой стиха.

  • выделить основные части поэтического произведения: показать их связь.
  • - выявить как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы (представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли, сопоставлен или противопоставлен смысл строф, значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
  • - определить размер стиха

    - определить тип рифмовки стихотворения.

    Используемые обороты:

    - Стихотворение можно разделить на ... части, так как ...

    - Композиционно стихотворение делится на ...

  • Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - ! ).
  • Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! - )
  • Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: ! - - )
  • Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: - ! - )
  • Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: - - ! ).
  • Верлибр – белый стих.
  • Размер - способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка.

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк . Рифма организует стихотворение, делает его музыкальным.

  • По ударению:
  • Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
  • Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
  • Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля.
  • По созвучию:
  • Точная (полное совпадение);
  • Неточная (совпадение отдельных звуков);
  • Белый стих - нерифмованный .
  • По способу рифмовки:
  • Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб).
  • Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб) .
  • Кольцевая - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба).
  • 6. Все стихотворение мысленно можно разделить на четыре части, в каждой из которых заключается свой смысл. Поэт говорит о своей любви в прошедшем времени. Я вас любил: любовь еще, быть может В душе моей угасла не совсем; И это продиктовано мыслями не о себе, а о ней, нежной заботой о том, чтобы своей настойчивой любовью ничем не потревожить любимую, не причинить ей хотя бы тень какого-то огорчения.  Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. В этих строчках говорится о том, что писатель испытывал к той девушке настоящие, искренние чувства.  Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Но не смотря на то, что поэт любит ее, в завершении своего стихотворения, он желает ей встретить свою любовь, того человека, который полюбит ее, возможно так же сильно, как и он.
  • 6. Стихотворение исполнено в строгом ритме, обладает тонкой интонационной и звуковой структурой. Оно написано двусложным размером - пятистопным ямбом, что характерно для всего творчества Пушкина. Стройность ритма еще более возрастает от того, что в каждой строке после четвертого слога есть отчетливая пауза, так называемая цезура, графически обозначенная разделением строк не запятой а точкой с запятой. Такое графическое разделение строк подразумевает большую смысловую паузу. Это говорит о волнении лирического героя, о боли, с которой даются ему эти строки. Рифма в стихотворении перекрёстная (1 - 3 строка, 2 - 4 строка), с чередованием женской и мужской рифм: «может - тревожит», «совсем - ничем».

7. Приемы создания и раскрытия образов.

  • Образы в лирическом произведении создаются при помощи художественно-изобразительных средств, реализуемых на различных языковых уровнях:
  • - Поэтическая лексика.
  • - Синтаксические фигуры.
  • - Поэтическая фонетика (звукопись).
  • Используемые обороты:
  • - С помощью ... автор создает/подчеркивает ...
  • - Используя ... поэт создает образ ...
  • - Для создания настроения автор использует...

Поэтическая лексика.

  • - высокая - историзмы, архаизмы, старославянизмы;
  • - общеупотребительная, подчеркивающая обычность темы;
  • - сниженная, для создания сатирического образа, подчеркивающая негативное отношение автора; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, неологизмы, в том числе контекстуальные.
  • - тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.

Тропы.

  • СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком ("Как мимолетное виденье");
  • ЭПИТЕТ - художественное определение ("железный стих","седое море");
  • МЕТАФОРА - скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу сходства ("золото волос", "дождь звезд");
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры - перенос признаков живого существа на неживое ("Ночевала тучка золотая", "Приходит вечер, шлейфом шелестя");
  • АЛЛЕГОРИЯ - образное иносказание, образ условен, подразумевается иное (в басне волк - злоба, лиса -хитрость, осел – упрямство);
  • СИМВОЛ - неустойчивое иносказание, сложный, многозначный образ ("Анчар" Пушкина, "Парус" Лермонтова, "Среди миров" Анненского);
  • МЕТОНИМИЯ - замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности ("театр рукоплескал" вместо "публика рукоплескала", "фарфор и бронза на столе");
  • СИНЕКДОХА - часть замещает целое ("Белеет парус одинокий", множественное число заменяет единственное ("И слышно было до рассвета, как ликовал француз");
  • ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение ("змея стометроворостая");

Тропы.

  • ЛИТОТА - художественное преуменьшение ("Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить");
  • ЭВФЕМИЗМ - замена "грубого "слова более мягким (не "прощай", а "позволь расстаться мне с тобою");
  • УМОЛЧАНИЕ - не сказанное, но легко домысливаемое.
  • ПЛЕОНАЗМ - употребление слов, излишних для выражения мысли ("мертвые трупы" ).
  • ОКСЮМОРОН - сочетание противоположных понятий ("Пышное природы увяданье", "Той грустной радостью, что я остался жив«).
  • АЛЛЮЗИЯ - намек на известный факт литературы, истории для вызова в памяти читателя определенной ассоциации ("Попал как Чацкий с корабля на бал»).
  • РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - заимствование строки из чужого текста"Не слышно шуму городского" ).
  • ИРОНИЯ (насмешка) и САРКАЗМ (злая, горькая насмешка) ("И сойдешь ты в могилу...герой, втихомолку проклятый отчизною.).
  • 7. В стихотворении автор использует высокую лексику: обращение в уважительной форме «Вы», слова «безмолвно», «безнадежно», чем подчеркивает возвышенность описываемого чувства. С помощью метафоры «любовь….угасла» поэт одухотворяет свое чувство, сравнивает его с потухающим огнем.

Синтаксические фигуры.

  • ЭЛЛИПСИС - пропуск во фразе какого - либо слова, легко подразумевающегося, для динамичности речи (Зверю - берлога,/ Страннику - дорога, /Мертвому - дроги, /Каждому - свое./М. И. Цветаева./
  • ИНВЕРСИЯ - перестановка, необычный порядок слов в предложении (Не ветер, вея с высоты/ Листов коснулся ночью лунной./А. К. Толстой./);
  • АНТИТЕЗА противопоставление (Они сошлись: волна и камень,/ Стихи и проза, лед и пламень -/ Не столь различны меж собой./А. С. Пушкин./);
  • СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - стихи с одинаковой синтаксической конструкцией (В синем небе звезды блещут,/ В синем море волны хлещут.../А. С. Пушкин./);
  • АНАФОРА - повтор начальных слов строки, строфы (Коль любить, так без рассудку,/ Коль грозить, так не на шутку...);
  • ЭПИФОРА - повтор конца строки или строфы (Мело, мело по всей земле,/ Во все пределы./ Свеча горела на столе./ Свеча горела.);

Синтаксические фигуры.

  • - ПОВТОР/РЕФРЕН;
  • УМОЛЧАНИЕ - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
  • ГРАДАЦИЯ восходящая и нисходящая (Пришел, увидел, победил.);
  • РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - не требующий ответа, для привлечения внимания к изображаемому (Что ищет он в стране далекой?/ Что кинул он в краю родном?);
  • РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ и РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (Москва! Москва! Люблю тебя, как сын.);
  • МНОГОСОЮЗИЕ - создает плавность, текучесть речи;
  • БЕССОЮЗИЕ - придает динамику, ускорение.
  • 7. Несмотря на небольшой размер стихотворение наполнено синтаксическими фигурами. Анафорой «Я Вас любил…» поэт акцентирует признание, отражает силу угасшего чувства. Инверсия «быть может» подчеркивает сомнение лирического героя, зыбкость проходящей любви. При описании былых переживаний поэт применяет анафору, обозначенную союзами «то.., то…», «так.., так…»: То ревностью, то робостью томим… Я Вас любил так искренно, так нежно. Акцентируя повторными союзами строки, поэт обозначает важность описываемых переживаний, их силу, продолжительность.

Поэтическая фонетика (звукопись).

  • АЛЛИТЕРАЦИЯ- повторение одинаковых согласных (Задрожало зеркало затона, И шальной, шевелюру ероша,/ В замешательстве смысл темня,/ Ошарашит тебя нехорошей/ Глупой сказкой своей про меня. Б.Пастернак);
  • АССОНАНС - повторение гласных (Одну молитву чудную твержу я наизусть, У наших ушки на макушке,/ Чуть утро осветило пушки/ И леса синие верхушки —/ Французы тут как тут. М. Лермонтов).
  • 7. В тексте стихотворения преобладают взрывные согласные: б, д, п: Я Вас любил, любовь еще, быть может…. Звуки эти читаются звонко, отражая бурные переживания героя, взрывной характер любви, о которой идет речь. Явно преобладают в произведении гласные у, ю, которые придают звучанию особую мелодичность, мотив грустной песни.

8. Заключение.

  • Какие мысли, чувства и настроения вызывает стихотворение?
  • Используемые обороты:
  • - Все компоненты поэтического текста образуют единство, взаимодействуют, подчиняясь главному - раскрытию образа лирического героя (раскрытию основной мысли поэта).
  • - Текст произведения вызывает у читателя…
  • 8. Стихотворение Пушкина является одним из замечательнейших произведений русской литературы. Чувства, описываемые автором, близки каждому читателю, пережившему любовь. Художественно описанные сердечные переживания учат душевной чуткости, тонкости восприятия и способности сопереживать.


написать администратору сайта