Анализ соловьем залетным. Анализ_Соловьём_залётным_docxррррр. Анализ по произведению русская народная песня
Скачать 34.1 Kb.
|
Анализ по произведению русская народная песня «Соловьём залётным» обработка для хора М.Анцева слова А.Кольцова 1.Общие сведения о произведении и его авторах Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся в устной форме, продукт коллективного устного творчества русского народа. Относится к народному искусству. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др.), обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые, календарные и т. п.). В русской песне есть свои наиболее употребительные размеры: в 2/4 и 4/4. Размер в 3/4 реже. Он употребляется обычно в обрядовых, например свадебных песнях. Русская крестьянская песня архаична, она строится в пятиступенных ладах. Для русской народной песни характерно богатство житейских бытовых мотивов. Обработка-видоизменение оригинального нотного текста музыкального произведения, преследующее определённые цели, например приспособление его для исполнения любителями музыки, не обладающими высокой техникой, использования в учебно-педагогической практике, исполнения др. составом инструментов. В прошлом в Западной Европе была распространена полифоническая обработка напевов григорианского хорала, служившая до 16 в. основой всей многоголосной музыки. В 19≈20 вв. большое значение приобрела О. народных мелодий, которая чаще называет их гармонизацией. Обработку народных мелодий осуществляли многие крупные композиторы: И. Гайдн, Л. Бетховен, И. Брамс, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов и др. О. многоголосного сочинения для др. состава исполнителей часто называют аранжировкой, переложением, а в случаях, когда произведение обрабатывается для исполнения оркестром, ≈ оркестровкой. О. сочинения (обычно пьесы для одного инструмента ≈ фортепьяно, скрипки и т.п.), сводящаяся к более широкому применению в нём виртуозного начала при сохранении прежнего исполнительского состава, нередко называют транскрипцией. Анцев Михаил Васильевич (30.09.1865 – 21.07.1945) композитор, хоровой дирижёр, музыкальный критик, педагог. Родился в Смоленске. С самого детства проявил способности к музыке. Как и у большинства талантливых отпрысков белорусских земель, у Михаила было два пути получения профессионального музыкального образования – Варшава или Санкт-Петербург. В 1886 г. он едет в Варшаву и поступает в Варшавский институт музыки. Здесь Михаил берет уроки игры на скрипке, изучает основы композиции. Однако, не удовлетворившись полученным образованием, юноша отправляется в столицу Российской империи, где продолжает учебу в Санкт-Петербургской консерватории по классам гармонии, контрапункта и композиции. Его педагогом по классу композиции становится великий русский композитор Н.А.Римский-Корсаков. После окончания консерватории в 1894 г. М.Анцев остается в российской столице и в течение двух лет служит учителем пения в одном из престижных учебных заведений – дворянском Елизаветинском институте. В 1896 г. М. Анцев переезжает в Витебск, с которым связаны основные годы его творческой жизни. В Витебске он преподает хоровое пение в различных учебных заведениях города, в том числе и в Витебской гимназии. В это период он активно занимается написанием книг и учебно-методических пособий по теории музыки и хоровому пению: «Краткие сведения для певцовхористов» (1897), «Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения» (1897), «Нотная терминология. Справочный словарь…» (1904). Наряду с педагогической и научной деятельностью М.Анцев активно занимается общественной деятельностью. С 1905 по 1912 г. он – редактор газеты «Витебские губернские ведомости» и приложения «Народный листок», публикует критические статьи о музыкальной жизни города, состоит Действительным членом Витебской ученой архивной комиссии (научное историческое общество Витебской губернии), в задачи которой входило изучение, популяризация и охрана памятников истории и культуры края. В июле 1918 г. в Витебске открывается Народная консерватория (ныне Витебское музыкальное училище), одним из организаторов которой стал и Михаил Васильевич Анцев. Он входит в состав администрации, заведует канцелярией, читает лекции по истории и теории музыки, руководит хором. Витебский период знаменует активную композиторскую деятельность М.Анцева. В музыкальных кругах он известен как композитор, создающих, в первую очередь, произведения для хора. К наиболее известным сочинениям данного жанра относятся: «Кантата к 100-летнему юбилею А.С.Пушкина», «Гимн в память 100-летия Отечественной войны 1812 года», литургия для смешанного хора, лирические хоры «Ива», «Лотос», «Весной». Трагические события первой четверти ХХ века также нашли свое отражение в творчестве композитора. Он сочиняет хоры «Не плачьте над трупами павших бойцов» (1905), «Памяти героев» и «Песня борьбы» (1922). Кроме того М.Анцев пишет произведения для скрипки и фортепиано, романсы и песни, мелодекламации. Будучи сыном своей земли, М.Анцев особое внимание уделял собиранию и обработке белорусских народных песен, созданию песен на стихи белорусских поэтов. Большую популярность получили его песни на стихи Я.Купалы, Я.Журбы, М.Чарота, Я.Коласа. К сожалению, большая часть композиторского наследия была утеряна и не дошла до наших дней. После образования в январе 1919 г. Белорусской Советской Социалистической Республики перед общеобразовательной школой со всей остротой встал вопрос создания национального музыкального репертуара для проведения уроков музыки по новым программам. М.Анцев активно включился в эту работу по созданию методических пособий в области общего музыкального образования. В 1925 г. он создает для учителей учебное пособие «40 мелодических упражнений в двухголосных канонах» (издано в 1928 г.). В 1930 г. выходит уникальное методическое пособие для детских садов и младших классов общеобразовательных школ «Зайчык-грайчык». В нем на основе белорусских народных приговорок, припевок, сказочек, небольших песенок М.Анцев выстроил целую систему развития музыкального слуха детей. В качестве продолжения была подготовлена «Музычная хрэстаматыя харавога пяяньня». Однако она так и не увидела свет. Начавшиеся репрессии по отношению к деятелям белорусской культуры заставили М.Анцева в начале 1930-х годов уехать в Москву. Здесь он провел свои последние годы, занимаясь музыкальной общественной деятельностью. Алексей Васильевич Кольцов(15. 10. 1809 - 10. 11. 1842 ) поэт Кольцов родился в семье зажиточного мещанина в Воронеже осенью 1809 года. Отец будущего поэта Василий Петрович имел суровый нрав. Грубость крестьянина перемешивалась в нем с гордыней мещанина. Отец Кольцова зарабатывал на жизнь перегонкой рогатого скота и торговлей. Мать Прасковья Ивановна была неграмотной. Родители поэта прожили долгую жизнь – больше 75 лет. Сколько всего у них было детей – точно неизвестно. Алексей поступил в уездное училище, где очень полюбил читать. Его патриархальные родственники считали чтение и писательство баловством. Они полагали, что такие занятия больше подходят дворянскому сословию, а не тем, кому приходится самим зарабатывать на жизнь. Спустя полтора года отец посчитал, что полученных знаний из грамматики и арифметики Алексею достаточно, и привез сына домой. Но Кольцов казался чужим в своей семье, а все свободное время он отдавал чтению. У его друга, сына купца Варгина была неплохая библиотека. Кроме того, Алексей тратил на книги все карманные деньги, выдаваемые отцом. Торговец книгами Кашкин , пораженный такой любовью к чтению у воронежского мальчика, давал ему читать книги из своей лавки бесплатно. Самыми любимыми у Кольцова стали восточные сказки «Тысяча и одна ночь» и стихи поэта Ивана Дмитриева. Алексей начал писать стихи в шестнадцатилетнем возрасте. Позже он признавался известному критику Белинскому в том, как его потрясло, когда он смог выразить свои чувства в поэтических строках. В первый раз это произошло в жаркую южную ночь. Кольцов не мог заснуть от множества мыслей и эмоций, терзавших его ум душу. Внезапно в его голове слова стали складываться в рифмы. С этого момента началась творческая биография крестьянского поэта. Но Кольцову не хватало знаний и литературного опыта. Ему очень помог студент Андрей Серебрянский, который редактировал стихи Алексея, давал советы, а неудачные вирши просто советовал уничтожить. Затем литературным наставником Кольцова стал профессор Вельяминов, преподававший в воронежской семинарии. В это время начинающий поэт знакомится с неким Сухачевым, который издал некоторые стихи Кольцова под своим именем. Но в Воронеже многим уже были известны произведения талантливого автора, и разоблачить проходимца не составило труда. В начале своего творчества Алексей подражал любимым поэтам Дельвигу, Жуковскому, и особенно Пушкину. Но его авторская лирика чудесным образом была похожа на народную фольклорную поэзию. Кольцов любил использовать связки слов («степь-трава», «грусть-тоска», «воет-завывает»), которые часто присутствуют в русских народных песнях. Благодаря этому приему его стихи становились очень напевными, не зря многие из них превратились в песни. Самыми удачными считаются стихи Кольцова, посвященные тяжелому крестьянскому труду («Урожай», «Косарь» и «Не шуми ты, рожь»). В простой и безыскусной поэзии автора-самоучки рифмы зачастую были примитивно-глагольными, а иногда и вовсе отсутствовали. Но стихи Кольцова высоко ценил сам Пушкин. Он считал воронежского поэта истинным самородком, и даже принимал его у себя в Петербурге в 1836 году. А любимый стихотворный размер Алексея теперь в литературоведении называется «пятисложником Кольцова». 2.Анализ литературного текста Соловьём залетным юность пролетела. Волной в непогоду радость прошумела. Пора золотая была, да сокрылась; Сила молодая с телом износилась, Сила молодая с телом износилась. От кручины-думы в сердце кровь застыла, Что любил, как душу, - и то изменило. Как былинку, ветер молодца шатает, Зима лицо знобит, сердце - сожигает, До поры, до время всем я весь изжился, И кафтан мой синий с плеч долой свалился. Без любви, без счастья по миру скитаюсь: Разойдусь с бедою - с горем повстречаюсь, Разойдусь с бедою - с горем повстречаюсь! «Соловьём залётным» - произведение, преобладает меланхолия и грусть. В песне рассказывается о кратковременности молодости. Словами поэт сравнивает свою жизнь и молодость с природой: прошедшее лето – пора золотая, пролетевшая молодость – соловей залётный, радость и горе сменяют друг друга, волна за волной. Форма произведения куплетная, в песне три куплета. Основная тональность g-moll. Но, есть отклонения в B-dur в 12-ом такте и в c-moll в 14-ом такте. Размер 4/4, неизменный Темп – moderato(умеренно) Во втором предложении 1-ая фраза немного ускоряя(accelerando), 2-ая фраза – в первоначальном темпе. Мелодическая линия: Мелодия в песне волнообразна, лиричная. Скачки придают ей более печальный характер, имитируя вздохи. В основном движение мелодии поступенное вверх и вниз. Первая фраза 1-ого такта начинается с тоники. Партия Т движутся поступенно в терцию, затем у партии Т1 скачок на ч.4 вверх и обратно на ч.4 вниз. Оканчивается первая фраза на доминанте. Вторая фраза начинается с тоники, как и первая, поступенным движением Т в терцию, после скачка на ч.4 идёт движение по ступеням вниз. Оканчивается первое предложение унисоном всех партий. Первая фраза 2-ого предложения начинается с доминанты, у партии Т терцовое соотношение голосов, движение секвенционное. Вторая фраза 2-ого предложения является кульминацией всей песни. Начинается с тоники, 2-ом такте через септаккорд I ступени и субдоминанту, идёт движение к доминанте. Заканчивается тоникой в унисон. У партии Т преобладает терцовое соотношение голосов. Партия баса является гармонической основой для всего произведения, преобладает его равномерное движение. Первая фраза 1-ого предложения начинается со скачка на ч.4 вниз и обратно, затем, до конца 2-ого такта остается звук t. За этим следует поступенное восходящее движение с III ступени и вновь скачок на ч.4 вверх, после этого вниз. Начало 2-ой фразы идентично началу 2-ой фразы. Во втором такте есть широкий скачок на б6 вниз и поступенное заполнения до звука доминанты. Оканчивается 2-ая фраза на тонике. Первая фраза 2-ого предложения начинается с доминанты, затем. Во 2-ом такте скачок вверх на ч.4(тоника). Следующий такт по функции является доминантой к параллельной тональности B-dur, а оканчивается фраза её тоникой. Мелодия во 2-ой фразе 2-ого предложения начинается с тоники g-moll, после этого следует D7, разрешающийся в тональность субдоминанты (c-moll), затем в партии басов звучит Т через доминанту. Ритм: Ритмический рисунок: . В основном движение мерное, выдержанными длительностями, а на распевая появляются восьмые, вносящие разнообразие в ритмический рисунок. Гармония не сложная: t-D-t-t6; D-t-DB-dur(III ст.)-ум6g-moll(t)-D7-S-Dt. Фактура: Фактура – гомофонно-гармоническая, что свойственно народным песням. Динамика: Начинается произведение на p, затем mf-crescendo и вновь на p. Вторая часть начинается с mf-crescendo и подводит к кульминации во 2-ой фразе 2-ого предложения на f, после кульминации diminuendo. Заканчивается произведение на p. Вокально-хоровой: Произведение написано для трёхголосного мужского хора a capella. Тесситура для всех голосов удобная. Диапазоны: Т1-g1-g2; Т2-fis1-d2; Б –b1-b. Дыхание: Дыхание в произведении общехоровое, берётся по фразам. Ни в коем случае нельзя брать дыхание на тактовой черте, лучше взять на долгом звуке или там где поставлена цезура. Дикция: Дикция должна быть чёткой: чёткое и ясное произношение согласных в словах(радость, пролетела, залётным, прошумела и др.)Согласные надо произносить быстро и чётко, но не выстреливать их, чтобы не рвать поток гласных, которые создают кантилену. Дирижёрский жест – legato. Атака звука – мягкая. Придаёт звучанию голоса бархатистость, мягкость, богатство обертонов. При ней связки смыкаются сближаясь неплотно. Сложность в исполнении составляют скачки на м.3, ч.4, б.3, ч.5, б.6. Существует также определенная сложность в терцовом соотношении голосов. Основная задача дирижера это разграничение функции правой и левой рук для выполнения всех особенностей голосоведения. Также необходимо с помощью жеста добиться плавного и мягкого legato и фразировки. Показать все нюансы произведения и донести содержание текста до слушателей. Мимика дополняет взмах руки и досказывает внутреннее состояние дирижёра исполнителям, она должна быть выразительной, но не наигранной. Большую роль играет требовательный взгляд дирижёра, который заставляет исполнителей проникнуться произведением и исполнить нужную динамику. Жест должен быть волевым, но ни в коем случае нельзя напрягать мышцы рук. Корпус ровный, плечи расправлены, что говорит об уверенности дирижера и об его внутренней готовности к дирижированию. Мне произведение понравилось своим характером и содержанием текста. Дирижируя его можно лучше отточить плавность и певучесть жеста, выразительность мимики, и рассказать о красоте природы. |