Анализ рассказа «О любви». О любви. Анализ рассказа О любви
Скачать 19.99 Kb.
|
Анализ рассказа «О любви» Антон Павлович Чехов известен нам всем в первую очередь как создатель неповторимых юмористических и сатирических зарисовок, как автор с тонким и неподражаемым чувством юмора и самой жизни. В своих «серьезных» рассказах, которые составили важный этап творчества, Чехов-автор раскрывается перед своими читателями совершенно по-новому, так же как и по-новому раскрывает волнующие до этого вопросы о человеке, его внутреннем мире, его чувствах и его жизни. Комизм не исчезает в «серьезном» творчестве Чехова, а как бы трансформируясь, сочетается или переходит в разряд трагического. Хотя и считается, что трагедия как способ познания прекрасных, возвышенных чувств, четко противопоставляется комедии как способу осмеяния низшего, порочного. Общепринятые антиподы – трагическое и комическое – перестают отчетливо противопоставляться в мироощущении и миропонимании Чехова. Они как два взаимосвязанных начала одной синкретичной категории (комедия «Вишневый сад», по авторскому определению жанра, для многих представляется драмой, а то и трагедией). В поздних рассказах Антона Павловича есть те, герои, которые вызывают одновременно и насмешку, и чувство глубокой жалости, сочувствия и сопереживания, например, девушка из рассказа «Баран и барышня». В них непротиворечиво совмещаются категории комического и трагического, мы в них видим себя. Почему мы так остро чувствуем чеховский мир, его персонажей? Возможно потому, что каждого из людей нельзя однозначно определить в одну группу, смешных «маленьких» людей или возвышенных, одухотворенных личностей. Жизнь каждого – это череда глупости и пошлости вместе с духовным ростом и формированием души. Чехов в своих произведениях всерьез задается вопросом о пробуждении человека. И вместе с автором мы приходим к выводу, что потенциал человека в его руках, в каждом кроется высокое и низкое начала, которые выходят на свободу в зависимости от выбора любого человека. Истинное счастье всегда зависит от нас самих. Проанализировав рассказ «О любви» из «маленькой трилогии», мы попытаемся увидеть в главных героях оба начала, изображаемых Чеховым, и сделать вывод о том, настолько ли безнадежен человек. Рассказ начинается с самых, что ни на есть приземленных, человеческих потребностей – с описания еды – «на другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты». Как мы знаем, еда – это потребность тела, а не души. Такое начало очень контрастирует с названием самого рассказа «О любви». «Бытовое» начало рассказа стремительно сменяется разговором наших старых, еще со школьной скамьи знакомых героев как раз о любви. Такая композиционная близость двух разноплановых человеческих желаний – в пище и в любви, сразу предопределяет «качество» той самой любви, когда она стоит наряду с житейскими потребностями. Разговор о высочайшем чувстве заводит один из героев, Алехин, он задается вопросами, как зарождается любовь и почему она не может быть всегда подходящей (к подходящему человеку, в нужных условиях). Неслучайно эти вопросы волнуют нашего героя, как мы узнаем позже, он тоже в своей жизни пережил любовь. Но пока, опережая других героев, он высказывает мнение о том, что любовь невозможно трактовать, что единственной правдой о любви является то, она «тайна сия велика есть». Мы видим в этом помещике, которого в основном заботят самые земные вопросы, крупицы истины, видим, что и он может быть чуток к любви. История его взаимная любовь к красивой замужней девушке Анне Алексеевне оказывается несчастной и нереализованной. Алехин находит в этой женщине себя, много раз отмечает ее красоту и «приветливые, умные глаза», которые он словно видел в детстве. Герой точно уверен, что Анна Алексеевна испытывает те же эмоции по отношению к нему, но неисправимо молчит, так же как молчит и она. Двух героев слишком волнуют вопросы «к чему может привести эта любовь», «куда бы я мог увести ее», «честно ли это». Для нас эти вопросы, возможно, могут показаться не такими уж глупыми, но для Чехова в отношении любви они звучат идентично вопросам, которыми задавалась студенческая подруга Алехина, когда он ее обнимал («сколько он будет давать ей в месяц и почем теперь говядина за фунт»). Три истории любви, которые существуют в рассказе (Никанора и Пелагеи, Алехина и дамы из Москвы, Алехина и Анны Алексеевны), как будто зеркально отражают друг друга – все смешны из-за несостоятельности героев развить прекрасное в себе, но и трагичны, так как все герои остаются «у разбитого корыта». Неслучайно в конце рассказа появляется образ зеркала, «отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Хотя герой чувствует, что без своей возлюбленной он несчастлив, он бездействует. А тем временем любовь Павла Константиновича и Анны Алексеевны последовательно перерастает в раздражение и неприязнь («у нее уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворенной, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей, «»а при посторонних она испытывала какое-то странное раздражение против меня»). Мы узнаем, что она даже лечится от расстройства нервов – их любовь оборачивается болезнью. А в итоге выливается в общую для обоих драму – горечь разлуки. В эпизоде прощания Павел Алексеевич понимает, из-за каких мелочей они предали любовь, осознает, что обрек себя уже на постоянное несчастье. Он признается Анне в любви и следом прощается с ней навсегда. Нам становится ясна идея Чехова, что любовь, которую люди пытаются ограничить или сделать «удобной», не приносит человеку ничего хорошего, что герой, способный осчастливить себя и другого, оказывается сам виноват в своем несчастье. Алехин остается на всю жизнь одиноким человеком, сожалеющим о том, что в нужное время его волновали слишком бытовые вопросы. Его вывод – о любви не нужно рассуждать вовсе, нужно принимать ее как дар. Но он выбирает простой и легкий путь в жизни, проявляя слабость и беспомощность. Мы испытываем смешанные чувства по отношению к этому персонажу, нам, с одной стороны, его жаль. Его слезы и боль по поводу отъезда Анны Алексеевны вызывает у читателя сопереживание. Но в то же время, мы знаем, кто истинно виноват в его одиночестве – он сам, и мы невольно смеемся над неспособностью героев совершать поступки для собственного счастья, которое могло быть так близко (Анна Алексеевна живет совсем не далеко, в городе). Собеседники Алехина в самом конце называют его «белка в колесе», что очень точно описывает его нынешнее состояние. Он, наверняка, и сам понимает ошибку своей жизни, но слишком сильная привязанность к своему родовому имению, к бессмысленному труду на собственной земле преграждают ему путь к счастью, закрывают глаза на то, что на самом деле необходимо его душе. Чехов снова и снова своим творчеством говорит нам о том, что жизнь наша находится в наших руках. И так же как можно увязнуть в пошлой жизни, можно и открыть для себя мир любви, добра и истинных радостей, которые кроются отнюдь не во вкусной еде, а, например, в милых глазах или природе. |