Главная страница
Навигация по странице:

  • БД – 02. ЛИТЕРАТУРА ТЕМА: "Значащие" имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А. П. Чехова По специальности

  • 43.02.14 Гостиничное дело Работу выполнили: Студент группы ГД 20-01 Комарова Юлиана Александровна

  • 1.2 Гениальность Антона Павловича Чехова

  • 1.5 "Значащие " фамилии в рассказе Антона Павловича Чехова

  • ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ РЕФ. Бд 02. Литература тема "Значащие" имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А. П. Чехова По специальности


    Скачать 32.2 Kb.
    НазваниеБд 02. Литература тема "Значащие" имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А. П. Чехова По специальности
    Дата14.03.2023
    Размер32.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ РЕФ.docx
    ТипЛитература
    #988563

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    «ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

    ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

    БД – 02. ЛИТЕРАТУРА

    ТЕМА: "Значащие" имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А. П. Чехова

    По специальности:

    43.02.14 Гостиничное дело

    Работу выполнили:

    Студент группы ГД 20-01

    Комарова Юлиана Александровна

    Саломатова Анастасия Денисовна

    Руководитель: Соснина Оксана Владимировна

    2021

    Содержание



    Название раздела

    стр.

    1

    Введение

    2

    2

    1.1 Ономастика. Появление фамилий в русском языке.

    3

    3

    1.2 Гениальность Антона Павловича Чехова

    4

    4

    1.3 "Значащие " фамилии в рассказе Антона Павловича Чехова "Хамелеон"

    5-6

    5

    1.4 "Значащие " фамилии в рассказе Антона Павловича Чехова

    "Смерть чиновника"

    7-8

    6

    1.5 "Значащие " фамилии в рассказе Антона Павловича Чехова

    "Толстый и тонкий".

    9-10

    7

    Заключение

    11

    8

    Список литературы

    12

    Введение

    Каждому человеку от рождения присвоены имя и фамилия. Писатель очень тщательно подпирали имена собственные для своих героев, тк как через них они выражали свое отношение к ним. Данная тема актуальна в современном обществе. События, которые происходят в рассказах Чехова, встречаются в современно жизни.

    Цель проекта : доказать, что одним из главных приемов Антона Павловича Челова является художественная деталь - "значащих" фамилии

    Задачи :

    1. познакомиться с ранним произведениями А. П. Чехова

    2. детально проанализировать фамилии в рассказах А. П. Чехова

    3. познакомиться с разделом науки ономастика

    Аннотация проекта :

    В данной работе мы подробно рассмотрим раздел науки об именах собственных. Имена, придуманные фантазией писателя и реально существующие, являются собственными. Фамилии в русском обществе появились относительно недавно. Сначала фамилии появились у высших сословий, а потом у всех остальных.

    Антон Павлович Чехов - гениальный писатель. В его рассказах главной целью было обличение человеческих пороков. Читая его произведения можно заметить, что главный прием, которым он пользовался - "значащие" фамилии. Писатель задавал тон всему рассказу, через фамилии пороки.

    Так в произведении "хамелеон" автор через само название намекнул, что речь пойдет о двуличии. В произведении встречаются фамилии, которые очень точно характеризуют персонажей. Теперь роль фамилий меняется, прозвище, данное писателем, давало выпуклую характеристику герою. Завуалированный смысл можно было понять еще до прочтения всего рассказа.

    Для анализа "значащих" фамилий и имен были взяты произведения: "Толстый и тонкий" и "Смерть чиновника".

    Говорящие фамилии дают возможность читателям сразу относиться к герою так как он того заслуживает.

    1.1Ономастика. Появление фамилий в русском языке.

    В русском языке существует отдельный раздел науки, изучающий имена собственные - ономастика. Этот раздел науки изучает: фамилии, прозвища, клички, личные имена, названия морей, городов, рек, небесных тел. Собственными именами можно считать, как реально существующие, так и литературные имена созданные писательским воображением.

    Фамилия - это своего рода отличительный знак в обществе для человека. Русские фамилии появились в разные временные отрезки в различных общественных слоях.

    В русской истории слово "фамилия" закрепляется первым Императором Всероссийским - Петром I

    Первыми, у кого появляются фамилии - знать, бояре и князья (приблизительно 14-15 века)

    В дальнейшем фамилии появляются у дворян (16-17 века)

    Дальше по статусу идут торговцы и военнослужащие люди (17-19 века)

    Духовенство и отдельная часть русского населения - крестьяне получают фамилии самыми последними (19 век)

    Так же фамилии можно разделить по способу образования: отыменные, искусственно образованные, по прозвищу, по профессиональным навыкам, территориальные и географические.

    Даже в самых простых фамилиях скрываются тайны, которые нелегко раскрыть, поэтому иногда не просто объяснить значение той ил иной фамилии.

    Многие писатели специально подбирали фамилии под своих персонажей. В фамилии скрывалась характеристика героя. Благодаря "говорящим" фамилиям у читателя складывалось собственное мнение о персонаже.

    1.2 Гениальность Антона Павловича Чехова

    Антон Павлович Чехов - гениальный писатель-реалист. Автор юмористических рассказов и драм, трогающих до глубины души. Его произведения не теряют актуальности по сей день и вызывают в сердцах читателей смех и симпатию.

    На протяжении всей своей писательской деятельности автор обличал пороки современного общества. Вместо того, чтобы писать огромные тексты об общественных пороках, Чехов воспользовался литературным приемом - художественная деталь (за счет чего значительно уменьшил объем своих произведение и не вызвал негативной реакции у политической власти). У этого писателя была особое "чутье", он мог грамотно обыграть значение любой фамилии. В произведениях Антона Павловича отдельное место занимали "значащие" имена и фамилии. Читатели его произведений сразу составляли собственное мнение и отношение к герою, знали, что ожидать от персонажа.

    Творчество Антона Павловича началось с небольших юмористических рассказов, которые за малое количество времени получили признание читателей. В дальнейшем его произведения станут шедеврами русской литературы.

    Чехов поднимал серьезные общественные и политические проблемы. Он высмеивал: злоупотребление чиновников, упадок нравственности, сословные барьеры, подавление свободы, крепостнические порядки, самодурство.
    Читая произведения, кажется, что Чехов пишет о простой обыденной жизни человека, но на самом деле автор мастерски скрывает протесты. Речь в произведениях достаточно проста, как и действующие персонажи. С помощью маленьких рассказов писатель создает картину действительности.

    В своих рассказах Чехов боролся за праведного гордого человека, который имеет чувство собственного достоинства.

    1.3 "Значащие " фамилии в рассказе Антона Павловича Чехова "Хамелеон"

    Первое произведение, которое я взяла для анализа - "Хамелеон". Рассказ написан в 1884 году и является юмористическим (это накладывала на него определенные особенности).

    Для того чтобы произведение получилось юмористическим, в нем должны присутствовать комические элементы. Антон Павлович использовал "значащие" фамилии. Этот способ позволяет запомнить героя и его имя собственное, понять характер и основные черты.

    Обратим внимание на название произведения. Если брать прямое значение, то это - разновидность ящериц, кожный покров которых меняет цвет в случае опасности. В произведении нам встречается не один "хамелеон". Чехов дал говорящие фамилии своим персонажам. Полицейский - Очумелов, рыжий городовой - Елдырин, генерал - Жигалов, герой, которого укусила собака, Хрюкин . Для того чтобы доказать, что эти фамилии значащие , рассмотрим значение слов, от которых образовались имена собственные.

    Очумелов - слово обезумел или очумел. Герою произведения все время плохо от непонимания, кому принадлежит собака. Полицейский рассматривает разные варианты, если собака дворовая, то Хрюкину необходимо обратиться к мировому судье, чтобы получить компенсацию за моральный ущерб. Если генеральская собака, то виноват сам Хрюкин и его ждет наказание. Чехов показывает, что полицейскому, страже закона, все дозволено, тем самым автор говорит, что персонаж в самом деле очумел. Очумелову можно смело ставить диагноз - "хамелионство", эта болезнь, словно, чума, которая распространяется с огромной скоростью. Обратим внимание, что страж порядка появляется на базаре в новой шинели, которую он, то снимает, то надевает в зависимости от своего решения. Очумелов - самый настоящий невежда, грубиян и подхалим (одним словом хамелеон), который подчиняется перед вышестоящим. Толпа, которая постоянно сомневается, то и дело меняет отношение к собаке и Хрюкину, тем самым подхалимничает перед полицейским.

    Наш главный страдалец тоже имеет говорящую фамилию. Это слово образовано от глагола "хрюкать", что связывает персонажа со свиньей. Главный герой тоже "хрюкает", когда пытается доказать свою правоту и получить выгоду неправедным путем. Разве можно назвать человеком того, кто посреди белого дня тыкает собаку цыгаркой ради смеха (еще и в полупьяном состоянии)? Хрюкин кричит на собаку и как свинья своим визгом обращает на себя внимание людей, которые постепенно окружают его. Сам полицейский наталкивает нас своими словами на мысль, что Хрюкин уподобляется животному "ежели каждый свин будет ей в нос сигаркой тыкать". Герой сам виноват в происшествии, но не хочет этого признавать и раздувает целый скандал, требуя расправиться с хозяином собаки. Это и есть самое настоящее свинство.

    Генерал Жигалов сам владеет значащей фамилией. Слово жигало может означать трату времени, прожигание жизни. Как мы знаем генералу не обязательно ездить на работу, он может отдыхать. У него высокий чин и внушительное жалование. Этого персонажа называют не просто по фамилии, имя и отчество героя заменяет слово "генерал". Тем самым Чехов обращает внимание на то, что социальное положение имеет важное значение в обществе. Так же обратим внимание, что генерал не появляется в рассказе как действующее лицо, о нем лишь постоянно говорят, отчего меняется настроение толпы и полицейского. У этой фамилии есть еще одно значение - подстрекатель, человек являющийся зачинщиком.

    Городовой Елдырин - фамилия образована от слова "елдыга". Одно из значений - жадный и корыстный человек. Этот персонаж пользуется своим служебным положением. Когда в рассказе появляется Елдыгин, то мы видим в руках городничего целое решето крыжовника, которое он конфисковала. По всей видимости, никакой важной работы у этого персонажа нет, он ничего не делает, но в нужное время забирает излишки у торговцев.

    В коротком юмористическом рассказе Чехов высмеивает общественные пороки. При помощи значащих фамилий читателям проще дать оценку персонажам. Антон Павлович дает особые фамилии только тем персонажам, которых хочет высмеять. В пример можно поставить повара Прохора, к которому авто обращается по имени, так как у этого героя нет тех пороков, которые присутствуют у полицейского, генерала, городничего и наглого прохожего. Стоит отметить, что Антон Павлович призывает всех своих читателей быть внимательными к окружающим нас "хамелеонам" и самим не становиться таким.

    1.4 "Значащие " фамилии в рассказе Антона Павловича Чехова

    "Смерть чиновника"

    Как мы уже говорили, чтобы подчеркнуть особые черты героя, Чехов использовал особый прием - говорящие фамилии. "Смерть чиновника" - одно из ранних произведений Антона Павловича. В рассказе описывается психологическая разница между людьми разных сословий, тем самым писатель поднимает важную общественную проблему. Чехов высмеивает людей, которые добровольно пресмыкаются перед начальством.

    Невозможно сказать однозначно, что рассказ "Смерть чиновника" является юмористическим. В рассказе перед нами предстает чиновник, по своей сути раб, у которого нет адекватного понимания и представления о мире.

    Автор выбрал подходящую фамилию для чиновника - Червяков, давая тем самым характеристику героя. Червяк ассоциируется с чем-то пресмыкающимся, не благородным. Мы наблюдаем за героем, в жизни которого не происходит никаких важных событий, описываются только мелкие и незначительные. Происшествие, которое происходит с главным героем, повергает его в ужас и довод до сумасшествия. Чиновник, наблюдая за спектаклем, случайно чихает на статского генерала Бризжалова. Для Червяков это немыслимое событие. Он начинает череду извинений. Сначала в театре во время спектакля, потом в антракте, а по приезде домой не может успокоиться и на следующий день продолжает просить прощение. Для чиновника становится целью жизни вымолить прощение.

    Червяков не может дальше спокойно существовать, он как самый настоящий червяк ползает за генералом, даже решается написать ему объяснительное письмо. К своему сожалению чиновник не может ничего придумать и снова приходит к Бризжалову. Для генерала постоянные извинения за незначительный поступок стали настоящей издевкой. Не выдержав происходящего, Бризжалов срывается на Червякова и выгоняет его вон. Для чиновника это событие становится настоящей трагедией жизни и по приходу домой он умирает.

    Главный герой был сильно зависим от мнения генерала и не мог представить своей дальнейшей жизни. К ранней смерти его привело нервное перенапряжение из-за преувеличенного страха неодобрения .

    Такие люди как Червяков уже не являются личностями. Они становятся рабами ритуалов и условностей. В названии произведения автор подчеркивает, что перед нами не человек, а простой чиновник.

    Фамилия генерала тоже говорящая. Бризжалов не вызывает приятных ощущений. Эта фамилия ассоциируется с брюзгой, который то и дело брызжет слюной. Герой лишен имени и отчества, так как мы смотрим на него глазами Червякова, а тот в свою очередь видит лишь мундир.

    Актуальность произведение не теряет по сей день. Антон Павлович обратил внимание на проблему общества - чинопочитания и лизоблюдства. Автор призывает людей вылезти из оболочки червяка, выдавить из себя раба. Чехов специально преувеличивать детали, чтобы показать абсурдность ситуации.

    Произведение учит людей оставаться личностями, верить в себя и свои сил. При помощи говорящих фамилий автор показывает, как ничтожно и недостойно выглядит пресмыкающийся человек.

    1.5 "Значащие " фамилии в рассказе Антона Павловича Чехова

    "Толстый и тонкий".

    Для того чтобы убедиться в гениальности использования "значащих фамилий, возьмем небольшой рассказ А. П. Чехова - Толстый и тонкий. Произведение, написанное в конце 19 века, затрагивает острые общественные проблемы.

    В самом названии уже скрыта основная мысль - безликость, образы главных героев обобщены. Чехов условно разделяет общество на толстых и тонких. Для "толстых" жизнь проста. Они не обращают внимание на чины и должности, поэтому видят людей такими, какие они есть. Для "тонких" жизнь складывается иначе. Им приходится подхалимничать и угодничать перед людьми с более высоким чином, для них это нормальный образ жизни. Поэтому "тонкие" люди делят людей на низших и высших.

    Друзья детства по счастливой случайности встречаются на станции вокзала. Между ними завязывается разговор и мы узнаем их имена. Порфирий, принадлежащий к классу "тонких", начинает рассказывать о свой жизни со школьных времён. Он еще не знает, чего добился его друг, поэтому диалог проходит достаточно непринужденно и расковано. Михаил, его друг, делится о своей жизни, говоря, что стал тайным советником, после чего диалог между друзьями в корне меняется. Порфирий превращается из нормального человека в чинопочитателя, обращаясь к старому приятелю "ваше превосходительство ". Михаил просит не соблюдать все условности, ведь в первую очередь они друзья. Разговор заканчивается на довольно печальной ноте: Михаил уходит, понимая, что это был их последний разговор.

    Из рассказа мы так же узнаем прозвища друзей в детстве: Михаил - Герострат, получил такое прозвище из-за того что прожег казенную книжку; Порфирий - Эфиальт, получил прозвище зато что любил жаловаться и доносить. С раннего детства у друзей проявлялись порочные наклонности .

    Проанализируем каждое из имен : Герострат/ Михаил/ Толстый

    Герострат - Житель древнегреческого города, который сжег храм Артемид, чтобы его помнили потомки (то есть ради своей выгоды)

    Михаил - "тот, кто подобен Богу" , довольный судьбой

    Толстый - большой в объеме

    Проанализируем каждое из имен: Эфиальт/ Порфирий/ Тонкий

    Эфиальт - сын Эвридема, который предал своих товарищей, рассказав персам о Фермопильском ущелье (впоследствии чего спартанцы погибли)

    Порфирий - человек, которому хватает малого

    Тонкий - небольшой в обхвате

    Имена, подобранные Чеховым, расширяют характеристику героев. Можно сделать вывод, что "значащие" имена - это один из мощнейших приемов для писателя.

    Заключение

    Я достаточно подробно проанализировала произведения Антона Павловича Чехова. Этот писатель любил досконально продумывать имена и фамилии для героев своих произведений. Выбранная тема актуальна в современном обществе. События, которые происходят в рассказах Чехова, встречаются в современно жизни.

    Писатель отражает характер и тип личности через "значащие" фамилии. За счет чего читателям проще дать оценку герою и сложить собственное мнение.

    Чехов действительно мастер слова. Автор достаточно реалистично описывал бытовые реали. Писатель, как истинный врач, пытался вылечить общество от страшнейших пороков.

    Список литературы

    1. Чехов А.П. Сочинения в восемнадцати томах. – М.: Наука, 1974, 1975, т. 1-4

    2.  «Происхождение фамилий» http:// wikipedia. ru

    3. Никонов В.А. Словарь русских фамилий / Сост. Е.Л. Крушельницкий. – М.: Школа-Пресс, 1993. -224 с.

    4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 1200 с.

    5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 4 т. - М.: «Русский язык», 1974.

    6. 4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1993.

    7. Турков А.М. А.П.Чехов и его время. – М.: Сов. Россия, 1987

    8. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. //Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1973.


    написать администратору сайта