Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ рассказа (очерка) в аспекте метода и стиля В.М. Гаршина

  • Библиография

  • Анализ рассказа (очерка) в аспекте метода и стиля В.М. Гаршина. Анализ рассказа (очерка) в аспекте метода и стиля В. М. Гаршина


    Скачать 31.3 Kb.
    НазваниеАнализ рассказа (очерка) в аспекте метода и стиля В. М. Гаршина
    Дата29.04.2018
    Размер31.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнализ рассказа (очерка) в аспекте метода и стиля В.М. Гаршина.docx
    ТипАнализ
    #42461

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

    Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Кафедра литературы и методики ее преподавания


    Анализ рассказа (очерка) в аспекте метода и стиля В.М. Гаршина

    Исполнитель:

    Зяблицева Юлия Сергеевна

    Обучающаяся группы ФРИЛ-1501


    Проверил:

    Ермоленко Светлана Ивановна,

    Доктор филологических наук, профессор


    Екатеринбург, 2017

    Гаршин Всеволод Михайлович -  один из наиболее выдающихся писателей 70—80-х годов XIX в. Но далеко не просто складывалась судьба молодого писателя.  Творчество Гаршина начиналось в условиях пореформенного строя, когда Россия окончательно стала на буржуазный путь развития. Капитализм энергично внедрялся в жизнь [Бялый 1969: 15]. К началу творческого пути писателя – 80 годы, в России началась политическая реакция (противоположная общественному строю), кружки и печатные издания подвергались закрытию и надзору, происходило отрицание просвещения. Все эти тенденции развития русской жизни в 80 годы дали толчок к перерождению народничества. Революционные традиции в народничестве меркли и тускнели, теперь наступал период либерального народничества.  Для этой эпохи характерно соединение литературной традиции с поисками новых путей. На борьбу с реакционным движением выходила вся русская литература того времени (Лев Толстой, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский), выступавшие против сложившегося общественного порядка и обличавшие все пороки того времени. Кроме того, появлялись и новые молодые писатели-реалисты. Например, А. П. Чехов, «выступивший против "героев времени" -- чиновников по должности и в душе, против добровольных холопов, против самодовольных, сытых мещан. В 80-х годах развернулась деятельность В. Г. Короленко, призывавшего к "гневной чести", к противоборству и отпору силам, враждебным человеку и человечности» [Бялый 1969: 21]. Проникновение в не исследованные литературой уголки русской действительности, охват новых социальных слоев, психологических типов и т. д. — характерная черта творчества почти всех писателей этого периода.

    К этим выдающимся представителям русского реализма конца XIX века принадлежал и Всеволод Михайлович Гаршин. Еще учась в институте, Гаршин   уделяет много времени на чтение и, главное, на подготовление себя к литературной деятельности, в которой видит свое истинное призвание. После службы в полку и битве при Аясларе, в конце 1877 года Гаршин послал в «Отечественные Записки» свой рассказ «Четыре дня», который заставил обратить внимание на молодого автора. Этот рассказ Гаршин еще урывками начал писать на привалах во время войны, а темой ему послужил действительный факт, когда после сражения, солдаты, посланные для уборки трупов, нашли между последними живым солдата Болховского полка, пролежавшего на поле битвы 4 дня без пищи и питья с перебитыми ногами.

    Из войны Гаршин вынес не столько радость победы, сколько чувство горечи и жалости к десяткам тысяч погибших людей. Этим чувством он наделил своих героев, переживших все страшные события войны. Смысл военных рассказов Гаршина— в духовном потрясении человека: в ужасах военного времени он начинает видеть признаки неблагополучия мирной жизни, которого раньше не замечал. Жалостью к несправедливо обиженным, страстным желанием найти путь к «всемирному счастью» проникнуто все творчество Гаршина.

    После первого литературного опыта, написав очерк «Подлинная история Энского земского собрания», Гаршин, полный решимости, хочет отдаться литературной деятельности; просит об отставке и переезжает в Петербург. Здесь он серьезно занялся своим научным и художественным образованием; много читал, поступил вольнослушателем в университет на историко-филологический факультет для лучшего ознакомления с историей, которой особенно интересовался.

    В 1883 г. Гаршин был выбран в действительные члены Общества Любителей Российской Словесности в Москве, где в этот же год пишет рассказ «Красный цветок». Преследуя тенденцию борьбы со злом и несправедливостью в военных рассказах, Гаршин пишет рассказ, в котором люди, вступающие в борьбу за свободу, отстаивают ее до конца, даже если эта борьба не приводит к победе. Почти каждый из его рассказов - как бы частица его автобиографии, часть его дум и переживаний, поэтому они с силой захватывают читателя своей жизненной правдой. Сам Гаршин создал свои произведения, переживая их «как болезнь», и настолько сживался со своими героями, что переживал их страдания глубоко и реально. Так и в рассказе «Красный цветок», Гаршин показывает «черты, характерные для поколения революционеров-разночинцев 70-х годов, где героями являются борцы -- мужественные, но одинокие, еще не связанные с народом, обреченные на гибель» [Бялый 1969: 29].

    Чтобы проследить жанрово-стилевые особенности и поиски их выражения в литературе, стоит подробнее рассмотреть рассказ В.М. Гаршина «Красный цветок». Почему Гаршин использует малую жанровую форму, чтобы вместить в нее такую глобальную проблему, как «борьба со вселенским и мировым злом»? Ответом на такой вопрос являются слова Н.Л. Лейдермана: «В … пору, когда отвергаются и разрушаются социальные, идеологические и художественные стереотипы… рассказ оказывается едва ли не единственным из прозаических жанров, который обладает способностью на основании самых первых, только-только ―прорезавшихся, доселе неведомых коллизий заявить новую концепцию личности. И не просто заявить, а ―оконтурить, сделать наглядно- зримой и тем самым подвергнуть ее проверке ―целым миром, воплощенным в нем эстетическим законом жизни» [Лейдерман 2010: 167]. Именно этот «мобильный» жанр позволял писателям быстро и точно отследить развивающиеся тенденции русской жизни, давал полную возможность для появления нового «борющегося» типа личности. Жанр «Красного цветка» - рассказ, поскольку:

    1. В центре повествования находится одно событие, которое заключает в себе основной конфликт;

    2. Произведение имеет завершенную идею и образ мира (образ человека, не способного мирится с «несправедливостью и злом одряхлевшего и развращенного мира»);

    3. Единство времени, места и действия;

    4. Одна сюжетная линия (судьба главного героя);

    5. Детали, образы-символы (цветок, звездное небо и т.д.).

    Такая жанровая структура позволяет В.М. Гаршину преобразовать ограниченный фрагмент действительности в завершенный художественный мирообраз, несущий в себе целостную концепцию человека и мира. Композиционно рассказ разбит на шесть частей, в которых происходит встреча со злом и борьба с ним. Действие начинается сразу, без экспозиции. Мы видим героя в психиатрической лечебнице, который попадает в нее повторно. Гаршин не называет имени главного героя, не повествует кем он был до попадания в лечебницу, даже не говорит нам о том, что именно послужило причиной болезненного состояния, сопровождающегося психиатрической больницей. Автор определяет героя либо местоимением «он» («он очнулся ночью», «он хотел крикнуть и не мог», «он думал»), либо «больной» («нового больного отвели в комнату…», «больной прислушивался к этим звукам», «воскликнул больной» …). Все это приводит к мысли, что история больного в «Красном цветке» не одиночный случай, а факт множества таких историй. Можно сказать, что герой самостоятельная и индивидуальная личность, но делая героя таким, как и многие, Гаршин показывает нам неразрывность части от целого – народа, страны, героя он общего.

    Возникает вопрос о природе зла и тема борьбы с ним. Вопрос, который мучил писателя всю жизнь. Его герой, мыслящий человек, протестует против мировой несправедливости, воплощенной в образе «необыкновенно яркого алого цветка, одного из видов мака», который влечет человека к гибели и разрушению. Гаршин подходит к драматизму человеческой жизни, подводя тем самым нас к осознанию растерянности человека перед лицом мирового зла и протеста против него, как правила, безуспешного и трагического. «Его герой стремится к полному и окончательному уничтожению мирового зла. Он мечтает о таких временах, когда "распадутся железные решетки... и весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красоте". Вступивший в борьбу со всем злом мира, гаршинский безумец достигает лишь призрачной победы, но он находит высшее счастье в том, что "умирает, как честный боец и как первый боец человечества» [Бялый 1969: 79].

    Все положительное в мире представлено через описание сада, где царили чистота, порядок и четкая организация. «Целые дни они мели и посыпали песком дорожки, пололи и поливали грядки цветов, огурцов, арбузов и дынь, вскопанные их же руками. Добро находилось на той стороне, где поработал человек, где приложил силы для роста растений. Противоположная сторона и угол сада заросли густым вишняком; вдоль него тянулись аллеи из вязов; посредине, на небольшой искусственной горке, был разведен самый красивый цветник во всем саду; яркие цветы росли по краям верхней площадки, а в центре ее красовалась большая, крупная и редкая, желтая с красными крапинками далия». «Вселенское» же зло воплотилось в кустах «мака какой-то особенной породы; он был гораздо меньше обыкновенного и отличался от него необыкновенною яркостью алого цвета. Они росли отдельно от других и на не выполотом месте, так что густая лебеда и какой-то бурьян окружали их». Не случайно автор вносит подробное описание местонахождения маков: он подчеркивает тот факт, что зло «случайно» появилось там, куда не обратили внимание, где место с маками стало «слабым» местом человека и его жизни.

    Необходимо отметить повышенную экспрессивность сцен борьбы. Она проявляется в высокой эмоциональности речи героев (предложения короткие, односложные: «Никуда. Я остаюсь», «Они не видели его. Я увидел»), так и в непрерывном потоке поступков (даже когда герой оказывается связан, он вырывается из плена – «С совершенно невероятной для здорового человека ловкостью и гибкостью он развязал сзади себя узел, стягивавший рукава, расшнуровал рубаху»).

    Что касается самого образа зла, то он представлен в рассказе через образ–символ красного цвета мака («необыкновенно яркий алый цветок, один из видов мака.»). Литературоведы Аверин Б.В., Латынина А.Н., отмечают символику красного цвета. «Красный цвет становится для него символом зла и невинно пролитой крови» («Колпаки с красными крестами побывали на войне и были куплены на аукционе. Но больной, само собою разумеется, придавал этому красному кресту особое, таинственное значение»). Эта ассоциация ожидаемая, ведь все зло, которое герой встречает на пути «окрашено» в красный цвет (стены и своды ванной были выкрашены темно-красною краску, при болезненной операции на затылке у «больного» осталась ссадина красного цвета и т.д.)» [Аверин 1983: 135].

    Герой «Красного цветка» намерен бороться, как многие революционно настроенные люди 70-80 годов, он находится во власти великих ожиданий и грядущее обновление представляет себе решающим переворот. «Скоро, скоро распадутся железные решетки, все эти заточенные выйдут отсюда и помчатся во все концы земли, и весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красоте». По его мнению, мир нуждается в обновлении - такова идея безумного героя. Гаршин показывает нам душевнобольного человека не просто так. Его герой на грани безумия. Проблема не в болезни, она в том, что человек не в силах справиться с нарастающим количеством зла в мире «Персонажи пытаются противостоять злу, несмотря на собственную слабость» [Аверин 1983: 137].

    Здесь безумие равно бунту, так как обычный здоровый человек рационально осмыслить зло не способен. Все, что происходит в «буйствующей» душе человека делает его непредсказуемым, выплеск силы не поддается контролю. («Он ходил, судорожно сжав руки у себя на груди крестом: казалось, он хотел раздавить, размозжить спрятанное на ней растение. При встрече с другими он далеко обходил их, боясь прикоснуться к ним краем одежды. "Не подходите, не подходите!" - кричал он.».

    Кроме того, как автор разделил рассказ на шесть частей, из всего произведения можно выделить две большие части: до встречи со «вселенским злом» и после. Как только «он» увидел цветок через стеклянные садовые двери, в его сознании начали появляются размышления и догадки о том, что за ним скрывается. На протяжении всего произведения, автор дает знаковые эпизоды, которые дают понять читателю причины того или иного поведения героя. Например, сцена взвешивания больных, где мы узнаем, что «больной» каждый день терял по фунту. «Фельдшер, свесив его, отметил в книге против его имени 109 фунтов. На другой день было 107, на третий 106… Но ведь необходимо остановить эту работу. Сегодня в нем девяносто три фунта веса. Если так пойдет дальше, он умрет через два дня.»

    Из этого описания мы понимаем, что в голове этого человека происходит большой мыслительный процесс, тяжелая разработка дела, которое сжигает его изнутри и «смутно представляется ему гигантским предприятием, направленным к уничтожению зла на земле». Слова доктора о возможной скорой смерти сумасшедшего подготавливают читателя к трагической развязке. Герой рассказа смог выполнить задуманное дело и уничтожить цветок зла, растратив при этом все свои жизненные силы. «Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу». С этими словами окончательно утверждается тема жертвенного подвига, героизм гаршинского героя. Здесь безумие оказывается началом бунта, а бунт решение борьбы со злом. Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Сумасшедший совершил подвиг. Он поборол зло ценой своей жизни, всего себя другим отдал. Гаршин выразил свое преклонение перед красотой «самоотвержения и героизма», перед романтикой подвига. «Красный цветок» - это гаршинский гимн «безумству храбрых». В этом заключен его глубокий философский смысл. «В действительной жизни борьба — это всегда борьба человека с человеком. Что допустимо и что недопустимо, гуманно и негуманно в этой борьбе, может ли самая великая и благородная цель быть достигнута негодными средствами, — такова в самой общей форме основная тема последних произведений Гаршина» [Аверин 1983: 129].

    Изучив жанровые и стилевые особенности данного рассказа, мы можем сделать вывод о его творческом методе. Несомненно, реалистическое искусство было близко Гаршину, его творчество неразрывно связано с традиционным реализмом: в «Красном Цветке» встречается множество описаний бытового плана с элементами детализации, причем автор нередко обращается к натурализму, тем самым глубоко задевая чувства и ощущения читателей. «Гаршин стремился показывать социальное зло во всей его наготе, без каких бы то ни было смягчающих обстоятельств, не отвлекая внимания читателя в какую-либо другую область, с тем чтобы все время поддерживать в нем напряженную работу мысли, чтобы «убить его спокойствие» [Бялый 1969: 78].

    Однако творчество Гаршина воспринимается как поиск новых путей в литературе, в связи с которым на страницах его произведений мы встречаем сгущенность повествования, повышенную экспрессию, символизм. «Строгую объективность повествования он соединил с лирической взволнованностью и четко сформулированной авторской точкой зрения. В субъективных лирических переживаниях открыл социальную основу. Реализм описаний сочетался у него с романтическим преображением жизни, конкретные образы — с аллегорическими и символическими обобщениями, бытовые зарисовки — с философским осмыслением действительности» [Аверин 1983: 131].

    В.М. Гаршин, творя в рамках «сгущенного» реализма, не просто тонко сочетал реалистическое и романтическое в своем творчестве; благодаря идеальной форме рассказа он сумел выразить умонастроения своей эпохи, оставшись в памяти потомков примером нравственной чуткости и высокой гражданственности. Писатель настолько остро воспринимал существующее зло, что обыденные реалии становились в его произведениях символами. Гаршин вкладывал в свои произведения всю страсть своей души, писал «одними своими несчастными нервами», и «каждая буква стоила… капли крови».

    Основной чертой творчества Гаршина — необыкновенное уважение к правам и чувствам других людей, необыкновенное признание человеческого достоинства во всяком человеке, не рассудочное, не вытекающее из выработанных убеждений, а бессознательное, инстинктивное, свойственное его натуре. Чувство человеческого равенства было ему присуще в высшей степени; всегда со всеми людьми, без исключения, держался он одинаково». Но при всей его деликатности и мягкости, его правдивая и прямая натура не допускала не только лжи, но даже и недомолвок. «Можно поспорить, лучший ли рассказ Гаршина — «Красный цветок», но что это самый характерный гаршинский рассказ, что он является символом всей жизни и творчества писателя — это бесспорно» [Латынина 1986: 56].

    В сочинениях Гаршина человек — в состоянии душевного смятения. Не случайно его герой протестует против мировой несправедливости, воплощающейся в неких безликих силах, что влекут человека к гибели и разрушению, в том числе и саморазрушению. Творчество Гаршина неразрывно связанj с традиционным реализмом, вместе с тем воспринималось современниками как поиск новых путей в литературе: сгущённость повествования, повышенная экспрессия, символизм, нравственная одарённость, которая у Гаршина проявлялась в “страстности к страданию. Помня о просветительской роли литературы, которая в ту пору духовного и социального брожения была незаменима, оказал огромное воздействие на общественное сознание, оставшись примером нравственной чуткости и высокой гражданственности.

    Изначально рассказ был задуман психологического плана, но Гаршин, повинуясь замыслу, вырывает повествование из психологического аспекта и выводит его в ту сферу, где властвуют символы и где все превращается в ирреальное. Гротескное объединение мира живых и мира мертвых: «Тут были живые и мертвые. Тут были знаменитые и сильные мира и солдаты, убитые в последнюю войну и воскресшие».


    Библиография

    1. Аверин Б.В. Всеволод Гаршин// История русской литературы: в 4 т. – Т.4. – Л., 1983. – С.123 – 142.

    2. Бялый Г.А. Всеволод Михайлович Гаршин. – Л., 1969.

    3. Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Исследования и разборы / Институт филол. исследований и образоват. стратегий «Словесник» УрО РАО ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2010. — 904 с.

    4. Латынина А.Н. В. Гаршин: творчество и судьба. – М., 1986.


    написать администратору сайта