Анализ сатирического произведения. Анализ сатирического произведения, романа И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой Теленок" в 1931 год
Скачать 20.07 Kb.
|
Анализ сатирического произведения, романа И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой Теленок" В 1931 годе вышел в свет второй сатирический роман Ильфа и Петрова " Золотой теленок". Его связывают с "Двенадцатью стульями" главный герой - Остап Бендер, время - конец 20-х годов, та же погоня за богатством, только в окружении других персонажей, и такие же неотразимые, как и в "Двенадцати стульях" выражения: "дети лейтенанта Шмидта", "при наличии отсутствия", "Эх, прокачу!", "ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству" и другие. Сатира этого произведения легка и непринужденна, а авторы раздаривают веселые, жизнерадостные улыбки и хорошее настроение. На самом же деле произведение несет в себе глубокий смысл, помогающий понять всю картину событий в стране конца двадцатых годов. Роман "Золотой теленок" состоит из трех частей. Первая называется " Экипаж Антилопы", вторая - "Два комбинатора" и третья - "Частное лицо". Эти три части являют собой самостоятельные маленькие повести, и в тоже время они неразрывно связаны одной мыслью, одним желанием Остапа Бендера отобрать у подпольного миллионера Корейко миллион, при чем Остап - исключительно законопослушный гражданин, который никогда не прибегает к краже или же ограблению. Он и сам признается, что чтить уголовный кодекс - это его слабость. В первой части идет знакомство с основными героями Романа: Шурой Балагановым, Паниковским и Адамом Казимировичем Козлевичем. Им предстоит стать одной командой, помогающей Остапу отбирать у Корейко "его " миллион. По-своему интересна судьба каждого антилоповца. Шура Балаганов был обычным мошенником и аферистом, зарабатывающим на жизнь тем, что он представлялся во всех зданиях исполкома сыном лейтенанта Шмидта и требовал материальной помощи. Паниковский до семнадцатого года был слепым в Киеве, а после Октябрьской революции ему пришлось тоже переквалифицироваться в дети лейтенанта Шмидта. Козлевич же был необычным вором, который шел "на дело" только с применением своих изобретений, из-за чего неоднократно попадался и садился в тюрьму. После последней "отсидки" он понял, что можно и честным трудом зарабатывать на жизнь, поэтому собрал свой собственный автомобиль "лорен-дитрих" и решил заняться частным извозом. Именно с образом Козлевича связан первый сатирический момент в романе. Когда в городе Арбатове "пересажали" половину населения из-за растраты казенных денег, Адам Казимирович, выступавший главным свидетелем по всем их делам и потерявший клиентов в результате этого, упрекал их в том, что они должны были кататься на свои деньги. "При этих словах должностные лица юмористически переглядывались и запирали окна. Катанье на машине на свои деньги казалось им просто глупым". Этим эпизодом авторы хотели показать, что советский служащий никогда не станет тратить своих денег на какие-либо свои нужды, а с удовольствием потратит на них казенные. Также Ильф и Петров в первой части смеются над председателями исполкома, потому что те очень глупы и доверчивы. Так один из них забывает имя "очаковского" героя и ужасно стыдится этому. Высмеивают авторы и обстановку помещения исполкома. Она в основном состоит из вещей дореволюционной эпохи, что никак не вяжется с новой властью. Основное внимание авторской сатиры в первой части уделено доверчивости и политической безграмотности людей, живущих вдали от столицы. Прямое тому доказательство - автопробег, в котором антилоповцы принимают небольшое участие по воле Остапа. На протяжении всего пути до Арбатова антилоповцы безвозмездно пользуются дарами и щедротами наивных деревенских жителей. Во многих селах даже не знают, кто к ним должен приехать и зачем, поэтому на улицы "на всякий случай были извлечены все изречения и девизы, изготовленные за последние несколько лет", начиная от "Привет Лиге Времени и ее основателю, дорогу товарищу Керженцеву" и до "Чтоб дети наши не угасли, пожалуйста, организуйте ясли". Именно эта пассивность простого, не искушенного поручениями партии народа позволяет Остапу беспрепятственно добраться до города Арбатова. Во второй части говорится о деятельности двух великих комбинаторов, между которыми у читателя в подсознании невольно возникает сравнение. Корейко, подпольный миллионер, вынужден скрывать свое состояние от советской власти и ждать прихода капитализма, а Остап Бендер, бедный аферист, наоборот старается жить самой роскошной жизнью, тратя последние деньги на вещи, которые нужны лишь ему. При всем этом в адрес Корейко неоднократно употребляется слово "глупый", а Остапу предписывается высокий ум. Это объясняется тем, что у Корейко нет будущего, потому что капитализм никогда бы не пришел в России при его жизни. Но он этого не понимает, поэтому он и глуп. Самой большой авторской насмешке во второй части подвергается работа в обычной советской организации. "Геркулес" воплощает в себе всю советскую Россию конца двадцатых начала тридцатых годов. Бюрократия, которую якобы искоренили вместе с царизмом, на самом деле очень процветает в "Геркулесе". Так, например, Егор Скумбриевич "принадлежал к многолюдному виду служащих, которые или "только что здесь были", или "минуту назад вышли". Некоторые из них в течение целого дня не могут добраться до своего рабочего кабинета". Не смотря на это, Егор собственноручно перекрашивал агитационный гроб с надписью "Смерть бюрократизму", который геркулесовцы по большим праздникам вытаскивали на улицу и с песнями носили по всему городу. Вплоть до малейших деталей Ильф и Петров описывают один рабочий день такого человека, вызывая порой возгласы недоумения у читателя, а порой и добродушный смех. Но только самим и не до смеха, а скорее наоборот. Выписанный из Германии за большие деньги немецкий специалист, инженер Генрих Мария Заузе, в течение месяца не может попасть к Полыхаеву, начальнику "Геркулеса", для получения указаний по работе, которую он должен будет выполнять; вместо этого он исправно получает свое жалование, хотя, естественно, ничего не делает. "Бюрократизмус!" - кричит немец, в ажитации переходя на трудный русский язык. Третья часть романа является кульминационной. Здесь Ильф и Петров в пух и прах разбивают мечту Остапа о Рио-де-Жанейро и счастливой жизни миллионера. Поддерживаемый ими до этого в стремлении отобрать деньги у нечистого на руку Корейко, Остап остается один на один с ужасной действительностью. Из всевластных покровителей авторы переходят в грустных сатириков. Их сатира не язвительна, а печальна. Им жаль Остапа, но они больше ничего не могут поделать. Остапа ожидает полный крах. Обретя наконец-таки свой миллион, он понимает, что теперь стал таким же заложником этих денег, каким до него был Корейко. Он ничего не может купить, он не может жить открыто и богато, потому что все остальные живут бедно и плохо. Единственное спасение он видит в бегстве, в предательстве своей родины, но его этот факт абсолютно не смущает. Но родина не отпускает его, она крепко держит того, кто так высокомерно обращался с ней и пытался обмануть. И покоренный Остап принимает ее волю: "Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы". В заключение можно сказать, что роман "Золотой теленок" - не простое сатирическое произведение, а куда больше. Он не просто обличает плохие стороны молодой страны Советов, а доказывает мудрую русскую поговорку "Один в поле - не воин". Нельзя идти против общества и отрываться от коллектива, а иначе можно легко погибнуть "под колесами" жизни |