Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина» Подготовили: Мұлдықанова Диана и Бугак Милана 1. Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта которые сопутствовали созданию произведения - М.Ю. Лермонтов был сторонником демократических идей. Он выступал против славянофилов, считал их взгляды такими, что сковывают широкую душу русского народа. Резко выражался поэт и по поводу высших слоев общества. Например, в произведении «Смерть поэта» он открыто заявил, что светское общество виновато в смерти А.С. Пушкина. В этом же стихотворении цензура увидела призыв к народному восстанию. За «крамольные» мысли Михаила Юрьевича сослали на Кавказ. В ссылке поэт побывал дважды.
- В изгнании Лермонтова съедала тоска за родным краем. В январе 1841 года он возвращался с Кавказского края в Петербург. Во время поездки он увидел родные земли от места ссылки до Балтийского моря. Эти виды до глубины души поразили поэта, а в марте того же 1841 г. появилось стихотворение «Родина». В нем автор воспроизвел картины природы, характерные для среднерусской полосы. Поэт не идеализировал народный быт, видимо, война «воспитала» в нем умение показывать все правдиво, без украшения.
- В первых редакциях произведение значилось под заглавием «Отчизна». Позже автор изменил название на «Родина». Литературоведы считают, что причиной этой правки стала полемика поэта со славянофилом, А. С. Хомяковым, написавшем в 1839 г. стихотворение «Отчизна», в котором прославлялась непоколебимая вера в Бога и смиренность русского народа. Есть также мнение о том, что «отчизна» – термин, активно используемый декабристами. С ним участники общества связывали идеи гражданского долга. М.Ю. Лермонтов в «Родине» не провозглашал патриотические идеи, поэтому и отказался о первого названия.
- Произведение долгое время не допускалось цензурой к печати. В его строках власть увидела идеи, с которыми тогда велась непримиримая борьба. Тем не менее, еще до публикации текст распространился в кругах интеллигенции. Об этом свидетельствует письмо В. Белинского к В. Боткину. В нем адресант положительно отзывается о «Родине», называя стихотворение «пушкинской вещью» и очень надеется, что его позволят опубликовать. Действительно, некоторые строки «Родины» схожи со стихами Пушкина по содержанию и стилю.
- Впервые произведение было напечатано в четвертом номере «Отечественных записок». Критики и коллеги по перу хвалили «Родину» за то, что в ней отобразилась истинная любовь без патриотических предрассудков. Известно, что стихотворение очень нравилось Л.Н. Толстому.
2. Тема, идея, композиция, движение поэтической мысли Тема стихотворения: любовь к родине, пейзажное начало и патриотизм глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон. Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную”, потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели “законы” высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность. - Тема стихотворения: любовь к родине, пейзажное начало и патриотизм глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон. Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную”, потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели “законы” высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.
- Идея. В стихотворении существуют две строки собственно определяющие его идею: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» и «Но я люблю — за что, не знаю сам». Если совместить эти строки в свете всего произведения, то приходим к законченному определению идеи: Истинная, чистая любовь к родине – это глубинное чувство, не относящееся ни к знаниям, ни к рассудительной логике, но определяющее саму суть человека. Одно из высших ценностей на земле-чувство Родины, осознание, что она есть. У человека должна быть Родина, он не должен ее отрицать, отказываться от нее, забывать, не должен быть равнодушным. Та свобода, которая освобождает от всяких привязанностей, дружбы и любви не нужна человеку.
Композиция. Композиция стихотворения структурная и представляет собой двухчастную систему, в которая первая часть выражает личностное чувство поэта к родной земле в виде некоего отрицания. Вступительные шесть строк произведения задают весь тон произведению. Лермонтов заявляет о своей любви к Родине, которая не имеет границ и каких-либо конкретных причин. Вторая часть – лирическое описание русской природы и крестьянского быта, сквозь которое проступают размышления и чувства автора. Вторая часть описывает с упоением образы российской природы, а также крестьянского быта. Тем самым поэт подчеркивает противопоставление в форме контраста полемического изображения первых шести строк и элегии. Лермонтов трижды дает отрицание того, что могло для других стать объяснением. Вся вторая часть стихотворения и есть это объяснение, но оно особое. Это не система доказательств, не подбор соответствующих доводов, а эмоциональная, пропитанная авторским лиризмом картина родной страны. Здесь преобладает описание, а не рассуждение, причем композиция этого описания тоже весьма необычна. - Композиция. Композиция стихотворения структурная и представляет собой двухчастную систему, в которая первая часть выражает личностное чувство поэта к родной земле в виде некоего отрицания. Вступительные шесть строк произведения задают весь тон произведению. Лермонтов заявляет о своей любви к Родине, которая не имеет границ и каких-либо конкретных причин. Вторая часть – лирическое описание русской природы и крестьянского быта, сквозь которое проступают размышления и чувства автора. Вторая часть описывает с упоением образы российской природы, а также крестьянского быта. Тем самым поэт подчеркивает противопоставление в форме контраста полемического изображения первых шести строк и элегии. Лермонтов трижды дает отрицание того, что могло для других стать объяснением. Вся вторая часть стихотворения и есть это объяснение, но оно особое. Это не система доказательств, не подбор соответствующих доводов, а эмоциональная, пропитанная авторским лиризмом картина родной страны. Здесь преобладает описание, а не рассуждение, причем композиция этого описания тоже весьма необычна.
Композиция стихотворения «Родина» такова, что читатель вместе с автором идет от общих представлений к более частным. Последовательно сменяющиеся картины все время как бы приближаются к читателю, автор ведет за собой через лес и степи, по проселочной дороге в деревню к простой избе и останавливается, чтобы полюбоваться на удалую русскую пляску «с топаньем и свистом». Подобная композиция нередко встречается у Лермонтова, например, в переводе из Гете «Горные вершины». Первая картина, появляющаяся в стихотворении,- степь. Поэт любит «степей холодное молчанье». Образ степи сразу вызывает представление о чем-то просторном, привольном. Именно так поется о ней в народных песнях: «Эх, ты, степь широкая, степь раздольная». Такой рисует ее и народный поэт Кольцов: «Ты не пой, косарь, про широку степь». Величием и ширью привлекает она поэта. Не случайно заменяет он первоначальный вариант этой строчки -«ее полей холодное молчанье». Поле - меньше, ограниченнее, степь же бескрайна. Второй образ - лес, «лесов безбрежных колыханье», В русской народной поэзии он почти всегда могучий, богатырский. Кольцов называет его «Бова-силач», «богатырь-Бова». Как и степь, лес напоминает о необъятных просторах, богатстве родной земли. Показательно изменение первоначального варианта. «Ее лесов дремучих колыханье». Изменение эпитета показывает, что Лермонтов стремился усилить представление о размахе, могуществе русской природы. - Композиция стихотворения «Родина» такова, что читатель вместе с автором идет от общих представлений к более частным. Последовательно сменяющиеся картины все время как бы приближаются к читателю, автор ведет за собой через лес и степи, по проселочной дороге в деревню к простой избе и останавливается, чтобы полюбоваться на удалую русскую пляску «с топаньем и свистом». Подобная композиция нередко встречается у Лермонтова, например, в переводе из Гете «Горные вершины». Первая картина, появляющаяся в стихотворении,- степь. Поэт любит «степей холодное молчанье». Образ степи сразу вызывает представление о чем-то просторном, привольном. Именно так поется о ней в народных песнях: «Эх, ты, степь широкая, степь раздольная». Такой рисует ее и народный поэт Кольцов: «Ты не пой, косарь, про широку степь». Величием и ширью привлекает она поэта. Не случайно заменяет он первоначальный вариант этой строчки -«ее полей холодное молчанье». Поле - меньше, ограниченнее, степь же бескрайна. Второй образ - лес, «лесов безбрежных колыханье», В русской народной поэзии он почти всегда могучий, богатырский. Кольцов называет его «Бова-силач», «богатырь-Бова». Как и степь, лес напоминает о необъятных просторах, богатстве родной земли. Показательно изменение первоначального варианта. «Ее лесов дремучих колыханье». Изменение эпитета показывает, что Лермонтов стремился усилить представление о размахе, могуществе русской природы.
- Взгляд автора идет от общего плана, чему соответствует как бы «взгляд сверху», при котором возможно обозревать «ее степей холодное молчанье, / Ее лесов безбрежных колыханье, / Разливы рек ее, подобные морям».
- Затем точка зрения смещается: вместе с лирическим героем взгляд «спускается на землю», и тогда появляются «проселочный путь», встреченные по дороге «дрожащие огни печальных деревень», увиденная им «на холме средь желтой нивы» «чета белеющих берез». Затем движение взгляда как будто останавливается, сосредоточиваясь на деталях той картины, которая окружает поэта: «полное гумно», крестьянская изба, «с резными ставнями окно». А в конце лирический герой перестает быть только наблюдателем и сам становится участником того, что происходит в глубинах жизни родной страны: И в праздник, вечером росистым,/Смотреть до полночи готов/ На пляску с топаньем и свистом/Под говор пьяных мужичков.
- Отличительным своеобразием «Родины» является использование поэтом в качестве стихотворного размера вольного ямба, представленного пятистопным, шестистопным, переходящим в четырехстопный, в сочетании с разными рифмованными способами в виде перекрестной, парной и кольцевой рифмы. Стихотворение «Родина» написано – шести-, пяти- и четырёхстопным ямбом. Используется, главным образом, женская рифма.
- Так уже композиционная организация стихотворения показывает, насколько необычны были идеи, заложенные в нем.
Сюжет. В основе сюжета – исповедь лирического героя, посредством которой он пытается понять двойственность, неоднозначность своего отношения к родине. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения поэтической мысли. Очевидно, автору хотелось разобраться в себе, в своем отношении к Родине и потому ему сложно высказать то, именно за что, такое особенное он ее любит. По ходу развития мысли оказывается, что можно гореть любовью к родной земле и просто потому, что ты там родился. Деревни, поля, избы, односельчане тоже становятся родными, с ними связывается образ Родины. Ведь Родина это не вещь, это духовно-нравственная ценность, влекущая человека к месту своего рождения. Это людская связь и отношения, определенный склад людей, культивированные привычки, обычаи, праздники, диалекты, названия городов и деревень, климат, ландшафт и конечно источник сил для усталого путника возвратившегося с чужбины. - Сюжет. В основе сюжета – исповедь лирического героя, посредством которой он пытается понять двойственность, неоднозначность своего отношения к родине. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения поэтической мысли. Очевидно, автору хотелось разобраться в себе, в своем отношении к Родине и потому ему сложно высказать то, именно за что, такое особенное он ее любит. По ходу развития мысли оказывается, что можно гореть любовью к родной земле и просто потому, что ты там родился. Деревни, поля, избы, односельчане тоже становятся родными, с ними связывается образ Родины. Ведь Родина это не вещь, это духовно-нравственная ценность, влекущая человека к месту своего рождения. Это людская связь и отношения, определенный склад людей, культивированные привычки, обычаи, праздники, диалекты, названия городов и деревень, климат, ландшафт и конечно источник сил для усталого путника возвратившегося с чужбины.
3. Каков основной мотив стихотворения(основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)? Основной мотив стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. В далеком 1841 году Лермонтов создает данное произведение, под чувством любви и заботы о родной Отчизне. Тема Отечества, всегда заботила и волновала поэта. И это не случайно, ведь Лермонтова заботила судьба России, находящейся в руках правящих людей, взгляды которых губительны для широкой русской души. Многочисленные ссылки противников действующей власти возмущали и тревожили Лермонтова. Стихотворение «Родина» было написано, когда автор находился на Кавказе, но там, вдали от родных мест поэт воспевает красоту родных пейзажей, присущих среднерусской полосе. В стихотворении Лермонтов делится своими впечатлениями от путешествия по России, где господствовало мнение богатых и властных. Данное стихотворение относится к поздним творениям автора, как будто бы Лермонтов предчувствовал свой скорый уход из жизни и боль за оставленное им Отечество. У Лермонтова было патриотические настроение, во время написания этого стихотворения. Этим произведением поэт хочет сказать своим противникам, что одним из главных направлений его творчества является любовь к родной стороне. Бессмысленность упреков толпы о его не заботе, о Родине, он хочет перечеркнуть данным стихотворение. Поэтому в произведении «Родина» так часто слышится слово «люблю». - Основной мотив стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. В далеком 1841 году Лермонтов создает данное произведение, под чувством любви и заботы о родной Отчизне. Тема Отечества, всегда заботила и волновала поэта. И это не случайно, ведь Лермонтова заботила судьба России, находящейся в руках правящих людей, взгляды которых губительны для широкой русской души. Многочисленные ссылки противников действующей власти возмущали и тревожили Лермонтова. Стихотворение «Родина» было написано, когда автор находился на Кавказе, но там, вдали от родных мест поэт воспевает красоту родных пейзажей, присущих среднерусской полосе. В стихотворении Лермонтов делится своими впечатлениями от путешествия по России, где господствовало мнение богатых и властных. Данное стихотворение относится к поздним творениям автора, как будто бы Лермонтов предчувствовал свой скорый уход из жизни и боль за оставленное им Отечество. У Лермонтова было патриотические настроение, во время написания этого стихотворения. Этим произведением поэт хочет сказать своим противникам, что одним из главных направлений его творчества является любовь к родной стороне. Бессмысленность упреков толпы о его не заботе, о Родине, он хочет перечеркнуть данным стихотворение. Поэтому в произведении «Родина» так часто слышится слово «люблю».
4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается мотив? - В начале стихотворения используется возвышенный стиль с соответствующей лексикой и выражениями: “гордого доверия покой”, “заветные преданья”, “отрадного мечтанья”
- Автор использует яркие живые эпитеты в своём признании: “тёмная старина”, “заветные предания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.
- Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.
- Олицетворение: “степей холодное молчанье”.
- Сравнение: “разливы рек её, подобные морям”.
- Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье…”.
- Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!
5. Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены? В этом произведении выражены чувства любви и заботы о родной Отчизне. Тема Отечества, всегда заботила и волновала Лермонтова. Поэт возмущен господством недостатков и пережитков прошлого в умах правителей и пренебрежением к народным нуждам. В связи с этим, заметна тревога его души о родном крае. Это можно прочитать в следующих строчках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье…». Все стихотворение буквально пронизано патриотическими чувствами, заботой, любовью и тревогой за будущее России. Читая произведение «Родина» с первых строк возникает чувство торжественности и радости за родное Отечество. В стихотворении четко прослеживается понятие: родина и государство. Здесь нет обличительных строк, зато есть лирические ноты с тоном грусти. Чувствуется горечь, боль и обида за страну и народ, который не проснется от рабства. В стихотворении выражены чувства поэта-изгнанника. Его можно назвать смелым вызовом, который обличает самодержавную Россию. Между строк можно прочитать обращение к следующим поколениям любить Россию такой, какая она есть. Стихотворение мы можем отнести к пейзажной и философской лирике. - В этом произведении выражены чувства любви и заботы о родной Отчизне. Тема Отечества, всегда заботила и волновала Лермонтова. Поэт возмущен господством недостатков и пережитков прошлого в умах правителей и пренебрежением к народным нуждам. В связи с этим, заметна тревога его души о родном крае. Это можно прочитать в следующих строчках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье…». Все стихотворение буквально пронизано патриотическими чувствами, заботой, любовью и тревогой за будущее России. Читая произведение «Родина» с первых строк возникает чувство торжественности и радости за родное Отечество. В стихотворении четко прослеживается понятие: родина и государство. Здесь нет обличительных строк, зато есть лирические ноты с тоном грусти. Чувствуется горечь, боль и обида за страну и народ, который не проснется от рабства. В стихотворении выражены чувства поэта-изгнанника. Его можно назвать смелым вызовом, который обличает самодержавную Россию. Между строк можно прочитать обращение к следующим поколениям любить Россию такой, какая она есть. Стихотворение мы можем отнести к пейзажной и философской лирике.
Как отмечали критики, в этом произведении мы встречаем «редкое… совпадение чувства природы с чувством родины». Вначале поэт говорит о своей любви к Родине и замечает «странный» характер этого чувства, его конфликт с разумом, с рассудком: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. И следующая часть стихотворения раскрывает чувства поэта. Вначале взору нашему предстает широкая панорама России, ее «общая характеристика»: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям». Затем художественное пространство как будто сужается, картина конкретизируется. Лирический герой воспринимает Родину и природу всеми своими чувствами – зрением («взором медленным пронзая ночи тень»), обонянием («люблю дымок спаленной жнивы»), слухом («на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков»).В этом стихотворении слышится не только открытое любование и скрытая теплота чувств более того, здесь слышится мотив гордости Россией, ее величавой и гордой природой, самобытной культурой, национальным колоритом. Мотив, противостоящий первоначальному настроению поэта. - Как отмечали критики, в этом произведении мы встречаем «редкое… совпадение чувства природы с чувством родины». Вначале поэт говорит о своей любви к Родине и замечает «странный» характер этого чувства, его конфликт с разумом, с рассудком: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. И следующая часть стихотворения раскрывает чувства поэта. Вначале взору нашему предстает широкая панорама России, ее «общая характеристика»: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям». Затем художественное пространство как будто сужается, картина конкретизируется. Лирический герой воспринимает Родину и природу всеми своими чувствами – зрением («взором медленным пронзая ночи тень»), обонянием («люблю дымок спаленной жнивы»), слухом («на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков»).В этом стихотворении слышится не только открытое любование и скрытая теплота чувств более того, здесь слышится мотив гордости Россией, ее величавой и гордой природой, самобытной культурой, национальным колоритом. Мотив, противостоящий первоначальному настроению поэта.
6. Есть ли широкие поэтические обобщения? Какими художественными средствами они выражены? 7. Что особенно привлекло ваше внимание в произведении? Особенно привлекло наше внимание в произведении то, как Лермонтов показывает Родину в своём произведении. С одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова. «Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в стихотворении. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым. Природа дарит ему душевное спокойствие, сердечное тепло. - Особенно привлекло наше внимание в произведении то, как Лермонтов показывает Родину в своём произведении. С одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова. «Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в стихотворении. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым. Природа дарит ему душевное спокойствие, сердечное тепло.
8. Что считаете нужным «взять с собою в жизнь» из этого стихотворения Хотелось бы перенять у автора ту искренность, с которой он так отзывается о Родине. Ведь имея представление о жизни высшего общества, более того живя в этом обществе – Лермонтов не сливался с ним, и хоть и не говорит прямо о своем презрении к жизни высшего общества. Это угадывается в его душевном описании простого деревенского пейзажа. Лермонтов изображает величественную панораму родной природы. Его любовь не имеет разумных оснований, она как данность рожденному в России человеку. Любящий человек не замечает недостатков в том, что он любит, и конечно, Лермонтов зная состояние своей страны, понимая отсталость ее от Запада, бедность народа и его рабское положение, как мог ее не любить? Как можно не любить мать? Это врожденное чувство невозможно подавить, потому и восхищался Лермонтов картинами необъятного русского пейзажа. Лермонтову намного была ближе поездка на обычной крестьянской телеге, чем прогулка в блестящем экипаже. Это позволяет почувствовать на себе жизнь простого народа, ощутить свою неразрывную связь с ним. Господствующее мнение о том, что дворяне отличаются от крестьян не только образованием, но физическим и нравственным устройством организма автор опровергает заявлением об общих корнях всего народа. Иначе чем еще можно объяснить неосознанное восхищение деревенской жизнью. Поэт с радостью готов променять фальшивые столичные балы и маскарады на «пляску с топаньем и свистом». Хотелось бы перенять у автора ту искренность, с которой он так отзывается о Родине. Ведь имея представление о жизни высшего общества, более того живя в этом обществе – Лермонтов не сливался с ним, и хоть и не говорит прямо о своем презрении к жизни высшего общества. Это угадывается в его душевном описании простого деревенского пейзажа. Лермонтов изображает величественную панораму родной природы. Его любовь не имеет разумных оснований, она как данность рожденному в России человеку. Любящий человек не замечает недостатков в том, что он любит, и конечно, Лермонтов зная состояние своей страны, понимая отсталость ее от Запада, бедность народа и его рабское положение, как мог ее не любить? Как можно не любить мать? Это врожденное чувство невозможно подавить, потому и восхищался Лермонтов картинами необъятного русского пейзажа. Лермонтову намного была ближе поездка на обычной крестьянской телеге, чем прогулка в блестящем экипаже. Это позволяет почувствовать на себе жизнь простого народа, ощутить свою неразрывную связь с ним. Господствующее мнение о том, что дворяне отличаются от крестьян не только образованием, но физическим и нравственным устройством организма автор опровергает заявлением об общих корнях всего народа. Иначе чем еще можно объяснить неосознанное восхищение деревенской жизнью. Поэт с радостью готов променять фальшивые столичные балы и маскарады на «пляску с топаньем и свистом». «Родина» относится к числу лучших патриотических произведений. Его главное достоинство заключается в отсутствии пафоса и огромной искренности автора. |