Главная страница

Контрольная работа по эстетическому воспитанию. Эстетика контрольные. Анализ структуры оп до для доо


Скачать 68.85 Kb.
НазваниеАнализ структуры оп до для доо
АнкорКонтрольная работа по эстетическому воспитанию
Дата04.12.2022
Размер68.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭстетика контрольные.docx
ТипАнализ
#827289
страница1 из 2
  1   2

  1. Анализ структуры ОП ДО для ДОО

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Основные принципы построения и реализации Программы:

  • научной обоснованности и практической применимости;

  • единства воспитательных и образовательных целей и задач в работе с детьми дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

Цели программы — создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи


Педагоги

Дети

Родители

1.Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

2.Построение комплексно-тематической модели образовательного процесса.

3.Обеспечение познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, речевого и физического развития детей.

4. Обеспечение рациональной

организации и реализации

приоритетных направлений в ДОУ.

5.Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

6.Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной и трудовой).



1.Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании детей.

2.Повышение компетентности родителей в области воспитания.

3.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам всестороннего развития детей.


  1. Анализ трудностей педагогов при проектировании ОП ДО для ДОО (10 позиций)

1.Как гласит народная поговорка, о голове и шее, воспитатель-это голова, а дети –шея. Цель воспитателя сделать так, чтобы ребенку было интересно. Педагог должен быть мобильным, готовым к импровизациям, не боясь признаться, что он чего-то не умеет.

2.Организация работы с родителями. Семья и раньше считалась ячейкой общества, но центре образовательного процесса находились дети и воспитатели. С внедрением ФГОС родители становятся полноправными участниками образовательного процесса.

3.Эмоциональное выгорание педагогов.

4. Наличие инклюзивного образования: в группе зачастую встречаются дети с психическими и физическими проблемами здоровья.

5. Многочисленный состав групп.

6. Возрастает тенденция детей с педагогической запущенностью.

7. Большой объем режима работы.

8. Низкий уровень заработной платы.

9. Большое количество гиперактивных детей.

10. Авторитарный стиль поведения намного эффективнее, чем демократический.

  1. Прогнозирование возникновение трудностей педагогов при реализации ОП ДО в ДОО и пути их преодоления ( 10 позиций)

  1. Неопределенность, момент, когда отсутствует четкое понимание целей нововведения;

  2. Существует привычка- работать по-старому;

  3. Возникает страх перед увеличением нагрузки;

  4. Неуверенность в собственной профессиональной компетенции;

  5. Неумение внести изменения в планирование и организацию воспитательно-образовательного процесса;

  6. Определенные трудности при взаимодействии с родителями ,как равноправными участниками образовательного процесса, по реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

  7. Проблемы в культурно-исторической теории развития личности;

  8. Вопросы деятельностной теории;

  9. Личностный подход;

  10. Недостаток материально-технической базы.

  1. Требования к эксперту, проводящего экспертизу ОП ДО.

Эксперт рассматривает подразделы:

-Образование,

-Документы,

-Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса,

-Руководство,

-Педагогический состав

По окончанию проведения аккредитационной экспертизы члены экспертной группы готовят отчеты об аккредитационной экспертизе в части закрепленной за ними образовательной программы.


5. Контрольные работы

Контрольная работа 1 «Средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

  1. Что относится к основным формам художественно-эстетического воспитания (выберите верные ответы):

а) занятия, комплексные занятия (с объединением заданий по тематическому принципу).

б) игры

в) экскурсии

г) праздники/ развлечения

д) художественная деятельность вне занятий

е) режимные моменты

ж) все ответы верны

  1. Опишите понятие интеграции и её особенностей в работе с детьми как средства художественно-эстетического развития дошкольников.

Под понятием интеграции образовательного процесса мы рассматриваем единство целей, педагогических принципов и содержания всего процесса обучения и воспитания, преследующего единую цель: воспитание и развитие всесторонне-развитой личности. Работа по художественно-эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие образовательные области, как

-Социально-коммуникативное развитие,

- Познавательное развитие,

-Речевое развитие,

-Художественно-эстетическое развитие,

-Физическое развитие.

Вся программа является взаимосвязанной, интегрировапнной и составляет единое целое со всеми направлениями художественно-эстетического воспитания, которое, в свою очередь берет основу у различных видов искусства, таких как музыка, изобразительное искусство, литература .Решение происходит посредством природы, эстетической развивающей среды, различной художественной деятельностью-

музыкой, рисованием, лепкой, аппликацией,

конструированием,

художественно-речевой и театрализованной деятельностью.

  1. К средствам художественно-эстетического воспитания Н.А.Ветлугина

(как основатель одной из самых первых систем эстетического воспитания дошкольников (1962 г.)) относит (выберите верные ответы):

а) Окружающую действительность (эстетическое отношение к природе, труду, быту, общественным отношениям);

б) Искусство (музыка, живопись, литература, прикладное искусство);

в) Игру

  1. Важнейшим средством художественно-эстетического развития дошкольников Т.С.Комарова рассматривает (выберите верные ответы):

а) интеграцию различных видов искусства и художественно-творческих видов деятельности;

б) обучение графическим навыкам и умениям;

в) комплексное воздействие на ребёнка окружающего мира, искусства;

г) все ответы верны

  1. Искусство, как средство художественно-эстетического развития дошкольников используется (выберите верные ответы):

а) в эстетическом оформлении развивающей среды;

б) в ознакомлении детей с произведениями искусства;

в) в развитии художественного творчества и способностей детей.

г) все ответы верны

Контрольная работа 2 «Технологии развития детского изобразительного творчества»

  1. К методу побуждения к сопереживанию, как методу художественно-эстетического развития дошкольников, относится (выберите верный ответ):

а) создание эмоциональной атмосферы для восприятия, проведение предварительной, подготовительной работы, облегчающей детям восприятие;

б) задания, в которых каждый ребёнок самостоятельно ищет средства выразительности;

в) педагогические проблемные события, возникающие как спонтанно, так по замыслу педагога, которые направлены на создание условий для проявления детьми своего изобразительного опыта в новых для себя условиях.

  1. К традиционным методам художественно-эстетического воспитания относятся (выберите верные ответы):

а) метод наблюдения;

б) метод взаимодействия наглядности и слова;

в) метод беседы (индивидуальной и коллективной);

г) игровой метод;

д) метод эмоционально-творческой драматургии.

  1. К нетрадиционным (новым) методам художественно-эстетического воспитания относятся (выберите верные ответы):

а) метод поисковых ситуаций (задания, в которых каждый ребёнок самостоятельно ищет средства выразительности);

б) метод рассматривания (иллюстративного материала, репродукций картин и др.);

в) метод выстраивания зрительного ряда;

г) метод эмоционально-творческой драматургии (целостное художественно-игровое действо, создающее атмосферу радости и удивления, увлечения, общения и творчества);

д) все ответы верны.

  1. Продолжите утверждение: активность, инициативу, творчество у детей на занятиях художественно-эстетического цикла можно развивать при условии, что:

а) воспитатель умеет разнообразить методические приёмы;

б) воспитатель использует только хорошо зарекомендовавшие себя методы и приёмы работы с детьми;

в) воспитатель пользуется в работе только новыми методами художественно-эстетического воспитания.

  1. К современным технологиям художественно-эстетического развития относятся (выберите верные ответы):

а) мультимедийные технологии;

б) проектные технологии;

в) технологии организации мастер-классов для детей и взрослых;

г) игровые технологии;

д) все ответы верны.


Контрольная работа 3 «Средства образной выразительности в детском изобразительном творчестве»


  1. Сформулируйте понятие «выразительность» в искусстве и детском творчестве.

Выразительность в искусстве и в детском творчестве – это посильное раскрытие детьми некоторых определенных сторон того или иного предмета или явления, происходящего в действительности и передача эмоционального отношения к нему.

  1. Укажите средства выразительности в рисунках детей дошкольного возраста? Выберите верные варианты:

а) композиция;

б) цветовое решение образа;

в) применение разнообразной штриховки;

г) эмоциональная выразительность;

д) передача объёмности предметов и объектов.

3. К педагогическим условиям развития выразительности в детском творчестве можно отнести (выберите верные варианты):

а) свободу выбора изобразительных материалов и их новизна;

б) разнообразие и вариативность при проведении занятий;

в) овладение детьми способами изображения (обобщенный способ действия);

г) все ответы верны.

4. В каком из направлений педагогического взаимодействия педагогов и детей в процессе художественно-эстетического развития закрепление представлений о средствах образной выразительности происходит наиболее качественно:

а) в условиях специально организованного обучения;

б) в условиях совместной деятельности педагогов и детей;

в) в условиях самостоятельной деятельности детей.

5. Педагогические технологии, способствующие развитию образной выразительности в детском творчестве (выберите верные варианты):

а) технология обучения детей технике рисования для свободного и полного выражения в рисунке своих впечатлений;

б) технология обогащения детского воображения через игры, атрибуты персонажей, применение игровых приемов;

в) технология применения «арт-тренажёров»;

г) компьютерные технологии.


6.Задания для письменного выполнения.
Практическое задание 1:

Эстетическое чувство-это эмоциональное состояние, возникающее в процессе эстетического восприятия явления действительности или произведений искусства. Эстетическое чувство представляет собой специфическое переживание, вызываемое этим восприятием, и выступает как чувство прекрасного или возвышенного, трагического или комического.

Эстетическое отношение- это духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним.

Эстетический вкус-это способность человека воспринимать и оценивать какой-либо предмет в соответствии с внутренним миром человека, видеть и осознавать «прекрасное»

Эстетический идеал-это формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве.

Эстетическая ценность-это такой исторически сложившийся феномен нашей психики, который лежит в основе эстетического сознания, т.е. осознания действительности в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Эстетическая деятельность (искусство)-это всякая деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Это творчество по законам красоты, ибо любая форма освоения мира протекает «также и по законам красоты».

Эстетический опыт-это опыт отношения человека к представлению о предмете, то есть это опыт, который субъективен, но при этом, когда человек выносит суждение о прекрасном, его суждение притязает на всеобщность, то есть такое суждение является субъективно-всеобщим.
Практическое задание 2.

Эссе «Что такое красота?»

Земля-наш общий дом!

Мы здесь растем, мы здесь живем.

Люди!

Взгляните вокруг-сколько красот небывалых…
Что же такое красота? Разберемся сначала с самим понятием. Слово «красота» пришло к нам из прошлых времен, из старо-славянского языка, производное от слова «краса», далее «красный». Еще в старые времена передний почетный угол в избе называли «красным», красивым. Сейчас слово немного утратило своё исконное значение, но смысл остался прежним.

Что же такое красота? Для каждого понятие красоты является сугубо индивидуальным. Мелодичная музыка- это красота, прекрасный пейзаж, выполненный художником - красота, скульптура и литературный стих-это тоже красота. Всё, что услаждает взор, слух, вкусовые пристрастия, тактильные ощущения- все это относится к миру прекрасного под названием «Красота».

Что было сначала? Просто земля, просто планета… Из века в век, из года в год наполнялась Земля –матушка самым прекрасным, что ни на есть -Жизнью. Только живя на земле мы можем создавать и созерцать прекрасное. Как же прекрасен этот мир!!! Хочется завершить данное рассуждение строчками из своего стихотворения:

«…всё это живое не ценим, будь то сосулька иль птица.

Давайте же будем внимательны друг к другу, к природе, к Земле нашей.

Ведь мы же ее обыватели, не гости на нашей планете.

Мы верим в тебя Земля-матушка, с полями, лесами и реками.

Спасибо тебе, благодатная, за то, что ты с нами на веки.

Мы будем любить все прекрасное, ценить и лелеять живое все,

Чтоб солнышко яркое, ясное светило бы над головою.»

Практическое задание 3.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

Основная цель педагогического коллектива ДОУ - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Реализация цели осуществляется через решение задач:

  • организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;

  • развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;

  • приобщение к традициям родного края;

  • привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

  • работа с педагогическими кадрами;

  • работа с детьми;

  • взаимодействие с семьёй.

Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;

  • создание и обновление предметно-развивающей среды;

  • творческий подход к содержанию образования;

  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;

  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности взаимодействие с семьями воспитанников;

  • преемственность в работе с учреждениями культуры.

Развлечения, как одна из форм художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Викторина «В гостях у сказки»

Подготовительная к школе группа

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: развивать познавательные способности, воспитывать чувство взаимовыручки, доставить детям удовольствие от игры.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, аудиозапись песен из м\ф, 6 платков и предметы (сапоги, мешок, 3 тарелки, 3 чашки, 3 ложки; азбука, колпак; лукошко с пирожками; тыква, туфелька; полотенце, мыло, мочалка), атрибуты к драматизации сказки « Теремок». Персонаж – Королева сказки.

План мероприятия:

Сюрпризный момент.

Объяснение условий викторины.

I раунд. «Быстрый ответ».

II раунд. Интерактивная игра «Собери сказку».

III раунд. «Гость из сказки».

IV раунд. «Доскажи словечко».

V раунд. «Угадай мелодию».

VI раунд. «Словесная дуэль».

Драматизация сказки «Теремок».

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята , а вы любите сказки? (Ответ детей)

Я тоже люблю сказки, а еще я знаю где живет Королева сказки( Дети закрывают глаза, берутся за руки ,воспитатель ведет их). А королева сказки живет там, где сплелись ветвями ивы зеленые, где днем и ночью глухо шумит большое озеро. В самой чаще леса стоит ее замок огромный и нарядный, а вместе с ней там живут все сказки. Появляется Королева сказки: Здравствуйте ребята! Знаю ребята, что вы отправились в путешествие в страну сказок. А вы знаете , что сказки бывают веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир сказок.

Я знаю, что вы , ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины вы будете помогать, и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)

Сказки бывают народные, а бывают авторские. Называются они так потому, что их придумал народ. Авторские сказкам придумал и записал какой-то определенный человек – автор.

А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину между двумя командами : команда «Матрешки» и команда «Зайчики». Давайте выберем капитанов в каждой команде. (Выбирают капитана) Условия викторины таковы: каждая команда будет получать свое задание. За каждый правильный ответ команда получает балл в виде матрешки или зайчика (соответственно). По окончанию викторины баллы суммируются и определяется победитель. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде.
Итак, начнем!

Тихонько скрипит половица,

И кошке опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По залу ходит сказка…

Театральное представление « Теремок»

1 раунд. Быстрый ответ.

Командам предлагается быстро ответить на вопросы.

Вопросы для первой команды:

  1. Как звали внучку, которая боялась солнца?(Снегурочка)

  2. Сколько гномов было в сказке о Белоснежке? (Семь)

  3. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф)

  4. Летательный аппарат Бабы-Яги? ( Ступа)

  5. Как звали девочку, которая жила в избушке медведя? (Маша)

  6. Что понесла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожок и горшочек масла)

  7. Как звали гусениц – друзей Лунтика? (Вупсень, Пупсень)

  8. Кто помог вытащить репку? ( Мышка)

  9. Какая жительница болота стала женой царевича? (Лягушка)

  10. Как звали девочку с голубыми волосами? ( Мальвина)

Вопросы для второй команды?

  1. Как звали девочку, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

  2. Сколько козлят было в сказке о сером волке? (Семь)

  3. Как звали мальчика с длинным носом? (Буратино)

  4. Цветок, который исполняет все желания? (Цветик-семицветик)

  5. Как звали огромного динозавра с тремя головами? (Змей –Горыныч)

  6. Какую вещь потеряла золушка на балу? (Туфельку)

  7. Как звали бабушку и дедушку Лунтика? (Капа, Шишуля)

  8. Кто развалил теремок? (Медведь)

  9. Какое животное не любило ходить босиком, а предпочитало носить сапоги? (Кот)

  10. Как зовут человека с пропеллером, который живет на крыше? (Карлсон)

Подведение итогов 1 раунда.

2 раунд. Собери сказку.

Интерактивная игра на доске. Собрать персонажей одной сказки.

Подведение итогов 2 раунда.

3 раунд. «Гость из сказки».

Командам предлагается по набору предметов отгадать сказку или сказочного героя. Все предметы накрыты платками. Капитан команды сам выбирает какой платок ему снять.

- Сапоги, мешок (Кот в сапогах)

- 3 тарелки, 3 ложки, 3 чашки (Три медведя)

- Азбука, колпак ( Буратино)

- Лукошко с пирожками ( Красная Шапочка)

- Тыква, туфелька (Золушка)

- Полотенце, мыло, мочалка (Мойдодыр)

Подведение итогов 3 раунда.

4 раунд. «Доскажи словечко».

Вопросы для первой команды:

Избушка.. (на курьих ножках)

Ковер…(самолет)

Царевна…(лягушка)

Муха…(цокотуха)

Гуси…(лебеди)

Сестрица…(Аленушка)

Кощей …(бессмертный)

Василиса …(прекрасная)

Вопросы для второй команды:

Курочка…(Ряба)

Палочка…(выручалочка)

Иванушка…(дурачок)

Змей …(Горыныч)

Соловей …(разбойник)

Братец …(Иванушка)

Чудо…(юдо)

Шапка…(невидимка)

5 раунд. Угадай мелодию.

Звучит аудиозапись детских песен из мультипликационных фильмов или сказок (по 5 мелодий на каждую команду).

6 раунд. Словесная дуэль.

Этот конкурс не очень сложный. Сейчас вы по очереди будете называть русские народные сказки. Чья команда назовет больше сказок, та получит 2 балла, назвавшая меньше – 1 балл.

Королева : Молодцы ребята! Вы все справились с заданиями.

Воспитатель: Королева сказки , дети не только справились с заданиями , они могут сами показать тебе сказку.

Драматизация сказки « Теремок»

Королева благодарит детей и уходит.

Подведение итогов.

Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов (фигурок).

Награждение победителей

Грамоты, конфеты.

Практическое задание 4

«Интеграция в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

Формировать личность и художественно – эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека.

Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, период когда активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности, поэтому девиз нашей работы – «Чтобы ребенок вырос красивым душой и телом, он должен быть окружен красотой каждую минуту».

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от того потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Современный мир, давший человечеству много житейских благ, так же породил и глобальные проблемы – экологические кризисы, войны, духовную бедность людей. Поэтому необходимо с раннего возраста осуществлять художественно – эстетического развитие ребенка как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое позволит ребенку творить добро, так как зло безобразно.

В настоящее время высокая социальная значимость художественно – эстетического развития заставляет по – иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на необходимость ведения работы в развивающем и интегративном направлении.

Так как раздел художественно – эстетического воспитания недостаточно полно представлен в комплексных программа, наш детский сад использует ряд парциальных программ и методических пособий;

Работа по художественно – эстетическому направлению в нашем дошкольном учреждении проходит интегрированным курсом через такие разделы программы, как музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, знакомство с художественной литературой, ознакомление с природой;

Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальны, так как:

  • Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

  • Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

  • Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

  • Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;

  • Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.

Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;

Задачи интеграции:

- повысить эффективность художественно – эстетического воспитания;

- пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке;

- формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации;

- научить выделять главное из общего потока информации.

Интеграция - процесс сближения, создания единого целого. Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.

Интеграция - это один из путей достижения качества образования

Система художественно – эстетического воспитания

Она состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации художественно – эстетического направления. Данная система ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

Созданию данной системы предшествовала проектная деятельность, идея которой заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода. Проектный метод формирования у детей знаний об искусстве, музыке, театре, художественной литературе способствует развитию эстетического вкуса, познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков.

Цель проекта. Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов изобразительной деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

Задачи:

  • Развитие у детей художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи; развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, понимание содержания, средств выразительности, настроения;

  • Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным знаниям в области искусства – музыки, живописи;

  • Создание выразительных образов на основе музыкальных произведений через форму, пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали, через средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому, подражая творчеству художников, используя при этом различный материал;

  • Развитие творческих способностей в разных видах изобразительного творчества;

  • Формирование основ художественно – эстетической культуры личности

Система работы по художественно – эстетическому воспитанию.

  1. Интеграция различных видов деятельности в разных сочетаниях (музыка и рисование, рисование и ознакомление с искусством, музыка, развитие речи и физическая культура, экологическое воспитание, чтение художественной литературы и рисование, чтение х/л и продуктивные виды деятельности и др.);

  2. Разработка и реализация проекта «Рисуем музыку»(долгосрочный проект) - в нашей работе мы так же используем проектную деятельность - в рамках реализации раздела программы по художественно – эстетическому воспитанию творческой группой д/с разрабатывается данный проект, в который войдут перспективное планирование, конспекты интегрированных занятий, художественная литература, методика работы и в завершении проекта -программа дополнительного образования;

  3. Организация развивающей предметной среды (в музыкальном зале, в группах, холлах, оформление выставок детских рисунков, интерьер территории детского сада).

  4. Координация работы с другими учреждениями (школа, спортивный клуб «Факел», фольклорный ансамбль «Зень», кукольный театр, Драматический театра, выставочный зал, картинная галерея, Музей народно – прикладного искусства, исторический музей);

  5. Подготовка и переподготовка кадров ( семинары, практикумы, мастер – классы, курсы повышения квалификации, методические объединения городские (областные));

  6. Достижение наиболее эффективных результатов возможно при наличии всех компонентов системы.

Основой интеграции в реализации художественно – эстетического воспитания является образ, замысливаемый и передаваемый средствами выразительности.

Механизм интеграции - создание образа детьми средствами разных видов искусства в разных видах деятельности:

  1. В изобразительной – рисунок : форма, величина, цвет, композиция, ритм;

  2. В музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация;

  3. В театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

  4. Чтение х/л – слов: образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора;

Интеграция разных видов деятельности основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства: изобразительное, музыкальное, театрализованное;

Все это позволяет интегрировать содержание различных образовательных разделов – музыка и изодеятельность, музыка и физическая культура, музыка и театрализованная деятельность и пр. При этом образ выступает связующим звеном.

Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:

  • Систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю;

  • Увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы;

  • Вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания;

  • Подбор необходимого технического оснащения;

  • Систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями.

  • При реализации художественно – эстетического направления важную роль играет интеграция деятельности всех специалистов ДОУ.

  • Все компоненты взаимосвязаны, их реализации способствует педагогическая модель, разработанная и адаптированная к условиям детского сада, в которой определены функциональные обязанности каждого специалиста.

Структура педагогической модели по интеграции в художественно – эстетическом воспитании.

Заведующая ДОУ – направление работы:

- организация всего образовательного процесса, распределение функциональных обязанностей между членами педагогического коллектива;

- сотрудничество с органами управления образования;

- организация повышения квалификации кадров;

- организация развивающей предметной среды;

- решение финансовых вопросов в развитии средств художественно – эстетического воспитания ( приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов и т.д.);

- работа с родителями по выполнению целей и задач художественно – эстетического воспитания;

- координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой и пр.)

Заместитель заведующей – направление работы:

- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками художественно – эстетического воспитания;

- выбор программ и методик (совместно с педколлективом);

- определение места художественно – эстетического воспитания в общем образовательном пространстве ДОУ, его связи с другими направлениями;

- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей, реализация интегрированного подхода;

- мониторинг деятельности всего педагогического коллектива за год – реализация программы, реализация программ дополнительного образования, открытые занятия, выступления на педагогических советах, семинарах, консультациях, работа в творческой группе, участие в работе городских методических объединений, семинарах, участие в конкурсах, в том числе и городских (областных) и их результативность;

- участие в диагностике детей и анализ ее результатов;

- проведение консультаций, семинаров для всего коллектива;

- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

- участие в распространении опыта работы ДОУ;

- обобщение результатов работы;

- организация работы с родителями по данному направлению;

Педагог – психолог – направление работы:

- психологическая поддержка работы по художественно – эстетическому воспитанию;

- анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей в ДОУ;

- участие в составлении диагностических карт;

- посещение занятий с целью определение особенностей поведения и характеристик дошкольников ( произвольность, комфортность и т.д.);

- работа с родителями;

Музыкальный руководитель – направление работы:

- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком произведений искусства;

- согласование музыкальных занятий воспитателя, руководителя хореографии;

- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;

- подбор музыкальных произведений;

- подготовка детей к участию в городских (областных) конкурсах детского творчества;

Инструктор по физической культуре – направление работы:

- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

- включение в занятия определенных физических упражнений, танцевальных движений, подвижных игр с учетом целей и задач художественно – эстетического воспитания;

- участие в утренниках, праздниках, развлечениях;

Хореограф – направление работы:

- согласование своей программы с программой музыкального руководителя и воспитателей с целью интеграции деятельности;

- использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр;

- постановка танцев для детских утренников, праздников, развлечений;

- участие в детских городских (областных) конкурсах детского творчества;

Педагог по ИЗО – направление работы:

- закрепление содержания занятий в рисовании;

- оказание помощи музыкальным руководителям, воспитателям в изготовлении наглядных пособий, костюмов к праздникам, конкурсам, оформление залов, холла;

- совместное проведение занятий с музыкальным руководителем, воспитателем;

- участие в создании выставок детских работ;

- координация своей программы с программой воспитателей;

- использование элементов фольклора в целях художественно – эстетического воспитания ( народная живопись, глиняные игрушки и т.п.)

Учитель – логопед – направление работы:

- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

-использование элементов фольклора в целях художественно – эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки, заучивание стихотворений по лексическим темам);

- использование на занятиях рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества;

Воспитатель – направление работы:

- разработка и осуществление отдельных проектов, в рамках приоритетного направления;

- участие в конкурсах детского художественного творчества;

- создание условий для художественно – эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;

- работа с родителями в системе художественно – эстетического воспитания;

- участие в диагностике детей;

Интеграция и координация специалистов является основой, исследовательской и педагогической деятельности нашего коллектива.

Одним из важных условий реализации системы художественно – эстетического воспитания является правильная организация предметно – развивающей среды. Каждая группа эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства, музыкальные уголки. Оформлены: мини – музей «Времени», «Музей Воздуха», Комната Сказок, Картинная галерея, оформлены - кабинет по Правилам дорожного движения, Комната быта, Комната Естествознания, Комната Космоса, кабинет психологической разгрузки, Уголок народно – прикладного искусства. Для проведений занятий имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом. Функционирует комната рисования, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах, в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

Созданная в д/с предметно – развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Эстетически оформлена территория детского сада - декоративные мини – бассейны, малые формы на участках, цветники, вазоны, декоративные уголки.

Практическое задание 5

Обзор современных публикаций в журналах/ сборниках конференций о методах и современных педагогических технологиях художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

1.Галянт Ирина Геннадьевна, статья по специальности «Народное образование. Педагогика»: «Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

В данной статье рассматривается проблема организации художественно-эстетического развития детей. Были представлены активные формы и методы организации художественно-эстетического образовательного процесса ,ориентированные на принцип интеграции искусств и видов творческой деятельности детей.

2.Бутенко Наталья Валентиновна, публикация на тему «Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Публикация рассчитана на широкую аудиторию, с целью донести такой факт, что современные дети дошкольного возраста имеют качественно другой эстетический опыт, сформированный в условиях влияния неранжированных информационных ресурсов, технологий, медиасредств и культурно-эстетических клише современного общества, не всегда отягощенного интеллектом. По-скольку худождественно- эстетическое развитие рассматривается как непрерывный планомерный , контролируемый социум процесс внедрения дошкольника в тот самый «социум», необходимо осуществлять эту деятельность под непосредственным контролем взрослого, в виду того, что процесс этот является одним из важнейших этапов освоения культурных средств. Актуальность проблемы заключается в том, что проблема художественно-эстетического развития дошкольника в условиях отечественной модернизации, которая изменила все сферы российского образования, требует нового комплексного подхода, разработки новейших образовательных технологий, которые будут в свою очередь направлены на формирование готовности дошкольника к саморазвитию и его успешной самореализации в дальнейшей жизни.

3.Боякова Екатерина Вячеславовна в статье «Роль среды в эстетичеком и музыкальном развитии детей дошкольного возраста» [Журнал «История и современность»] указала на ретроспективу взглядов , отражающих основную роль интеграции эстетического и музыкального развития как таковых. Приводится краткий обзор современных исследований социокультурной среды. Показывается первостепенность качества и культурной наполненности среды. В статье дается обоснование эстетической ориентированности среды и ее компонентов.

4.Гусарова Елена Николаевна, «Технологии художественно-эстетического направления в дошкольном образовании.

В статье представлены современные технологии, нацеленные на реализацию задач художественно-эстетической направленности. Проведя анализ технологических приемов и средств художественного и эстетического развития дошкольника. Разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений.

  1. Нестерова Светлана Валерьевна, «Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста» в своей статье излагает следующую концепцию: современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями. Особенно ярко выражена такая необходимость в сфере художественно-эстетического развития.

7. создание систематизированного материала по одной из педагогических технологий развития детского творчества. ( презентация с текстом)

  1   2


написать администратору сайта