|
АНАТОМИЯ КУЛЬТУРЫ. анат культуры. Анатомия культуры формы культуры
АНАТОМИЯ КУЛЬТУРЫ Формы культуры 1. Пространство культуры Пространство культуры это совокупность всего происходящего в культурной жизни определенного сообщества. Это коммуникативное пространство, объединяющее как физическое (ландшафт, климат и т.д.), так и символическое, духовное начала (язык, нормы, обычаи, ритуалы и т.д.). Пространство культуры выступает хранилищем и источником культурной, не биологической, человеческой жизни. Оно имеет внутреннюю структуру, придающую любому культурному или природному факту когнитивные, ценностные и регулятивные смыслы. формирование культурного пространства сопровождается рядом характерных признаков 1) во всеобщее культурное пространство интегрируются культурные факты, зародившиеся в отдельно взятых культурных пространствах 2) культурное пространство является собой одновременно и пространство национальное, государственное, корпоративное, а также и общечеловеческое 3) законы, действующие в культурном пространстве, распространяются и на отдельно взятые пространства культуры 4) пространства культуры находятся между собой в постоянном взаимодействии, а также могут объединяться или пересекаться в субъектах культуры Трехмерная модель культуры Культурное пространство - это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом. Продолжая аналогию культурного пространства с физическим, выделим в нем три измерения - в соответствии с основными типами смыслов, содержащихся в социальной информации. Этими типами смыслов являются: 1) знания; 2) ценности; 3) регулятивы. Им соответствуют три взаимопересекающиеся «координатные оси»: 1) «когнитивная»; 2) «ценностная»; 3) «регулятивная». 2. Формы культуры В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах: 1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой; 2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи; 3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. К ней относятся специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, называемой в силу этого элитой общества. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений, как правило, неизвестны. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, тосты, сказки, песни, танцы и т.д. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор – еще одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор обычно локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. Массовая культура Время ее появления – сер. XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Понятие «массовая культура» отражает существенные сдвиги в механизме современной культуры: развитие средств массовой коммуникации; становление индустриально-коммерческого типа производства и распространение стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры и повышение уровня образованности масс и т.д. Через систему средств массовой коммуникации печатная и электронная продукция охватывает большинство членов общества. Посредством единого механизма моды массовая культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля одежды и жизни до хобби; от выбора идеологии до ритуалов интимных отношений. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Составные элементы культуры Реализовать свое творческое начало каждый человек может по-разному, и достижение его творческого самовыражения происходит при помощи различных культурных форм: 1) миф 2) Религия 3) Искусство 4) наука Каждая из таких форм имеет свою смысловую и символическую систему. 3. Религия как сакральная форма культуры Исторически первой формой культуры является миф, который представляет собой бессознательное смысловое единение человека с силами непосредственного бытия - бытия природы или общества. Тогда, когда миф является единственной формой культуры, такое единение свидетельствует о том, что человек не отличает смысла от природного свойства, а ассоциативную связь от причинно-следственной Природа одушевляется и выступает как мир родственных человеку, хотя и грозных, мифологических существ – богов и демонов. Миф – это самая древняя система ценностей. Культура развивается от мифа к логосу, то есть от вымысла к знанию. В современной культуре с развитием цивилизации ценности и идеалы мифа играют архаичную роль, но дает нам средства символического мышления, позволяет интерпретировать ценности современной культуры через идею «героического» Отличие Религии от мифа Как и миф, религия выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако в отличие от мифа, здесь обожествляется сверхъестественные силы, а не природа, дух человека с его свободой и творчеством. Понимая божественное как сверхъестественный абсолют, религия делала человека независимым от стихийных сил и страстей. Ценности религии и ценности светской культуры часто противоречат друг другу (например, в миропонимании или понимании смысла жизни). Главным в религии является вера – в сверхъестественное, в Бога, в чудо – во все то, что рациональным путем непостижимо. Как правило, поначалу культура модифицирует становление религии, однако со временем религия начинает изменять культуру, которая попадает все больше и больше под значительное влияние религии. Представления о мире в древности Религиозные представления о мире традиционно связаны с обожествлением первобытными людьми природы, выступающей по отношению к человеку как высшее, всемогущее и неподвластное начало, которое требует уважения и поклонения. Компоненты религиозной культуры - элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика);
- религиозные учебные заведения;
- библиотеки и издательства;
- религиозная философская и политическая мысль;
- нормы морали.
Анимизм - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы Фетишизм - культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам Тотемизм - название и знак, герб племени, а также название животного, которому племя оказывает специальный культ Пантеизм – философское учение объединяющее и отождествляющее бога и мир Деизм – философско-религиозное направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений Монотеизм – религиозное представление о существовании только одного бога или о единственности бога Мировые религии - Буддизм
- Христианство
- Ислам
4. Наука как новый феномен культуры Первыми о науке как культурном феномене заговорили просветители xviii века. Вклад научного познания и знания в культуру ими оценивался исключительно позитивно и составлял важнейший момент их доктрины об общественном прогрессе. Определение «науки» Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается как: 1) форма деятельности 2) система или совокупность дисциплинарных знаний 3) социальный институт Социальные функции науки 1) культурно-мировоззренческая функция. Наука, начиная с периода своего становления как особого социального института (Новое время), оказывала и оказывает существенное влияние на мировоззрение. Научный взгляд на мир во многом определяет мировоззрение нашей эпохи. Социальные функции науки 2) наука превратилась в непосредственную производительную силу, что стало особенно очевидно для периода научно-технической революции, начало которой приходится на середину ХХ в. Для НТР характерен синтез науки, техники и производства, когда научные открытия очень быстро получают техническое воплощение и коренным образом изменяют производство. Наука стала необходимой основой современного производства, которое немыслимо без электроники, кибернетики, атомной энергетики и т.д. Социальные функции науки 3) Наука выступает в качестве социальной силы, непосредственно включаясь практически во все без исключения социальные процессы, и, оказывая на них огромное влияние. Авторитет и влияние науки столь велики, что ее методы используются при разработке масштабных и перспективных планов и программ социального и экономического развития, в решении глобальных проблем современности. Достижения науки становятся элементами общего и специального образования, основой современного управления социальными процессами. 5. Культурные сценарии деятельности Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее способы (приспособленные к условиям общественного бытия, соответствующие общественным потребностям). Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий – это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Два уровня сценариев деятельности 1) культурный сценарий. В пространстве культуры существуют эталонные сюжеты культурных сценариев, определяющие их общие контуры и инвариантные, не зависимые от конкретных жизненных ситуаций принципы построения. 2) индивидуальный сценарий деятельности. В нем основной сюжет приобретает своеобразие, характерное именно для данной личности. Многообразие культурных сценариев - Культура труда
- Культура учебы
- Культура игры
- Культура досуга
- Культура общения
Культура общения В культуре общения есть два взаимосвязанных аспекта: внешний, ритуальный, "этикетный" и внутренний, социально-психологический. Первый аспект – выражается в выполнении общепринятых ритуалов общения, правил этикета, предписывающих, что и как надлежит во время общения делать. Характер этих отношений образует второй, более глубокий слой культуры общения – ее социально-психологический аспект. Его обычно имеют в виду, когда говорят о "внутренней культуре" человека. Нормы «внутренней культуры» 1) поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это так называемое "золотое правило нравственности. 2) выполняй свои обещания, договоренности и обязательства. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ |
|
|