Психологическая диагностика в школе ( часть 2 ).. 2 психолог. Анкета по выявлению уровня педагогической запущенности
Скачать 0.62 Mb.
|
Тематически Животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/6 часть листа, или мухообразик во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм. Внешний вид животного Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми — это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное «выше Останкинской башни». Присвоение животному больших размеров может являться «простым и незамаскированным исполнением желания быть большим». Если у Вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило это встречается лишь в случае истинного невроза. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в «сложение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п. Агрессивность Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа. Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. Название Название животного используется для определения типа мышления. Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе — мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру—тру», «лю—лю», «кус—кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотикли-рон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.). Название, не имеющее никакой связи с рисунком — несерьезность, поверхностность. ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАЖИМ НА КАРАНДАШ - показатель психомоторного тонуса: • Слабый нажим, местами линия едва видна - астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние (с четырехлетнего возраста). • Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу - эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраста). • Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу - конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние. • Нажим сильно варьирует - эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста). • Колебания нажима особо сильны - эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние. ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ • Штриховые линии - тревожность как черта личности. • Множественные линии - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность. • Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной - стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. • Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста). • Линии, не доведенные до конца - астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста). • Искажение формы линий - органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста). РАЗМЕР РИСУНКОВ • Увеличенный размер: рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, несуществующее животное - весь лист - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность; гиперактивность. • Уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте - депрессия; низкая самооценка. • Размер рисунков сильно варьирует - эмоциональная лабильность. РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ • Смещен вверх, расположен в верхней половине листа, но не в углу - иногда повышение самооценки, возможно, компенсаторное; стремление к высоким достижениям. • Смещен вниз, расположен в нижней половине листа - иногда снижение самооценки. • Смещен вбок - иногда органическое поражение мозга. • Выходит за край листа - импульсивность; острая тревога; иногда пограничное, невротическое или психотическое состояние. • Помещен в углу листа - иногда депрессия или субдепрессия. ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ • Большое количество разнообразных деталей - демонстративность; живое воображение, творческая направленность. • Повышенная тщательность, большое количество однотипных деталей - ригидность; тревожность; иногда перфекционизм; эпилепто-идная акцентуация; органическое поражение мозга. • Малое количество деталей, схематичность, в отношении к возрастной норме - астения; импульсивность; низкая эмоциональность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; интровертность, замкнутость; иногда депрессия или субдепрессия; шизоидная акцентуация; сниженный уровень умственного развития. • Небрежность, в отношении к возрастной норме- импульсивность; низкая мотивация; иногда органическое поражение мозга; негативизм; отрицательное отношение к обследованию. Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют - эмоциональная лабильность; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам:увеличение числа и разнообразия деталей - положительное отношение;увеличение числа однообразных деталей - напряженное отношение; бедность деталей, схематичность, небрежность - отрицательное отношение. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ • Стирание и исправление линий - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм. • Штриховка рисунка простым карандашом - тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется); * размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка - острая тревога; импульсивность (с шестилетнего возраста); * особо тщательная штриховка - тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм; * штриховка с сильным нажимом: зачернение всего рисунка или его части - эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние. • Отклонение от вертикали - органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста). • Нарушения симметрии - органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста). • Двигательные - органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста). • Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур - интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста). • Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист (- импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста). • Грубое искажение формы и/или пропорций - интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста). ТИП ЖИВОТНОГО • Реально существующее - интеллектуальное или эмоциональное нарушение; острая тревога; иногда психическое заболевание (с семилетнего возраста). • Существовавшее раньше (например, динозавр) или существующее в культуре (например, дракон) - бедность воображения; низкий общекультурный уровень; иногда педагогическая запущенность (с семилетнего возраста). • Сконструированное из частей разных животных, соответствующее стандартной схеме животного - рационалистический, нетворческий подход к задаче. • Целостное, построенное по стандартной схеме с головой, туловищем, конечностями - художественный, но в целом стандартный подход к задаче. • Построенное по оригинальной схеме, не напоминающее обычных животных -творческий подход к задаче; низкая конформность. • Сверхоригинальное, вычурное - демонстративность; шизоидность. • Человекообразное - высокая неудовлетворенная потребность в общении; типично для подросткового возраста. • Механическое, угловатое, машинообраз-ное или включающее отдельные механические детали - интроверт-ность; аутизация; иногда шизоидность. • С конечностями, направленными вовне - экстравертность. • Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу- интровертность. ДЕТАЛИ • Избыток органов чувств (- тревожность. • Глаза * отсутствуют - аутизация; астения; субдепрессия; иногда шизоидность; * пустые, без радужки и зрачков - астения; аутизация; иногда асоциальность; страхи (с шестилетнего возраста); * большие зачернененные или с зачерненной радужкой - страхи; * форма грубо искажена - невротическое состояние; асоциальность; иногда психическое заболевание. • Уши, подчеркнутые нажимом или особо большие - тревожность; иногда подозрительность, настороженность. • Зубы - вербальная агрессия. • Голова на рисунке, в целом соответствующем схеме животного, * отсутствует - импульсивность; иногда психическое заболевание; * форма грубо искажена - органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; * две или более головы - иногда внутренний конфликт, противоречивые желания. • Толстый хвост - высокая значимость сексуальной сферы. • Чешуя, панцирь - потребность в защите, боязнь агрессии. • Иглы, шипы и т.п- защитная агрессия. • Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты - агрессивность. • Отсутствие ног, их недостаточное количество или явная слабость на рисунке, в целом соответствующем схеме животного или человека - низкая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях. • Особо большие (толстые) ноги или их избыточное количество - потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях. • Крылья - мечтательность, романтичность, склонность к компенсаторному фантазированию. • Тело, покрытое густыми волосами - значимость сексуальной сферы. • Оружие, режущее, колющее или рубящее орудие - агрессивность, • Украшения: узор на шкуре, павлиний хвост, ресницы - демонстра-тивность. • Раны, шрамы - невротическое состояние; иногда психическое заболевание. • Внутренние органы, анатомические детали, кровеносные сосуды, в частности, сосуды глаза - ипохондрия, невротическое состояние; иногда психическое заболевание. • Половые органы, женская грудь, вымя или детали, напоминающие их по форме, независимо от того, как они названы - высокая значимость сексуальной сферы. ОПИСАНИЕ ОБРАЗА В ЖИЗНИ • Соответствие рисунку - показатель логичности мышления. • Несоответствие рисунку - иногда нарушения логического мышления • Особо подробное, с идеализацией, указанием на красоту или исключительность животного - демонстративность; склонность к компенсаторному фантазированию. • Место жизни * изолированное (пещера, скалы, другая планета, космос) - недостаток общения, чувство одиночества; * упоминание о трудной достижимости (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) - боязнь агрессии, потребность в защите; * экзотическое (остров Мадагаскар, заколдованный лес) - демонстративность; * эмоционально неприятное (болото, грязь) - невротическое состояние; низкая социализированность; иногда психическое заболевание. • Питание * явно несъедобные вещи (камни, стекло, металл) - низкая социализированность, нарушения общения; * особо крупные объекты (горы, деревья, дома) или утверждение о том, что животное ест все, - импульсивность; низкая социализированность; * люди - негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность; * подробное описание поедания жертв - Агрессивность; * эмоционально неприятная пища (червяки, грязь, слизь) – невротическое состояние; иногда психическое заболевание; * кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) - невротическая агрессия; * не питается ничем или питается воздухом, энергией - интровертность; иногда шизоидность. • Любимое или наиболее обычное занятие * играет, гуляет, развлекается - прямая проекция своих желаний; * постоянно занято поисками пищи - ощущение трудности и однообразия жизни; * ломает деревья, топчет дома - негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность; иногда психическое заболевание; * много спит - усталость; астеническое состояние. • Друзья * отсутствуют - чувство одиночества; * все окружающие, без конкретизации - высокая неудовлетворенная потребность в общении; * злые, агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) - негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность. • Враги * большое число или полное отсутствие - боязнь агрессии; * все окружающие - негативизм; асоциальность или антисоциальность. • Описание способов защиты от опасности; указание на гигантский ее размер - тревожность, боязнь агрессии. • Особо длинный перечень страхов; страхи, нетипичные для животных (темнота, смерть, насекомые) - страхи, невротическое состояние. • Тема размножения - значимость сексуальной сферы. • Бесполые формы размножения - напряженное, внутренне конфликтное отношение к сексуальной сфере. • Желания * иметь друзей - недостаток общения; * не иметь врагов - боязнь агрессии; иногда настороженность, подозрительность; * чтобы его не боялись - боязнь агрессии; * стать обычным животным, стать человеком - эмоциональный дискомфорт, связанный с ощущением своего отличия от окружающих; * стать больше по размеру - ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите. |