Главная страница
Навигация по странице:

  • Вольфганг

  • История создания.

  • Анализ. Моцарт Crucifixus. Реферат Моцарт. Аннотация В. А. Моцарт месса cmoll "Crucifixus"


    Скачать 24.75 Kb.
    НазваниеАннотация В. А. Моцарт месса cmoll "Crucifixus"
    АнкорАнализ. Моцарт Crucifixus
    Дата05.12.2020
    Размер24.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Моцарт.docx
    ТипДокументы
    #157083

    Аннотация

    В. А. Моцарт месса c-moll "Crucifixus"
    Выполнила:Перепелица Марина ДФ 1курс.

    1.Историко-эстетический анализ.

    Вольфганг Амадей Моцарт(1756-1791)

    В. А. Моцарт родился в семье Леопольда Моцарта, скрипача и композитора при дворе зальцбургского архиепископа. Гениальная одаренность позволила Моцарту уже с четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень быстро овладеть искусством игры на клавире, скрипке, органе. Отец умело руководил занятиями сына. В 1762-71 гг. он предпринимал гастрольные поездки, во время которых многие европейские дворы познакомились с искусством его детей (старшая, сестра Вольфганга была одаренной клавиристкой, сам он пел, дирижировал, виртуозно играл на разных инструментах и импровизировал), повсюду вызывавшим восхищение. В возрасте 14 лет Моцарт был награжден папским орденом «Золотой шпоры», избран членом Филармонической академии в Болонье.
    В поездках Вольфганг знакомился с музыкой разных стран, осваивая характерные для эпохи жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии (1764), в Вене (1768) он получает заказы на оперы в жанре итальянской оперы-buffa («Притворная простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и Бастьенна»; годом раньше в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера (латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт». Особенно плодотворным было пребывание в Италии, где Моцарт совершенствуется в контрапункте (полифонии) у Дж. Б. Мартини (Болонья), ставит в Милане оперу-seria «Митридат, царь понтийский» (1770), а в 1771 г. — оперу «Луций Сулла».

    Гениальный юноша меньше интересовал меценатов, чем чудо-ребенок, и Л. Моцарту не удалось найти для него места при каком-либо столичном европейском дворе. Пришлось вернуться в Зальцбург для исполнения обязанностей придворного концертмейстера. Творческие стремления Моцарта теперь ограничивались заказами на сочинение духовной музыки, а также развлекательных пьес — дивертисментов, кассаций, серенад (т. е. сюит с танцевальными частями для разных инструментальных составов, звучавших не только на придворных вечерах, но и на улицах, в домах австрийских горожан). Работу в этой области Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где было создано его самое известное произведение подобного рода — «Маленькая ночная серенада» (1787), своеобразная миниатюрная симфония, полная юмора и изящества. Пишет Моцарт и концерты для скрипки с оркестром, клавирные и скрипичные сонаты и др. Одна из вершин музыки этого периода — Симфония соль минор № 25, где отразились характерные для эпохи мятежные «вертеровские» настроения, близкие по духу литературному течению «Бури и натиска».
    Томясь в провинциальном Зальцбурге, где его удерживали деспотические притязания архиепископа, Моцарт предпринимает неудавшиеся попытки устроиться в Мюнхене, Мангейме, Париже. Поездки в эти города (1777-79) принесли, однако, много эмоциональных (первая любовь — к певице Алоизии Вебер, смерть матери) и художественных впечатлений, отразившихся, в частности, в клавирных сонатах (ля минор, ля мажор с вариациями и Rondo alla turca), в Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром и др. Отдельные оперные постановки («Сон Сципиона» — 1772, «Царь-пастух» — 1775, обе в Зальцбурге; «Мнимая садовница» — 1775, Мюнхен) не удовлетворили стремлений Моцарта к регулярному контакту с оперным театром. Постановка оперы-seria «Идоменей, царь критский» (Мюнхен, 1781) выявила полную зрелость Моцарта-художника и человека, его смелость и независимость в вопросах жизни и творчества. Прибыв из Мюнхена в Вену, куда направился на коронационные торжества архиепископ, Моцарт порвал с ним, отказавшись вернуться в Зальцбург.

    Прекрасным венским дебютом Моцарта стал зингшпиль «Похищение из сераля» (1782, Бургтеатр), за премьерой которого последовала женитьба на Констанце Вебер (младшей сестре Алоизии). Однако (впоследствии оперные заказы поступали не столь часто. Придворный поэт Л. Да Понте содействовал постановке на сцене Бургтеатра опер, написанных на его либретто: двух центральных творений Моцарта — «Свадьбы Фигаро» (1786) и «Дон Жуана» (1788), а также оперы-buffа «Так поступают все» (1790); в Шенбрунне (летней резиденции двора) была также поставлена одноактная комедия с музыкой «Директор театра» (1786).

    Первые годы в Вене Моцарт часто выступает, создавая для своих «академий» (концертов, организованных по подписке среди меценатов) концерты для клавира с оркестром. Исключительное значение для творчества композитора имело изучение произведений И. С. Баха (а также Г. Ф. Генделя, Ф. Э. Баха), направившее его художественные интересы в область полифонии, придавшее новую глубину и серьезность его замыслам. Это очень ярко проявилось в Фантазии и сонате до минор (1784-85), в шести струнных квартетах, посвященных И. Гайдну, с которым Моцарта связывала большая человеческая и творческая дружба. Чем глубже проникала музыка Моцарта в тайны человеческого бытия, чем индивидуальнее становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене (полученная в 1787 г. должность придворного камерного музыканта обязывала его лишь к созданию танцев для маскарадов).

    Гораздо больше понимания нашел композитор в Праге, где в 1787 г. была поставлена «Свадьба Фигаро», а вскоре состоялась премьера написанного для этого города «Дон Жуана» (в 1791 г. Моцарт поставил в Праге еще одну оперу — «Милосердие Тита»), яснее всего обозначившего роль трагической темы в творчестве Моцарта. Такой же смелостью и новизной отмечены «Пражская симфония» ре мажор (1787) и три последние симфонии (№ 39 ми-бемоль мажор, № 40 соль минор, № 41 до мажор — «Юпитер»; лето 1788), давшие необычайно яркую и полную картину идей и чувствований своей эпохи и проложившие пути к симфонизму XIX в. Из трех симфоний 1788 г. только Симфония соль минор прозвучала один раз в Вене. Последними бессмертными творениями моцартовского гения стали опера «Волшебная флейта» — гимн свету и разуму (1791, Театр в венском предместье) — и скорбный величественный Реквием, не завершенный композитором.

    Внезапность смерти Моцарта, чье здоровье было, вероятно, подорвано длительным перенапряжением творческих сил и трудными условиями последних лет жизни, таинственные обстоятельства заказа Реквиема (как выяснилось, анонимный заказ принадлежал некоему графу Ф. Вальзаг-Штуппаху, намеревавшемуся выдать его за свое сочинение), захоронение в общей могиле — все это дало повод к распространению легенд об отравлении Моцарта (см., например, трагедию Пушкина «Моцарт и Сальери»), не получивших никаких подтверждений. Творчество Моцарта стало для многих последующих поколений олицетворением музыки вообще, ее способности воссоздать все стороны человеческого бытия, представляя их в прекрасной и совершенной гармонии, наполненной, однако, внутренними контрастами и противоречиями. Художественный мир моцартовской музыки словно населен множеством разнообразных персонажей, многогранных человеческих характеров. В нем нашла свое отражение одна из основных черт эпохи, кульминацией которой стала Великая французская революция 1789 г., — жизнедеятельное начало (образы Фигаро, Дон-Жуана, симфония «Юпитер» и др.). Утверждение человеческой личности, активности духа связано и с раскрытием богатейшего эмоционального мира — многообразие его внутренних оттенков и деталей делает Моцарта предтечей романтического искусства.

    Воплощая характерные черты венской классической школы, Моцарт обобщил опыт итальянской, французской, немецкой культуры, народного и профессионального театра, различных оперных жанров и т. п. В его творчестве нашли отражение социально-психологические конфликты, рожденные предреволюционной атмосферой во Франции (либретто «Свадьбы Фигаро» написано по современной пьесе П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»), мятежный и чувствительный дух немецкого штюрмерства («Бури и натиска»), сложная и вечная проблема противоречия между дерзаниями человека и нравственным возмездием («Дон Жуан»).

    Индивидуальный облик моцартовского произведения складывается из множества типичных для той эпохи интонаций и приемов развития, неповторимо соединенных и услышанных великим творцом. Его инструментальные сочинения испытали воздействие оперы, в оперу и мессу проникли черты симфонического развития.

    В 1782 году Моцарт познакомился с искусством старых и современных мастеров Северной Германии. Это привело к стилистическим изменениям в его творчестве: впечатления, полученные от искусства других композиторов, направили его развитие по новым путям. Перед юным Моцартом раскрылся совершенно новый музыкальный мир и по содержанию, и по форме. Интересно, что в этом отношении всех опередил не Гендель, более популярный в то время. А более чуждый в то время, почти забытый И. С. Бах. Проникая в сущность музыки Баха, Моцарт непрерывно совершал попытки соединить, сплавить его стиль со своим собственным. Это и было целью Моцарта. Но естественно, достижимой эта цель становилась лишь в отдельных случаях. Не случайно как раз к этому времени относится особенно много незавершенных произведений, потому что Моцарт отрабатывал, упражнялся композиционные приемы и часто не дописывал до конца.

    Внешне стилистический перелом проявляется в обращении к миру старых форм. Особенно выделяются фуга, прелюдия, сюита, фантазия и рондо. Теперь же строгий стиль в большей или меньшей степени пронизывает все искусство Моцарта (больше всего сказывается в произведениях периода с 1782 до конца 1783 гг.).

    Первым и величайшим сочинением этого периода является месса c-moll KV 427.

    История создания.

    В 1872 году Моцарт женился на Констанце Вебер. Кроме этого, композитор еще подал в отставку и остался жить в Вене. Эти поступки вызвали негодование отца, не представлявшего жизни музыканта вне службы, дающей постоянный доход, и к тому же неприязненно относившегося к семье Веберов. Чтобы примириться с отцом, Моцарт приехал в Зальцбург с женой и только что родившимся первенцем. Там он задумал впервые исполнить мессу, написанную в 1783 году, по разным источникам, либо в честь рождения ребенка, либо по случаю выздоровления Констанцы.

    Месса к этому времени не была закончена композитором: он успел написать лишь Kyrie, Gloria, Sanctus и частично Credo. Недостающие части были заимствованы из ранних месс, созданных Моцартом еще в Зальцбурге. В заключительной части, Agnus Dei, повторена музыка Credo. В таком виде премьера Большой мессы состоялась 25 августа 1783 года в зальцбургском соборе Святого Петра. Интересный факт: на премьере мессы сольную партию сопрано исполняла никто иная как Констанца Вебер.

    Необыкновенное возрождение суждено было пережить этому произведению только в 1785 году, когда Моцарт получил заказ на ораторию. Несмотря на краткость сроков, он принял заказ, так как увидел в этом возможность познакомить широкую публику с музыкой своей мессы, которую он сам очень ценил. В качестве текста для оратории была выбрана обработка сюжета «Кающийся Давид». Текст по выразительности соответствовал отдельным частям мессы. Для оратории были использованы все пьесы мессы, за исключением Credo, которое так и осталось незаконченным. Даже в этот раз месса по-прежнему осталась незавершенной. Помимо той музыки, которая была уже написана ранее, Моцарт еще сочинил две новые арии (для Кавальери и Адамбергера). Их стиль показывает, как сильно отошел Моцарт к 1785 г. от Баха и Генделя.

    Полностью были написаны только Kyrie, Gloria, Sanctus, Benedictus. В Kredo в хоровых голосах Моцарт завершил только первую часть; в Et incarnates est полностью выписаны вокальные голоса с облигатными духовыми инструментами и басом. Остальное сопровождение только намечено. В 1901 году Алоис Шмитт из Дрездена дополнил мессу и издал у Брейткопфа в Лейпциге. Недостающее он позаимствовал частично из других месс Моцарта, из сохранившихся церковных пьес. Некоторые концовки сочинил заново, внес изменения в оркестровое сопровождение. Ценность же его переработки состоит в том, что сочинение Моцарта звучит, живет своей жизнью в репертуаре современных духовых концертов. Однако метод ее осуществления вызывает сомнения. Если еще можно согласится с тем,что Crucifixus заменен Lacrymosa, хотя Шмит был вынужден сам сочинить passus et sepultus est, то использование двух Kyrie из KV138 и KV332 для Et resurrexit и Et in spiritum было неудачной мыслью. Безуговорочного одобрения заслуживает только замена Et vitam соответствующей частью из KV262, и замена Agnus Dei повторением Kyrie ( по примеру реквиема).

    Эту незаконченную мессу отличает от более ранних месс Моцарта – стремление к монументальности. Единственный предшественник этой мессы – мюнхенское Kyrie d-moll. Отдельные разделы мессы выполнены в масштабах до сих пор точно неизвестных. Например, Gloria состоит из 7 самостоятельных пьес. Внешним масштабам соответствует и исполнительский состав: наряду с четырехголосным хором, выступает и пятиголосный, и даже восьмиголосный хор. В оркестре нет кларнетов и флейт, но прибавляются трубы, литавры и 4 тромбона.

    Все части мессы неодинаковы по объему. В первых частях чувствуется влияние Баха и Генделя. Почти все они хоровые.

    2.Музыкально-теоретический анализ.

    Хоровая партитура мессы весьма богата- пять,а в некоторых местах восемьголосов. Весьма оригинально использует композитор голоса солистов - бас появляется лишь в ансамбле. Несмотря на разнородность истоков(Бах и Гендель с одной стороны,итальянская опера - с другой )

    Большая месса c-moll прелставляется произведением довольно гармоничным,кантиленные выразительные мелодии органично сочитаются с полифонией. Средоточием "итальянской " кантилены,заставляющей вспомнить о опере,являбтся сольные номера-ария альта(третий номер),соло сопрано в "Laudamus", изысканный дуэт двух сопрано "Domine", терцет тенора и двух сопрано "Quoniam". Полифоническую структуру имеют наиболее величественные фрагменты мессы-хоровая пассакалья "Qui tollis", фуга "Jesu Christe", двойная фуга "Osanna"
    Crucifixus

    Crucifixus etiam pro nobis sub Pontio Pilato passus, et sepultus est.

    Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного.


    Произведение написано для смешанного, четырехголосного хора

    Основная тональность- c-moll

    Форма - Двухчастная с небольшой кодой.

    Размер – 4/4,счетная доля восьмая

    Ритмические особенности - преобладают длительности - восьмые, четверти,шестнадцатые в оркестре. К сложностям относится пунктирный ритм, длинные залигованые ноты, синкопированный ритм.

    Темп-Adagio.

    Характеристика фактуры – гомофонно – гармоническая с элементами имитационной полифонии.

    Динамика – произведение очень контрастное, варьируется от pp до f.

    Произведение начинается с тяжелого поступенного движения вверх в октаву у виолончелей и контрабасов на p. Сразу чувствуется основное настроение этого номера-сдержанная скорбь. Вступает хор:сначала сопрано,затем басы и альты,и только после тенора. Голоса наслаиваются один на другой,создавая насыщенную мызкальную ткань. У хора равноемерное движение в основном восьмыми,словно тяжелая поступь. На фоне октавного заполнения шестнадцатыми у струнных возникают отдельные аккорды у духовых инструментов. В 5 такте неожиданное f в высокой тесситуре у сопрано и теноров,затем у басов и альтов. В 8 такте dim. и отклонение в b-moll. Снова выход на f в 12 такте и вовращение в c-moll. В 14 такте меняется темп на piu Adagio, на динамике p вступает сначала партия сопрано, а затем и весь остальной хор . В 18 такте небольшая кода темп piu lento,динамика pp. В конце мелодия спускается все ниже и ниже,никнет, движение становится всё слабее и слабее, morendo перед финальным аккордом у хора.И на фоне длинного пустого тонического аккорда у хора ,продолжается поступенное движение вниз шестнадцатыми у оркестра.
    3.Вокально-хоровой анализ.
    Данный номер написан для полного четырехголосного смешаннаго хора.

    Диапазон:

    Сопрано:от до первой-до соль второй

    Альты: от соль малой-до до первой

    Тенора: от до малой-до фа первой

    Басы: от до большой-до до первой

    Тесситура партий на протяжении всего произведения разнообразна. Все партии охватывают свой рабочий диапазон.

    Вокальную трудность при исполнении может составить исполнение переходных нот,которые встречаются часто у всех партий,а так де исполнение крайних нот диапазона. Одна из трудностей-это исполнение восходящих и нисходящих мелодических скачков,захватывающих звуки разных регистров. Особенно частое явление в партии басов-скачки в пунктирном ритме. Здесь могут возникнуть проблемы как вокаального, так и интонационного характера.

    Крайние ноты диапазона партий поддерживаются соответствующей динамикой,так высокая тесситура исполняется на f,а низкая на- pp.

    Дирижерский жест- legato.

    Так же сложность может вызвать показ ауфтакта в полифонической фактуре.


    написать администратору сайта