|
урок. 5 муз. Конспект урока Звуки скрипки так дивно звучали Цель создание условий для знакомства с историей возникновения скрипки и родственных инструментов
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Звуки скрипки так дивно звучали…»
Цель создание условий
- для знакомства с историей возникновения скрипки и родственных инструментов;
- для развития творческих способностей в процессе слушании музыки, исполнении и инсценировании песни;
- для формирования эмоционального отклика обучающихся на звучащую музыку. 9. Задачи: личностные:
- формировать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать музыкальные произведения композиторов разных эпох посредством слуховых представлений детей о тембровой окраске струнно-смычковых инструментов;
- формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание струнных смычковых инструментов в процессе урока;
- формировать навыки самостоятельной работы при выполнении разных учебных задач.
Метапредметные:
- развивать умение работать с источниками информации, развивать критическое мышление через аргументирование своей точки зрения;
- развивать умение организовывать свою деятельность в процессе урока
Предметные:
- развивать тембровый слух;
- совершенствовать вокально-хоровые, сольные и ансамблевые навыки;
- расширить ранее полученные представления о музыкальном инструменте скрипка, инструментальной музыке, основанной на слушании музыкальных произведений композиторов разных эпох, стилей и направлений в музыке;
- познакомить с современной интерпретацией (обработкой) классической музыки.
Тип урока: урок открытия нового знания Формы работы учащихся:
- слушание музыки;
- чтение и анализ текста;
- эмоциональное исполнение песни;
- составление кластеров;
- составление паспорта скрипки;
- заочная экскурсия.
Необходимое техническое оборудование:Мультимедийная установка для показа презентации, КМР – плейер для качественного воспроизведения видео фрагментов, скрипка, ноты для скрипки, книга о Паганини. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
|
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| - Учитель поет под аккомпанемент попевку: «Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки!»
- Сейчас прозвучит музыкальный отрывок, по тембру узнайте музыкальный инструмент.
Слайд 1. Звучит фрагмент Н.А.Римского-Корсакова из сюиты «Шехеразада»
Вопросы учителя:
Вы узнали, какой инструмент исполнял мелодию?
Кто назовёт композитора и произведение?
Вы хотите узнать об истории этого инструмента?
Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какая строка четверостишья А. Толстого может стать темой урока?
Слайд 2.
Звуки пели, дрожали так дивно
Замирали и пели сначала…
Звуки скрипки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи.
А.Толстой.
Задача:
-определить тему урока.
Слайд 3. Озвучьте тему урока
| - обучающиеся отвечают:
- слушание музыкального фрагмента
Ответы обучающихся
- скрипка - Н.А. Римский-Корсаков
- да - обучающиеся читают и предлагают свою версию.
Более всего подходит строка: «Звуки скрипки так дивно звучали…»
- обучающиеся зачитывают строчку из стихотворения
| 3 мин
| 2
| Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| Слайд 4. Что вы уже знаете об этом инструменте?
Учитель предлагает составить кластер. - Зачем нам, современным людям знать о скрипке, слушать её звучание. Не проще ли в компьютере набрать программу и она сама всё сделает?
| -обучающиеся составляют кластер. Применяется приём критического мышления.
Выслушать мнение каждого ученика и вывести на ответ:
- «живая» музыка всегда больше волнует и радует слушателя.
| 2 мин
| 3
| Выявление места и причины
| Начнём с истории. Вы получите текст и при чтении отмечайте значками:
Слайд 5.
Что нового: +
Знал ранее: v
Думал иначе: -
Не понял: ?
Прочтение текста учителем.
| Во время прочтения текста, показ слайдов, звучание инструментов.
Учащиеся отмечают текст значками на полях.
Задачи:
- узнать историю скрипки;
-выделить для себя (каждому учащемуся) что узнал нового, что знал заранее, думал иначе и что не понял.
| 15 мин
|
|
| История происхождения скрипки.
Скрипка окружена множеством легенд и загадок. Тайной осталось история её возникновения. Существуют различные версии того, какие именно инструменты были первыми предками скрипки. Смычковые инструменты были известны очень давно, но всё же они значительно моложе струнных инструментов, на которых играли без смычка. Их называли щипковыми. Время и место появления смычка точно не определены.
Исследователи предполагают, что родиной смычковых инструментов была Индия. Из Индии смычковые попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке инструменты пришли в Европу.
Было несколько разновидностей смычковых инструментов: и простых, и более сложных.
У скрипки много родственников. Самая близкая – виола. Во время игры её держали у плеча, если она была маленькая. Были виолы и больших размеров, они издавали низкие звуки, и тогда музыкант ставил инструмент на пол. Звук у виолы был нежный, мягкий, но слабый, хотя струн было от пяти до семи. Звучала виола в небольших помещениях, для узкого круга зрителей.
Слайд 6. Звучание виолы. (И.С. Бах Соната для виолы и облигатного чембало)
В славянских странах Европы скрипка известна с девятого века. Тембр её голоса напоминал звуки, издаваемые петухом или ослом, поэтому её называли инструментом простолюдинов. Действительно, звучала эта простушка на деревенских праздниках, свадьбах, в кабаках, на рыночных площадях. Признаком дурного тона считалось останавливаться в карете на площади, желая послушать «пение» скрипки.
В Новгороде археологи во время раскопок нашли подлинные экземпляры скоморошьего инструмента, который называется гудок.
Слайд 7. Гудок.
(Владимир Скунцев - Земля русская (под древнерусский инструмент-гудок)
Это тоже родственник скрипки. Корпус гудка грушевидной формы. Народные музыканты ставили гудок на калено и водили смычком по трём струнам. В зависимости от размера гудок называли по-разному: гудочек, гудок, гудило, гудище.
В течение нескольких столетий инструменты совершенствовались. В 16 веке произошло «второе рождение» скрипки. По- настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера 16-17 веков, жившие в городе Креморе. Благодаря им, скрипка из простушки стала любимицей большой сцены.
| - обучающиеся следят по тексту и обозначают текст значками на полях
|
|
|
| У нас в гостях преподаватель Детской школы искусств Долбина Елена Анатольевна. Она исполнит для вас пьесу. Аплодисменты.
Как звучала мелодия? Какое настроение? Слайд 8. История сохранила имена великих итальянских мастеров изготовления скрипичных инструментов. Среди них Антонио Страдивари (1644-1737). В своей мастерской от изготавливал не только скрипки, но и альты, и виолончели. Антонио Страдивари приблизил звук скрипки к тембру голоса человека. Виола на фоне скрипки звучала не выразительно, слабо. Так скрипка вытеснила виолу и стала «царицей» музыки. Ближайшие родственники скрипки были и остаются альт, виолончель и контрабас.
Слайд 9. Альт, виолончель, контрабас.
Звучание инструментов.
Видео - ряд позволяет не только слышать инструмент, но и видеть его, и смотреть приемы исполнения.
Альт - У. Уолтон Концерт для альта и оркестра (1 ч.)
Виолончель – К. Сен-Санс «Лебедь» из «Карнавал животных»
Крнтрабас - К. Сен-Санс «Слон» из «Карнавал животных»
|
Ответы обучающихся: - мелодично, трагично, печально
- задумчивое, душевное
|
| 4
| Построение проекта выхода из затруднения
| Сравнительный анализ.
- что роднит эти музыкальные инструменты
- чем они отличаются
- звучание какого инструмента на вас произвело большее впечатление.
Всё это семейство струнных смычковых инструментов входит в состав симфонического оркестра и является его основой.
Слайд 10. Симфонический оркестр.
Звучание струнно-смычковых.
Видео–фрагмент Римский-Корсаков «Шахерезада»
| Обучающиеся делают сравнительный анализ и делятся своими впечатлениями. Слушание музыкального фрагмента
| 5 мин
| 5
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Что было в тексте непонятно? Задайте друг другу вопросы.
| Обучающиеся задают вопросы и закрепляют материал
| 2 мин
| 6
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Сейчас вы будете составлять паспорт для скрипки по плану, который находится перед вами. Текстом можно пользоваться.
Паспорт.
Имя - скрипка.
Родина – Индия, северная Африка, страны Европы.
«Второе рождение» - 16 век.
Семейство – струнно-смычковые.
Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас.
Родня в России – гудок.
Мастера-изготовители – Антонио Страдивари.
Место работы - соло, ансамбли, симфонический оркестр.
Проверяем друг у друга. Оцениваем: 15-13 + =5 баллов.
12 – 10 + = 4 балла. Ниже оценку можно не ставить.
Скрипка получила свой паспорт, теперь можно отправиться на экскурсию.
| Обучающиеся с помощью текста составляют паспорт для скрипки. Затем оценивают по эталону: за каждый полный правильный ответ – 2 балла
| 5 мин
| 7
| Реализация построенного проекта.
| Звучит вступление к песне «Волшебный смычок».
Знаком вам этот музыкальный фрагмент?
Мы встретимся с музыкантом скрипачом из этой песни.
Распевание. Работа над эмоциональным исполнением песни хором и по ролям.
Задачи:
-формировать навык правильной певческой установки,
- отработать тембровое и интонационное отличие при исполнении «богача» и «скрипача».
Для распевания использовать тему вступления на разные слоги.
Инсценировка песни «Волшебный смычок».
Пение по ролям, в костюмах. Для этого заранее нужно приготовить разную одежду и предложить детям выбрать нужный элемент костюма для инсценирования. Работа проводится в двух группах: одна готовит «Богача», другая скрипача. Затем исполнение по ролям. Роль ведущего может исполнить группа учащихся по желанию.
Всем спасибо. Молодцы.
|
- Да, это вступление к песне «Волшебный смычок»
Распеваются на слоги –ба, -да, -ту
Исполнение песни хором
Разделение на группы. Обучающиеся выбирают солиста, выбирают элементы одежды, соответствующие роли. Отбираются исполнители, которые играют роль народа.
| 7 мин
| 8
| Включение в систему знаний повторение.
| Про скрипку написаны стихи, песни, рассказы, художники писали картины, изображая музыкантов скрипачей. Кто из вас выполнил домашнее задание и нашёл рассказ Константина Паустовского про скрипку? Как он называется? Какое время истории России описывает Паустовский?
С каким известным скрипачом сравнили музыканта Егорова?
Слайд 11 – 12. Эта история действительна, Паганини выступал на концерте и одна за другой порвались струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалится и Паганини опозорится перед публикой. Но Никколо Паганини сыграл концерт до конца. Послушайте произведение Никколо Паганини.
А в таблице найдите слова, характеризующие музыку.
Слайд 13. .
Слушание. Н. Паганини Каприс № 24 для скрипки соло в исполнении Дмитрия Когана
Как прозвучал каприс?
Каприс от какого слова?
Какая форма музыки?
Запомнили музыку? Сейчас сюрприз. Наши современные музыканты тоже знают и любят музыку Паганини. Для вас играет супермузыкант, гитарист Виктор Зинчук. Что знакомого?
Слайд 14.
Фото В.Зинчука.
Что вы можете сказать о прослушанной музыке?
Произведение, созданное на основе классической музыки или народной, может называться – обработкой.
Как вы думаете, а гитара может являться родственником скрипки? Почему?
А теперь я предлагаю несколько заданий на выбор, которые вы выполните самостоятельно, но уже дома:
1. Слайд 15. Составить генеалогическое древо родственных инструментов скрипки. Посмотрите, какие есть струнные инструменты.
2. Найти интересные факты биографии Н.Паганини.
3. Послушать музыку Н.Паганини и записать своё мнение в тетрадь.
| Обучающиеся отвечают на вопросы учителя о прочитанном произведении.
Слушают музыку и определяют эмоциональное состояние музыки с помощью таблицы. Смотрят фрагмент концерта В. Зинчука в Кремле.
Высказывают свое мнение о прослушанной музыке. Дети отвечают, что может, потому что она похожа внешне, имеет струны. Только на скрипке играют смычком, а на гитаре пальцами.
Записать домашнее задание в тетрадь
| 4 мин
| 9
| Рефлексия УД на уроке
| Слайд 16. Подведём итог:
Используя карточку, продолжите предложения:
Мне понравилось на уроке…
Я сегодня узнал…
Я хочу ещё послушать…
Я бы хотел научиться играть на…
Звучит фрагмент Н.А.Римского-Корсакова из сюиты «Шехеразада».
Учитель читает стихотворение А. Толстого.
Звуки пели, дрожали так дивно
Замирали и пели сначала…
Звуки скрипки так дивно звучали…
Спасибо всем за работу на уроке.
| Обучающиеся озвучивают дополненные своими впечатлениями предложения.
| 2 мин
| |
|
|