Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: История СОО. Индивидуальный проект

  • Выполнил

  • Глава 1

  • Глава 2. Летописи и свидетельства захоронений

  • Список литературы

  • Глава 1. Происхождение былин и история их открытия

  • 1.1. Илья Муромец

  • 1.2. Добрыня Никитич и Алеша Попович

  • Вывод: Илья Муромец

  • Вывод: Алёша Попович

  • Вывод: Добрыня Никитич

  • Глава 2. Летописи и свидетельства захоронений.

  • 2.2. Летописи Ильи Муромца

  • https://infourok.ru/proektno-issledovatelskaya-rabota-po-istorii-na-temu-geroi-bylin-i-ih-realnye-prototipy-4396836.html

  • История. Индивидуальный проект История. Анпоо "Национальный социальнопедагогический колледж" 12345


    Скачать 3.33 Mb.
    НазваниеАнпоо "Национальный социальнопедагогический колледж" 12345
    АнкорИстория
    Дата14.04.2023
    Размер3.33 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИндивидуальный проект История.docx
    ТипПрограмма
    #1063012

    АНПОО "Национальный социально-педагогический колледж"

    12345


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.01 Дошкольное образование

    Дисциплина: История СОО. Индивидуальный проект

    Загрузите выполненный проект

    Тема проекта: ГЕРОИ РУССКИХ БЫЛИН И ИХ РЕАЛЬНЫЕ ПРОТОТИПЫ: СВИДЕТЕЛЬСТВА НАЙДЕННЫХ ЗАХОРОНЕНИЙ И ЛЕТОПИСЕЙ.

    Исследовательский проект.

    Выполнил:

    Обучающийся Зыкова Виктория Васильевна

    Преподаватель:

    Ибрагимова Альфия Альфисовна
    2022 год


    Содержание

    Введение..........................................................................................................................3Глава 1 Происхождение былин и история их открытия......................................5

    1.1. Илья Муромец................................................................................................7

    1.2. Добрыня Никитич и Алеша Попович..........................................................9

    Выводы................................................................................................................11 Глава 2. Летописи и свидетельства захоронений.................................................14

    2.1. Захоронения..................................................................................................14

    2.2. Летописи Ильи Муромца............................................................................15

    Заключение..................................................................................................................16

    Список литературы....................................................................................................17




    Введение

    Большинство народов имеют в своей фольклорной сокровищнице полу сказки - полу легенды, в которых участвуют и реальные исторические персонажи, и вымышленные, совершаются сверхъестественные подвиги, но при этом упоминаются широко известные географические названия и события. К таким эпосам можно отнести британские легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола, средневековую германскую «Песнь о Нибелунгах», скандинавские «Сказания о Беовульфе». У русского народа такое содержание имеют былины, или старины, как их принято было называть ранее.

    Трудно представить человека, который с детства не знает о подвигах трех богатырей – Илья Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Даже тот, кто не читал достаточно сложных тексов записанных былин, наверняка смотрел современные мультипликационные фильмы о богатырях. Конечно, они совершенно по-новому интерпретируют подвиги былинных богатырей, в фильме много современных шуток, сленга, сказочных персонажей. Однако неоспоримым является факт, что былинные герои, насчитывающие несколько сотен лет, интересны и сегодня.

    Кем же были эти мифические чудо-богатыри - защитники земли русской, гонители врагов и всяческого зла? Да и были ли они реальными людьми или являют собой собирательные образы, которым легенды приписывают невероятную силу и доблесть?

    Целью настоящей работы является поиск ответов на эти вопросы, поиск прототипов былинных богатырей на основе изучения как самих былин, так и литературоведческих материалов о них. Большинство трудов по изучению прототипов былинных героев были созданы в XIX-XX в.в., когда былины были открыты, и интерес к ним был особенно высок. Эти, «классические», исследования к настоящему времени неоднократно пересказаны в энциклопедиях и на специализированных сайтах. Из современных исследований следует выделить книгу к.и.н., славяниста Льва Прозорова «Времена русских богатырей», который «переворачивает» представления о былинах. Его выводы очень интересны, однако не бесспорны.

    Приступая к анализу материалов, следует отметить, что былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их создателем является народ, их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков, приукрашивая на свой вкус. Известно не так уж много былинных сюжетов, но вариаций каждого сюжета с различными подробностями, запевами и т.д. имеется несколько десятков, если не сотен.




    Три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.



    Глава 1. Происхождение былин и история их открытия

    Считается, что слово «былина» происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле. Однако слово «былина» получило широкое распространение в русском языке менее двухсот лет назад. Впервые этот термин был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное название этих произведений – старина, старинушка, старинка. И это название гораздо полнее отражает содержание былин: ведь в их текстах используется множество устаревших слов, непривычных эпитетов, отсутствует традиционная рифма, часто встречаются повторы. Возможно, И.Сахаров взял термин «былина» из «Слово о полку Игореве», в котором рассказчик ведет речь «по былинам сего времени», противопоставляя их «замышлениям Бояню». Таким образом подчеркивается историчность былин, ведь Бояном именуется певец-сказитель, личность не менее мифическая, чем богатыри.

    Впервые былины были изданы в 1804г. в Москве. Это были 26 песен из 70, собранных казаком Киршей Даниловым для уральского богача заводчика Демидова. Затем последовали более расширенные и полные переиздания сборника Данилова. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири.

    Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). Заслуга этих собирателей заключается в их стремлении к максимальной точности записи и указании, у какого сказителя сделана запись.

    Условно былины делятся на два цикла - киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др., основная тема - защита Русской земли от южных кочевников. Да и большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIII в.в.). К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садко и Василии Буслаеве.

    Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» - Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им на смену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

    Изучая летописные тексты, ученые с великим старанием выискивали в них параллели былинным событиям и персонажам. Так, были названы исторические лица, легшие в основу образов Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Садко и других богатырей.

    Итак, кто же стал прототипом былинных богатырей?






    1.1. Илья Муромец

    В русском былинном эпосе – это «главный», самый могучий богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов» ...

    В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.

    Илье свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, а когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира или княгини Опраксы, а «ради матушки-свято-Русь земли».

    Лучшее свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи Муромца - количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей - ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович - не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.

    Илья Муромец – единственный богатырь, причисленный к лику святых, он был канонизирован в 1643 году как Илия Печерский. Его нетленные мощи, хранившиеся в Киево-Печерской Лавре, в 2003 году были переданы храму Святителя Дмитрия Ростовского (Ростов-на-Дону), где им можно поклониться и поныне.

    Трижды (в 1963, 1982 и 1988 годах) учеными были проведены исследования мощей преподобного Ильи Муромца. Врачи констатировали следы заболевания позвоночника (согласно былине, Илья не ходил до 33 лет), исключительное развитие мышц плечевого пояса и огромные кисти рук (он вынужден был долгое время передвигаться, используя только руки). Рост Ильи должен был составлять около 178 см, что по стандартам той эпохи очень много! На мумии обнаружены следы многочисленных прижизненных переломов ребер и двух ран, от которых богатырь уже не оправился, – на руке и в области сердца. В момент смерти ему было около 40–45 лет. На основании останков была выполнена скульптурная реконструкция облика героя по методу антрополога Герасимова.

    Но даже эти исследования не ответили на вопрос, кто же был прототипом Ильи Муромца. Сторонники мифологической школы считают, что богатырь Илья Муромец – это олицетворенный языческий бог Перун, а в последствии пророк Илья Громовержец. Но тогда чьи же останки покоятся в храме?

    Между тем, в зарубежных источниках имя Ильи давно известно. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на еще более ранних эпических сказаниях, упоминается Илья Русский. В поэме «Ортнит» рассказывается о царствующем в Гарде короле Ортните и о его дяде по материнской линии Илье Русском. Но все это отдаленные и весьма условные параллели. В русских летописных и литературных источниках не сохранилось сведений об Илье Муромце.

    Первые известия о богатырских мощах в Киево-Печерской лавре также не называют их обладателя Муромцем. Посол австрийского императора Рудольфа II к запорожцам, иезуит Эрих Лясотта, первый описывает в 1594 году останки «исполина Ильи Моровлина». Двадцатью годами ранее, вне связи с мощами и лаврой, оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский в письме Троцкому кастеляну Остафию Воловичу упоминает былинного богатыря Илью Муравленина.

    Еще в конце XIX — начале XX века русские ученые Д.И. Иловайский и Б.М. Соколов убедительно доказали, что причиной превращения Муравленина в крестьянского сына Муромца стало появление в начале XVII века сподвижника известного повстанца Ивана Болотникова, казака-самозванца Илейки Иванова сына Муромца, выдававшего себя за несуществующего «царевича Петра». Многочисленные местные муромские легенды, связывающие названия урочищ, возникновение родников и пригорков с деятельностью Ильи Муромца, изначально, видимо, посвящались именно разбойному казаку. Подобные «борцы за народное счастье», гиганты вроде Степана Разина, Емельяна Пугачева были в Российской империи любимыми героями народных преданий и песен.

    Скорее всего, в древние времена на Руси действительно существовал некий богатырь Илья, останки которого и хранятся в храме. Вероятно, был он низкого происхождения, с раннего детства приученный к тяжелой работе, отчего и имел чрезвычайно развитую мускулатуру, большие руки. Из-за низости происхождения не имеется описаний его жития. А мощи его были сохранены после какого-либо подвига (хотя бы участия в отражении набега кочевников), который поразил современников и стал для Ильи последним. А затем народная фантазия провела параллель между Перуном – пророком Ильей – богатырем Ильей – другими народными предводителями, создав собирательный, объемный образ богатыря-защитника, ставший самым популярным былинным героем.



    1.2. Добрыня Никитич и Алеша Попович

    Безусловно, образ Добрыни тоже является собирательным, хотя у этого богатыря имеются реальные прототипы. Считается, что былинный Добрыня – это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Однако русские летописи упоминают, по крайней мере, семь Добрынь:

    - в сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославовича;

    - по ХI век - Добрыня Рагуилович , воевода Новгородский;

    - по ХII век - новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;

    - по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

    Кроме того, имя «Добрыня» было одним из самых распространенных на Киевской Руси.

    Объединяет всех перечисленных Добрынь одно: все они занимали государственные посты, были людьми знатного происхождения и высокого социального статуса. Эти факты нашли свою трактовку в былинах. Добрыня, хотя и уступает Илье Муромцу в силе, признает его первенство, отличается от «главного» богатыря сдержанностью, тактичностью, дипломатическим складом ума. Человеческие качества Добрыни определяются тем свойством, которое в былинах именуется «вежеством», которое «роженное», то есть врожденное, а не внешне приобретенное и потому нередко утрачиваемое.

    Былинная «биография» Добрыни Никитича разработана в русском народном эпосе даже более тщательно, чем Ильи Муромца. Известно имя Добрыниной матери - Амельфа Тимофеевна, отца - Никита Романович; жены - Настасья Микулична (кстати, дочери другого богатыря – Микулы Селяниновича); тетушки крестовой - Авдотья Ивановна. Все это свидетельствует о том, что образ Добрыни имел реально живущих прототипов, запомнившихся людям. С этим богатырем в песенно-эпический фольклор вошел тип общественного деятеля, который целиком связал свои подвиги, дела и помыслы с укреплением могущества Киевской державы - залога самостоятельности и единства Русской земли и русского народа.

    Алеша Попович, в отличие от старших собратьев по оружию, еще молод, любит шутить и озорничать. Алеша – образ этакого рубахи-парня, смелого и доброго, который, когда требуется, становится серьезным и, не колеблясь, встает на защиту Отечества. Хотя в некоторых былинах отмечается его жадность, стремление забрать себе лучшую долю добычи. Вероятно, этому служит причиной прозвище – Попович. Из-за него негативные черты некоторых церковников переносятся на богатыря.

    Прототип Алеши Поповича упоминается в летописях в связи со знаменитой Калкской битвой: на этом поле погиб ростовский богатырь Александр Попович вместе с другими 70 «храбрами», в том числе с каким-то «Добрыней Рязаничем — златым поясом». Ученые уже давно установили тождество этого Александра Поповича с былинным Алешей Поповичем (тем более, что уменьшительное Алеша одинаково производилось и от Алексея и от Александра). В былине о Камском побоище среди гибнущих в битве богатырей тоже называется Алеша Попович. Летописные сказания донесли до нас мотивы о наказанном хвастовстве двух «братьев суздальцев», в которых можно усматривать суздальских хвастливых князей Юрия и Ярослава, побежденных ростовским князем Константином в битве при Липице (1216), причем Тверская летопись приписывает решающее значение в этой битве «храбру» Константина — Александру Поповичу.

    Есть исследования, которые ведут родословную Алеши из Польши. В «Великой хронике» поляков сохранилось предание о неком «ткаче», наследнике рода Попелюшей, который одолел Александра Македонского не силой, а «хитростью и подвохом», В честь этого подвига герой получил имя-прозвище Лешко, то есть обманщик, плут. Алеша Попович тоже не чурается использовать хитрость и подвох ради победы над врагом. Имена Алешка Попович и Лешко Попелюш кажутся созвучными. А в словаре живого великорусского языка Владимира Даля указывается, что в русских диалектах алёха, алёшка обозначает лгуна, хвастуна, «алёшки подпускать» — обманывать. Как греческое имя Алексей могло получить такое значение, как не по созвучию с более древним Лешко — «плут, обманщик, лгун»? Популярностью же своей эта трактовка имени обязана явно былинному образу плута и обманщика Алешки-Лешки Поповича-Попелюша.

    Однако, нам больше верится русским летописям, чем польским сказкам, которые, к тому же, сделали свои персонажем Александра Македонского, жившего задолго до возникновения былин. Следовательно, Алеша Попович действительно имел реального прототипа, как и Добрыня. Сведений о нем сохранилось очень мало, но понятно, что он был родом из Ростова и погиб еще молодым в одной из битв.

    Вывод: Илья Муромец

    Самый любимый народом - казак Илья Муромец”. Прототипом считается исторический силач по прозванию «Чобиток», из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых.

    По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время не действовали вследствие или врождённого паралича, или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног. Жители города Мурома всегда гордились своим земляком и увековечили его память в местных названиях: ещё в XVI веке в Муроме были Ильинская улица, Богатырёва гора, а в селе Карачарове есть колодец, образовавшийся от удара копытом богатырского коня Ильи.

    Есть и другие точки зрения... В былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» сказано: “Он стоял за-утреню во Муроме, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град”. Подъехав к городу Чернигову (а это уже Южная Русь), Илья освобождает город от вражеской силы, едет в Киев дорожкой, «Заколдованной-замурованной», пленяет Соловья-разбойника и, успевает к обедне в Киев-град. Даже такому силачу на выносливом и быстроногом коне невозможно совершить подобный путь за полдня.

    Историкам известно, что сравнительно недалеко от Киева, на Днепре, был расположен небольшой остров Муров: оттуда действительно можно было попасть в столицу Древней Руси за небольшой временной промежуток. В некоторых былинах прозвище Ильи звучит так - Муровец. Литературовед Всеволод Миллер считает, что Илья Муромец – богатырь не Муромский, а Черниговский. Совершая первый подвиг по выезде из дома у Чернигова, древний Илья, выезжал не из такого отдалённого родного места, каков суздальский Муром, а откуда–нибудь ближе к Чернигову. Это мог быть древний город Моровск, принадлежавший к городам Черниговского княжества в XI и XII веков.

    Точно такую же звуковую аналогию В. Миллер нашёл и селу Карачарову. «Село Карачарово, - утверждает он, - явилось в эпосе как замена более южного города Карачева, древнего города черниговских князей, упоминаемого летописью, начиная с XII века.»

    : Илья Муромец из муромского села Карачарова а Илья (Моровец) из моровского города Карачева. Это подтверждают местные карачевские легенды: «К окрестности города приурочивается местопребывание былинного Соловья – Разбойника. В двадцати пяти верстах от Карачева протекает река Смородинная и на берегу её находится древнее село Девятидубье, где будто бы было расположено гнездо Соловья – разбойника. И на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, по преданию, сохранился от 9 дубов».

    Существует точка зрения, что причиной превращения Моравца в крестьянского сына Муромца стало появление в начале XVII века известного повстанца Ивана Болотникова, казака-самозванца Илейки Иванова сына Муромца. Местные муромские легенды, связывающие названия возникновение родников и пригорков с деятельностью Ильи Муромца, изначально посвящались именно разбойному казаку.Поиски исторических «прототипов» былинного Ильи Муромца осложняются тем, что о нем в летописях и других исторических источниках нет упоминаний.

    Вывод: Алёша Попович

    Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, участником в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

    Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

    Другая версия сопоставляет Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем. По "Повести временным лет" именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков писал, что имя Идолище, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый".

    Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало "змей". По версии Бориса Рыбакова, Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

    Вывод: Добрыня Никитич

    Большинство фактов указывают, что прообразом Добрыни является дядя Владимира Святославича по матери – это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский Добрыня, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Добрыня, будучи старше Владимира, стал его наставником и товарищем в ратных и государственных делах.

    Добрыня сопровождал племянника в качестве военного советника и отличался настоящей мудростью. Добрыня принимал самое активное участие в крещении Руси, и прежде всего вольных жителей “господина Великого Новгорода”. Ряд былин порождён этими историческими событиями (например, «Добрыня и Змей»). Другая версия, былинный Добрыня–собирательный образ, вобравший черты многих древнерусских Добрынь. Исследователь Ю.И.Смирнов отмечает, семь Добрынь:

    -в сведениях по Х век упоминается Добрыня, дядя Владимира I Святославовича

    -по ХI век – Добрыня Рагуилович , воевода Новгородский;

    -по ХII век – новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка .

    -по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

    Ю.И.Смирнов говорит о временах домонгольской Руси, но и позже, в ХV – ХVII веках это имя оставалось в числе самых распространенных древнерусских имен. Оно относилось к числу «некалендарных» имен, его не могли дать при крещении, значит, для всех Добрынь, оно было или вторым – языческим именем, полученным за определенные качества: доброту, красоту, величие. Все это вкладывалось в древнерусское имя ДОБРЫНЯ. тем более и по отчеству НИКИТИН, в переводе с греческого, - славный, победитель.

    Образ Добрыни Никитича – один из самых обаятельных и глубоких в русском эпосе. Это подлинный герой, всегда готовый к подвигу. Он там, где нужна помощь, смекалка, ум и такт, верность и смелость.


    Глава 2. Летописи и свидетельства захоронений.

    2.1. Захоронения







    Мощи святого Илии Муромского, хранимые в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Фото иеродиакона Василия (Новикова)

    «В былинах об Илье, — отмечает Дятлов, — два исторических лица слились в одно — это киевский князь Владимир Красное Солнышко и живший через столетие после него князь Владимир Мономах. Все-таки былины — это народный эпос, где реальные эпизоды с течением времени обрастают вымыслом». То же самое говорит и архимандрит Нестор (Соменок), профессор Киевской духовной академии и семинарии, председатель Церковно-исторического общества имени преподобного Нестора Летописца: «Сначала была традиция почитания, потом народные былины и литературный вымысел. Народ всегда хочет иметь героев».



    2.2. Летописи Ильи Муромца

    По былинам записи XIX в. богатырь Илья — крестьянского происхождения. Родители Ильи — земледельцы, поднимающие новь, очищающие площадку от дубья-колодья под пашню. Исцеленный каликами, Илья идет в поле и быстро кончает начатую его отцом работу. Таково происхождение Ильи по былинам позднейших записей. Былины старой записи ничего не знают о крестьянском происхождении Ильи. Из этого следует, что Илья Муромец сделан крестьянином уже в новейшее время, когда киевские старины, после разгрома класса скоморохов-певцов, попали в крестьянскую среду. Этот вывод подкрепляется и тем соображением, что получение Ильей силы богатырской до сих пор излагается двояко: по одним былинам, Илья получил силу от калик перехожих — версия весьма подозрительная, потому что передающие ее былины нескладны и отличаются плохим стихом, а по другим — Илья выступает с самого начала богатырем, причем его силы увеличиваются благодаря той богатырской школе, которую он проходит под руководством иноземного прикавказского богатыря Святогора — версия, наиболее соответствующая начальным моментам нашей истории: русская сила, действительно, развивалась и крепла под протекторатом прикавказской хазарской силы, наследниками которой становятся русские князья, в том числе каган киевский — Владимир. Кроме того, крестьянское происхождение Ильи ровно ничем не выражается в других былинах.



    Заключение

    Богатыри, совершавшие вместе подвиги оказывается никогда не встречались. Их разделяли века - Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.

    Устанавливая соответствия между реальными историческими личностями и былинными героями, нужно помнить о том, что персонажи фольклора - образы собирательные, отразившие представления людей нескольких исторических эпох. Важно другое: былинные герои воплотили народный идеал мужества, честности, справедливости, беззаветного служения Отечеству, поэтому для сегодняшнего читателя знакомство с героями русского эпоса – уроки благородства, любви к Родине.






    Список литературы

    https://foma.ru/prepodobnyij-iliya-muromskij.html

    https://masterok.livejournal.com/1276249.html

    https://multiurok.ru/files/proiekt-prototipy-boghatyriei.html

    https://infourok.ru/proektno-issledovatelskaya-rabota-po-istorii-na-temu-geroi-bylin-i-ih-realnye-prototipy-4396836.html

    https://multiurok.ru/files/proiekt-prototipy-boghatyriei.html

    • Митяев А.В. Ветры Куликова поля: Рассказы /Художник Б.Кыштымов. – М.: Дет.лит., 1984. – 319 с.

    • Три богатыря: былины /Сост.: В. Гришин; Худож. И.Е. Щукин. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1982. – 200 с.

    • Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков. М.: Педагогика, 1988. – 416 с.




    написать администратору сайта