философия. Античная философия К. Маркс назвал Сократа олицетворением философии
Скачать 18.96 Kb.
|
Античная философия 1.К. Маркс назвал Сократа «олицетворением философии». Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» пишет, что «Сократ обладал больше всех на свете воздержанием в любовных наслаждениях и в употреблении пищи, затем способностью переносить холод, жар и всякого рода труды и к тому же такой привычкой к умеренности в потребностях, что при совершенно ничтожных средствах совершенно легко имел все в достаточном для него количестве». Современники отмечали силу воздействия Сократа на окружающих. Один из собеседников вспоминал, что он цепенел от речей Сократа. Слушателям казалось, что нельзя дальше жить так, как они жили. Порой Сократ иронизировал над людскими пороками — и это служило источником обиды. Вопреки мнению софистов, считавших, что истина относительна, т. е. своя у каждого народа и даже индивида, Сократ подчеркивал всеобщность истин философии. 2. Ценность метода майовтики («повивальное искусство») в том, что он призван довести до сознания индивида дремлющее в нем как в человеке знание. 3. Общепринятые нормы человеческих поступков существуют, по Сократу, потому, что существует общезначимое знание. Надо сообщить его людям, точнее помочь прийти к нему им самим, и тогда все будут вести себя одинаково и перестанут ссориться друг с другом. Знание добродетели заложено внутри человека, и его выявление ведет ко всеобщему счастью 4. Мир идей-концепция, в соответствии с которой, помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п., существует еще мир сверхчувственный. 5. Платоновское учение характеризует страстное влечение к идеальному сверхчувственному миру («платоническая любовь») 6. Диалектика-метод спора и учение об общечеловеческой истине для решения основных проблем бытия: как устроен мир, каковы причины развития и т.д. 7. Аристотель не отрицал существования идей, но, во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что находятся они внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Понятая так «идея» была названа впоследствии латинским словом форма. В противоположность Демокриту, Платон говорил о бесформенности вещества, а Аристотель, синтезировав оба эти представления, рассматривал идею как оформляющую пассивную материю. Форма и материя — простые сущности, из которых возникают все вещи. 8. Понятия движения, развития, цели имели большое значение в философии Аристотеля. Рассматривая вопрос об источнике движения и развития всех вещей, Аристотель предположил, что на них действует космический Ум, в который у него превратился потусторонний платоновский мир идей. 9. Скептики-(в буквальном переводе «высматриватели»), отрицавшие возможность что-либо доказать. Средневековая философия 1. Средневековая философия в соответствии с ее главной особенностью —это преимущественно религиозная философия (христианская и затем мусульманская). Рационализм не оправдал надежд. И именно в этот период засиял новый мощный источник духовного света — христианство. На смену борьбе философии и религии пришла эра их сотрудничества, и результатом стало создание религиозной философии. Философия Средних веков — служанка и помощница религии, имеющая значение не только для обоснования религиозных истин, но и для прихода человека как личности к Богу. 2. Августину принадлежит обоснование необходимости церкви в трактате «О граде Божьем». Человек действует по своей воле, но так как в основе ее лежит божественная благодать, то все заслуги — от Бога. 7. В соответствии с использованным Фомой Аквинским принципом иерархии природа является подготовительной ступенью для царства благодати, которое, в свою очередь, ведет к Богу. Соединение с Богом возможно в интеллектуальном созерцании в моменты мистического экстаза в интеллектуальном созерцании. Так вся средневековая сумма знаний и верований оказалась представленной в виде одного грандиозного здания. 8.Реализм-направление, которое признавало независимо от людей существование идей. Номинализм - направление которое полагало, что идеи формируются в мозгу человека как обобщения многообразного мира единичных вещей. Новое время 1. Эпоха Возрождения началась с сомнения в истинности религиозных догм. Центр внимания философа в эпоху Возрождения перемещается от Бога к человеку, и главным становится понятие «гуманизма» (от homo — человек). Гуманизм Нового времени в дальнейшем перешел в индивидуализм, а затем в потребительство, что в конце концов привело к торжеству агрессивно-потребительских ценностей. 2. В философском понимании субъектом является не только человек. Субъектом стали называть все активное и индивидуальное, понимая его как основу сущего. Объектом же будут называться не только независимо от человека существующие предметы, но и все пассивное, что противостоит субъекту как активному началу. 4.Большинство философов, считавший вопрос «Что есть человек?» главным, смотрели на человека прежде всего, как на познающее существо. Такой сдвиг интересов был вызван тем, что господствующей отраслью культуры в Новое время стала наука, и философия переориентировалась на те вопросы, в решении которых наука была в наибольшей степени заинтересована. Философы, по-своему отвечая на вопрос Аристотеля. Ведь мы познаем все вещи постольку, поскольку у них имеется что-то единое и тождественное и поскольку им присуще нечто общее». Суть этого общего и пыталась раскрыть новая философия. 5. Декарт- родоначальник новоевропейской философии, отказался «от всех суждений, принятых человеком ранее на веру», и писал, «что-то немногое, что я узнал до настоящего времени, почти ничто в сравнении с тем, чего я не знаю и что я не отчаиваюсь узнать». Декарт освободил философию от власти религии, как Сократ освободил ее от власти мифологии. Наступило возрождение философии как часть возрождения культуры. Были обретены нити, потерянные средневековьем, и восстановлена преемственность. Престиж философии резко взмывает вверх. 6. Субстанция-вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой. 7. По мнению эмпириков, философия должна быть практичной, служить познанию материи. Они утверждали, что без опыта нет знаний. В отличии от эмпиризма, рационализм утверждает, что в основе познания всего нового лежит разум, надежный и единственный источник. 9.Феномен-явление, предмет, данный в чувственном мире. Вещь в себя-вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от создания и воли людей 10. Чувство всегда носит осмысленный характер, а рациональное суждение опирается на данные опыта. |