Главная страница

Философия ответы. философия ответы. Античная философия сравните космоцентрические взгляды раннегреческих философов. Выделите общие черты


Скачать 81.88 Kb.
НазваниеАнтичная философия сравните космоцентрические взгляды раннегреческих философов. Выделите общие черты
АнкорФилософия ответы
Дата21.05.2021
Размер81.88 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия ответы.docx
ТипДокументы
#207816
страница4 из 5
1   2   3   4   5
Глава 8. Марксистская философия 181 

 

представления о ней, соотношение материи и движения, толко-

вание пространства и времени как форм существования материи, 

а также соответствующие положения о познании мира, объек-

тивной, абсолютной и относительной истине, о роли практики в 

познании и т.д. 

В своих работах основоположники марксизма 

ставили и решали проблему распространения 

диалектико-материалистических воззрений на 

общество. Это означало придать диалектиче-

скому материализму законченный вид, достроить его «доверху». В 

данном случае диалектико-материалистический метод познания 

предстает как универсальный, применимый к явлениям не только 

природы, но и общества. 

Как писал Энгельс, задача состояла в том, чтобы согласовать 

науку об обществе с «материалистическим основанием» и перестро-

ить ее соответственно этому основанию1. С точки зрения марксиз-

ма таким материалистическим основанием науки об обществе явля-

ется опять-таки практика как общественная преобразующая дея-

тельность людей. Речь идет прежде всего о их производственной 

деятельности, способе производства материальных благ и склады-

вающихся на его основе производственно-экономических отноше-

ниях между людьми. Все эти факторы прямо или косвенно воздей-

ствуют на содержание познавательной деятельности людей и в ко-

нечном счете на все стороны их общественной жизни. 

Оторванная от практики теория выступает как набор идеали-

стических спекуляций, умозрительных конструкций, превращается 

в мистику. Но и такая теория имеет свои корни в соответствующих 

условиях практической деятельности людей — объективных и субъ-

ективных, прежде всего, в неразвитости самих этих условий, а так-

же в неадекватном их понимании, что и ведет к мистификации 

действительности. В то же время в практике заложены возможности 

преодоления ложных теорий, различных иллюзий и мистики. 

Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят 

свое рациональное разрешение в человеческой практике и в 

понимании этой практики, — утверждает Маркс2. 

Он по-своему раскрывает диалектическое взаимодействие тео-

рии и практики. Формируясь под влиянием условий практической 

деятельности людей, теория в свою очередь оказывает влияние на 

практику. И это ее влияние может быть весьма существенным. Это 

                                           

1 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. Т.21. С. 289. 

2 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. Т. 3. С. 3. 

Диалектическое 

взаимодействие теории 

и практики. Социальная 

функция марксизма  относится к философским, естественно-научным, социальным и 

другим теориям. Маркс неоднократно высказывал мысль о том, что 

теория становится материальной силой, когда она овладевает мас-

сами. А это происходит в том случае, если теория выражает интере-

сы масс. 

Практическое назначение своей теории Маркс выразил вполне 

определенно: Философы лишь различным образом объясняли мир, но 

дело заключается в том, чтобы изменить его1. 

Изменить мир в своих интересах должен, по Марксу, пролета-

риат. Вооружить его научной теорией революционного переустрой-

ства общества — в этом и заключается основная социальная функ-

ция марксизма и его философии. 

Как следует из работ Маркса и Энгельса, они твердо исходили 

из того, что мир познаваем, что объективные явления и процессы 

материального мира более или менее правильно отражаются в соз-

нании людей. Формирующиеся таким образом знания людей о ми-

ре помогают им приспосабливаться к нему и преобразовывать его в 

соответствии со своими потребностями и интересами. Ранее о воз-

можности познания мира писал Гегель, который решал эту пробле-

му с позиций идеалистических представлений о тождестве мышле-

ния и бытия. 

                                           

1 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. С. 283. 

184 Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли 

 

Однако, пишет Энгельс, ряд философов, стоящих на позициях 

агностицизма, оспаривают возможность познания мира или по 

крайней мере исчерпывающего его познания. К ним он отнес анг-

лийского философа Д. Юма и немецкого философа И. Канта, за-

метив при этом, что они играли значительную роль в развитии 

философии1. 

Указывая на существующие формы агностицизма, то есть раз-

ного рода взгляды о непознаваемости мира, марксистская филосо-

фия опровергает их. При этом она опирается на достижения совре-

менного естествознания, общественных наук и общественную прак-

тику, которые убедительно показывают, что люди узнают о мире 

(природе, обществе, человеке) все больше и больше, постигают 

сущность явлений и законы их развития. Благодаря этому общество 

может существовать и развиваться. Особенно это относится к со-

временному обществу. 

С точки зрения марксистской философии мир в 

целом непреходящ, он существует вечно и беско-

нечно во времени и пространстве. В этом смысле 

он обладает вечным бытием. Что касается отдельных явлений, то 

они появляются и исчезают в разных областях Вселенной. Их суще-

ствование ограничено определенным временем и пространством в 

диапазоне от бесконечно малых до бесконечно больших величин. В 

любом случае их бытие временно. По отношению к ним уместно 

применять соответственно понятия «бытие» и «небытие». Взаимный 

переход бытия в небытие и обратно характеризуется понятием 

«становление». 

Бытием обладают как материальные, так и духовные явления в 

том смысле, что они существуют. В констатации этого положения 

в основном нет расхождений между материализмом и идеализмом. 

При этом понятие «бытие» употребляется в указанном предельно 

широком смысле. Однако они принципиально расходятся, когда 

решается вопрос о соотношении материального и духовного. С точ-

ки зрения материализма сознание есть отражение материального 

мира. Оно реально существует, но в то же время оно вторично по 

отношению к бытию материального мира, производно от него. В 

данном случае понятие «бытие» употребляется в узком смысле как 

то, что противостоит сознанию. С точки зрения идеализма созна-

ние первично, а материальный мир рассматривается как производ-

ный от сознания, вторичный по отношению к нему. 

                                           

1 Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. С. 284. 

Бытие, материя,  

сознание 

Глава 8. Марксистская философия 185 

 

Марксистская философия придерживается последовательно 

материалистического взгляда на соотношение бытия и сознания, 

бытия и мышления. Бытие, понимаемое в узком смысле, первич-

но, сознание и мышление вторичны, производны от бытия, опре-

деляются им, хотя в свою очередь могут оказывать на него актив-

ное и весьма существенное воздействие. В этом случае понятие 

«бытие» равнозначно понятию «материя». В предельно широком 

же смысле понятие «бытие» намного шире понятия «материи», так 

как указывает еще и на бытие сознания, мышления, духа, на их 

существование. 

Энгельс указывает на различные исторические формы материа-

лизма, каждая из которых отличается соответствующими представ-

лениями о материальном мире. Речь идет об античном материализ-

ме, метафизическом материализме XVII—XVIII вв. и о марксист-

ском диалектическом материализме. 

Следует сказать, что до конца XIX в. понятие «материя», по су-

ти, не выходило за пределы понятия «вещество» — физическое, хи-

мическое, биологическое и т.д. Это стало противоречить проис-

шедшим в конце XIX — начале XX вв. открытиям в области естест-

вознания, прежде всего физики. В старые представления о материи 

никак не «укладывались» свойства таких явлений, как электромаг-

нитное поле, рентгеновские лучи, радиоактивность и т.п. 

Анализируя данную ситуацию, Ленин по-новому подошел к оп-

ределению понятия материи: 

Материя есть философская категория для обозначения объек-

тивной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, 

которая копируется, фотографируется, отображается нашими 

ощущениями, существуя независимо от них1. 

Он исходил из того, что 

единственное свойство материи, с признанием которого связан 

философский материализм, есть свойство быть объективной ре-

альностью, существовать вне нашего сознания2. 

Открытия в области современной физики и других наук дают 

представления о многих свойствах материального мира. На их основе 

формируется современная физическая или более широкая естествен-

но-научная картина мира. Но все они, по Ленину, подтверждают са-

мое общее и самое фундаментальное свойство материи — «быть объ-

ективной реальностью», т.е. существовать вне нашего сознания3. 

                                           

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131. 

2 Там же. С. 275. 

3 Там же. С. 275. 

186 Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли 

 

С точки зрения диалектико-материалистической философии ма-

терия находится в вечном и непрерывном движении. Нет материи без 

движения и нет движения без материи. Движение есть способ су-

ществования материи. Энгельс указывал на механическую, физиче-

скую, химическую, биологическую и социальную формы движения 

материи. Это в общем соответствовало уровню развития наук при 

его жизни. В настоящее время в рамках марксистской философии 

предлагаются новые классификации форм движения материи. Одна 

из них предлагает их более широкое деление на неорганическую 

(неживая природа), органическую (живая природа) и социальную 

(общество). 

Указывается, что одно из проявлений движения материи есть 

развитие как выход за пределы какого-либо данного состояния и 

появление нового. Это относится к вещам, явлениям и процессам ма-

териального мира. Примером этого могут служить возникновение 

жизни на Земле, появление человека и человеческого общества, 

развитие самого общества, его материальной и духовной культуры, 

в том числе и философии, как такой формы общественного созна-

ния, в которой люди осмысливают условия своего существования

ставят и решают проблемы смысла своей жизни, ценностей, идеа-

лов и т.д. 

В поле зрения марксистской философии 

находится и то, что существование мате-

рии, движение и развитие ее отдельных 

образований происходят во времени и пространстве. Она отвергает 

идеалистические представления о пространстве и времени как ап-

риорных формах чувственного созерцания (Кант) или же как кате-

гориях, выражающих развитие абсолютного духа (Гегель). Она от-

вергла также наивные созерцательные представления древних мыс-

лителей и представителей метафизического материализма XVII и 

XVIII вв. о пространстве как пустом мировом вместилище, в кото-

ром движутся различные тела, и о времени как некой оторванной 

от материальных объектов «чистой длительности». Эти идеи были 

выражены в так называемой субстанциональной концепции про-

странства и времени, сформировавшейся на базе классической ме-

ханики Ньютона. В ней идет речь об абсолютном пространстве и 

абсолютном времени, существующих независимо от материальных 

тел, как «чистая протяженность» и «чистая длительность», свойства 

которых неизменны и никак не связаны со свойствами материаль-

ных явлений. 

Диалектический материализм как философия марксизма исхо-

дит из представлений об объективном единстве материи, движения, 

Единство материи, движения, 

пространства и времени  

Глава 8. Марксистская философия 187 

 

пространства и времени. Пространство и время истолковываются 

как свойства самих материальных явлений, как формы их сущест-

вования. Такая точка зрения опирается на достижения математики 

и естествознания. Выдающийся русский математик Н.И. Лобачев-

ский (1792—1856) доказал, что свойства пространства и времени не 

только связаны со свойствами тех или иных материальных образо-

ваний, но прямо зависят от них. Обращает на себя внимание вы-

сказывание гениального ученого XX в. А. Эйнштейна (1879—1955) о 

том, что если бы каким-то чудом исчезли все тела, то исчезло бы 

пространство и время1. 

С именем Эйнштейна связана фундаментальная разработка так 

называемой реляционной концепции пространства и времени. Она не 

только указывает на объективность и всеобщность пространства и 

времени как форм существования материальных образований — 

физических, биологических, социальных и т.д., но и их специфиче-

ские свойства. Специфическими свойствами пространства являются 

его трехмерность, расположенность тел относительно друг друга, 

симметрия и асимметрия, формы и размеры тел и т.д. К специфи-

ческим свойствам времени можно отнести его одномерность, т.е. 

его течение от прошлого через настоящее к будущему, последова-

тельность смены состояний тел, иных явлений и процессов, ско-

рость и ритмы их протекания и т.д. 

Современная марксистская философия в решении обсуждаемых 

вопросов базируется на выводах теории относительности Эйнштей-

на, с точки зрения которой значения пространства и времени изме-

няются в зависимости от системы отсчета и от свойств движущихся 

материальных систем. В настоящее время в марксистской филосо-

фии все глубже осмысливаются не только более знакомое всем фи-

зическое, но и биологическое и социальное пространство и время, вы-

ражающие специфику существования соответственно биологиче-

ских и социальных явлений. 

Как уже отмечалось, понятия «бытие» и «мате-

рия» соотносятся в философии с понятием «соз-

нание». В философии марксизма сознание толку-

ется как свойство людей отражать и тем самым осмысливать окру-

жающий их мир материальных и духовных явлений. Указывается на 

естественные и социальные предпосылки возникновения и разви-

тия сознания. К первым относится прежде всего способность че-

ловеческого мозга как высокоорганизованной материи отражать 

                                           

1 См.: Звезда. 1956. № 1. С. 137. 

Марксистская  

трактовка сознания 

188 Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли 

 

явления действительности, ко вторым — человеческая предметно-

практическая деятельность и речь. 

В процессе этой деятельности происходит диалектическое взаи-

модействие мыслящего субъекта (общественного человека) и разно-

го рода объектов, вовлекаемых в орбиту его деятельности, на кото-

рые он так или иначе воздействует. При этом объективное содержа-

ние деятельности людей и ее субъективное осмысление выступают 

как две стороны одного процесса. Преобразуя мир, человек осмыс-

ливает его, познает свойства многих явлений. В результате разви-

ваются его сознание и речь, посредством которой он формулирует 

и выражает свои мысли. 

Отражение, одна из форм которого составляет сущностный 

признак сознания, характеризуется в марксистской философии как 

всеобщее свойство материи. Отмечаются такие его формы, как ос-

тавление физических следов при взаимодействии различных тел и 

явлений, раздражимость в живых организмах при воздействии на 

них явлений внешнего мира, в результате чего вырабатывается со-

ответствующая реакция организма на эти воздействия, и отражение 

как возникновение в мозгу человека образов предметов и явлений 

действительности, которые воздействуют на человека или на кото-

рые он воздействует в процессе своей практической деятельности. 

В последнем случае речь идет об отражении как осознании челове-

ком предметов внешнего мира. Отмечается, что их осознание может 

происходить на уровне эмоций и чувств, интеллектуального осмыс-

ления и даже на уровне инстинктов и интуиции. В этом отношении 

обращается внимание на эмоциональную и интеллектуальную сфе-

ры сознания людей, а также на сферу их подсознательного, ирра-

ционального восприятия предметов и явлений действительности. 

В.И. Ленин определял сознание как субъективный образ объек-

тивного мира, что вполне выражает марксистскую трактовку созна-

ния. Это говорилось им, в частности, по поводу ощущений челове-

ка, в которых отражаются отдельные элементы предметов объек-

тивной действительности. В восприятиях и представлениях как 

структурных элементах сознания образы этих предметов выражены 

более полно. Мыслительные образы даются и в понятиях, в кото-

рых отражается сущность явлений. 

Мысль идеальна. Она отражает предметы и явления объектив-

ного мира как их идеальная копия, идеальный образ. Мысли суще-

ствуют как проявления внутреннего духовного мира человека. Ма-

терия — объективная реальность, а сознание — субъективная ре-

альность. Так толкуется проблема сознания и мыслительной дея-

тельности человека в марксистской философии. 

1   2   3   4   5


написать администратору сайта