Философия ответы. философия ответы. Античная философия сравните космоцентрические взгляды раннегреческих философов. Выделите общие черты
Скачать 81.88 Kb.
|
Античная философия: сравните космоцентрические взгляды раннегреческих философов. Выделите общие черты. Космоцентризм – это основной принцип древнегреческой философии т.к. главная проблема для философов: как устроен мир, каков мировой порядок. Одни философы полагали, что все вещи возникают, хотя и разными способами, из какого-либо одного и притом вещественного начала– из «воды» (Фалес), «воздуха» (Анаксимен), «огня» (Гераклит), «земли» (Ксенофан), другие считали, что таких начал несколько– так, Эмпедокл «корнями всех вещей» называет огонь, воздух, воду и землю, а их соединение и разъединение объясняет действием противоположных сил – «любви» и «вражды». Милетская школа (VII-VI в.в. до н.э.): высказали идею о вечности материального первоначала и указали на то, что явления природного мира подчиняются внутреннем присущему однообразному порядку. Порядок мира не устанавливается кем-либо, а изначально содержится в материальном элементе, из которого все происходит и состоит. Формирует космос и управляет им не персонифицированная надприродная сила, а великий принцип самой природы. Первоначало милетцев – это не просто конкретное природное явление, а невидимые сущности, из которых все образуется, как из семени и прообразом которой являются видимые предметы. Вода Фалеса не просто конкретная вода, а некое жидкое начало вообще, это – философское переосмысление Океана, она «разумна» и божественна. Апейрон Анаксимандра как первооснова всего сущего свидетельствует об абстрактной постановке фундаментальной философской проблемы – проблемы бытия. Анаксимен вошел в историю философии как создатель научного и философского языка. Простое изложение проблем, приверженность фактам характеризуют стиль его мышления. Развивая космогонические взгляды, он первоначалом всего сущего объявляет воздух, процессы сгущения и разряжения которого раскрывают природу движения. По своим воззрениям на природу к милетцам примыкал и Гераклит из Эфеса. Единую и всеобщую основу всех явлений природы, их материальное первоначало Гераклит усматривал в огне. Огонь Гераклита – источник жизни, сама жизнь, активность и динамика ее. Все мировые процессы философ объяснял пульсацией вечно живого огня, его возгоранием и угасанием. Как активное и подвижное начало огонь подчиняется Логосу (закону), который вечен, всеобщ. Рекомедация: лекция Просекова по Древней Греции вам в помощь Владимир Соловьев и русская философия ХХ века: покажите преемственность идей. Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – основоположник русской, христианской философии как самобытного целостного направления мысли. Центральной в учении является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т. д.. Вселенная, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой едиое, связное целое. Основу философии Соловьева составили разработанные им понятия всеединства, добра и его воплощений, богочеловечества. Смысл человеческой жизни он видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи добра. Добро трактуется онтологически как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества. Добро обладает следующими свойствами: чистотой, или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено; полнотой, или всеединством, поскольку оно все собою обусловливает; силой, или действенностью, поскольку оно через все осуществляется. Соловьев различает три основные формы организации человеческого общества: родовую форму; национально-государственный строй; всемирное общение жизни. Последняя из этих форм есть осуществление идеи всеединства – идеал будущего, когда в «действительном нравственном порядке» будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия, содержащие даже в своем несовершенном состоянии «искру Божества». «Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается лишь «цельным знанием». Цельное знание – синтез теологии, философии и опытной науки.Центром каждого из этих элементов соответственно являются абсолютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Только такой органический синтез названных компонентов представляет собой цельную истину знания как такового. Действительное движение истории состоит в созидании и постоянном усовершенствовании форм жизни, в передаче многообразных «культурных начал» – экономических, религиозных, научных, философских и других. Всеединство в философии Соловьева выступает в нескольких аспектах: онтологическом – как единство Бога, человека и космоса – «Все едино в Боге»; аксиологическом — как единство Истины, Красоты Добра; гносеологическом — как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религия). Философия всеединства в этом свете сохраняет единство конкретного («жизненного»), религиозного и отвлеченного (умозрительного); практическом — как единство общества, государства и церкви. Духовной основой такого объединения является слияние православия, католицизма и протестантизма. Историческое призвание России Русская идея Принцип всеединства был применен В. С. Соловьевым при разработке им так называемой «русской идеи». «Русская идея» в понимании В. С. Соловьева — это историческая миссия России которую можно сформулировать так «В чем состоит предназначение русского народа В чем смысл его исторического бытия?». В судьбе русского народа главное определяется, тем что он — христианский народ и поэтому его национальная идея должна состоять в стремлении войти в общую жизнь христианского мира. Россия должна пойти по христианскому пути самопожертвования во имя блага других народов и самоотречения. В своих религиозно-философских построениях В. С. Соловьев наглядно продемонстрировал то, что К. Победоносцев назвал «болезнью нашего времени» — изобретение отвлеченных схем далеких от реальной жизни и желание на их основе переделать жизнь. Последователи В. С. Соловьева сумели выделить позитивное ядро его идей и построить на нем целое философское направление. Продуктивные идеи философского учения о всеединстве В.С. Соловьева в дальнейшем разрабатывались его последователями к которым относятся Сергей Николаевич Трубецкой (1862—1905), Евгений Николаевич Трубецкой (1863— 1920), Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944), Павел Александрович Флоренский (1882—1937), Лев Платонович Карсавин (1882—1952) и Владимир Францевич Эрн (1882— 1917). Относясь критически к ряду положений своего учителя – мистицизм, пантеизм, трактовка Софии. Философы школы всеединства сумели творчески развить идеи положительного всеединства применительно к конкретным сферам не только философского знания, но социальной и духовной жизни истории. Галилей, Коперник, Бруно – укажите основные вехи создания гелиоцентрической картины мира. Сравните данные философские системы. Требуются дополнения про Галилея и Коперника Лилиана: Дж. Бруно много писал о Боге. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. В 1592 г. Бруно был обвинен в ереси и заключен в тюрьму. В 1600 г. его сожгли на костре. Основные работы: «О бесконечности. Вселенной и мирах» «О героическом энтузиазме» Лехмус и лекции: информации не найдено Учебник: " Натурфилософами Возрождения был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений (например, учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения). Завершает натурфилософию Возрождения пантеистическое учение Джордано Бруно (настоящее имя — Филиппо, прозвище — Ноланец по месту рождения в местечке Нола, 1548—1600), итальянского священника, монаха Доминикского ордена. Он был радикальным вольнодумцем, отвергавшим многие ортодоксальные догмы христианства. В его пантеистическом учении бесконечным является не только Бог, но и мир. Различие между Богом и миром, столь принципиальное для христианства, у Бруно, по существу, снималось. В советской истории науки и философии сложился миф о Джордано Бруно как яростном борце с ретроградной церковной догматикой, осужденном за свои научные взгляды и приверженность новой гелиоцентрической системе мира, созданной Коперником. Но эта сторона мировоззрения Бруно интересовала инквизиторов в последнюю очередь. На момент процесса Бруно у церкви не было официальной позиции — ни положительной, ни отрицательной, по астрономической теории Коперника, которая была запрещена только в 1616 г. Утверждение о том, что церковь преследовала Бруно как сторонника ϻновой науки, не соответствует действительности, поскольку он был осужден как еретик за связи с протестантами. Сам мятежный монах-доминиканец ощущал собственное исключительное призвание и считал, что ϻзнает больше, чем апостолы, и сумел бы, если бы захотел, сделать так, чтобы во всем мире была одна религия. 1. Бруно собирался преподнести Папе свои сочинения, которые позволили бы произвести полноценную реформу католической церкви, но не получилось, он был предан суду инквизиции за свои еретические взгляды. Наиболее значимым для становления нового естествознания было учение Дж. Бруно о бесконечной Вселенной, которое было изложено в работе ϻО бесконечности, Вселенной и мирахЋ. Космология Бруно не имела ничего общего с античным и средневековым пониманием космоса. Для Античности и Средневековья космос конечен, Вселенная же Бруно бесконечна и беспредельна. Бруно не останавливается перед самыми смелыми выводами, вытекающими из допущения бесконечности Вселенной: в беспредельном пространстве существует множество Вселенных, подобных нашей. Аргумент в пользу бесконечности Вселенной следующий: конечный мир — это конечное благо, а бесконечное число миров — благо бесконечное. Утверждение Бруно о том, что Вселенная бесконечна, отменяет аристотелевское понятие абсолютных мест: абсолютного верха, низа и т.д., и вводит новое для физики того времени понятие относительности всякого места. Он разрушает аристотелевский конечный космос с его абсолютной системой мест, тем самым, вводя предпосылку относительности всякого движения. Подрывая те принципы, на которых стояла аристотелевская физика, неразрывно связанная с геоцентрической системой мира, Бруно, вслед за Коперником, подготавливал почву для создания нового научного естествознания." Глобальные проблемы современности. Лехмус: В современных условиях к глобальным проблемам относятся: проблема Север-Юг; проблема бедности; продовольственная проблема; энергетическая проблема; проблема экологии и устойчивого развития; демографическая проблема; проблема развития человеческого потенциала; проблема обеспечения человеческой безопасности; проблема освоения Мирового океана. Лилиана: Глобальные проблемы - проблемы, которые затрагивают все сферы общественной жизни и оказывают существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов; затрагивают интересы человечества в целом, а также каждого отдельного человека (понятие появилось на рубеже 1960-1970-х гг.) Решение глобальных проблем предполагает объединение усилий многих стран и организацию на международном уровне. Нерешенность глобальных проблем грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества. Критерии глобальности: Затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества; Для преодоления требуются целенаправленные и согласованные действия, объединение усилий большинства населения планеты; Являются объективным фактором мирового развития, не могут быть проигнорированы; Нерешенность может привести в будущем к серьезным, непоправимым последствиям для всего человечества. Глобальные проблемы долго формируются, прежде чем начинают соответствовать всем критериям. Все такие проблемы находятся в сложной взаимозависимости, → решение одной предполагает учет влияния на нее и других проблем. Лекции Просекова: - Лавриненко: - Гносеология. Виды, уровни и формы познания. Проблема творчества. Нужно дополнить информацию по формы и уровни познания, а также проблеме творчества. Лилиана Гносеология: реальный мир постигается нашими органами чувств лишь частично, т.к. есть ещё и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию. Обозначил 2 этапа познания: чувственное и рациональное. Позиция эмпиризма – суть вещей познаётся с помощью ощущений. В отличие от Демокрита он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат. И хотя ощущения дают нам знание лишь единичного, в нем потенциально содержится и знание общего. Следовательно, опыт – это не только фундамент, но и само знание => над опытом находится наука, кот.постигает общее. Наука = разуму, т.к. мы доказываем свои положения логически. Над наукой – философия, совпадающая во многом с логикой. Знание логики (законов мышления)-мудрость. Душа человека – сущность человека, форма его тела даёт направление жизни и её смысл. Она является причиной и началом живого тела,кот.является материей живого организма. Душа господствует над телом. 3 вида души: 1. Растительная – ей обладают растения. Она способна размножаться и производить обмен веществ. 2. Чувственная – ей обладают животные. Способна воспринимать формы с помощью ощущений 3. Разумная – ей обладают люди. Она «познаёт и думает». Значительное место в его философии занимает человек и проблемы общественной жизни. Человек – политическое (общественное) животное, кот.присуща инстинктивная устремлённость к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Государство отождествляется с обществом и семьёй. 6 форм государств. Правильные: полития (лучшая), монархия, аристократия. Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Назначение государства – обеспечение счастья всем гражданам (у кого есть собственность и кто участвует в управление обществом). Наиболее общие вопросы познания разрабатываются гносеологией — наукой или учением о познании. Гносеология — это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Гносеология как раздел философии занимается изучением познания и знания, ее в первую очередь интересуют самые общие характеристики и закономерности познавательной деятельности, независимо от того, кем и в каких конкретных условиях она осуществляется. Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. Знание — это результат процесса познания, получивший подтверждение в практике. Выделим основные вопросы, которые составляют проблемное поле гносеологии как теории познания: • Познаваем ли мир? • В каких формах осуществляется человеческое познание? • Что является источником знания? • Что такое истина и достижима ли она в человеческом познании? • Можно ли найти критерии, позволяющие четко отграничить знание и спекулятивные построения? • Существуют ли границы познания? Первой проблемой гносеологии является проблема познаваемости мира. В попытке ответить на этот вопрос в истории философской мысли четко обозначились три основные тенденции: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Гносеологический оптимизм настаивает на безграничных возможностях познавательных способностей человека и полагает, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Они признают, что имеются определенные трудности в процессе познания, но развивающееся человечество в конце концов их преодолеет. Позицию гносеологического оптимизма разделяли как представители материализма, так и многие представители объективного идеализма. Гегель считал, что познание действительности является призванием, потребностью и смыслом жизни человека. Обращаясь к студентам, он говорил, что дерзновение в поисках истины, вера в могущество разума есть первое условие философских занятий: «Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего. Какого бы высокого мнения мы ни были о величии и могуществе духа, оно все же будет недостаточно высоким. Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания» Гносеологическим оптимизмом характеризуется и диалектико-материалистическая теория познания. Критикуя Канта, В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» писал: «Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может». Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано, но в принципе, в процессе развития человеческого познания, может быть познано. Гносеологический скептицизм представляет собой сомнение в возможности достижения достоверного знания. Скептицизм глубоко укоренен в философской традиции. В истории философской мысли выделяют следующие формы скептицизма • скептицизм Античности (Пиррон, Секст Эмпирик); • скептицизм Нового времени (Д. Юм и др.); • современный исследовательский скептицизм. Агностицизм (от греч. а — отрицательная приставка, gnosis — знание, agnostos — недоступный познанию) исходя из этимологии термина длительное время определялся как философское учение, утверждающее непознаваемость мира. Такие известные приверженцы агностицизма, как И. Кант, И. Мюллер, Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, Т. Гексли, Б. Рассел, Р. А. Уилсон, С. Вайнберг и др. В чем суть агностицизма, какова его определяющая черта? Этот термин был введен в употребление английским зоологом и сподвижником Ч. Дарвина профессором Т. Г. Гексли в 1869 г. По его определению, агностик — это человек, отказавшийся от веры в богов и убежденный в том, что первичное начало вещей неизвестно и не может быть познано. Он считал, что агностицизм позволяет ограничить претензии на знание со стороны тех, кто желает знать о мире больше, чем в принципе могут подтвердить свидетельства опыта. В современной философской литературе агностицизм определяется как философская концепция, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и вообще о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки. Лекции: Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления. Эпистемология — это учение о научном познании. |