Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель работы

  • Использованные ресурсы

  • Античная система образования сравнительный анализ афинской и спартанской системы


    Скачать 35.35 Kb.
    НазваниеАнтичная система образования сравнительный анализ афинской и спартанской системы
    Дата21.10.2018
    Размер35.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаRusina_M_pedagog.docx
    ТипРеферат
    #54107

    Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Воронежский колледж «Номос»

    Античная система образования: сравнительный анализ «афинской» и «спартанской» системы
    Выполнила: студентка 1 курса

    Русина Мария Олеговна

    Научный руководитель: преподаватель истории

    Богитова Юлия Олеговна

    Воронеж

    2017

    Содержание
    Введение..................................................................................................... 3

    Методы воспитания и образования в Афинах......................................... 5

    Особенности системы образования в Спарте.......................................... 10

    Психолого-педагогические взгляды на воспитание детей ведущих философов Древней Греции..................................................................... 13

    Заключение................................................................................................ 18

    Используемые ресурсы............................................................................. 19

    Цель работы – сравнить содержание и методы воспитания и образования в Спарте и в Афинах.

    Объектом исследования в данной работе являются граждане двух древнегреческих полисов: Афин и Спарты.

    Были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить системы воспитания и образования в древнегреческих полисах – Афинах и Спарте.

    2. Проанализировать труды философов, современников описываемой эпохи, чтобы выяснить их взгляды на целесообразность действующих систем воспитания и образования.

    3. Провести сравнительный анализ системы воспитания и образования спартанцев и афинян.

    Переход от традиций общинно-родового строя к государственному, полисному устройству вызвал множество перемен во всех областях жизни людей.

    Матриархат сменился патриархатом и за отцом – главой семейства, признавалась неограниченная власть над детьми и женой.

    В Древней Греции супружество преследовало две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, а второй – выполнение своего долга перед семьей и родом.

    Положение свободной женщины не многим отличалось от положения раба. Мужчина женится на женщине для того чтобы родить законных детей; брака по любви не существовало. Мужчине при вступлении в брак не менее тридцати лет, девушке – чуть больше пятнадцати. Брак – это договор, накладывающий обязательства только на одну из сторон. Муж может отказаться от жены и оставить себе детей путем простого объявления перед свидетелями при условии возмещения приданого или уплаты процентов за него. Развод по требованию жены разрешается в редких случаях и то лишь в силу судебного постановления, вызванного тяжелыми проступками мужа или его скандальной неверностью.

    Законная жена должна быть дочерью гражданина. Ее воспитывают в гинекее (женская половина дома) – это и ее владение. Не имея никаких прав от рождения до самой смерти, она, выходя замуж, лишь меняет опекуна. Овдовев, ей приходится передавать все права старшему сыну. Она никогда не может покинуть гинекей, где она следит за работой рабов, и сама принимает в ней участие. Лишь изредка ей разрешают навестить родителей или отправиться в баню, но всегда под бдительным надзором рабыни. Следовательно, можно всецело рассматривать воспитание только свободных (законнорожденных, признанных) детей мужского пола.

    К концу V века до н.э. в Афинах не было ни одного свободного человека, который бы не умел писать и читать. В это же время стали организовываться школы. Афиняне считали необходимым дать ребенку интеллектуальное, музыкальное и физическое воспитание. Важным считали одновременное физическое и умственное воспитание.

    Афиняне стремились к полному всестороннему раскрытию способностей человека. Главной стимулирующей силой при воспитании молодежи были благородные соревнования отдельных личностей и групп в различных областях жизни с целью достижения наилучшего результата. Также была создана определенная система обучения, реализующаяся поэтапно.

    Рассмотрим этапы на примере мальчиков:

    1. От рождения до семи лет;

    2. С семи до шестнадцати лет;

    3. С шестнадцати до восемнадцати;

    4. С восемнадцати до двадцати.

    Появление на свет ребенка для семьи было торжественным событием. Если рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а когда девочка – шерстяными нитями. Младенца купали в воде, в которую в Афинах добавляли оливковое масло, а в Спарте вино. После того его заворачивали в пеленки и клали в колыбель из ивовых прутьев. Если отец решил признать ребенка и принять его в семью, то на пятый или на седьмой день после рождения устраивали праздник.

    Ребенок воспитывался в семье и находился под присмотром матери или няньки. Жил он вместе с матерью в женской половине дома – гинекее. Дети до семи лет ходили преимущественно голыми, это объяснялось греческой неприхотливостью в одежде и практичностью. В два-три года мальчики переходили из рук кормилиц под присмотр педагогов, специальных рабов, которые по тем или иным причинам не могли заниматься хозяйством. Педагог должен был постоянно присматривать за ребенком, а в последствие водить его в школу.

    Греки хорошо понимали, как важно, хотя и нелегко в воспитании детей сохранять меру, не прибегая к слишком суровым методам, но и не допуская, чтобы ребенок рос избалованным и изнеженным.

    «Изнеженность делает характер детей тяжелым, вспыльчивым и очень впечатлительным к мелочам, чрезмерно грубое порабощение детей делает их приниженными, так что, они становятся непригодными для совместной жизни» – Платон «Законы».

    Становясь старше, ребенок сам придумывал сказки, лепил из глины игрушки, строил песочные дворцы. Также, маленьким эллинам были известны качели, обручи и воздушные змеи. Эти и подобные игры готовили детей к суровой юношеской жизни, которая начиналась с исполнения семи лет - мальчики переходили под опеку отца и шли в школу.

    Этот период мы можем назвать дошкольным домашним воспитанием, так как ребенка готовили к следующему этапу – школе.

    В Афинах обучение не было строго обязательным, но, тем не менее, считалось долгом родителей по отношению к своим детям. Платон по этому вопросу отмечает, что дети, которым не дали образования, полностью свободны от каких-либо обязательств перед родителями.

    С семи лет мальчики должны были ходить в школу. Все школы были платными. Важным элементом школьного воспитания было сочетание развитие физического и умственного. Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, идеал «калокагатии» – красоты и добра, слитых в человеке воедино.

    Второй период был обозначен началом посещения школы грамматиста, кифариста и петотриба.

    Грамматист – учитель грамоты, обучал детей чтению и письму, давая им основные понятия о счете. Тетрадями служили деревянные таблички, покрытые воском, на которых дети острыми палочками чертили буквы и фразы. Когда они овладевали искусством чтения и письма, то переходили к изучению старых писателей, среди которых важное место занимали Гомер и Эзоп. Ученики разучивали стихотворения законодателя Солона, сочинения Феогнида, гимны в честь богов, исполняемые во время ритуальных праздников.

    Исполнение гимнов проходило под аккомпанементы лиры или кифари. Игре на инструментах обучал кифарист, пели гимны – соло или хором.

    Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Она звучала на праздниках и в театре.

    Под руководством петотриба – учителя гимнастики, дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска. Здесь дети проявляли особый энтузиазм, так как их ждали в будущем различные спортивные соревнования, победа в которых была почетна.

    Позже юноша посещал палестры – школы пятиборья. Там широко развивались бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в которых пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.

    Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в возрасте шестнадцати лет в гимнасии, где они продолжали совершенствоваться в искусстве пятиборья, также изучали основы философии, литературу. Большое внимание уделялось поэзии и музыке. Задачей учеников было не только овладение некоторым количеством текстов и умение их произносить в соответствующих ситуациях (на религиозных празднествах, на пирах и т. д.) Подросток должен был извлечь из этого чтения и более глубокую пользу: поэзия была призвана служить воспитанию эстетическому.

    Также сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи – так осуществлялось свободное обучение взрослых и подростков. В восемнадцать лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Зачисление совпадало с гражданским совершеннолетием и было им обусловлено. Принесение присяги превращало молодого человека в граждански правоспособное лицо, давая ему право наследования, право опеки, право распоряжения имуществом, все, кроме участия в политической жизни. Эфебы давали присягу, что не опозорят доверенного им оружия, не бросят своих товарищей в беде и будут защищать Родину.

    Эфебы выполняли физические упражнения под руководством тренера – педотриба, а непосредственно военной подготовкой занимался инструктор – дидаскал. Эфебов учили фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика и верховой езде. Программа занятий предусматривала также дальнейшее обучение поэзии и музыке, так как одной из обязанностей эфебов было активное участие в государственных торжествах.

    Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры – олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура – целая система культурных воздействий.

    Аристократичный характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами. Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять устои рабовладельческого государства. Таким образом, цель афинского воспитания предполагала всестороннее формирование личности аристократа с развитым интеллектом и культурой тела.

    Девочки в Афинах оставались в гинекее, их учили женским ремеслам: прядению и ткачеству. Хоть девочки и не посещали школу, но их учили читать и писать, ведь будущая жена гражданина должна быть образованной. Программа обучения девочек включала в себя пение и танцы, это было необходимо для участия в религиозных и общественных празднествах. Так же девушки изучали литературу, но от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. В мужском обществе могли блистать остроумием и начитанностью только куртизанки.

    В VIII – IV вв. до н.э. в Спарте была выработана система воспитания, о которой говорил Аристотель в трактате «Политика»: «в Лакедемоне почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели».

    Воспитание подрастающего поколения считалось в Спарте делом государственной важности и прямой задачей государства. Самыми главными качествами, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, были выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям.

    Система воспитания в Древней Спарте представляет собой одну из основных педагогических систем, появившихся в эпоху классической Греции, и оказавших большое влияние на всю древнегреческую педагогику. Она была четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет.

    1. До семи лет;

    2. С семи до пятнадцати лет;

    3. С пятнадцати до двадцати лет;

    4. С двадцати до тридцати лет.

    На первой ступени, в младенческом возрасте, ребенка никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой. Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри семьи. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение к боли и страху. Давалась элементарная интеллектуальная подготовка, у спартанцев она ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких военных и религиозных песен, а также некоторыми сведениями о традициях Спарты, об ее истории, религии и обрядах.

    Наибольшее внимание уделялось военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов. Закалка была суровой: в детях воспитывались упорство и выносливость, умения переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль, воспитывалась готовность к походам, спортивным тренировкам, владению оружием. В конце этого этапа подростков ждало испытание, в котором проверялась выдержка. Дети ходили босиком, могли спать на тонких соломенных подстилках. Возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к не многословию.

    В четырнадцать лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартанцев. Подростка сильно секли перед алтарем Артемиды, он не должен был издать ни звука. Еще одним испытанием подростков были крипии – набеги на поселения рабов – илотов, с целью истребления наиболее строптивых. Здесь проверялось умение четко и безжалостно следовать приказам.

    Третьим этапом было обучение в эфебии. Здесь уже готовили настоящих воинов. Юношей учили владеть всеми видами оружия, правилами ведения войны и т. д. Перед концом обучения юноши проходили последние испытание, оно называлось криптия: целый год молодой человек должен был скитаться по горам и долинам, скрываясь так чтобы его нельзя было найти, сам себе добывая пищу и спя прямо на земле.

    Плутарх в сочинении «Моралии» даёт очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано хождение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране, что способствовало укреплению тела и духа, ибо соответствовало условиям настоящего военного похода».

    Пройдя третий этап, юноша становился иреном, теперь он мог принимать участие в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин – фидитиях. Его зачисляли в войско, в котором он обязан был служить до тридцати лет, только после этого молодой спартанец мог считаться полноправным гражданином. Принимая во внимание всё вышесказанное, становится очевиден акцент спартанских властей на воспитание нации воинов. Была создана сильная, военно-обученная нация, которая уже в V – IV вв. сумела подчинить себе всю Грецию.

    Никто не будет отрицать, что спартанцы были одной из наиболее впечатляюще организованных военных культур в истории. Их манера ведения военных действий с использованием непоколебимого строя и стены из щитов и копий глубиной в восемь человек позволяла им побеждать почти любого противника, сражавшегося против них.

    Девочки в Спарте воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Их готовили в матери будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска и борьбе. Но, также, как и в Афинах, поскольку они должны были принимать участие в религиозных обрядах, их учили священным песням и танцам. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов.

    Философия – первая из наук, появившаяся в Древней Греции, заняла центральное место в объяснении бытия человека и мира. Древнегреческие философы в своих работах старались обобщить все стороны человеческой духовной и материальной жизни. В их изысканиях большое внимание уделялось воспитанию детей.

    Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н.э.). Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения. Правило «не ходи по дороге» подразумевало рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило «уважай закон» означало призыв к уважению родителей, сдержанности и немногословию. Помня о необходимости упражняться в подобных добродетелях, ученики Пифагора нередко выполняли обет длительного молчания. «Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика» – считал Пифагор.

    В пифагорийских братствах воспитание и обучение молодежи представляли хорошо продуманную, отлаженную систему. День начинался с прогулки, чтобы упорядочить и гармонизировать сознание. Затем в храме велось преподавание, учение и исправление нравов. После полудня проходили совместные чтения с комментариями.

    Гераклит (520 – 460 гг. до н.э.), высказал основательные педагогические идеи: об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека.

    К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится и Демокрит (460-370 гг. до н.э.). Он придавал огромное значение воспитанию, ведущему к обладанию тремя дарами: хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать.

    Демокрит рассматривал воспитание как дело, сопряженное с риском потерпеть неудачу. Чтобы этого не произошло, предлагалось воспитывать на положительных примерах, упражнять в нравственных поступках, сообразовывать воспитание с детской природой. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, считал Демокрит. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы, воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу».

    Рассматривая обучение и воспитание как трудную работу, он полагал естественным прибегать к принуждению учащихся. Однако он не советовал добиваться педагогических результатов одним принуждением. Напротив, предлагалось воспитывать стремление постигать неизведанное, чувство долга и ответственности как залог успеха в воспитании и образовании: «Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, – легкомыслие».

    Демокрит был одним из философов, кто предварял становление взглядов ученых-софистов. Софисты предлагали обучать управлению делами домашними и городскими, т.е. помышляли о воспитании активных граждан полиса. Центральной педагогической идеей софистики являлся тезис, о решающей роли участия самого человека в своем воспитании. Софисты считали, что любая истина относительна и потому каждый человек всякий раз индивидуально открывает для себя знание окружающего мира. Они расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Это было предшественником программы семи свободных искусств – символа образованности вплоть до Нового времени. Софисты считали своим основным призванием преподавание красноречия – риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевывать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывает смысл общего блага.

    Вклад одного из крупнейших древних философов, Сократа (470/469 – 399 гг. до н.э.), в педагогику состоит в разработке идей о приобретении знания в беседах, при осмыслении опыта, о нравственном значении приобретаемых знаний, о первостепенности развития умственных способностей. Суть педагогических рассуждений Сократа составляет тезис о том, что главная жизненная цель человека – нравственное самосовершенство. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного к добру и истине. Счастье состоит в устранении противоречия между личным и общественным бытием.

    Он был одним из родоначальников диалектических приемов отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Сократический метод можно считать одним из главных педагогических достижений Сократа. Педагогическая деятельность осуществлялась в форме диалогов – бесед и споров, которые вели наставник и ученик. Беседы направлялись на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении.

    Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем.

    Одним из учеников Сократа был Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.), является автором первого античного педагогического романа «Воспитание Кира». Ксенофонт полагал, что образование может быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости. Другой ученик Сократа – Антисфен (450 – 360 гг. до н.э.) основатель философской школы киников – полагал, что воспитание должно приближать к миру реальных явлений. Основным методом воспитания он называл пример наставника. Как особую задачу Антисфен выделял воспитание привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага.

    Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл самый великий ученик Сократа Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Педагогическая деятельность была органической частью жизни и размышлений Платона. Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах «Государство» и «Законы». Основанное Платоном в Афинах учебное заведение – академия – просуществовало более тысячи лет. Педагогические суждения выросли из его философского видения человека и мира. Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи воспитания с общественным устройством. По Платону, общество и образование не только взаимозависимы, но и реформируют друг друга.

    Платон выделял три последовательных уровня обучения: начальный, когда каждым приобретаются основы образования; промежуточный – с более углубленной физической и интеллектуальной подготовкой, ориентацией на разные социальные роли (воины, гражданские чиновники, ученые, юристы) и наивысший уровень. На первом уровне обучение должно было быть всеобщим (для свободных граждан). Особое внимание следовало уделять музыке и гимнастике, воспитанию эстетического вкуса и умеренности. В программу всеобщего образования включались обучение грамоте, началам математики, простейшая трудовая подготовка.

    На втором уровне предлагалось изучать арифметику, планиметрию, астрономию, гармонию, содействовать самосовершенству, воспитывать соразмерность и аккуратность. При этом предусматривалась особая подготовка к различным профессиям. Например, будущим юристам надлежало освоить искусство диалектики, как способа постигать истинное и вечное знание, подниматься над обыденностью.

    Два первых уровня образования рассматривались как ступени к возможному прохождению высшего образовательного этапа. Он предназначался для тщательно отобранных молодых людей, которым суждено стать учеными, воспитателями, юристами. Высший этап делился на два длительных цикла – 10 и 15 лет, в программу которого включались теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. В итоге, человек должен был учиться всю жизнь, стремясь к идеалу.

    Вот уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогики. И это закономерно, поскольку Платон стоит у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания непреходящей теоретико-практической значимости. Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации. Раннее христианство видело в нем крупнейшего теоретика воспитания. Взлет интереса к идее разностороннего воспитания Платона наблюдался в эпоху Возрождения.

    Древняя Греция – это колыбель современной европейской цивилизации, и именно поэтому возможно провести подобные параллели, затрагивающие различные аспекты организации воспитательно-образовательного процесса, начиная с прав и свобод человека и правом на образование, заканчивая более конкретными вопросами: гуманистическим характером образования, его уровнями и содержанием.

    Эти и другие вопросы обеспечили условия для свободного, практически ничем не ограниченного всестороннего развития человеческих возможностей. Появилась возможность «выделения» личности человека из общей массы. Греки стремились воспитать гармонично развитого человека (как физически, так и духовно). Рассмотрение психолого-педагогических идей, содержащихся как в работах древнегреческих мыслителей, так и в самой системе древнегреческого воспитания, позволило нам выделить наиболее значимые и качественно новые психолого-педагогические идеи классического периода Древней Греции актуальные для современного образования:

    1. Идея всестороннего и гармоничного развития;

    2. Добровольное и демократическое воспитание и обучение – база всестороннего и гармоничного развития;

    3. Всесторонне и гармонично развитый человек – достойный гражданин.

    Несмотря на многие века, разделяющие нас, у организации воспитательной системы в Древней Греции и законодательно-правовой организации современной системы образования много точек соприкосновения.
    Использованные ресурсы


    1. Афины и Спарта – URL: http://www.studfiles.ru/preview/1723526/ (Дата обращения: 03.02.2017)

    2. Педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах – URL: https://studfiles.net/preview/4466603/page:4/ (Дата обращения: 05.02.2017)

    3. Система воспитания в Древней Греции – URL: http://lektsii.org/6-26327.html (Дата обращения: 25.01.2017)

    4. Морозов С.Г. Воспитание и образование детей в Древней Греции /С.Г. Морозов // Живой журнал // электрон. журн. – URL: http://morseg.livejournal.com/3937.html (Дата обращения: 27.01.2017)

    5. Опритов Н.А. Система образования в Древней Греции / Н.А. Опритов // Проза.ру // инф. портал – URL: http://www.proza.ru/2013/11/17/1554 (Дата обращения: 05.02.2017)

    6. Философы Древней Греции о воспитании – URL: http://www.studfiles.ru/preview/6023794/page:13 (Дата обращения: 27.01.2017)


    написать администратору сайта