Главная страница

эссе. Античные философские и правовые учения являются подлинной школой мысли. Еще в Древней Греции было испытано право. Так же огромное влияние на современную отрасль гражданского права оказал Иммануил Кант


Скачать 16.15 Kb.
НазваниеАнтичные философские и правовые учения являются подлинной школой мысли. Еще в Древней Греции было испытано право. Так же огромное влияние на современную отрасль гражданского права оказал Иммануил Кант
Дата24.06.2018
Размер16.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе.docx
ТипДокументы
#47754

Эссе

Античные философские и правовые учения являются подлинной школой мысли. Еще в Древней Греции было испытано право. Так же огромное влияние на современную отрасль гражданского права оказал Иммануил Кант. Прежде всего это можно объяснить тем, что этот философ признавал и обосновывал приоритет личности в политической и юридической жизни. Размышляя об источнике обязанностей, Кант приходит к выводу: "Это не что иное, как личность, т.е. свобода и независимость от механизма всей природы, рассматриваемая вместе с тем как способность существа, которое подчинено особым, а именно данным собственным разумом, чистым практическим законам. Исходя из этого можно считать, что основанием права является способность человека к преодолению природной необходимости и к построению своей жизни на тех принципах, которые установило само общество исходя из разумного мышления. В учениях Канта было обозначено то, что он отрицает природные условия, человеческие цели и наклонности в развитии права. Основы философский представлений Канта изложены в его работе 1797 года «Метафизика нравов». В этой работе содержаться отличия в терминологии от принятых сегодня. То, что в настоящее время считается гражданским правом в работе Канта определено как частное право, тогда как гражданское право он отождествляет с правом публичным. Кант утверждает, что частное право это есть право естественное. В свою очередь, естественным правом он называл то, что основывалось на априорных принципах и не зависит от воли законодателя. Априорными Кант называет знания, которые не зависели он опыта и чувственных впечатлений. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что частное право может существовать и без каких-либо законодательных установлений. С другой стороны, при обсуждении вопросов собственности Кант заявляет, что считать вещь своей и требовать, чтобы остальные воздерживались от пользования ею, нельзя на основе лишь односторонней воли, которая никого ни к чему не обязывает: "Таким образом, только воля, обязывающая каждого другого, стало быть, коллективно всеобщая (совместная) и обладающая властью воля, может дать каждому гарантию. - Состояние же, когда действует всеобщее внешнее (т.е. публичное) сопровождающееся властью законодательство, — это и есть гражданское состояние. Следовательно, лишь в гражданском состоянии может быть внешнее мое и твое". Возникает противоречие: частное право является априорным, основано только на разуме и не требует наличия законов; одновременно с этим без законодательства, подкрепляемого публичной властью, частное право невозможно. Кант разрешает это противоречие следующим образом: владение в естественном состоянии (т.е. без гражданского устройства) — это лишь "предварительное" владение, которое становится окончательным только с появлением законодательства. Концепцию права собственности Кант различает на четырех разных уровнях: 1) мое и твое; 2) владение; 3) вещное право; 4) собственность. Значение «мое в правовом отношении» у Канта означает особый способ связи лица с предметом. Связь эта определяет высокую степень прочности, при которой исключает использование данного предмета кем-либо без согласия хозяина, а если пользование все-таки происходит, то предмету наносится ущерб. Кант также различает два основных типа владения: физический и интеллектуальный. Физический тип владения происходит при тактильном владении вещью, интеллектуальный, когда связь продолжается даже при отсутствии непосредственного контакта. При этом второй тип имеет привилегированное значение, так как он, в отличие от первого дает основания считать вещь своей. Собственность определяется Кантом как предмет, в отношении которого лицу принадлежит вся полнота прав его пользования. Договор понимается кантом как необходимое обязательство на основе принуждения. При этом он выделяет два типа обязательств активные- к которым человек сам себя принуждает и пассивные- вытекающие из отношений с другими. Но, признавая факт возникновения обязательств из договора, Кант отказывается дать ему философское обоснование: "Вопрос ставился так: почему я должен сдержать свое обещание? В самом деле, что я должен его сдержать, это ясно каждому, само собой. Но совершенно невозможно вести какое-то еще доказательство этого категорического императива..."

Можно попытаться разъяснить этот вопрос. Договор может пониматься как сумма двух или более актов волеизъявления, в этом случае изменение намерений одной из сторон могло бы повлиять на обязательность исполнения договора. Однако для Канта договор — это акт одновременно выраженной объединенной воли его участников. Поэтому в одностороннем порядке ни один из них не может отказаться от выполнения условий, установленных ими совместно, так как для этого потребовалось бы новое общее волеизъявление.

Таким образом, к основным философским достижениям Канта в области гражданского права можно отнести следующие идеи.

1. Обоснование двойственности частного права как, с одной стороны, естественного и существующего на основе разума, независимо от воли законодателя; с другой стороны, в своей полноте требующего гарантий в виде публичного законодательства.

2. Анализ права собственности на нескольких уровнях:

- "мое"

- владение как условие пользования в виде физического обладания вещью или интеллектуального представления о ней как о своей.

- вещное право, как возможность пользоваться предметом своего владения, исключающая пользование ею с чьей-либо еще стороны;

- собственность как вещь, в отношении которой владелец имеет всю полноту прав, позволяющую распоряжаться ею по своему усмотрению.

3. Обоснование коллективной природы владения, выражающейся в исходной множественности владельцев, которые отказываются от пользования вещью в пользу одного лица.

4. Понимание обязательности договора как следствия объединенной воли его сторон.


написать администратору сайта