Эссе. Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере они сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в реальном мире. Как вы считаете, Платон прав или это художественное преувеличение
Скачать 17.57 Kb.
|
Эссе по: «Основы философии» Тема: «Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в реальном мире. Как вы считаете, Платон прав или это художественное преувеличение?» Выполнил(а) студент(ка): Емельянов Алексей Витальевич Идентификационный номер: 2001-0200 Пермь 2020 «Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в реальном мире. Как вы считаете, Платон прав или это художественное преувеличение?» Миф о пещере из диалога Платона «Государство» — это одна из главных историй в европейской теории познания, капитально повлиявшая на всю последующую традицию философской мысли. В диалоге между Сократом и Главконом говорится о людях, которые находятся в подземной пещере, в то время как перед ними на стене проходят тени от проносимых за границей их поля видения предметов. Люди находятся в крепких оковах, что не позволяют им обернуться к свету или оглянутся по сторонам. Эти люди видят только то, что прямо перед ними. Они находятся лицом от огня и света, который он дает. Рядом проходит стена, за которой другие, свободные люди несут разные вещи: статуи, предметы обихода и роскоши. Люди, что являются узниками пещеры, видят не сами предметы, а лишь их тени. Они рассматривают их, дают названия, но их настоящий вид, цвет, сама суть предметов им недоступны. Именно эти тени люди и считают подлинными вещами, даже не задумываясь, что их отбрасывает нечто другое. ервопричиной стремления Платона открыть таким людям истину является идея блага. «Именно она - причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама - владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни ервопричиной стремления Платона открыть таким людям истину является идея блага. «Именно она - причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама - владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни ервопричиной стремления Платона открыть таким людям истину является идея блага. «Именно она - причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама - владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни Первопричиной стремления Платона открыть таким людям истину является идея блага. «Именно она - причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владелец, а в области умопостигаемого она сама- владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни». Платон отмечает постепенность процесса принятия истины. «Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там, наверху» 9 . Его подход, вовсе не укладывается в концепцию «открыть глаза». Платон предлагает начинать с простого: «сперва смотреть на тени, затем на отражения в воде людей и различных предметов, и уж потом - на самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и его свет» 10 Платон отмечает постепенность процесса принятия истины. Платон предлагает начать с простого: «сперва смотреть на тени, затем на отражение в воде людей и различных предметов, и уж потом – на сами вещи». Итогом осознания истины будет: Счастье «сочтет он блаженством перемену своего положения» Свержение бывших правителей «разве завидовал бы он тем, кого почитают узники и кто среди них влиятелен» Жалость к тем, кто не знает истины Сопротивление других узников Заключение Миф о пещере был для меня наиболее интересным моментом в диалоге «Государство». То что мы видим – это лишь тени того что происходит за нашими спинами. Большинство устраивает такое положение дел, потому что освободиться от оков недостаточно, нужно еще и привыкнуть к свету, которого никогда не видели. |