Античный мыслитель Платон. Античный мыслитель Платон
Скачать 36.59 Kb.
|
Эссе
дисциплине
Пермь 2020 Миф о пещере — знаменитая аллегория, использованная Платоном в 7 книге диалога «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Считается краеугольным камнем платонизма и объективного идеализма в целом. Изложена в форме диалога между Сократом и братом Платона Главконом. Первоначально люди, незнающие науку, философию, подобны узникам, который всю свою жизнь пребывают в пещере. Сидят они в одном положении и смотрят на стены, при этом они повернуть голову и двигаться не могут, им мешают оковы. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, по которой другие люди несут различные предметы, держа их так чтоб они были видны поверх стены; проносят они статуи и изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, одни из несущих разговаривают, другие молчат. Узники обо всём этом не знают, видя только тени. Для них тени, образы и звуки, истина. Если бы они смогли бы освободиться от оков и оглядеться вокруг, то поняли бы, что их прежняя истина это всего лишь иллюзия отображение, настоящих вещей с помощью огня, светящего в пещере. И даже если узник освободиться из пещеры и увидит предметы чьи тени он видел, ему будит мучительно больно ведь для этого нужна привычка. Он поймёт, что его суждения были ошибочными. А что будит если он захочет вернуться в пещеру? Его сотоварищи не поймут его посчитают сумасшедшим и будет это до тех пор, пока он не привыкнет к мраку и тени снова не заступят на место реальных очертаний. Более того, его закованное в вечные оковы окружение будет считать, что его свобода и пребывание вне пещеры сделали его нездоровым и что им самим не стоит стремиться к освобождению. Таким образом, Платон объясняет стремление к высшей идее индивидуумом и отношение общества к этому стремлению. |