Главная страница
Навигация по странице:

  • ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Направлены ли семейные традиции, обычаи и культура на форми- рование антикоррупционного поведения личности

  • Почему современная семья не участвует в формировании антикор- рупционной культуры в обществе

  • Антикор рус 5 тема. Антикоррупционная культура механизмы и институты развития План урока Роль семьи в воспитании антикоррупционной культуры личности Говорят, каково общество, такова семья


    Скачать 167.9 Kb.
    НазваниеАнтикоррупционная культура механизмы и институты развития План урока Роль семьи в воспитании антикоррупционной культуры личности Говорят, каково общество, такова семья
    Дата21.12.2022
    Размер167.9 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАнтикор рус 5 тема.pdf
    ТипПлан урока
    #857804

    Антикоррупционная культура: механизмы и институты развития
    План урока:
    1. Роль семьи в воспитании антикоррупционной культуры личности
    Говорят, «каково общество, такова семья». Все коллизии, которые происходят в обществе, так или иначе отражаются на семейных отношениях. Морально-нравственные сдвиги, ценностные установки, предпочтения общества составляют основу семейных отношений, формируют траектории семейного воспитания. Поэтому тезис о том, что семья является важным индикатором общественного развития остается в силе и соответствует действительности. С другой стороны, семья как ячейка общества тоже оказывает определенное воздействие на развитие общества, влияет на морально-нравственный климат в обществе. Семья транслирует ценности, традиции, культуру, образ жизни и мировоззренческие установки. И это диалектическая взаимосвязь в конечном итоге составляет основу нашего понимания семьи как социального института общества.
    Семья как социальный институт выполняет множество функций: воспроизводство населения, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, в том числе функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. Укоренение или отрицание того или иного социального опыта в рамках семьи затрагивают ценностные ориентации людей. В результате этого какие-то ценности уходят, а какие-то приходят, занимают свои места в духовном пространстве личности и становятся социально значимыми для ее жизни.
    Семья как социальный институт общества является транслятором ценностей, который позволяет конкретному индивиду включиться в жизнь общества. Если взглянуть с этой высоты на современную казахстанскую семью, можно обнаружить как позитивные, так и негативные факты и тенденции в семейных отношениях.
    И на фоне такой действительности мы хотим рассмотреть вопрос о том, какова роль семьи в воспитании антикоррупционного поведения личности и как формировать у нее нетерпимое отношение к коррупции и ее проявлениям. Сможет ли современная семья выработать противоядие от коррупции в обществе? Направлены ли семейные традиции, обычаи и культура на формирование антикоррупционного поведения личности? Как вообще семья оценивает и воспринимает коррупцию, которая проникла вглубь и вширь, в человеческие отношения в целом? Осуждает ли семья коррупцию как нарушение морально- этических норм, как чуждое культуре нации, как богохульство, как измену и предательство
    Родины? Все эти вопросы требуют серьезного анализа роли семьи в современном обществе.
    Сегодня очевидно одно, что семья для решения этой сложной и важной для общества проблемы не мотивирована, она не может стать активно действующим субъектом формирования антикоррупционного поведения личности. Прежде всего, в силу различных обстоятельств, как объективных, так и субъективных. Известно одно, когда снижается морально-нравственный уровень в обществе, семье трудно бороться с подобными явлениями. Ей не под силу регулировать этот вопрос на уровне сознания и духовного мира личности, воспитать устойчивый характер поведения противодействия коррупции и взяточничеству. Поскольку в обществе не создана тотальная, всеобщая атмосфера нетерпимости по отношению к коррупции, не совсем развита практика морального порицания, общественного осуждения всеми гражданами на уровне семьи. Хотя следует признать, что в последнее время делается очень многое в этом направлении. Общественность все больше узнает имена тех, кто совершил коррупционные преступления, кто злоупотребил своим служебным положением, кто нарушил свои обязательства перед государством и народом. Безусловно, каждый получает по заслугам, но в то же время очевидно одно, что путем применения одних законов эту проблему не решить. Нужны меры другого порядка.
    Также, видимо, следует подчеркнуть, что в воспитательном контексте слабо используются созидательные силы таких ценностей, как совесть, честность, порядочность,
    неподкупность, принципиальность. Потому что многие считают, что быть честным, порядочным не всегда выгодно, а иногда эти качества могут мешать жить и решать проблемы в личной жизни. Более того, никому не хочется быть «белой вороной», «чужим среди своих». Именно на этом фоне формируется гипертрофированное сознание и поведение, которые в конечном итоге перестают реагировать и чувствовать коррупцию как антисоциальное явление. И, самое главное, в обществе тускнеет вера в эти ценности, их сторонников становится все меньше и меньше. Зато в сознании многих укрепляется мысль о том, что феномен коррупции и взяточничества якобы имеет исторические и культурные корни в народных традициях и обычаях и т. д.
    Трудно согласиться с подобными утверждениями, поскольку ни одна национальная культура, обычаи и традиции не мотивируют человека к совершению коррупционных поступков. Дача и получение взятки как аморальное явление всегда осуждались и воспринимались как социальное зло, которое противоречит морально-этическим нормам и представлениям народа. Поэтому экстраполировать индивидуальные, психологические особенности отдельной личности на всеобщий уровень, мягко говоря, неверно и даже вредно.
    Следовательно, корни, причины коррупционного поведения личности надо искать не в национальном менталитете, а в духовно-нравственном мире индивида. Тогда все станет на свои места. И вы убедитесь, что это, без сомнения, закладывается в дет- стве, затем развивается в молодые годы и постепенно становится устой- чивым стереотипом индивидуального поведения личности. Поэтому, мы полагаем, что семья должна заниматься этим вопросом целенаправленно, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в поведении и сознании индивида на ранних стадиях жизни и т. д. Конечно, воспитание сегодня значительно усложняется с точки зрения не только его задач, но и методов, средств, ибо речь идет уже не просто о том, чтобы привить очередному поколению какой-то минимум
    «норм», а о том, чтобы сформировать у него устойчивый иммунитет к коррупции, создавая духовные предпосылки к решению стоящих перед обществом задач.
    Особую тревогу вызывает распространение ценностей гедонизма. Демонстрация красивой, безмятежной жизни, наслаждений и удоволь- ствий, праздности без активного участия в созидательном труде создает псевдоидеалы общества. СМИ, тиражируя и транслируя «гламурные» ценности, становятся источником формирования потребительской психо- логии. Об этом Президент Н. А. Назарбаев в своей статье «Социальная модернизация
    Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» прямо писал: «Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество развитых стран мира и является одной из главных причин глобального кризиса» [1].
    Если взять пример из национальной культуры, то в семье всегда существовала традиция воспитывать в детях уважение к труду, трудо- любие. Поэтому в семье честный, заслуженный труд должен быть доми- нирующим, как основа национального воспитания, как основа и стер- жень нравственности и поступка. Тогда мы сможем поставить заслон коррупции на семейном уровне. И этот заслон куда прочнее, эффектив- нее, чем законное регулирование данного вопроса.
    Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
    необходимо повысить нравственную ответственность семьи в вос- питании подрастающего поколения; нужно усилить нравственные регуляторы поведения личности в семье, соответствующие требованиям долга, чести, совести, справед- ливости; воспитание человека в духе нравственности, справедливости и со- вестливости должно быть востребовано со стороны общества и госу- дарства как основа антикоррупционной культуры личности.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
    1.

    Направлены ли семейные традиции, обычаи и культура на форми- рование антикоррупционного поведения личности?
    2.

    Какое место занимает семейное воспитание, традиции в формиро- вании антикоррупционной культуры?
    3.

    Почему современная семья не участвует в формировании антикор- рупционной культуры в обществе?
    4.

    Что необходимо сделать, чтобы семья участвовала в антикорруп- ционном воспитании личности?
    Примерная тематика рефератов
    1.
    Нравственные ценности как основа формирования антикоррупционной культуры.
    2.
    Роль семьи в воспитании антикоррупционного поведения личности.
    3.
    Социальная ответственность семьи в воспитании казахстанского патрио- тизма.
    Литература
    1. Назарбаев Н. А. Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. – 2012. – 10 июля.


    написать администратору сайта